Автор: Самыличева Светлана Рудольфовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №155"
Населённый пункт: город Нижний Новгород Нижегородская область
Наименование материала: Консультация
Тема: "Эффективные способы работы с детьми старшего дошкольного возраста по дифференциации смешиваемых звуков"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей на тему:
«Эффективные способы работы с детьми
старшего дошкольного возраста по
дифференциации смешиваемых звуков»
Воспитатель
МБДОУ «Детскийсад№155»
Самыличева С.Р.
Нижний Новгород
2016г.
- 1-
Одним из самых распространенных дефектов речи является дислалия-
нарушение произношения при нормальном слухе и сохранной иннервации
речевого аппарата.
Нарушение звукопроизношения могут проявиться:
1) в отсутствии того или иного звука;
2) в искажении произношения звука;
3) в заменах одного звука другим.
Если ребенок длительное время не произносит нужный звук или заменяет
его другим (например Ш заменяет на С или Р на Л ), то в дальнейшем –после
постановки и автоматизации звука – может наблюдаться неустойчивое
употребление звуков в разных словах в силу их недостаточной
дифференциации.
Все артикуляционные позиции, необходимые для правильного
проговаривания звуков, оказываются сформированными, но нет умения
выбирать нужный звук, вследствие чего они и смешиваются. Ребенок в одних
словах может употреблять звук правильно, а в других – по-прежнему
заменяет его.
В таком случае необходимо начать работу по
дифференциации
смешиваемых звуков:
1.Отчетливое проговаривание слогов и слов;
2.Заучивание пословиц и поговорок, стихотворных тестов, включающих
смешиваемые звуки;
3.Повторение словосочетаний и предложений.
Одним из важнейших условий эффективности задания по дифференциации
звуков является постепенное и систематическое повышение темпа
выполнения речевых заданий. От неторопливого произношения слогов и
слов ребенок должен постепенно переходить к более быстрому, а затем к
ускоренному проговариванию словосочетаний, предложений, скороговорок
со смешиваемыми звуками.
Учитывая тесную связь между развитием речи и мышлением, некоторые из
предлагаемых мной заданий направлены на развитие и активизацию всей
познавательной деятельности ребенка: восприятие, внимание, памяти,
логического мышления.
Например, в игре «Доскажи словечко» развивается у детей внимание при
прослушивание стихотворного текста. При этом они учатся подбирать слова,
близкие по звучанию и подходящие по смыслу.
-2-
Во время отгадывания загадок развивается наблюдательность, образное и
логическое мышление.
В задание «Скажи наоборот» укрепляется умение подбирать антонимы к
словам, обогащается и активизируется словарный запас.
Повторение пословиц и поговорок закрепляет правильное употребление
звуков в самостоятельных речевых высказываниях.
В старшем дошкольном возрасте чаще всего встречаются смешивание звуков
С-Ш; Л-Р.
Хочу привести пример дифференциации звуков С-Ш:
1.Четкое произношение изолированных звуков («песенка водички» с-с-с-с-
с; «песенка воздушного шарика» ш-ш-ш-ш-ш), объяснение и показ
положения органов артикуляционного аппарата, графическое изображение
-Ш ; -С, название звука, демонстрация буквы, показ картинки.
2.Отгадывание загадок, ребенок отгадывает загадку, находит картинку –
отгадку. Например: «Живёт под крылечком, хвост колечком»(собака); « Сама
не ем, а людей кормлю» (ложка).
3.Речевая игра «Доскажи словечко»; «Он соло пел среди ветвей, его
назвали …(соловей)»; «В нашем доме на окошке сидят серенькие …
(кошки)».
4.Речевая игра «Скажи наоборот»; «Трава низкая, а дерево…(высокое)»;
«Ручей узкий, река…(широкая)».
5.Настольная игра «Четвертый лишний» (Какое слово лишнее?)
«Сапоги, шуба, босоножки, кроссовки»; «Собака, лиса, кошка, лошадь»
6.Многократное произношение слов, контролируя четкое произношение
звуков С-Ш. Сушка, старушка, сушилка; шелест, шерсть, машинист.
7. Многократное повторение словосочетаний, постепенно убыстряя темп.
«Сосновые шишки; весёлый малыш; шумный класс; сухие сушки; пушистая
кошка».
8.Повторение чистоговорок, Ша-ша-ша-Саша моет малыша; Су-су-су-
воздушный шарик я несу.
-3-
9.Медленное и четкое произношение предложения (2-3раза), контролируя
правильную артикуляцию. Ответ на вопросы: « Кто? Что делает? Где?
Какой?» и т.п. Повтор в быстром темпе.
«У Маши пушистая кошка»; «Пастушок спешит домой»
10.Повторение скороговорок «Саша любит сушки, а Соня – ватрушки»;
«Вымыли мышки миски для Мишки».
11.Повторение пословиц и поговорок «Поспешишь - людей насмешишь»;
«Меньше слов, да больше дела».
Опыт показывает: выполнив такие упражнения, и не один раз, дети четко
различают звуки на слух и безошибочно употребляют ранее смешиваемые
звуки в самостоятельных речевых высказываниях.