Автор: Анастасова Валентина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Теремок"
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябоьск, мкр.Вынгапуровский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Учет гендерных особенностей детей при организации игр и физических упражнений"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное образование город Ноябрьск
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Теремок»
муниципального образования город Ноябрьск
МБДОУ «Теремок»
Педагогический час
Мастер-класс для педагогов на тему:
«Учет гендерных особенностей детей
при организации игр и физических упражнений»
подготовил:
воспитатель
Анастасова Валентина Владимировна
2017 г.
Мастер – класс для педагогов на тему «Учет гендерных особенностей детей при организации
игр и физических упражнений»
Здравствуйте уважаемые коллеги!
В нашем обществе ребенок должен быть гармонично развитой личностью для полноценного
функционирования
в
обществе.
Гендерное
воспитание
–
это
организация
педагогического
процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой
социализации.
Учет гендерных особенностей детей является важнейшим аспектом здоровьесбережения.
Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир,
по-разному смотрят и видят, чувствуют и переживают.
В большинстве дошкольных учреждений физическое воспитание детей ориентируется на
«условного ребенка». Оно чаще всего практически не имеет различий для девочек и мальчиков.
Одни и те же упражнения, одна и та же нагрузка. О половых различиях вспоминают лишь тогда,
когда необходимо тестировать уровень физической подготовленности детей.
Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и
девочек с первых дней жизни. Принципы работы гендерного подхода в физическом воспитании с
дошкольниками включают в себя:
1. Доступность (развитие физических качеств с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей здоровья детей) .
2. Систематичность и последовательность.
3. Динамичность (включение упражнений на развитие физических качеств в комплексы
утренней, бодрящей гимнастик, физкультуры).
Основными направлениями являются:
- удовлетворение естественной биологической потребности детей в движении
- развитие и тренировка всех систем организма путем оптимальных физических нагрузок отдельно
для мальчиков и девочек.
Рассмотрим формы проведения физической культуры:
- совместная деятельность,
- раздельная
- совместно-раздельная.
При проведении раздельной деятельности с мальчиками, развиваются такие черты характера,
как
мужественность,
чтобы
развить
личностные
качества
-
самостоятельность,
активность,
смелость, здоровое чувство соперничества, силу воли, сдержанность в эмоциях, настойчивость в
достижении цели и т. д. В содержание учебного материала нужно включать в качестве средств
физической
культуры
различные
виды
ходьбы,
бега,
прыжки,
метания,
эстафеты,
лыжную
подготовку, элементы баскетбола.
При организации образовательной деятельности с девочками делать упор на формирование
женственности,
развитием
таких
качеств
как
терпение,
эмоциональность,
способность
к
сопереживанию и компромиссу, умение воспринимать прекрасное. Включаем в качестве средств
физической
культуры
командные
подвижные
игры,
подвижные
игры
сюжетного
характера,
различные
виды
ходьбы,
бега,
прыжки,
игры
с
мячом,
эстафеты,
элементы
художественной
гимнастики. В выполнении и формировании техники движений опираемся на: а) аккуратность, б)
пластичность, плавность. При этом использовали демократический стиль общения с девочками
для сохранения их психического здоровья.
В совместной деятельности использывать эстафеты, сюжетные и командные подвижные игры,
танцевальные упражнения в парах. В изучении и выполнении физических упражнений используем
групповой метод, способствующий межполовому общению.
В соревновательной деятельности повышается уровень физической подготовки обоих полов.
Особенность использования гендерного принципа в том, что девочки и мальчики не изолированы
друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические
качества, которые принято считать сугубо женскими или сугубо мужскими. Идет углубление
понимания половой принадлежности “Я – девочка”, “Я – мальчик”. Эта позиция проявляется в
выборе вида двигательной деятельности, соответствующей полу ребенка:
1. Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (мальчики
бросают
мешочки
с
песком,
гантелями,
а
девочки
занимаются
с
лентами).
Обычно
дети
предпочитают те упражнения, которые у них лучше получаются. Так как центр тяжести у девочек
находится ниже, чем у мальчиков, они легче справляются с упражнениями на равновесие. По
бревну мальчики лучше пробегают, соскакивают, в то время как девочки ходят медленно с
поворотами.
2. Различия в дозировке (девочки отжимаются 5 раз, а мальчики 10 раз)
3. Различия по времени (девочки прыгают через скакалку 1 минуту, мальчики 1, 5 минуты).
4. При движении в парах (ходьба, бег, прыжки) – мальчики всегда слева от девочки, при
движении через препятствия (например, с куба на куб) первым преодолевает путь мальчик, он
подает руку девочке и помогает перешагнуть с одного куба на другой, а также сойти с препятствия.
5. Различия в подборе оборудования (девочкам легкие гантели, а мальчикам более тяжелые).
6. Различия в обучении сложным двигательным движениям. Существует ряд упражнений,
которыми мальчики овладевают легко, в то время как у девочек вызывают трудности и требуют
большего
времени
для
овладения
ими
(метание
на
дальность
и
в
цель).
И
наоборот,
есть
упражнения,
легкие
для
овладения
девочками,
но
требующие
многого
времени
и
усилий
у
мальчиков (прыжки на скакалке). Поэтому требуются особые
методические
подходы: разное
число
повторений,
выбор
подводящих
и
подготовительных
упражнений,
использование
вспомогательного оборудования.
7.
Пространственные
ориентировки. В
пространственных
границах
мальчикам
выделяется
большая часть зала, чем девочкам, так как для них характерна дальнозоркость, а для девочек
близорукость.
8. Распределение ролей в подвижных играх. В подвижных играх дети принимают разные роли, в
зависимости от гендерной принадлежности: кошки и коты, снежная баба и снеговик. Усложняются
задания для мальчиков, увеличивается расстояние: «ров» - шире, бег - дальше. (мальчики –
медведи, а девочки – пчелки). При
проведение упражнений типа «паровозик», «гусеница»,
«сороконожка» (когда дети должны держаться друг за друга в колонне по одному), мальчики
придерживают девочек за талию, а девочки мальчикам кладут руки на плечи.
9. Различия в требованиях к качеству выполнения заданий (от мальчиков мы требуем большей
четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий, а от девочек – больше пластичности,
грациозности, выразительности).
10. Расстановка и уборка снарядов (девочки всегда расставляют и убирают только мелкий,
легкий инвентарь, а мальчики группкой в несколько человек – тяжелое оборудование).
11. Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а
для девочек – кто их оценивает и как). Для мальчиков слово “молодец” эмоционально значимо, а
для девочек следует подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом: “Ты лучшая в
этом движении”, “У тебя очень мягкие движения рукой, кистью”.
12.
В
использовании
условных
обозначений
на
карточках,
пиктограммах
для
мальчиков
и
девочек («М», «Д»).
13.
Учет
сензитивных
этапов
для
формирования
и
совершенствования
двигательных
способностей, физических качеств, двигательных навыков и умений. Например, девочки лучше
выполняют задания на пространственную точность на пятом и шестом годах, а мальчики – на
седьмом году жизни.
14. Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.
15. Физкультурная форма для девочек и мальчиков (цветовая гамма).
По данным Э. С. Вильчковского, девочки по сравнению с мальчиками характеризуются:
большой частотой движений кистью руки; более высокими результатами во всех упражнениях,
характеризующих
проявление
ловкости;
большей
гибкостью
в
поясничном
и
тазобедренном
суставах; большими результатами в прыжках в длину с места толчком одной ноги. У мальчиков по
сравнению
с
девочками:
большая
скорость
бега,
на
дистанциях
10,
20
и
30м;
большая
выносливость
к
статическим
усилиям.
Это,
по
всей
видимости,
является
генетически
обусловленными гендерными различиями.
В заключение хотелось бы отметить, что, конечно мальчиков и девочек воспитывать одинаково
нельзя, но есть определенные нормы поведения, ценности, запреты, которые должны усвоить все
дети. Независимо от пола в любом обществе важны уважение к себе и другим, толерантность,
умение делать выбор и нести ответственность.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!