Автор: Мерзликина Вера Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СМБУСОССЗН "Краснояружский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних"
Населённый пункт: Белгородская область, Краснояружский район, пос. Красная Яруга.
Наименование материала: статья
Тема: Оригами и развитие ребенка
Раздел: среднее образование
Мерзликина Вера Сергеевна
СМБУСОССЗН «Краснояружский
социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Белгородская область, пос. Красная Яруга.
Оригами и развитие ребенка.
Оригами — японское искусство складывания фигурок из бумаги. Оно привлекло
внимание многих жителей России, в том числе и педагогов, так как является не только
увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих
педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и
координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное
развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Этот вид искусства благоприятно
воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины,
приемы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохраненные в
памяти знания и умения. Таким образом, занятия оригами:
дисциплинируют;
воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к
предметам и материалу (бумаге);
способствуют формированию добрых чувств, к близким и дают возможность
выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками;
влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки;
позволяют детям проявить свои творческие способности.
В занятии с ребенком оригами очень важен индивидуальный подход. Подбор фигурок
ориентирован на жизненный опыт детей, их знания о явлениях и предметах окружающего
мира и соответствует календарным праздникам и событиям. Между занятиями по оригами
не должно быть большого перерыва, но также не следует, и перенасыщать досуг
складыванием — достаточно заниматься один раз в неделю. До занятия необходимо
приготовить бумажные квадраты нужного размера и цвета, убедиться в том, что место
работы удобно для ребенка и хорошо освещено. Демонстрировать складывание фигурки
можно только при условии внимательного отношения со стороны ребенка и отсутствия
отвлекающих факторов — в состоянии эмоционального комфорта. При малейшем
проявлении потери интереса к процессу складывания занятие следует прервать и
выполнить простейшие физические упражнения. Начиная с первого занятия, действия
ребенка следует контролировать и при обнаружении неправильного, неаккуратного
складывания обратить его внимание на это, попросить исправить ошибку или
допущенную неточность. Во время занятий этим искусством с детьми, можно учить их
складывать фигуры по чертежам, но при этом обязательно надо учитывать готовность
каждого ребенка к такой деятельности и начинать с освоения простейших обозначений.
Прежде чем приступить к занятиям оригами с детьми, необходимо освоить основы
техники складывания бумаги: термины и знаки, принятые в оригами приемы работы с
бумагой, способы получения базовых форм; овладеть складыванием классических
моделей. Складыванию каждой фигурки нужно посвятить отдельное занятие, начинать
которое желательно с определения мотива и цели занятия в форме загадки, стихотворения,
вопроса, беседы. Вторая часть занятия представляет собой складывание фигурки, а третья
заключается в обыгрывании, оценке результата, применении для оформления помещения
детского центра.