Напоминание

"Труд: право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних".


Автор: Морозова Ольга Алексеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1394
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Труд: право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних".
Раздел: полное образование





Назад





Конспект открытого урока по теме

«Труд: право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних».

Тип урока:

Цели урока:
 познакомить учащихся с понятиями труд, профсоюз;  сформировать у учащихся представление о трудовых правах несовершеннолетних и роли профсоюза в отстаивании прав работников;  развивать умение учащихся по работе с документами; развивать способность аргументировано отстаивать свою точку зрения;  формировать гражданско-правовую культуру учащихся.
Задачи урока:
 подготовка учащихся к активной самостоятельной трудовой деятельности;  способствовать развитию профессиональных общеобразовательных компетенций.
Оборудование:
компьютер и проектор, слайд-презентация по теме урока, раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы с документами.
Ключевые понятия:
 Рынок труда  Профессиональные союзы – профсоюзы  Социальное партнёрство  Защита трудовых прав работников  Гарантия работникам  Коллективный договор  Охрана труда  Независимость профсоюзов  Профсоюзное движение

Ход урока.

Слайд 1. Учитель:
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! У нас сегодня необычный урок. Я хочу начать урок с ситуации, которая часто встречается и участниками которой вы наверняка были. Это Никита. Ему недавно исполнилось 14 лет. Поздравить с днем рождения решили все родственники и друзья. Дело-то не шуточное, все-таки общегражданский паспорт получает. Родители спонсировали его поход в кафе. Пом ребята долго бродили по улице, разговаривая на разные темы. Друзья и говорят: «Пора становиться нам более самостоятельными, в том числе и финансово. Как-то неловко у родителей деньги просить. Хорошо бы найти работу. Только кому мы нужны? Знакомая ситуация? (Выслушать ответы учащихся)
Актуализация опорных знаний.

Учитель:
Как вы думаете, зачем человеку необходимо трудиться? Труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище).
Слайд 2. Синквейн со словами: молодежь, труд, работа. (Слайд )



Молодежь
активная целеустремленная учиться работать действует
Молодежь – опора и надежда современного государства.

Труд
свободный упорный просвещает облагораживает удовлетворяет
Труд создал из обезьяны человека.

Работа
Интересная высокооплачиваемая Заставляет изменяет зарабатывать
Работа – основа благополучной жизни

Слайд 3
. Учитель подводит итог обсуждения: ЧТО ДЛЯ ВАС ТРУД?
Вывод:

Труд: средство, способ; потребность, право, обязанность.

Слайд

4.

Учитель:
Тема нашего урока «Труд: обязанность право». Я специально оставляю пробел между важными словами. А что надо поставить между словами мы должны с вами решить к концу нашего занятия.  Кто-нибудь из вас работал?
 Кто собирается работать?  Актуально ли тема трудовых прав несовершеннолетних для вас?  Почему? (ответы учащихся)
Слайд 5. Учитель:
Но трудом принято называть не всякое дело. Труд - это такая деятельность человека, которая требует знаний и умений. Труд различается по содержанию и по сложности. Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается простым, но тяжелым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому его труд называется сложным. Труд позволяет человеку реализовывать себя, найти свое место в жизни. Труд вырабатывает такие качества ка к , дисциплинированность, умение сотрудничать с другими людьми. Да, труд в жизни человека всегда занимал особое место.
Слайд 6.
В жизни каждого человека выбор рода занятий, места работы, характера труда – серьезный и ответственный шаг. От того, какую работу ты выберешь, будет зависеть рост благосостояния твой и твоей семьи, возможности реализации твоих интересов, перспективы творческого роста, новые дружеские и деловые контакты. Почему же сегодня мы заговорили о трудовой деятельности? Да потому, что сегодня значительно снизился возраст молодых людей, вступающих в социально-экономические и трудовые отношения.
Слайд 7.
Я предлагаю вам стать участниками пресс-конференции, которая будет посвящена трудовому законодательству, главный вопрос будет касаться труда несовершеннолетних. Для полноценной работы к нам на пресс-конференцию я пригласила социолога, юрист - консультанта и профсоюзного лидера.
Повестка дня:
 Выступление профсоюзного лидера, освещение проблемы;  Выступление социолога по теме: «Результаты опроса учащихся школы»  Выступление юриста.  Разное.
Выступление профсоюзного лидера.

Слайд 8
. Здравствуйте, уважаемые гости нашей конференции. Меня зовут Черничкин Сергей. Я – лидер профсоюза — добровольного общественного объединения людей, связанных общими интересами по роду их деятельности. Объединения создаются с целью представительства и защиты прав работников в трудовых отношениях. Сегодня мы затронем проблему занятости молодежи, т.е. молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет, которые законодательно определены как категория - молодежь.
Переход к рыночным отношениям в сфере труда и занятости особенно болезненно сказался именно на этой группе, неподготовленной к такой ситуации. Составляя 48% общей численности экономически активного населения, молодые люди имеют наименьшую конкурентоспособность за рабочее место на рынке труда. Сегодня каждый третий безработный именно человек в молодом возрасте. На сегодняшний день остро стоит вопрос молодежной безработицы. Но не все так безнадежно. А что на сегодняшний день? Как подросткам, молодежи легально заработать деньги на «карманные расходы»? Нынешняя ситуация с подростковой занятостью вызывает тревогу. Легальный рынок неквалифицированного детского труда крайне узок. "Макдональдс" и "Русское бистро", естественно, не могут предоставить возможности заработка всем желающим. Очень важно, чтобы молодые люди, придя на работу в организацию любой фирмы, знали и могли реализовывать свои права. В этом должны способствовать знания своих прав, а профсоюз всегда готов быть рядом и прийти на помощь.
Учитель:
Чтобы посмотреть, что волнует подростков, и с какими проблемами они сталкиваются, мы обратились к социологу.
Выступление социолога.

Слайд 9.
Здравствуйте, меня зовут Салкова Наталья. Я социолог. Среди учащихся 8-11 класса школы 1394 было проведено социологическое исследование. По результатам опроса среди 100 подростков в возрасте от 14 до 18 лет,  почти 60% детей частично знакомы со своими правами в области трудоустройства,  20% что-то слышали о правах;  10% не сталкивались с этим;  10% не задумывались над этим вопросом.
Слайд 10
. Итак, второй этап нашего исследования - анкетирование учеников старших классов. Для выяснения отношения учащихся к проблемам трудоустройства среди учащихся 8-11 классов был проведено анкетирования по следующим вопросам: Считаешь ли ты, что для подростков получить работу в наше время - проблема? 1. Хотел бы ты работать летом или в свободное от учебы время? 2. Работал ли ты ранее? 3. Хотел бы ты получить рекомендации для того, чтобы начать с амо стоятельную т рудовую деятельно сть ( ю р и д и ч е с к и е , психологические советы)? 4. Знаком ли ты с правовыми нормами, регулирующими труд несовершеннолетних?
5. Хотел бы ты получить информацию о наличии рабочих мест в городе? 6. Какую работу ты хотел бы получить (требования, время и график работы, род занятий)? Наше исследование показало следующие результаты: Обращает на себя внимание огромное желание подростков работать. И при этом, наблюдается не информированность ребят по этому вопросу. Они хотят получить советы юриста и психолога, а главное информацию о наличии рабочих мест.
Слайд 10.
Следующий Опрос должен был показать, откуда молодежь получает информацию о вакансиях на рынке труда несовершеннолетних. В результате анкетирования было выявлено, что несовершеннолетних граждан получают информацию из СМИ, обращаются за помощью в трудоустройстве в Центр занятости населения, и получают информацию из других источников, например друзья и знакомые. Отдельного анализа требует вопрос о том, какую работу хотел бы получить подросток и основные требования к ней. Многие хотят работать в летний период, с 9 до 16 часов, на не вредной для здоровья работе, с приличной заработной платой. Некоторые, хотят трудоустроиться по конкретной специальности: продавец, секретарь, консультант, подсобный рабочий.
Учитель.
Московская городская организация профсоюзов работников народного образования и науки РФ регулярно осуществляет проверки соблюдения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Как вы думаете, с какими проблемами можно столкнуться, устраиваясь на работу? (черные зарплаты, испытательный срок, не вовремя выплата заработной платы т.д.)
Слайд

12.
В процессе труда между гражданами возникают общественные отношения, которые регулируются нормами трудового права.
Трудовое право
– это совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере трудовой деятельности. Они устанавливают правила приема на работу и увольнения, продолжительность труда и отдыха, санкции за нарушения трудовой дисциплины, поощрения за хороший труд.
Слайд 13-14.
Что говорит Конституция? (Читают дети. )
Труд – это…..ПРАВО
Каждый гражданин может самостоятельно трудоустроится или обратиться в службу занятости населения. Граждане имеют трудовую дееспособность – это способность осуществлять своими действиями трудовое право и обязанности. Трудовая правоспособность – это способность иметь права и обязанности.
Давайте рассмотрим несколько ситуаций и обратимся к юристу за консультацией.
Ситуация 1. Сайд 16.
-Здравствуйте, присаживайтесь, пожалуйста. -Я по объявлению. У вас написано, вам нужны работники. -Да. Какое у вас образование? -Я ещё учусь в 9 классе, мне 15 лет. -Так…Значит делать вы ничего не умеете…Я могу предложить вам работу грузчика. Оплата – 10 тысяч рублей. Днем вы можете учиться, а ночью работать. Сутки через трое. -Ночная? -20 тысяч. -Я согласен.
Юрист.
Статья 268 ТК РФ запрещает работу несовершеннолетних в ночное время, кроме того, для заключения трудового договора в 15 лет необходимо согласие родителей или органов опеки.
Ситуация 2. Слайд 17.
Мне 17 лет. На работу меня направили органы службы занятости в счет квоты, но работодатель сказал, что на это место взяли специалиста, но потом предложили мне другую работу и попросили написать заявление. Был составлен трудовой договор, кроме паспорта у меня ничего не попросили. Трудовой договор я подписал не читая. А через месяц был уволен как не справившийся с работой.
Юрист.

Во-первых,
для приема несовершеннолетних граждан устанавливается квота, т.е. минимальное количество рабочих мест для социально незащищенных граждан. Работодатель не имел право принимать на это место взрослого человека.
Во-вторых
, при приеме на работу несовершеннолетних необходимо потребовать паспорт и медицинское заключение. Статья 266 ТК РФ гласит: прежде чем начать работать в организации, несовершеннолетний обязан пройти медицинский осмотр. В дальнейшем работник должен проходить медосмотр ежегодно, пока не достигнет 18 лет.
Слайд

18.

В-третьих,
уволить несовершеннолетнего можно только с согласия государственной инспекции труда, комиссии по делам несовершеннолетних и профсоюзной организации. Конечно, сам работник проявил невнимательность, не прочитав трудовой договор, подписал его.
Возраст

Условия
С 16 лет Обязательно С 15 лет В случае получения основного общего образования или оставления образовательного учреждения.
С 14 лет С разрешение родителей (опекунов) на легкий труд в свободное от учебы время. До 14 лет 1. Кинематограф 2. Цирк. 3. Театр. 4. Концертные организации.
Слайд 19. Ситуация 3.
-Здравствуйте. -Здравствуйте, присаживайтесь, пожалуйста. -Мне нужен очередной отпуск. -Извините, вы отработали у нас только 5 месяцев с тех пор, как пришли к нам после школы. Вам, как несовершеннолетним положен конечно отпуск в 31 день, но отработать надо 11 месяцев. -То есть как?
Юрист.
Статья 267 гласит Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет предо ст авля ет ся продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время.
Слайд 20. Учитель:
Во всех рассмотренных нами ситуациях вам необходимо знание ваших прав, чтобы их отстоять.
Слайд 21.
Как вы относитесь к труду: как к свободному праву или к унизительной обязанности? Если есть права, есть и обязанности. Какие, как вы думаете, обязанности? (Хорошо работать, не опаздывать, бережно относится к чужой собственности и т.д.) Действительно, работник обязан соблюдать трудовую дисциплину, выполнять установленные нормы труда, работать честно и добросовестно.
Слайд 23

Какие рекомендации могут дать наши гости?
 Познакомить учащихся с Законом города Москвы о молодежи;  Проводить занятия по правовому обучению, ели нет предмета Право;  Оформить стенд «Трудоустройство несовершеннолетних.
Учитель.
У нас присутствуют журналисты. Прошу задавайте вопросы.
Учитель.
Одним из условий успешности человека в современном обществе является качественное образование. И главный труд несовершеннолетних граждан – учеба. Я думаю знания которые вы получили помогут вам в жизни не оказаться в подобных ситуациях. Каждый человек должен уметь защитить свои нарушенные права, а для этого их надо знать. Ребята, а теперь давайте подведем итог.
 Вам понравился наш урок?  Что запомнилось больше всего?  Какие из трудовых прав тебе особенно пригодятся?  Как вы поняли рол профсоюзной организации?  Существуют ли права без обязанностей?


В раздел образования