"Труд: право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних".
Автор: Морозова Ольга Алексеевна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: ГБОУ Школа №1394 Населённый пункт: г.Москва Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Труд: право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних". Раздел: полное образование
«Труд: право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних».
Тип урока:
Цели урока:
познакомить учащихся с понятиями труд, профсоюз;
сформировать у учащихся представление о трудовых правах
несовершеннолетних и роли профсоюза в отстаивании прав
работников;
развивать умение учащихся по работе с документами; развивать
способность аргументировано отстаивать свою точку зрения;
формировать гражданско-правовую культуру учащихся.
Задачи урока:
подготовка учащихся к активной самостоятельной трудовой
деятельности;
способствовать развитию профессиональных общеобразовательных
компетенций.
Оборудование: компьютер и проектор, слайд-презентация по теме урока,
раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы с
документами.
Ключевые понятия:
Рынок труда
Профессиональные союзы – профсоюзы
Социальное партнёрство
Защита трудовых прав работников
Гарантия работникам
Коллективный договор
Охрана труда
Независимость профсоюзов
Профсоюзное движение
Ход урока.
Слайд 1. Учитель: Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, уважаемые
гости! У нас сегодня необычный урок. Я хочу начать урок с ситуации,
которая часто встречается и участниками которой вы наверняка были. Это
Никита. Ему недавно исполнилось 14 лет. Поздравить с днем рождения
решили
все
родственники
и
друзья.
Дело-то
не
шуточное,
все-таки
общегражданский
паспорт
получает.
Родители
спонсировали
его
поход
в
кафе. Пом ребята долго бродили по улице, разговаривая на разные темы.
Друзья и говорят: «Пора становиться нам более самостоятельными, в том
числе и финансово. Как-то неловко у родителей деньги просить. Хорошо бы
найти работу. Только кому мы нужны?
Знакомая ситуация?
(Выслушать ответы учащихся)
Актуализация опорных знаний.
Учитель: Как вы думаете, зачем человеку необходимо трудиться?
Труд
дает
человеку
все
необходимое
для
жизни:
пищу,
одежду,
предметы быта, жилище).
Слайд 2. Синквейн со словами: молодежь, труд, работа. (Слайд )
Молодежь
активная
целеустремленная
учиться
работать
действует
Молодежь – опора и надежда современного государства.
Труд
свободный
упорный
просвещает
облагораживает
удовлетворяет
Труд создал из обезьяны человека.
Работа
Интересная высокооплачиваемая
Заставляет изменяет зарабатывать
Работа – основа благополучной жизни
Слайд 3 . Учитель подводит итог обсуждения: ЧТО ДЛЯ ВАС ТРУД?
Вывод:
Учитель:
Тема
нашего
урока
«Труд:
обязанность
право».
Я
специально оставляю пробел между важными словами. А что надо поставить
между словами мы должны с вами решить к концу нашего занятия.
Кто-нибудь из вас работал?
Кто собирается работать?
Актуально ли тема трудовых прав несовершеннолетних для вас?
Почему?
(ответы учащихся)
Слайд 5. Учитель: Но трудом принято называть не всякое дело. Труд -
это такая деятельность человека, которая требует знаний и умений. Труд
различается по содержанию и по сложности. Далеко не каждый человек
может
работать
врачом,
программистом,
почтальоном.
Труд
грузчика,
к
примеру, считается простым, но тяжелым. А вот инженер имеет дело с
техникой,
приборами,
что
требует
обширных
знаний,
поэтому
его
труд
называется сложным. Труд позволяет человеку реализовывать себя, найти
свое
место
в
жизни.
Труд
вырабатывает
такие
качества
ка к ,
дисциплинированность, умение сотрудничать с другими людьми.
Да, труд в жизни человека всегда занимал особое место.
Слайд 6. В жизни каждого человека выбор рода занятий, места работы,
характера труда – серьезный и ответственный шаг. От того, какую работу ты
выберешь,
будет
зависеть
рост
благосостояния
твой
и
твоей
семьи,
возможности реализации твоих интересов, перспективы творческого роста,
новые дружеские и деловые контакты. Почему же сегодня мы заговорили о
трудовой деятельности? Да потому, что сегодня значительно снизился возраст
молодых
людей,
вступающих
в
социально-экономические
и
трудовые
отношения.
Слайд 7. Я предлагаю вам стать участниками
пресс-конференции,
которая будет посвящена трудовому законодательству, главный вопрос будет
касаться труда несовершеннолетних.
Для полноценной работы к нам на пресс-конференцию я пригласила
социолога, юрист - консультанта и профсоюзного лидера.
Повестка дня:
Выступление профсоюзного лидера, освещение проблемы;
Выступление
социолога
по
теме:
«Результаты
опроса
учащихся
школы»
Выступление юриста.
Разное.
Выступление профсоюзного лидера.
Слайд 8 . Здравствуйте, уважаемые гости нашей конференции. Меня
зовут
Черничкин
Сергей.
Я
–
лидер
профсоюза
—
добровольного
общественного объединения людей, связанных общими интересами по роду
их
деятельности.
Объединения
создаются
с
целью
представительства
и
защиты прав работников в трудовых отношениях.
Сегодня
мы
затронем
проблему
занятости
молодежи,
т.е.
молодых
людей в возрасте от 15 до 29 лет, которые законодательно определены как
категория - молодежь.
Переход к рыночным отношениям в сфере труда и занятости особенно
болезненно
сказался
именно
на
этой
группе,
неподготовленной
к
такой
ситуации.
Составляя
48%
общей
численности
экономически
активного
населения, молодые люди имеют наименьшую конкурентоспособность за
рабочее место на рынке труда. Сегодня каждый третий безработный именно
человек в молодом возрасте.
На сегодняшний
день остро стоит вопрос
молодежной безработицы.
Но не все так безнадежно.
А
что
на
сегодняшний
день?
Как
подросткам,
молодежи
легально
заработать
деньги
на
«карманные
расходы»?
Нынешняя
ситуация
с
подростковой
занятостью
вызывает
тревогу.
Легальный
рынок
неквалифицированного детского труда крайне узок.
"Макдональдс"
и
"Русское бистро", естественно, не могут предоставить возможности
заработка всем желающим. Очень важно, чтобы молодые люди, придя на
работу в организацию любой фирмы, знали и могли реализовывать свои
права. В этом должны способствовать знания своих прав, а профсоюз всегда
готов быть рядом и прийти на помощь.
Учитель:
Чтобы
посмотреть,
что
волнует
подростков,
и
с
какими
проблемами они сталкиваются, мы обратились к социологу.
Выступление социолога.
Слайд 9. Здравствуйте, меня зовут Салкова Наталья. Я социолог. Среди
учащихся
8-11
класса
школы
1394
было
проведено
социологическое
исследование. По результатам опроса среди 100 подростков в возрасте от 14
до 18 лет,
почти 60% детей частично знакомы со своими правами в области
трудоустройства,
20% что-то слышали о правах;
10% не сталкивались с этим;
10% не задумывались над этим вопросом.
Слайд 10 . Итак, второй этап нашего исследования - анкетирование
учеников старших классов.
Для
выяснения
отношения
учащихся
к
проблемам
трудоустройства
среди учащихся 8-11 классов был проведено анкетирования по следующим
вопросам:
Считаешь ли ты, что для подростков получить работу в наше время -
проблема?
1.
Хотел бы ты работать летом или в свободное от учебы время?
2.
Работал ли ты ранее?
3.
Хотел
бы
ты
получить
рекомендации
для
того,
чтобы
начать
с амо стоятельную
т рудовую
деятельно сть
( ю р и д и ч е с к и е ,
психологические советы)?
4.
Знаком
ли
ты
с
правовыми
нормами,
регулирующими
труд
несовершеннолетних?
5.
Хотел бы ты получить информацию о наличии рабочих мест в городе?
6.
Какую работу ты хотел бы получить (требования, время и график
работы, род занятий)?
Наше исследование показало следующие результаты:
Обращает на себя внимание огромное желание подростков работать. И
при этом, наблюдается не информированность ребят по этому вопросу. Они
хотят получить советы юриста и психолога, а главное информацию о наличии
рабочих мест.
Слайд 10. Следующий Опрос должен был показать, откуда молодежь
получает информацию о вакансиях на рынке труда несовершеннолетних. В
результате анкетирования было выявлено, что несовершеннолетних граждан
получают информацию из СМИ, обращаются за помощью в трудоустройстве
в
Центр
занятости
населения,
и
получают
информацию
из
других
источников, например друзья и знакомые.
Отдельного анализа требует вопрос о том, какую работу хотел бы
получить подросток и основные требования к ней. Многие хотят работать в
летний период, с 9 до 16 часов, на не вредной для здоровья работе, с
приличной
заработной
платой.
Некоторые,
хотят
трудоустроиться
по
конкретной
специальности:
продавец,
секретарь,
консультант,
подсобный
рабочий.
Учитель. Московская городская организация профсоюзов работников
народного
образования
и
науки
РФ
регулярно
осуществляет
проверки
соблюдения работодателем трудового законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Как вы думаете, с какими проблемами можно столкнуться, устраиваясь
на работу?
(черные
зарплаты,
испытательный
срок,
не
вовремя
выплата
заработной платы т.д.)
Слайд
12.
В
процессе
труда
между
гражданами
возникают
общественные отношения, которые регулируются нормами трудового права.
Трудовое право – это совокупность правовых норм, регулирующих
отношения
в
сфере
трудовой
деятельности.
Они
устанавливают
правила
приема на работу и увольнения, продолжительность труда и отдыха, санкции
за нарушения трудовой дисциплины, поощрения за хороший труд.
Слайд 13-14. Что говорит Конституция?
(Читают дети. )
Труд – это…..ПРАВО
Каждый
гражданин
может
самостоятельно
трудоустроится
или
обратиться в службу занятости населения.
Граждане
имеют
трудовую
дееспособность
–
это
способность
осуществлять своими действиями трудовое право и обязанности.
Трудовая
правоспособность
–
это
способность
иметь
права
и
обязанности.
Давайте
рассмотрим
несколько
ситуаций
и
обратимся
к
юристу
за
консультацией.
Ситуация 1. Сайд 16.
-Здравствуйте, присаживайтесь, пожалуйста.
-Я по объявлению. У вас написано, вам нужны работники.
-Да. Какое у вас образование?
-Я ещё учусь в 9 классе, мне 15 лет.
-Так…Значит делать вы ничего не умеете…Я могу предложить вам работу
грузчика. Оплата – 10 тысяч рублей. Днем вы можете учиться, а ночью
работать. Сутки через трое.
-Ночная?
-20 тысяч.
-Я согласен.
Юрист. Статья 268 ТК РФ запрещает работу несовершеннолетних в ночное
время, кроме того, для заключения трудового договора в 15 лет необходимо
согласие родителей или органов опеки.
Ситуация 2. Слайд 17.
Мне 17 лет. На работу меня направили органы службы занятости в счет
квоты, но работодатель сказал, что на это место взяли специалиста, но потом
предложили
мне
другую
работу
и
попросили
написать
заявление.
Был
составлен трудовой договор, кроме паспорта у меня ничего не попросили.
Трудовой договор я подписал не читая. А через месяц был уволен как не
справившийся с работой.
Юрист.
Во-первых, для приема несовершеннолетних граждан устанавливается квота,
т.е. минимальное количество рабочих мест для социально незащищенных
граждан. Работодатель не имел право принимать на это место взрослого
человека.
Во-вторых ,
при
приеме
на
работу
несовершеннолетних
необходимо
потребовать паспорт и медицинское заключение. Статья 266 ТК РФ гласит:
прежде
чем
начать
работать
в
организации,
несовершеннолетний
обязан
пройти медицинский осмотр. В дальнейшем работник должен проходить
медосмотр ежегодно, пока не достигнет 18 лет.
Слайд
18.
В-третьих,
уволить
несовершеннолетнего
можно
только
с
согласия
государственной
инспекции
труда,
комиссии
по
делам
несовершеннолетних и профсоюзной организации. Конечно, сам работник
проявил невнимательность, не прочитав трудовой договор, подписал его.
Возраст
Условия
С 16 лет
Обязательно
С 15 лет
В
случае
получения
основного
общего
образования
или
оставления
образовательного
учреждения.
С 14 лет
С разрешение родителей (опекунов) на легкий
труд в свободное от учебы время.
До 14 лет
1.
Кинематограф
2.
Цирк.
3.
Театр.
4.
Концертные организации.
Слайд 19. Ситуация 3.
-Здравствуйте.
-Здравствуйте, присаживайтесь, пожалуйста.
-Мне нужен очередной отпуск.
-Извините, вы отработали у нас только 5 месяцев с тех пор, как пришли к нам
после школы. Вам, как несовершеннолетним положен конечно отпуск в 31
день, но отработать надо 11 месяцев.
-То есть как?
Юрист. Статья
267
гласит
Ежегодный
основной
оплачиваемый
отпуск
работникам
в
возрасте
до
восемнадцати
лет
предо ст авля ет ся
продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время.
Слайд 20. Учитель: Во всех рассмотренных нами ситуациях вам необходимо
знание ваших прав, чтобы их отстоять.
Слайд 21.
Как вы относитесь к труду:
как к свободному праву или к унизительной обязанности?
Если есть права, есть и обязанности. Какие, как вы думаете, обязанности?
(Хорошо
работать,
не
опаздывать,
бережно
относится
к
чужой
собственности и т.д.)
Действительно, работник обязан соблюдать трудовую дисциплину, выполнять
установленные нормы труда, работать честно и добросовестно.
Слайд 23
Какие рекомендации могут дать наши гости?
Познакомить учащихся с Законом города Москвы о молодежи;
Проводить занятия по правовому обучению, ели нет предмета Право;
Оформить стенд «Трудоустройство несовершеннолетних.
Учитель. У нас присутствуют журналисты. Прошу задавайте вопросы.
Учитель.
Одним
из
условий
успешности
человека
в
современном
обществе
является
качественное
образование.
И
главный
труд
несовершеннолетних
граждан
–
учеба.
Я
думаю
знания
которые
вы
получили
помогут
вам
в
жизни
не
оказаться
в
подобных
ситуациях.
Каждый человек должен уметь защитить свои нарушенные права, а для
этого их надо знать. Ребята, а теперь давайте подведем итог.
Вам понравился наш урок?
Что запомнилось больше всего?
Какие из трудовых прав тебе особенно пригодятся?
Как вы поняли рол профсоюзной организации?
Существуют ли права без обязанностей?