Напоминание

Спирты


Автор: Богданов Михаил Викторович
Должность: преподаватель химии и биологии
Учебное заведение: Междуреченский агропромышленный колледж
Населённый пункт: п.Междуреченский, ХМАО-Югра
Наименование материала: конспект урока
Тема: Спирты
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Междуреченский агропромышленный колледж»

Тема: «Спирты»

Форма проведения:

практикум

Исполнитель:

Богданов М.В.

(преподаватель химии)

гп. Междуреченский, 2017

Тема: «Спирты»

Цели урока:

Образовательная – закрепить умения и навыки:

а) при составлении формул изомеров и

гомологов спиртов;

б) по классификации спиртов и решению задач

Развивающая – на материале данной темы продолжить развитие

мышления учащихся, умения сравнивать,

анализировать изучаемый материал

Воспитательная – в процессе урока воспитывать

коммуникативность у учащихся, аккуратность,

уважение друг к другу, воспитывать чувство

коллективизма

Мотивация: Выполнение заданий предложенных на уроке

пригодится:

а) для выполнения зачета по изучаемой теме

б) для выполнения домашнего задания

(дифференцированные задания)

Время

Содержание работы

Группа № 1(М)

Группа № 2

(НМО)

Группа № 3

(НМО)

Группа № 4

5 мин.

Орг. момент : запись числа в тетрадь, сообщение темы, цели урока,

Мотивация, раздача карточек с заданиями, плана работы для

каждой группы (Приложение 1)

8 мин.

Работа с учителем

(фронт. опрос,

задания с

проверкой у

доски)

(Приложение 2)

Задание № 2

-

работа в

группе с

учеником

консультантом

(Приложение 3)

Задание № 3

-

работа в

группе с

учеником

консультантом

(Приложение 4)

Решение

Задач общего

уровня

в течении

20 мин

(проверяют

себя сами по

ключу)

(Приложение 8)

7 мин.

Задание № 4

-

работают все

вместе в

группе

(Приложение 5)

Обсуждение задания в

присутствии учителя

3 мин.

Публичная

Защита

(1 представитель

от группы)

Срез

минимального

уровня

(Приложение 7)

Срезовая

работа –

решение

задач по

вариантам

(Приложение 9)

10 мин.

Срез

минимального

уровня

(Приложение 6)

2-3 мин.

Проверка

(Проверяет и

оценивает

учитель)

Проверка

(проверяет и

оценивает

консультант)

Проверка

(проверяет и

оценивает

консультант)

Проверка(ключ)

(выставляют

оценки себе за

урок сами)

4-5 мин.

Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание

Категории учащихся участвующих в группах:

Н – некомпетентные учащиеся, не умеющие выполнять стандартных

заданий, решать шаблонные задачи

М – учащиеся достигшие минимального уровня(выполняют стандартные

задания)

О – учащиеся достигшие общего уровня

Структура урока

1)

Организационный момент(5 мин.)

Учитель делит класс на 4 группы. Группы скомпанованы следующим

образом: группа № 1(М), группа №2(НМО), группа №3(НМО) и группа

№4(О). Н – некомпетентные учащиеся, не умеющие выполнять стандартных

заданий. М – учащиеся достигшие минимального уровня(выполняют

стандартные задания). О – учащиеся достигшие общего уровня.

Учащиеся рассаживаются за 4 стола согласно листочкам на которых написаны

их фамилии.

Учитель – мы с вами на прошлом занятии изучали спирты: из каких атомов

они состоят, как их классифицируют, какие типы изомерии характерны для

них, физические и химические свойства, а на сегодняшнем уроке постараемся

закрепить свои знания и умения при составлении формул изомеров и

гомологов, решении задач. Запишите тему сегодняшнего занятия –

«Закрепление знаний по теме – Спирты»

Учащиеся записывают число и тему урока.

Учитель сообщает цель урока для каждой группы в отдельности, при этом

называет каждого учащегося :

-

группе № 1(она состоит только из учащихся минимального уровня)

необходимо закрепить свои знания и умения при выполнении заданий из

обязательной части зачета.

-

некомпетентным учащимся(называются фамилии, слово «некомпетентные»

не произносится по понятным причинам) групп № 2 и 3 попробовать

научиться выполнять стандартные задания

-

учащимся достигших минимального уровня групп № 2 и 3(называются

фамилии) закрепить свои знания и умения при выполнении стандартных

заданий, а также помочь некомпетентным учащимся при работе в группе.

-

учащиеся общего уровня(называются фамилии) в группах № 2 и 3

выступают в роли консультантов(1 консультант на группу) – консультируют

некомпетентных и учащихся минимального уровня, а также оценивают их

работу)

-

группе № 4(общего уровня) закрепить свои знания и умения при решении

задач из дополнительной части зачета на «4»

Учитель – выполнение заданий предложенных сегодня на уроке пригодится:

а) для выполнения зачета по изучаемой теме;

б) для выполнения домашнего задания.

Учитель раздает планы работы для каждой группы (Приложение № 1) и

карточки с заданиями : задание № 2 – группе № 2(Приложение № 3), задание

№ 3 – группе № 3(Приложение № 4) и группе № 4 задачи для

самостоятельного решения(Приложение № 8).

Учащиеся знакомятся с планом работы.

2)

Работа в группах

Учитель обращается к группам № 2 и 3 : - сейчас вы будете выполнять

группой задание, которое будет одинаковым для всех участников. Работать

необходимо всем вместе, можно совместно обсуждать задание, попросить

помощи у консультанта. Выполнение этого задания поможет вам лучше

подготовиться к проверочной работе, которая будет во второй половине урока.

На выполнение этого задания дается 8 минут.

Учитель обращается к группе № 4: - я предлагаю вам самостоятельно решить

как можно больше задач в течении 20 минут. Решая эти задачи вы будете

лучше подготовлены к проверочной работе и выполнению домашнего

задания. Если у вас будут возникать какие-нибудь затруднения, то можете

сверяться с решением этих задач, они находятся у вас на парте.

Учитель после того как дал задания группам № 2,3,4 работает с группой № 1.

– ребята, давайте вспомним материал прошлого урока, чтобы нам было легче

перейти к выполнению задания по составлению формул изомеров и

гомологов, для этого проведем графический диктант и ещё одно задание,

которые помогут вам быстрее включиться в дальнейшую работу(Приложение

№ 2).

Учащиеся групп № 2,3 и 4 работают самостоятельно над выполнением

предложенных заданий( 8 мин)

Учащиеся группы № 1 работают вместе с учителем(8 мин)(Приложение № 2).

После того как прошло отведенное время на выполнение заданий(8 мин) –

действия учителя:

Учитель закончив работу с группой № 1, предлагает участникам группы

выполнить задание (Приложение № 5):

-

сейчас, после того как мы вспомнили материал прошлого урока, предлагаю

вам поработать в группе над выполнением следующего задания, при этом

вы можете советоваться друг с другом т.е. работать совместно. Если у вас

возникнут затруднения, можете позвать учителя. На выполнение этого

задания – 7 минут.

Учащиеся группы № 1 совместно работают над выполнением предложенного

задания.

Учитель после того, как дал задание группе № 1 проверяет выполнение

задания у групп № 2 и 3 – идет разбор задания, обсуждение, выявление

ошибок, ответы на вопросы учащихся(7 мин )

Учитель обсудив выполнение задания №2 и 3 группами №2 и №3 предлагает

следующее:

-

после выполнения задания в группе постарайтесь сейчас выполнить

аналогичные задания только самостоятельно, по вариантам без помощи

консультантов в течении 13 минут.

Учащиеся групп № 2 и №3 приступают к самостоятельной

работе(Приложение №7)

Учащиеся группы № 4 к этому времени заканчивают решать задачи с

самопроверкой и учитель предлагает им выполнить срезовую

работу(Приложение № 9):

-

сейчас ваша задача будет заключаться в том, чтобы решить задачу

самостоятельно, без эталона решения, это поможет вам более лучше

научиться решать задачи данного типа. Время на решение – 13 минут.

После этого учитель обращается к группе № 1:

-

давайте проверим как вы справились с выполнением своего задания в

группе. Представителем от вашей группы будет .......(называет имя

представителя), напиши на доске решение вашего задания(Публичная

защита)

Учащийся (представитель назначенный учителем) группы №1 выходит к

доске и представляет решение задания.

Учитель проверяет, задает вопросы если есть необходимость, спрашивает у

группы какие затруднения возникли при выполнении предложенного задания.

После проверки и обсуждения задания с группой № 1 учитель дает им

самостоятельную работу:

-

выполните проверочную работу в течении 10 минут, только уже каждый

самостоятельно. При выполнении этой работы у вас закрепится умение

решать подобные задания на зачете и при выполнении домашнего задания.

Учащиеся группы № 1 выполняют самостоятельную работу(Приложение № 6)

3)

Подведение итогов

После истечения отведенного времени на проверочные работы всем группам:

Учитель проверяет и оценивает учащихся группы № 1.

Учащихся групп № 2 и № 3 проверяют и оценивают консультанты этих групп.

Учащиеся группы № 4 проверяют решение своих задач по ключу(выдает

учитель) и сами оценивают свою деятельность на уроке.

Учитель – поднимите пожалуйста руки, кто получил оценку «5», оценку «4»,

оценку «3»

4)

Рефлексия

Учитель спрашивает 3-4 учащихся какая стояла перед ними на уроке и как

они её достигли (каким образом)

Учитель: - спасибо за урок и попрошу вас сдать мне карточку того цвета,

который соответствует вашей оценке урока:

Красный цвет – Я удовлетворен(а) уроком, он был полезен для меня. Я все

понимал(а), хорошо работал(а), узнал(а) новое по теме. На уроке

чувствовал(а) себя комфортно.

Желтый цвет – Урок был интересным. Я принимал(а) в нем достаточно

активное участие, выполнил(а) ряд заданий. На уроке мне было комфортно.

Зеленый цвет – Пользы от урока я получил(а) мало. У меня не было

интереса, поэтому активности не проявлял(а), материал темы не понял(а).

Приложение 1

План работы группы № 1

1)

Работа под руководством учителя (графический диктант, соединить стрелочками

соответствующие части, проверка у доски) (8 мин.)

2)

Работа в группе – совместное обсуждение и выполнение задания № 4 (7 мин.)

3)

Публичная защита – представитель группы, назначенный учителем выполняет задание

у доски и объясняет его. (3-4 мин.)

4)

Самостоятельная работа - II варианта. (10 мин.)

5)

Проверка – проверяет и оценивает учитель (2-3 мин.)

6)

Подведение итогов – оценки за урок, достигнута ли цель урока, домашнее задание.(4-5

мин.)

План работы группы № 2

1)

Работа в группе с учеником консультантом (назначает учитель) по заданию № 2.

(8 мин.)

2)

Обсуждение задания в присутствии учителя. (7 мин.)

3)

Самостоятельная работа - II варианта (13 мин.)

4)

Проверка – проверяет и оценивает консультант. (2-3 мин.)

5)

Подведение итогов – оценки за урок, достигнута ли цель урока, домашнее задание.

(4-5 мин.)

План работы группы № 3

1)

Работа в группе с учеником консультантом (назначает учитель) по заданию № 3.

(8 мин.)

2)

Обсуждение задания в присутствии учителя. (7 мин.)

3)

Самостоятельная работа – II варианта (13 мин.)

4)

Проверка – проверяет и оценивает консультант. (2-3 мин.)

5)

Подведение итогов – оценки за урок, достигнута ли цель урока, домашнее задание.

(4-5 мин.)

План работы группы № 4

1)

Решение задач с последующей проверкой – можно сверяться с решением задачи.

(20 мин.)

2)

Самостоятельная работа – решение задач по вариантам. (13 мин.)

3)

Проверка – проверяете самостоятельно по ключу предложенному учителем и

выставляете себе оценку за самостоятельную работу. (2-3 мин.)

4)

Подведение итогов – оценки за урок, достигнута ли цель урока, домашнее задание,

сдача тетрадей с самостоятельной работой. (4-5 мин.)

Приложение 2

1)

Графический диктант – учитель читает утверждения, если учащийся с ним согласен,

то ставит знак

, если нет, то

.

Общая формула одноатомных спиртов

C

n

H

2n+1

OH

Функциональной группой спиртов является группа – NH

2

Первичным называется такой атом углерода, который связан только с одним

атомом углерода

Небольшая доза этанола может вызвать слепоту или оказаться смертельной

Химическая формула метилового спирта – С

3

Н

7

ОН

Ключ :

2)

Задание – соедините стрелочками(от одного компонента может быть несколько

стрелочек) соответствующие части.

С

2

Н

5

ОН для производства динамита

глицерин этиленгликоль

СН

3

ОН этиловый спирт

СН

2

– ОН

1,2-этандиол

СН

2

– ОН метанол

Одноатомный Содержит 3 атома углерода

спирт

Ключ :

С

2

Н

5

ОН для производства динамита

глицерин этиленгликоль

СН

3

ОН этиловый спирт

СН

2

– ОН 1,2-этандиол

СН

2

– ОН метанол

Одноатомный содержит 3 атома углерода

спирт

Приложение 3

Задание № 2

Напишите формулы двух гомологов и двух изомеров бутанола. Назовите вещества.

Приложение 4

Задание № 3

Составьте формулы двух гомологов и двух изомеров спирта, имеющего состав

С

5

Н

11

ОН

.

Назовите эти вещества.

Приложение 5

Задание № 4

Составьте формулы двух гомологов и двух изомеров спирта, имеющего состав

С

6

Н

13

ОН.

Назовите эти вещества.

Приложение 6

Самостоятельная работа

I в.

Составьте формулы двух гомологов и 3 изомеров для 3,4-диметилпентанола. Дайте

названия всем веществам.

II в.

Составьте формулы двух гомологов и 3 изомеров для 2,3-диметилбутанол-2. Дайте

названия всем веществам.

Приложение 7

Самостоятельная работа

I в.

Составьте формулы двух гомологов и 3 изомеров для 3,4-диметилпентанола. Дайте

названия всем веществам.

II в.

Составьте формулы двух гомологов и 3 изомеров для 2,3-диметилбутанол-2. Дайте

названия всем веществам.

Приложение 8

Задачи для решения с самопроверкой

Задача № 1

Определите молекулярную формулу вещества, если массовая доля углерода равна

54,55%, водорода – 9,09%, кислорода – 36,36%. Относительная плотность по водороду

равна 22.

Задача № 2

Вычислите массу этилата натрия, который образовался при взаимодействии 0,7 моль

этанола с натрием.

Задача № 3

Определите молекулярную формулу вещества, если массовая доля углерода равна 52%,

водорода – 13%, кислорода – 35%. Относительная плотность по водороду равна 23.

Задача № 4

В результате реакции этанола с натрием образовался этилат натрия массой 20,4г.

Вычислите массу этанола.

Задача № 5

Какой объем водорода, может получиться, если для реакции взять 2,3г натрия и 5г

этилового спирта?

Приложение 9

Самостоятельная работа

I в.

Вещество имеет состав: углерода – 37,5%, кислорода – 50%, водорода – 12,5%.

Плотность паров этого вещества по водороду равна 16. Определите молекулярную

формулу вещества.

II в.

Вычислите массу этилата натрия, образовавшегося при взаимодействии 18,4г этанола с

натрием.

III в.

Определите молекулярную формулу вещества, если известно, что плотность паров этого

вещества по водороду равна 31, а процентный состав следующий : 38,7% - углерода,

51,6% - кислорода, 9,7% - водорода.

Приложение 10

Домашнее задание (на выбор)

«3»

Напишите структурные формулы, отвечающие названиям : 3,3-диметилбутанол-2; 2,3-

диметилбутанол-2; 2,3-диметилпентанол-3.

«4»

Напишите структурные формулы всех изомерных спиртов состава С

5

Н

12

О.

«5»

Напишите возможные структурные формулы вещества, имеющего состав С

2

Н

6

О. Можно

ли назвать эти вещества изомерами? Ответ поясните. Как различить эти вещества, если

они находятся в склянках без этикеток?

Задача № 1

При сгорании углеводорода образовался углекислый газ массой 3,52г

и вода массой 0,72г. Относительная плотность вещества по воздуху

равна 0,896. Определите молекулярную формулу вещества.

Задача № 2

При сгорании органического вещества массой 2,2г образовался оксид

углерода(IV) массой 4,4г и вода массой 1,8г. Относительная

плотность вещества по водороду равна 44. Определите

молекулярную формулу вещества.

Самостоятельная работа

1 в.

При сгорании органического вещества массой 2,3г образовался

углекислый газ массой 4,4г и вода массой 2,7г. Относительная

плотность вещества по воздуху равна 1,59. Определите

молекулярную формулу вещества.

Самостоятельная работа

2 в.

При сгорании органического вещества массой 8,4г образовался оксид

углерода(IV) массой 26,4г и вода массой 10,8г. Относительная

плотность вещества по воздуху равна 2,9. Определите молекулярную

формулу вещества.



В раздел образования