Напоминание

"Музыка в жизни ребёнка дошкольника"


Автор: Скворцова Елена Васильевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: "Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида"
Населённый пункт: с. Большая Елховка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Музыка в жизни ребёнка дошкольника"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Музыка в жизни ребёнка дошкольника».

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия

на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний,

настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций.

Музыкальное

искусство

играет

огромную

роль

в

процессе

воспитания

духовности, культуры, чувств, развитие эмоциональной и познавательной

сторон

личности

человека.

Существует

несколько

видов

музыкальной

деятельности

это

музыкальное

движение,

игра

в

оркестре,

дирижирование, слушание, пение.

Пение

наиболее

доступный

вид

музыкальной

деятельности

детей

дошкольного возраста. Они любят петь. Поют охотно с удовольствием, что

способствует

развитию

у

них

активного

восприятия

музыки,

умения

искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания. Что – бы добиться

этого в процессе обучения детей, я ставлю перед собой такую цель:

Цель:

Развить

способности

ребенка

к

самовыражению,

самореализации,

расширить представления об окружающем мире, эмоциональное развитие

ребенка через песню.

Задачи:

Учить ребенка выразительному, искреннему исполнению песен.

петь

согласованно,

не

отставать

и

не

опережать,

одновременно

начинать пение и заканчивать, слушать других;

Исполнять песню различными способами (в сопровождении музыки и

без;

с

помощью

взрослого

и

самостоятельно;

коллективно

и

индивидуально);

Обучать

детей

четкой

дикции,

внятно

произносить

слова,

активно

артикулировать;

Развивать музыкальные способности (слух, память, ритм, мышление);

Правильно передавать направление мелодии (вверх, вниз), различать

звуки

по

высоте,

длительности,

динамические

оттенки,

темпы;

сохранять ритмический рисунок;

Расширять

певческий

диапазон,

брать

правильное

дыхание

(перед

началом пения, между фразами, удерживать до конца фразы);

Развивать

сенсорные

способности

(чувствовать,

ощущать,

сопереживать);

Учить импровизировать,

Пути реализации песенного творчества в работе с детьми.

Использование песни в повседневной жизни детей в детском саду и

дома.

Внедрение новых форм и методов в организацию занятий.

Организация индивидуальной работы с детьми вне занятий.

Пути реализации песенного творчества в работе с родителями.

Осуществление совместной работы с администрацией, воспитателями

и родителями.

Проведение бесед-консультаций с родителями на темы: "Песня в жизни

ребенка", "Как беречь голос ребенка».

Привлечение родителей к участию в праздниках в детском саду.

Формирование репертуара и основные требования к подбору песенного

материала.

Основные требования к детскому репертуару - это идейная

направленность, доступность для восприятия и исполнения.

Песня должна быть написана в удобной тесситуре с учетом голосовых

возможностей дошкольника. Например, певческий диапазон детей 6-7 лет

расположен в пределах "ре" первой октавы - "до" второй октавы". Если

ноты "до" первой и "ре" второй октавы звучат редко, значит, песня написана в

удобной для детского исполнения тесситуре.

А если мелодия первых тактов располагается на предельно высоких

звуках детского диапазона, например, таких:

(1)

то можно говорить о неудобной для пения тесситуре. Обычно в песнях для

детей преобладает несложный ритм, чаще всего состоящий из восьмых и

четвертных долей; сила звучания (динамика) должна быть умеренная

(меццо-форте), значительно реже громкая (форте).

Определить также навыки, которым надо обучать ребят, продумать

необходимые упражнения по звукообразованию, дыханию, дикции.

Например, работая над звукообразованием при разучивании песни "До

свиданья, детский сад" Ю.Слонова, я стремилась научить детей напевному,

протяжному звучанию. А в песне "На мосточке" А. Филиппенко добивалась

легкого, стаккатированного звучания.

Без сомнения, индивидуальные особенности каждой песни придают

этим упражнениям своеобразный характер.

В репертуар движений под музыку (игры, хороводы, физические

упражнения) подбираю песенные образцы с ярко выраженным игровым

началом, песни, в которых пение сопровождается разыгрыванием сюжета

песни и пением солистов. Например, «Игра с мишкой» муз., слова Л.

Олифировой. В этой игре поют не только все дети, но и солисты (мишки),

сопровождая пение характерными движениями по ходу сюжета игры. А

упражнение "…Ты здесь хлопал, ты здесь топал! Догоню сейчас вас я…

вносит помимо своей основной функции элемент соревнования (кто лучше) и

радостный, приятный настрой.

Что – бы расширить сферу ритмических представлений, полученные

новые знания закреплялись ритмическими хлопками, ритмическими

движениями (притопы), шумовыми звуками ( бубны, погремушки,

деревянные ложки, ритмическими палочками, что было продемонстрировано

на сегодняшнем занятии

Методические приемы и содержание работы на вокально-хоровых

занятиях.

Для повышения интереса у детей к пению, для развития и закрепления

у них певческих навыков (чистота интонирования, звукообразование,

ансамблевое пение, дикция, дыхание) старалась использовать в работе самые

разнообразные приемы.

Начинаю со свободного входа детей.

Затем друг друга приветствуем "по трезвучию" ( пропеваем: « Здравствуйте,

ребята», «Добрый день».

Дети располагаются возле инструмента. Нельзя начинать петь не

подогрев голосовые связки и поэтому, начинаем занятие с распевки.

Затем все садятся на места, начинается работа над вокальными навыками.

Стараюсь как можно больше использовать методических приемов в быстром

темпе, это активизирует детей. При этом их нисколько не утомляет, а

наоборот, приносит разнообразие и живой отклик.

Как форму углубленной работы над певческими данными детей

провожу занятия по подгруппам. В первую группу, как правило, входят дети

плохо интонирующие, во вторую - лучше звучащие. С целью лучшего

усвоения музыкального материала в первой подгруппе я даю материал

попроще, типа песенок-упражнений, развивающих не только звуковысотный,

но и мелодический слух. "Сорока-воровка" русская народная припевка,

"Андрей-воробей" фольклорная прибаутка Н.А.Ветлугиной). Время для

занятий с этими детьми было увеличено. Помимо того, что я уделяла им

больше внимания на музыкальных занятиях в индивидуальной работе, я

стала с ними заниматься после занятия. Я добилась в этой группе

определенных результатов. У детей закрепились ранее сформированные

представления о регистрах (высоком и низком), знания о высоких и низких

звуках. Учитывая особенности ребенка к подражанию, я с успехом применяла

прием "пение в транспорте", т.е. траспонировала, поднимала мелодию верх

или в низ на секунду, терцию. Дети начинали подражать и петь более

высоким голосом (как "кошечка и котенок" как "зайчик и зайчиха", "как

волчонок и волк"). Большую пользу детям принесло игровое упражнение

"Музыкальное эхо" (поочередное пение взрослого и ребенка, солиста и

группы, нескольких групп). Привнесение игровых моментов в пение

улучшает не только качество пения, но и создает у детей соответствующее

настроение, желание петь, и, что важно для развития слуха, раскрепощает

детей, снимает напряжение, стеснительность, "зажимы".

Правильное исполнении песни не может быть неправильном дыхании

отрывисто, коротком.. Поэтому, учитывая индивидуальные возможности и

певческие навыки у детей, на каждом занятии. Объясняла, что вдох должен

быть быстрым и глубоким, а выдох - медленным. Учила брать дыхание перед

началом пения и между фразами, а не посередине слова. Предлогаю детям

упражнение "Поймай ветерок" и "Кто дальше сдует пушинку". Такие игровые

упражнения детям нравится, они в простой форме закрепляют навыки

правильного дыхания. В дальнейшем я подбирала упражнения с более

удлиненными фразами.

Дети с большим удовольствием работают на занятиях с фланелеграфом.

В игровой форме они закрепляют высоту и длительность нот, а также учатся

выкладывать ритмический рисунок простых песен и попевок ("Петушок",

"Василек").

Индивидуальный подход к ребенку, учет особенностей его психики

постоянно присутствуют в моей работе. К примеру, в развитии вокальных

навыков, выразительности исполнения очень важным является умение

слушать песню. Для этого прежде всего надо собрать внимание детей и

вызвать у них интерес к песне (беседой, сообщением о новом песенном

материале, о названии, содержании, настроении, композиторе, чтением текста

песни, объяснением непонятных слов и выражений). Затем создать

определенный настрой, подготовить детей к целенаправленному слушанию

("послушайте и скажите…"). Затем выразительное исполнение песни

музыкальным работником, вопросы к детям (по содержанию песни, по

характеру…) и ответы детей.

Чтобы вызвать интерес к новой песне, использую следующие

методические приемы: показ иллюстрации, картин, стихи, пословицы,

загадки, игрушки, наглядные пособия, атрибуты, фланелеграф, теневой театр.

Например, перед разучиванием хоровода "Огородная хороводная" (музыка

Е.Тиличеевой) использовала фланелеграф "Что растет на грядке?", а при

проведении музыкально-дидактической игры "Волшебные часы" исполняла

на фортепиано либо мелодию песни, либо вступление к ней, тогда как

вызванный ребенок указывал стрелкой на соответствующую иллюстрацию к

песне и называл ее. Дети же все вместе угадывали, какая это песня по

названию. Убедившись, что все в группе узнают песню по вступлению или

заключению, перехожу к работе над вокально-хоровыми навыками.

В период разучивания песни использую следующие методические приемы:

проигрываю трудные мелодические обороты, пропеваю их без музыкального

сопровождения, предлагаю прохлопать сложные в ритмическом отношении

места (пунктирный ритм), одновременно помогаю детям осваивать текст и

мелодию. На первых этапах разучивания песни я не пользуюсь

аккомпанементом, играю только мелодию или предлагаю ее запомнить с

голоса взрослого. А в дальнейшем чередую игру мелодии без фортепианного

сопровождения с сопровождением.

Стараюсь не разучивать текст хором, иначе дети будут плохо

интонировать, петь речитативом, скандировать. По этой же причине не

поручаю воспитателям разучивать текст песен в свободное от занятий время.

Для того, чтобы закрепить слова песни, предлагаю повторять их по одному,

цепочкой, отдельными предложениями и фразами. Полезен прием тихого

пения. Это активизирует внимание детей.

Работая над чистотой интонации, использую такие методические

приемы: пение в полголоса, пение подгруппами, по одному, пение закрытым

ртом (мм...), слогами (ду-ду, ла-ла), вокализируя мелодию (а-а-а...), по

строчкам, по фразам, по рядам, "мальчики - девочки", по сигналу, первый

куплет поем вслух, второй - про себя, пение, стоя, сидя, с движениями

(прихлопы, притопы), пение на игру воображения ("кошечка болеет",

"собачка лает", «Купим мы бабушке»"). Такие задания нравятся детям. Они

становятся более внимательными и более точными в интонировании

мелодии. Они лучше себя слышат.

Часто прибегаю к приему, закрепляющему навыки чистого

интонирования: предлагаю спеть мотив дуэтом, причем один ребенок должен

быть хорошо поющим. Даются разные здания, в которых слабо слышащий

ребенок должен подтянуть свой голос до хорошо поющего ("помоги другу").

Одна из сложных задач в пении - это уметь петь без сопровождения (а

капелла). Как правило, я разучиваю с детьми песни с музыкальным

сопровождением и одновременно пением взрослых.

Стараюсь во время разучивания песни предлагать детям вначале петь в

сопровождении фортепиано, подыгрывая только мелодию. Далее с полным

сопровождением, затем без инструмента под пение музыкального

руководителя и, наконец, спеть самостоятельно, а капелла. Детям предлагаю

маленькие песенки-попевки, русские народные песни.

Использовала следующий прием: в сопровождении металлофона,

короткое, отрывистое и поверхностное звучание которого приближает детей к

условиям, близким к пению без сопровождения.

Полезны и такие приемы: пение стоя, находясь на значительном

расстоянии от фортепиано, всей группой, небольшими подгруппами и

индивидуально ("сценическая площадка"). При таком пении дети стали

лучше слышать.

Иногда при пении песни применяю дирижерские жесты: сильный взмах

- громкое звучание, слабый - тихое; показываю рукой начало и конец фразы,

начало и конец пения; жестом обозначаю задержку звука, паузы, изменение

темпов, высоты мелодии, ритмический рисунок песни. При разучивании

песни дирижирую сама одной рукой, другой играю. При помощи таких

приемов добиваюсь слаженного пения, общего темпа, динамических

оттенков.

Я, как педагог, ставлю перед собой задачу : научить детей в первую

очередь выразительному и эмоциональному пению. Эту задачу я выполняю

обязательно с учетом всех важнейших поэтапных особенностей восприятия

песен детьми (сначала выслушать высоко художественное исполнение песни,

эмоционально откликнуться на нее, потом через интерес и появление

желания выучить ее, а затем самостоятельно исполнять во всех видах своей

деятельности).

Нечисто поющим детям уделяю особое внимание. Считается, что

размещать их на музыкальном занятии лучше так, чтобы они сидели ближе к

музыкальному руководителю. Но в практике я заметила, что не все слабо

слышащие дети чувствуют себя удобно при таком размещении. В

начале я тоже

рассаживала детей на пении таким же образом: на первые ряды - плохо поющих, на

последние ряды - хорошо поющих.

- музыкальный руководитель

- хорошо слышащие дети

- средне, слабо поющие

- плохо поющие дети

Я обратила внимание, что при такой посадке детей должный эффект возникает тогда, когда

в группе больше в процентном отношении детей хорошо поющих.

Поэтому, чтобы слабо поющие дети быстрее научились чище воспроизводить мелодию, я

стала хорошо поющих детей садить рядом со слабо поющими.

Тогда дети слышат чистое пение не только сзади, но и рядом с собой.

Но я не остановилась на таком варианте размещения. Считаю, что удобнее размещать

детей не в принятом 3-рядном расположении стульев (т.к. дети, сидящие в третьем ряду,

сильно

отдалены

от

музыкального

руководителя),

а

в

2-рядном

и

не

прямолинейно

располагать, а полукругом. Звук концентрируется центре полукруга и дети лучше слышат

друг друга.

Ну,

а

для

более

эффективных

результатов

стараюсь

детей

размещать

различными

способами,

чередуя

выше

описанные

и

добавляя

новые

("шахматный порядок", "хоровая лесенка"

).

Конечно качество пения зависит от наличия музыкального слуха.

Пение

-

сложный

процесс звукообразования, в котором очень важна

координация слуха и голоса.

Трудности

В моей работе встречаются определенные трудности. Это не всегда

правильное отношение родителей к детскому песенному репертуару. Часто

дети поют "взрослые" песни, зачастую не отвечающие эстетическим и

воспитательным целям, разговаривают и поют громко, кричат на улице и т.д.

Все это может привести к заболеваниям голосового аппарата или

потере голоса. С целью просвещения и разъяснения для родителей давались

консультации, проводились беседы как индивидуальные, так и на

родительских собраниях.

Не редко, как один из приемов, музыкальный руководитель использует

пение под фонограмму. Но это не всегда оправдано. Многие дети

затрудняются петь под фонограмму, отстают от музыки, забегают вперед и

т.д. Я задалась вопросом "Почему?" и пришла к выводу, что разучивая

мелодию под фортепиано, дети привыкают к определенному "живому"

звучанию музыки, которую можно "замедлить, ускорить, сделать тихой,

громкой. В ней можно изменить аранжировку, вычленить отдельный мотив,

фразу, мелодию, аккомпанемент и т.д. Фонограмма этих возможностей не

имеет. Использовать фонограмму как прием можно, но желательно не

злоупотреблять частым ее применением. Можно фонограмму использовать

изредка как новизну информации, для одноразового исполнения, как

концертное выступление. Конечно, лучше "живого" естественного

музыкального сопровождения ничего нет.

Окружающая нас действительность не дает реального приобщения

детей к хорошей песне. С экранов телевизоров, приемников, магнитовфонов

звучат такие песни, которые приносят огромный вред ребенку. А музыка, в

частности "тяжелый рок", будоражит и расшатывает психику ребенка,

провоцирует неврозы, истерические состояния и другие психические

заболевания.

Результаты работы.

Имеется также положительный опыт привлечения родителей к нашей

работе. Родители охотно участвуют в утренниках. В одном из выступлений на

семинаре я рассказывала о привлечении на утреннике не только родителей, на

фольклорный праздник «Бабушка – забавушка» мы приглашали бабушку

Насти. С какой радостью, эмоциональным подъемом прошел праздник,

В применении того или иного приема обучения детей пению я исходила

из намеченной для себя цели: расширить кругозор детей, их музыкальные

представления, прочно закрепить полученные знания в различных сферах

творческой деятельности.

С целью расширения рамок исполнительской деятельности

индивидуальную работу провожу не только с детьми отстающими в пении, но

и с теми, которые очень хорошо поют и владеют всеми певческими навыками,

поскольку у них есть потребность в пении, в концертных выступлениях вне

сада. Так например, с Лерой пели сначала на занятиях и на утренниках соло,

в ансамблях. А теперь она солистка ансамбля «Каруселька».

Пение постоянно сопровождает каждого ребенка по жизни, а заполняя

его досуг, оно помогает организовать творческие и сюжетные игры, трудовую

деятельность и отдых.

С большим желанием дети старшей и подготовительной групп ходят с

концертами к детям младших групп. На развлечениях, на основе

праздничного материала, выступают по желанию дети даже малоактивные, не

обладающие особыми вокальными данными.

Итак, систематичность в подходах к работе, варьирование разнообразных

методических приемов, планомерное выполнение поставленных задач,

последовательное (поэтапное) изучение новых песен, многократное

использование знакомого материала, постепенное усложнение репертуара,

дифференцированный подход к детям, помощь воспитателей - все это

позволило достичь положительных результатов в обучении и развитии

вокальным навыкам детей старшего дошкольного возраста.

Литература

1.

Альбрехт

Ю.Б.

рациональном

преподавании

пения

и

музыки

в

школах". Педагогический сборник. СПБ 1970 г. кн. Х.

2.

Асафьев Б.В. "О народной музыке". Л. 1987 г.

3.

Де Арисменди "Дошкольное музыкальное воспитание"

4.

Бехтерев В.М. "О значении музыки в эстетическом воспитании ребенка

с первых дней его детства". М. 19/6.

5.

Ветлугина Н.А. "Музыкальное развитие ребенка" М. 1967 г.

6.

Ветлугина Н.А. "Музыкальное воспитание в детском саду". М. 1981 г.

7.

Ватнова А.Д. "Развитие частоты интонации в пении дошкольников". М.

1960 г.

8.

Кабалевский Д.Б. "Воспитание ума и сердца". М. 1954 г.

9.

Кэмпбелл Д.Дж. "Эффект Моцарта", Минск. 1999 г.

10.Метлов Н.А. "песни для сада". М. 1958 г.

11.Михайлова М.А. "Поем, играем, танцуем в доме и в саду". М. 1997 г.

12.Орлова Т.М. "Учите детей петь". М. 1988 г.



В раздел образования