Напоминание

"Эффективные способы работы с детьми старшего дошкольного возраста по дифференциации смешиваемых звуков"


Автор: Самыличева Светлана Рудольфовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №155"
Населённый пункт: город Нижний Новгород Нижегородская область
Наименование материала: Консультация
Тема: "Эффективные способы работы с детьми старшего дошкольного возраста по дифференциации смешиваемых звуков"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей на тему:

«Эффективные способы работы с детьми

старшего дошкольного возраста по

дифференциации смешиваемых звуков»

Воспитатель

МБДОУ «Детскийсад№155»

Самыличева С.Р.

Нижний Новгород

2016г.

- 1-

Одним из самых распространенных дефектов речи является дислалия-

нарушение произношения при нормальном слухе и сохранной иннервации

речевого аппарата.

Нарушение звукопроизношения могут проявиться:

1) в отсутствии того или иного звука;

2) в искажении произношения звука;

3) в заменах одного звука другим.

Если ребенок длительное время не произносит нужный звук или заменяет

его другим (например Ш заменяет на С или Р на Л ), то в дальнейшем –после

постановки и автоматизации звука – может наблюдаться неустойчивое

употребление звуков в разных словах в силу их недостаточной

дифференциации.

Все артикуляционные позиции, необходимые для правильного

проговаривания звуков, оказываются сформированными, но нет умения

выбирать нужный звук, вследствие чего они и смешиваются. Ребенок в одних

словах может употреблять звук правильно, а в других – по-прежнему

заменяет его.

В таком случае необходимо начать работу по

дифференциации

смешиваемых звуков:

1.Отчетливое проговаривание слогов и слов;

2.Заучивание пословиц и поговорок, стихотворных тестов, включающих

смешиваемые звуки;

3.Повторение словосочетаний и предложений.

Одним из важнейших условий эффективности задания по дифференциации

звуков является постепенное и систематическое повышение темпа

выполнения речевых заданий. От неторопливого произношения слогов и

слов ребенок должен постепенно переходить к более быстрому, а затем к

ускоренному проговариванию словосочетаний, предложений, скороговорок

со смешиваемыми звуками.

Учитывая тесную связь между развитием речи и мышлением, некоторые из

предлагаемых мной заданий направлены на развитие и активизацию всей

познавательной деятельности ребенка: восприятие, внимание, памяти,

логического мышления.

Например, в игре «Доскажи словечко» развивается у детей внимание при

прослушивание стихотворного текста. При этом они учатся подбирать слова,

близкие по звучанию и подходящие по смыслу.

-2-

Во время отгадывания загадок развивается наблюдательность, образное и

логическое мышление.

В задание «Скажи наоборот» укрепляется умение подбирать антонимы к

словам, обогащается и активизируется словарный запас.

Повторение пословиц и поговорок закрепляет правильное употребление

звуков в самостоятельных речевых высказываниях.

В старшем дошкольном возрасте чаще всего встречаются смешивание звуков

С-Ш; Л-Р.

Хочу привести пример дифференциации звуков С-Ш:

1.Четкое произношение изолированных звуков («песенка водички» с-с-с-с-

с; «песенка воздушного шарика» ш-ш-ш-ш-ш), объяснение и показ

положения органов артикуляционного аппарата, графическое изображение

-Ш ; -С, название звука, демонстрация буквы, показ картинки.

2.Отгадывание загадок, ребенок отгадывает загадку, находит картинку –

отгадку. Например: «Живёт под крылечком, хвост колечком»(собака); « Сама

не ем, а людей кормлю» (ложка).

3.Речевая игра «Доскажи словечко»; «Он соло пел среди ветвей, его

назвали …(соловей)»; «В нашем доме на окошке сидят серенькие …

(кошки)».

4.Речевая игра «Скажи наоборот»; «Трава низкая, а дерево…(высокое)»;

«Ручей узкий, река…(широкая)».

5.Настольная игра «Четвертый лишний» (Какое слово лишнее?)

«Сапоги, шуба, босоножки, кроссовки»; «Собака, лиса, кошка, лошадь»

6.Многократное произношение слов, контролируя четкое произношение

звуков С-Ш. Сушка, старушка, сушилка; шелест, шерсть, машинист.

7. Многократное повторение словосочетаний, постепенно убыстряя темп.

«Сосновые шишки; весёлый малыш; шумный класс; сухие сушки; пушистая

кошка».

8.Повторение чистоговорок, Ша-ша-ша-Саша моет малыша; Су-су-су-

воздушный шарик я несу.

-3-

9.Медленное и четкое произношение предложения (2-3раза), контролируя

правильную артикуляцию. Ответ на вопросы: « Кто? Что делает? Где?

Какой?» и т.п. Повтор в быстром темпе.

«У Маши пушистая кошка»; «Пастушок спешит домой»

10.Повторение скороговорок «Саша любит сушки, а Соня – ватрушки»;

«Вымыли мышки миски для Мишки».

11.Повторение пословиц и поговорок «Поспешишь - людей насмешишь»;

«Меньше слов, да больше дела».

Опыт показывает: выполнив такие упражнения, и не один раз, дети четко

различают звуки на слух и безошибочно употребляют ранее смешиваемые

звуки в самостоятельных речевых высказываниях.



В раздел образования