Напоминание

"Учет гендерных особенностей детей при организации игр и физических упражнений"


Автор: Анастасова Валентина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Теремок"
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябоьск, мкр.Вынгапуровский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Учет гендерных особенностей детей при организации игр и физических упражнений"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное образование город Ноябрьск

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Теремок»

муниципального образования город Ноябрьск

МБДОУ «Теремок»

Педагогический час

Мастер-класс для педагогов на тему:

«Учет гендерных особенностей детей

при организации игр и физических упражнений»

подготовил:

воспитатель

Анастасова Валентина Владимировна

2017 г.

Мастер – класс для педагогов на тему «Учет гендерных особенностей детей при организации

игр и физических упражнений»

Здравствуйте уважаемые коллеги!

В нашем обществе ребенок должен быть гармонично развитой личностью для полноценного

функционирования

в

обществе.

Гендерное

воспитание

это

организация

педагогического

процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой

социализации.

Учет гендерных особенностей детей является важнейшим аспектом здоровьесбережения.

Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир,

по-разному смотрят и видят, чувствуют и переживают.

В большинстве дошкольных учреждений физическое воспитание детей ориентируется на

«условного ребенка». Оно чаще всего практически не имеет различий для девочек и мальчиков.

Одни и те же упражнения, одна и та же нагрузка. О половых различиях вспоминают лишь тогда,

когда необходимо тестировать уровень физической подготовленности детей.

Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и

девочек с первых дней жизни. Принципы работы гендерного подхода в физическом воспитании с

дошкольниками включают в себя:

1. Доступность (развитие физических качеств с учетом возрастных и индивидуальных

особенностей здоровья детей) .

2. Систематичность и последовательность.

3. Динамичность (включение упражнений на развитие физических качеств в комплексы

утренней, бодрящей гимнастик, физкультуры).

Основными направлениями являются:

- удовлетворение естественной биологической потребности детей в движении

- развитие и тренировка всех систем организма путем оптимальных физических нагрузок отдельно

для мальчиков и девочек.

Рассмотрим формы проведения физической культуры:

- совместная деятельность,

- раздельная

- совместно-раздельная.

При проведении раздельной деятельности с мальчиками, развиваются такие черты характера,

как

мужественность,

чтобы

развить

личностные

качества

-

самостоятельность,

активность,

смелость, здоровое чувство соперничества, силу воли, сдержанность в эмоциях, настойчивость в

достижении цели и т. д. В содержание учебного материала нужно включать в качестве средств

физической

культуры

различные

виды

ходьбы,

бега,

прыжки,

метания,

эстафеты,

лыжную

подготовку, элементы баскетбола.

При организации образовательной деятельности с девочками делать упор на формирование

женственности,

развитием

таких

качеств

как

терпение,

эмоциональность,

способность

к

сопереживанию и компромиссу, умение воспринимать прекрасное. Включаем в качестве средств

физической

культуры

командные

подвижные

игры,

подвижные

игры

сюжетного

характера,

различные

виды

ходьбы,

бега,

прыжки,

игры

с

мячом,

эстафеты,

элементы

художественной

гимнастики. В выполнении и формировании техники движений опираемся на: а) аккуратность, б)

пластичность, плавность. При этом использовали демократический стиль общения с девочками

для сохранения их психического здоровья.

В совместной деятельности использывать эстафеты, сюжетные и командные подвижные игры,

танцевальные упражнения в парах. В изучении и выполнении физических упражнений используем

групповой метод, способствующий межполовому общению.

В соревновательной деятельности повышается уровень физической подготовки обоих полов.

Особенность использования гендерного принципа в том, что девочки и мальчики не изолированы

друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические

качества, которые принято считать сугубо женскими или сугубо мужскими. Идет углубление

понимания половой принадлежности “Я – девочка”, “Я – мальчик”. Эта позиция проявляется в

выборе вида двигательной деятельности, соответствующей полу ребенка:

1. Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (мальчики

бросают

мешочки

с

песком,

гантелями,

а

девочки

занимаются

с

лентами).

Обычно

дети

предпочитают те упражнения, которые у них лучше получаются. Так как центр тяжести у девочек

находится ниже, чем у мальчиков, они легче справляются с упражнениями на равновесие. По

бревну мальчики лучше пробегают, соскакивают, в то время как девочки ходят медленно с

поворотами.

2. Различия в дозировке (девочки отжимаются 5 раз, а мальчики 10 раз)

3. Различия по времени (девочки прыгают через скакалку 1 минуту, мальчики 1, 5 минуты).

4. При движении в парах (ходьба, бег, прыжки) – мальчики всегда слева от девочки, при

движении через препятствия (например, с куба на куб) первым преодолевает путь мальчик, он

подает руку девочке и помогает перешагнуть с одного куба на другой, а также сойти с препятствия.

5. Различия в подборе оборудования (девочкам легкие гантели, а мальчикам более тяжелые).

6. Различия в обучении сложным двигательным движениям. Существует ряд упражнений,

которыми мальчики овладевают легко, в то время как у девочек вызывают трудности и требуют

большего

времени

для

овладения

ими

(метание

на

дальность

и

в

цель).

И

наоборот,

есть

упражнения,

легкие

для

овладения

девочками,

но

требующие

многого

времени

и

усилий

у

мальчиков (прыжки на скакалке). Поэтому требуются особые

методические

подходы: разное

число

повторений,

выбор

подводящих

и

подготовительных

упражнений,

использование

вспомогательного оборудования.

7.

Пространственные

ориентировки. В

пространственных

границах

мальчикам

выделяется

большая часть зала, чем девочкам, так как для них характерна дальнозоркость, а для девочек

близорукость.

8. Распределение ролей в подвижных играх. В подвижных играх дети принимают разные роли, в

зависимости от гендерной принадлежности: кошки и коты, снежная баба и снеговик. Усложняются

задания для мальчиков, увеличивается расстояние: «ров» - шире, бег - дальше. (мальчики –

медведи, а девочки – пчелки). При

проведение упражнений типа «паровозик», «гусеница»,

«сороконожка» (когда дети должны держаться друг за друга в колонне по одному), мальчики

придерживают девочек за талию, а девочки мальчикам кладут руки на плечи.

9. Различия в требованиях к качеству выполнения заданий (от мальчиков мы требуем большей

четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий, а от девочек – больше пластичности,

грациозности, выразительности).

10. Расстановка и уборка снарядов (девочки всегда расставляют и убирают только мелкий,

легкий инвентарь, а мальчики группкой в несколько человек – тяжелое оборудование).

11. Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а

для девочек – кто их оценивает и как). Для мальчиков слово “молодец” эмоционально значимо, а

для девочек следует подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом: “Ты лучшая в

этом движении”, “У тебя очень мягкие движения рукой, кистью”.

12.

В

использовании

условных

обозначений

на

карточках,

пиктограммах

для

мальчиков

и

девочек («М», «Д»).

13.

Учет

сензитивных

этапов

для

формирования

и

совершенствования

двигательных

способностей, физических качеств, двигательных навыков и умений. Например, девочки лучше

выполняют задания на пространственную точность на пятом и шестом годах, а мальчики – на

седьмом году жизни.

14. Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.

15. Физкультурная форма для девочек и мальчиков (цветовая гамма).

По данным Э. С. Вильчковского, девочки по сравнению с мальчиками характеризуются:

большой частотой движений кистью руки; более высокими результатами во всех упражнениях,

характеризующих

проявление

ловкости;

большей

гибкостью

в

поясничном

и

тазобедренном

суставах; большими результатами в прыжках в длину с места толчком одной ноги. У мальчиков по

сравнению

с

девочками:

большая

скорость

бега,

на

дистанциях

10,

20

и

30м;

большая

выносливость

к

статическим

усилиям.

Это,

по

всей

видимости,

является

генетически

обусловленными гендерными различиями.

В заключение хотелось бы отметить, что, конечно мальчиков и девочек воспитывать одинаково

нельзя, но есть определенные нормы поведения, ценности, запреты, которые должны усвоить все

дети. Независимо от пола в любом обществе важны уважение к себе и другим, толерантность,

умение делать выбор и нести ответственность.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



В раздел образования