Авторы: Яценко Ольга Александровна, Мотина Татьяна Ивановна
Должность: музыкальный руководитель, воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия № 1539, дошкольное отделение № 3
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Сценарий
Тема: Комплексное занятие, посвященное 75 - й годовщине Обороны Москвы
Раздел: дошкольное образование
Комплексное занятие
для детей
старшего возраста,
посвященное
75 годовщине
Обороны Москвы
Разработано
Воспитатель Мотина Т.И.
Муз.руководитель Яценко О.А.
2016
Под музыку «Марш защитников Москвы» дети входят в зал.
Восп: Сегодня мы с вами отмечаем 75ю годовщину битвы под Москвой.
Какая Москва сейчас? (ответы детей)
А ведь всего этого могло и не быть. Почему? (ответы детей)
Что хотел сделать Гитлер с Москвой? (ответы детей, обобщение воспитателя)
Стихи С. Михалкова
1 реб. Летней ночью на рассвете
Гитлер дал войскам приказ.
И послал солдат немецких
Против всех людей советских,
Это значит - -против нас
2реб Он хотел людей свободных
Превратить в рабов голодных,
Навсегда лишив всего.
А упорных и восставших,
На колени не упавших,
Истребить до одного.
3реб Он велел, чтоб разгромили,
Растоптали и сожгли
Все, что дружно мы хранили,
Пуще глаза берегли.
Восп:
Руководство нашей страны решило дать отпор врагу, начать Битву под
Москвой, «погибнем, но не сдадимся», и на защиту Москвы встали все: и
дети, и женщины, и старики.
- самолеты бомбили город, население дежурило на крышах, сбрасывало
зажигательные бомбы, тушило их.
- маскировка исторических мест Москвы
Что такое маскировка? (ответы детей)
Как можно спрятать храм Василия Блаженного? (ответы детей. Золото
куполов закрасили темной краской, а из Красной площади сделали деревню,
сколотив дома из фанеры)
Слайд «Москва военных лет»
Восп: В Москве остались старики, женщины и дети, которые:
- работали на заводах (рассказ)
- рыли окопы (рассказ)
- устанавливали «ежи»
Слайд «Ежи»
Что это такое? Почему так называется, Зачем ставили на дорогах,
Кому они преграждали путь?
Восп: К Москве со всех сторон шли бойцы, чтоб защитить ее. Пришла и
дивизия, которой командовал генерал Панфилов, а бойцов этой дивизии
называли панфиловцы. В этой дивизии были люди разных национальностей:
русские, белорусы, много казахов (солдат из Казахстана).
Панфиловцы защищали Москву у разъезда Дубосеково. Немцы хотели
захватить железную дорогу, чтобы наши войска не могли передвигаться, и
направили к Дубосеково много танков.
Драматизация поэмы Н. Тихонова « Слово о 28 гвардейцах»
1 Вед: Безграничное снежное поле,
Ходит ветер, поземкой пыля.
Это – русское наше раздолье,
Это вольная наша земля.
2 Вед: Из всех концов пришли бойцы,
Панфилов их привел могучий.
Он бою их учил, как учат
Сынов отважные отцы.
1Вед: Окоп, гвардейцев 28
И ветер их слова доносит
( дети – гвардейцы – панфиловцы)
1 реб
Москвы стоят за нами стены,
Любимый город, центр страны,
Какие там весною ночи,
И как поют там соловьи!
Чтоб бить немецкую заразу,
И мстить за Родину свою,
Не пожалею жизни даже,
И не отдам свою Москву!
2реб:
Да! Этот край – наш край любимый!
Он близок сердцу моему.
И даже, если мы погибнем,
Не отдадим ее врагу!
3реб:
Я тоже – человек прямой,
Боец дивизии 8 – й.
Я помню, как мы ладно жили,
Как все работали, дружили.
А час придет – сразимся вместе,
Не посрамим гвардейской чести!
Вед: Окоп, гвардейцев 28.
И ветер лишь слова доносит
Про жизнь, надежду и мечту,
И про любимую Москву.
И вдруг один сказал:
4реб: Идут! Держись, фашист! Тебе – капут!
Проекция движения танков. Симфония Д. Шостаковича
Вед: Шли 20 танков, как быки,
Один другого безобразне1.
Фашистской детище чумы,
Шли 20 танков с лязгом страшным (дети прячутся в окоп)
5реб Гранаты – к бою! Смерть врагу!
Вед: С горючим падают бутылки,
(дети поднимаются в окопе и имитируют действия)
Метает воина рука.
Лишь у виска набухли жилки.
6 реб: Убит Шемякин! (оглядывается) Где Емцов? И вот уж падает
Петренко!
Вед: Но средь железных мертвецов
Уж новых танков видны стенки.
7 реб: Ух! Сколько их! (смотрит вбинокль)
Конец когда же?
Я вижу в темной, длинной мгле,
Как много (30) новых танков
Тяжко идут уже навстречу мне.
8реб:
Спешишь в Москву? На пир богатый?
Навел уж пушку? Жмешь на газ?
А я гвардейскою гранатой (делает вид, что бросает)
Порву вам гусеницы враз! (хлопок пакета)
9реб: Гранаты кончаются! Как же нам быть?!
5 реб: Врага не пропустим! Что есть, тем и бить!
Вед:
И вот могучий Даниил
Гранаты все в одну скрепил.
Идет на танк, дыша презреньем.
Скрестивши руки на груди,
И падает на танк всей грудью,
Врагу к столице не пройти!
Видеоряд на музыку «У деревни Крюково»
Вед:
Закончен бой, подбиты танки.
Враг отступил, метет метель (дети садятся на стулья)
Поле снежное, снежные хлопья,
Среди грохота стен огневых
Лишь остались в промерзшем окопе
28 гвардейцев родных!
Звучит «Реквием» В.А. Моцарта
1реб. Помните! Через века, через года, - помните!
О тех, кто уже не придет никогда, - помните!
2реб Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны!
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
3реб Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!
4реб: Люди! Покуда сердца стучатся, - помните!
Какой ценой завоевано счастье, - помните!
5реб: Встречайте трепетную весну, люди земли,
Убейте войну, прокляните войну, люди земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!
+Но тех, кто уже не придет никогда, - заклинаю, помните!
Вед: Почти все бойцы у разъезда Дубосеково погибли, но не дали врагу
пройти к Москве. Об их подвиге сложены поэмы, написаны стихи и песни,
поставлены памятники
Слайд Памятник у Дубосеково
А у Кремлевской стены, в память о всех погибших на войне, был зажжен
«вечный» огонь.
Как вы понимаете это слово? (ответы детей – вечно в веках будет жить
память о подвиге этих людей.)
Мы сегодня на занятии говорили о В.О.В., о подвигах солдат.
Какаой же подвиг они совершили?
Почему мы помним о них? (ответы детей)
А закончить наше занятие я хочу словами
Прошла война, прошла беда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда об этом не забудем.
Пусть память вечную о ней
Хранят об этой муке
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.