Напоминание

Развивающая среда как средство развития основ универсальных учебных действий у детей седьмого года жизни


Автор: Ершова Елена Робертовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка №19"
Населённый пункт: город Сосновый Бор
Наименование материала: статья
Тема: Развивающая среда как средство развития основ универсальных учебных действий у детей седьмого года жизни
Раздел: дошкольное образование





Назад




ФИО: Ершова Елена Робертовна

Место работы: МБДОУ «Центр развития ребенка № 19»

Должность: воспитатель

Квалификационная категория: высшая

Развивающая среда как средство развития основ универсальных

учебных действий у детей седьмого года жизни.

В настоящее время идет становление новой системы образования, которая

коснулась

всех

звеньев,

в

том

числе

и

дошкольного

образования.

Ученые

обнаружили

тенденцию,

связанную

с

формированием

огромного

объема

знаний.

Поэтому

сегодня

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт требует современного педагога, который должен вывести ребенка на

путь, связанный с формированием у него умения самостоятельно добывать

знания, формировать умение учиться, т.е. развивать основы универсальных

учебных действий.

Развивающая среда является одним из эффективных средств развития

универсальных учебных действий при учете и использовании ее в организации

детской деятельности. Поэтому развивающая среда в дошкольных учреждениях

должна быть выстроена по новому, она должна быть кардинально изменена.

Все вышеизложенное и определило цель данной статьи - определить

педагогические условия и возможности развивающей среды для развития основ

универсальных учебных действий у детей седьмого года жизни.

Универсальные

учебные

действия

(УУД)

это

умение

самостоятельно

выбрать

себе

дело

по

интересу,

поставить

себе

цель,

спланировать

пути

достижения

поставленной

цели,

контролировать

свои

действия

и

получать

результат, который приносит чувство удовлетворения. УУД формируются при

условии, если ребенку интересно. Только тогда у него включается восприятие,

воображение, образное мышление, фантазия.

Для этого очень важным является то, как организована развивающая

среда

в

группе.

Практика

показала,

что

развивающая

среда

является

сдерживающим

фактором

развития

детей

в

целом

и

развитию

основ

универсальных

учебных

действий

в

частности.

Воспитатели

не

умеют

рационально разместить и наполнить зоны развития в группе. Среда не всегда

соответствует

возрасту

детей,

организована

не

верно.

Дети

не

умеют

взаимодействовать

в

зонах

развития.

Многие

зоны

существуют

лишь

«для

галочки», а на практике дети не имеют туда доступа. Поэтому важно помочь

воспитателю создать развивающую среду, реализующую принцип развития и

саморазвития детей. Развивающая среда только тогда будет способствовать

эффективному развитию основ универсальных учебных действий, если она

обогащает

эмоционально-чувственный

опыт

ребенка,

способствует

содержательному

общению

ребенка

со

сверстником,

стимулирует

разнообразную деятельность детей с учетом их интересов.

Наблюдая за детьми в деятельности можно отметить, что дети не умеют

ставить

цель,

самостоятельно

планировать

и

контролировать

процесс

достижения поставленной цели, не прогнозируют результат. Причина кроется в

том, что наши коллеги до сих пор в работе применяют технологию 20 века,

очень

активно

используя

подробное

объяснение

с

показом

выполнения

действий, сами ставят цели, определяют пути решения. Педагоги не ставят

ребенка

в

позицию

поиска.

Необходимо

формирование

у

педагогов

новой

установки,

направленной

на

самосовершенствование

педагогического

мастерства,

на

выявление

современных

особенностей

руководства

педагога

детьми в свободной и организованной деятельности.

Для

этого

необходимо

проводить

семинары

на

базе

дошкольных

учреждений, где педагоги знакомились бы с понятием «универсальные учебные

действия», с необходимостью пересмотреть формы и методы в работе с детьми,

о роли развивающей среды, о новых образовательных технологиях. Рассказать

педагогам

о

том,

что

в

свете

нового

образовательного

стандарта

главным

становится совершенствование педагогического процесса, что развитие ребенка

происходит в деятельности, которая осуществляется в условиях определенной

развивающей среды.

Воспитателям

необходимо

вместе

с

детьми

группы

организовать

развивающую среду так, чтобы она стимулировала детей к самостоятельной

деятельности,

к

саморазвитию,

дабы

повысить

уровень

развития

основ

универсальных

учебных

действий.

Пере смотреть,

увеличить

и

перераспределить зоны развития в группе. Все помещения, принадлежавшие к

данной группе, включить в общее развивающее пространство.

При создании развивающей среды зоны развития необходимо разместить

асимметрично, отодвинуть их от стен, убрать с модулей заднюю стенку и

сделали

их

«прозрачными»,

для

того

чтобы

у

детей

была

возможность

подходить к модулю с пособиями с любой стороны. Наполнить зоны развития

интересным материалом. Пособия и игрушки на полках расположить в один

ряд,

а

не

стопкой

для

того,

чтобы

ребенок

мог

без

затруднений

ими

воспользоваться и знал, куда их положить после игры. Совместно с детьми

определить, сколько человек могут играть одновременно в одном уголке, чтобы

не мешать друг другу. Необходимо ставить детей в позицию поиска для того,

чтобы

дети

самостоятельно

ставили

цель,

определяли

пути

и

средства

достижения поставленной цели.

Таким образом, дети выйдут на более высокий уровень в своем развития.

Развивая основы универсальных учебных действий мы развиваем целостно

личность ребенка, т.е. у детей развивается не только интеллектуальная сфера, но

и

эмоциональная,

нравственная

и

волевая

составляющие.

Дети

получают

возможность активно пользоваться правом выбора интересного для себя дела,

свободно перемещаться в любое место группового помещения, брать игры и

пособия без разрешения взрослого. Дети сами себя тренируют в постановки

цели, поиске путей и способов ее решения, прилагают волевые усилия для

реализации задуманного. Это позволяет детям выбрать себе дело по интересам,

реализовать себя и свои потребности на следующей ступени обучения.

Библиографический список.

1.

Анохина, Т.А. Как организовать современную предметно-развивающую

среду/Т.А. Анохина//Дошкольное воспитание. - 2009.- №5. - С. 32 - 34.

2.

Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии

личности/О. Артамонова //Дошкольное воспитание. - 2007.-№4. - С. 42

3.

Асмолов

А.Г.

Как

проектировать

универсальные

учебные

действия

в

начальной

школе:

от

действия

к

мысли:

пособие

для

учителя/

Г.В.

Бурменская,

И.А.

Володарская;

под.

ред.

А.Г

Асмолова.

-

М.:

Просвещение, 2008. - 151 с.

4.

А ш и ко в ,

В .

Д о ш ко л ь н о е

в о с п и т а н и е

в

н о в о м

в е к е / В .

Ашиков//Дошкольное воспитание. - 2008. - № 1.- С.8-11.

5.

Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте/Л.И.

Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.

6.

Гогоберидзе,

А.Г.

Проектирование

развивающей

предметно-

про странственной

среды

современного

детского

с а д а / А . Г.

Гогоберидзе//Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2010.

- №4. - С. 64.

7.

Давыдов,

В.В.

К

исследованию

предметной

среды

для

детей/В.В.

Давыдов, Л.Б. Переверзев // Техническая эстетика. - 2006. - № 3. - С. 4- 6.

8.

Епанчинцева, Н.Д. Развивающая среда в дошкольном образовательном

учреждении: структура, содержание, технология организации : учебное

пособие / Н.Д. Епанчинцева. – Белгород: БелГУ, 2004. - 72 с.

9.

Кирьянова, Р.А. Принципы построения развивающей среды в ДОУ/Р.А.

Кирьянова//Дошкольное педагогика. - 2005. - № 1. – С. 14-20.

10.

Прейс,

Р.В.

Создание

предметно-развивающей

среды

в

групповом

помещении /Р.В. Прейс//Дошкольная педагогика. - 2007. - № 5.- С. 14-15.



В раздел образования