Автор: Ершова Елена Робертовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка №19"
Населённый пункт: город Сосновый Бор
Наименование материала: статья
Тема: Развивающая среда как средство развития основ универсальных учебных действий у детей седьмого года жизни
Раздел: дошкольное образование
ФИО: Ершова Елена Робертовна
Место работы: МБДОУ «Центр развития ребенка № 19»
Должность: воспитатель
Квалификационная категория: высшая
Развивающая среда как средство развития основ универсальных
учебных действий у детей седьмого года жизни.
В настоящее время идет становление новой системы образования, которая
коснулась
всех
звеньев,
в
том
числе
и
дошкольного
образования.
Ученые
обнаружили
тенденцию,
связанную
с
формированием
огромного
объема
знаний.
Поэтому
сегодня
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт требует современного педагога, который должен вывести ребенка на
путь, связанный с формированием у него умения самостоятельно добывать
знания, формировать умение учиться, т.е. развивать основы универсальных
учебных действий.
Развивающая среда является одним из эффективных средств развития
универсальных учебных действий при учете и использовании ее в организации
детской деятельности. Поэтому развивающая среда в дошкольных учреждениях
должна быть выстроена по новому, она должна быть кардинально изменена.
Все вышеизложенное и определило цель данной статьи - определить
педагогические условия и возможности развивающей среды для развития основ
универсальных учебных действий у детей седьмого года жизни.
Универсальные
учебные
действия
(УУД)
это
умение
самостоятельно
выбрать
себе
дело
по
интересу,
поставить
себе
цель,
спланировать
пути
достижения
поставленной
цели,
контролировать
свои
действия
и
получать
результат, который приносит чувство удовлетворения. УУД формируются при
условии, если ребенку интересно. Только тогда у него включается восприятие,
воображение, образное мышление, фантазия.
Для этого очень важным является то, как организована развивающая
среда
в
группе.
Практика
показала,
что
развивающая
среда
является
сдерживающим
фактором
развития
детей
в
целом
и
развитию
основ
универсальных
учебных
действий
в
частности.
Воспитатели
не
умеют
рационально разместить и наполнить зоны развития в группе. Среда не всегда
соответствует
возрасту
детей,
организована
не
верно.
Дети
не
умеют
взаимодействовать
в
зонах
развития.
Многие
зоны
существуют
лишь
«для
галочки», а на практике дети не имеют туда доступа. Поэтому важно помочь
воспитателю создать развивающую среду, реализующую принцип развития и
саморазвития детей. Развивающая среда только тогда будет способствовать
эффективному развитию основ универсальных учебных действий, если она
обогащает
эмоционально-чувственный
опыт
ребенка,
способствует
содержательному
общению
ребенка
со
сверстником,
стимулирует
разнообразную деятельность детей с учетом их интересов.
Наблюдая за детьми в деятельности можно отметить, что дети не умеют
ставить
цель,
самостоятельно
планировать
и
контролировать
процесс
достижения поставленной цели, не прогнозируют результат. Причина кроется в
том, что наши коллеги до сих пор в работе применяют технологию 20 века,
очень
активно
используя
подробное
объяснение
с
показом
выполнения
действий, сами ставят цели, определяют пути решения. Педагоги не ставят
ребенка
в
позицию
поиска.
Необходимо
формирование
у
педагогов
новой
установки,
направленной
на
самосовершенствование
педагогического
мастерства,
на
выявление
современных
особенностей
руководства
педагога
детьми в свободной и организованной деятельности.
Для
этого
необходимо
проводить
семинары
на
базе
дошкольных
учреждений, где педагоги знакомились бы с понятием «универсальные учебные
действия», с необходимостью пересмотреть формы и методы в работе с детьми,
о роли развивающей среды, о новых образовательных технологиях. Рассказать
педагогам
о
том,
что
в
свете
нового
образовательного
стандарта
главным
становится совершенствование педагогического процесса, что развитие ребенка
происходит в деятельности, которая осуществляется в условиях определенной
развивающей среды.
Воспитателям
необходимо
вместе
с
детьми
группы
организовать
развивающую среду так, чтобы она стимулировала детей к самостоятельной
деятельности,
к
саморазвитию,
дабы
повысить
уровень
развития
основ
универсальных
учебных
действий.
Пере смотреть,
увеличить
и
перераспределить зоны развития в группе. Все помещения, принадлежавшие к
данной группе, включить в общее развивающее пространство.
При создании развивающей среды зоны развития необходимо разместить
асимметрично, отодвинуть их от стен, убрать с модулей заднюю стенку и
сделали
их
«прозрачными»,
для
того
чтобы
у
детей
была
возможность
подходить к модулю с пособиями с любой стороны. Наполнить зоны развития
интересным материалом. Пособия и игрушки на полках расположить в один
ряд,
а
не
стопкой
для
того,
чтобы
ребенок
мог
без
затруднений
ими
воспользоваться и знал, куда их положить после игры. Совместно с детьми
определить, сколько человек могут играть одновременно в одном уголке, чтобы
не мешать друг другу. Необходимо ставить детей в позицию поиска для того,
чтобы
дети
самостоятельно
ставили
цель,
определяли
пути
и
средства
достижения поставленной цели.
Таким образом, дети выйдут на более высокий уровень в своем развития.
Развивая основы универсальных учебных действий мы развиваем целостно
личность ребенка, т.е. у детей развивается не только интеллектуальная сфера, но
и
эмоциональная,
нравственная
и
волевая
составляющие.
Дети
получают
возможность активно пользоваться правом выбора интересного для себя дела,
свободно перемещаться в любое место группового помещения, брать игры и
пособия без разрешения взрослого. Дети сами себя тренируют в постановки
цели, поиске путей и способов ее решения, прилагают волевые усилия для
реализации задуманного. Это позволяет детям выбрать себе дело по интересам,
реализовать себя и свои потребности на следующей ступени обучения.
Библиографический список.
1.
Анохина, Т.А. Как организовать современную предметно-развивающую
среду/Т.А. Анохина//Дошкольное воспитание. - 2009.- №5. - С. 32 - 34.
2.
Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии
личности/О. Артамонова //Дошкольное воспитание. - 2007.-№4. - С. 42
3.
Асмолов
А.Г.
Как
проектировать
универсальные
учебные
действия
в
начальной
школе:
от
действия
к
мысли:
пособие
для
учителя/
Г.В.
Бурменская,
И.А.
Володарская;
под.
ред.
А.Г
Асмолова.
-
М.:
Просвещение, 2008. - 151 с.
4.
А ш и ко в ,
В .
Д о ш ко л ь н о е
в о с п и т а н и е
в
н о в о м
в е к е / В .
Ашиков//Дошкольное воспитание. - 2008. - № 1.- С.8-11.
5.
Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте/Л.И.
Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.
6.
Гогоберидзе,
А.Г.
Проектирование
развивающей
предметно-
про странственной
среды
современного
детского
с а д а / А . Г.
Гогоберидзе//Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2010.
- №4. - С. 64.
7.
Давыдов,
В.В.
К
исследованию
предметной
среды
для
детей/В.В.
Давыдов, Л.Б. Переверзев // Техническая эстетика. - 2006. - № 3. - С. 4- 6.
8.
Епанчинцева, Н.Д. Развивающая среда в дошкольном образовательном
учреждении: структура, содержание, технология организации : учебное
пособие / Н.Д. Епанчинцева. – Белгород: БелГУ, 2004. - 72 с.
9.
Кирьянова, Р.А. Принципы построения развивающей среды в ДОУ/Р.А.
Кирьянова//Дошкольное педагогика. - 2005. - № 1. – С. 14-20.
10.
Прейс,
Р.В.
Создание
предметно-развивающей
среды
в
групповом
помещении /Р.В. Прейс//Дошкольная педагогика. - 2007. - № 5.- С. 14-15.