Автор: Комлева Ирина Сергеевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: ГБОУСОШ №250
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья.
Тема: "Педагогическое Эссе"
Раздел: среднее образование
Учитель физики Комлева Ирина Сергеевна.
Педагогическое эссе
«Роль педагога в современном обществе»
«Вы ничему не можете научить человека,
Вы можете только помочь ему открыть это в себе»
Галилео Галилей.
В
условиях
модернизации
российского
образования,
реализации
Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», введения
Федеральных
государственных
образовательных
стандартов
второго
поколения возрастает роль педагога. Происходят коренные преобразования в
системе образования: совершенствуются образовательные программы ОУ;
совершенствуется
программно-методическое
обеспечение
по
всем
предметам;
внедряются
новые
педагогические технологии
обучения
и
воспитания; шире используются возможности учреждений дополнительного
образования, культуры, спорта и др. для решения образовательных задач.
Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-
экономических
отношений,
формирования
новых
жизненных
установок
личности.
Развивающемуся
обществу
нужны
современные
образованные,
нравственные,
предприимчивые
люди,
которые
могут
самостоятельно
принимать
ответственные
решения
в
ситуации
выбора,
прогнозируя
их
возможные
последствия,
способные
к
сотрудничеству,
отличающиеся
мобильностью,
динамизмом,
конструктивностью,
коммуникабельностью
обладающие
развитым
чувством
ответ ственно сти
за
с уд ь бу
страны. Получается, что сейчас как никогда ранее, путь развития страны
зависит от нас, педагогов современной школы.
Каким же должен быть современный педагог, и какова роль педагога в
современном обществе?
Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Это человек,
способный
создавать
условия
для
развития
творческих
способностей,
развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить
их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для
себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности,
повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные
склонности и дарования. Учитель личность, организующая и реализующая
учебно-воспитательный
процесс
школы;
человек,
имеющий
специальную
подготовку
и
профе ссиона льно
занимающийся
педагогической
деятельностью. Духовное воспроизводство человека, сотворение личности -
важнейшая
социальная
функция
и
назначение
педагога
в
обществе.
Содействуя формированию человека как созидателя всех материальных и
духовных ценностей и как основной духовной ценности общества, педагоги
непосредственно
влияют
на
развитие
производительных
сил
общества,
приобщают
подрастающее
поколение
ко
всем
достижениям
мировой
культуры и создают тем самым предпосылки для дальнейшего прогресса
человечества.
Современный
учитель
находится
в
постоянном
творческом
поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «чему
учить школьников?».
Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,
умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Он
должен
выявлять
самые
лучшие
качества,
заложенные
в
душе
каждого
ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных
знаний, чтобы, закончив школу, они четко осознавали свое место в обществе
и могли работать на его благо, и были готовы к участию в решении текущих и
перспективных задач нашего общества.
Современный
учитель
–
это
профессионал,
мастер
своего
дела.
Профессионализм
педагога
определяется
его
профессиональной
пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е.
целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы
для выполнения профессиональной деятельности. Отличительными чертами
современного
педагога,
педагога
-
мастера
являются
постоянное
самосовершенствование,
самокритичность,
эрудиция
и
высокая
культура
труда.
Современный
учитель
–
человек,
способный
улыбаться
и
интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в
ней интересен ребенку.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: учитель – это не только
знаток
своего
предмета,
не
только
психолог,
исследователь,
но
и
яркая,
творческая личность, способная к саморазвитию, способная любить, быть
счастливой и сделать счастливым другого.
По-моему мнению, чтобы соответствовать требованиям современного
общества учитель должен быть счастливым человеком. Возникает вопрос:
«почему?». Потому что жизненный путь учителя - это линия, в которой тесно
переплетается наша работа и личная жизнь и порой, я понимаю, что не могу
провести черту между тем, где заканчивается моя работа и начинается личная
жизнь.
Учителям
надо
научиться
быть
счастливыми,
ведь
несчастный
учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога
ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят,
ощущают, что их любят и желают им добра.
Какое настроение подарит
учитель входящим в двери детям, таким и будет их день. Учитель пример для
подражания и как бы не сложилась жизнь, хочется, чтобы дети видели только
счастливое будущее.
Конечно, педагогика не всесильна. Но надо верить в
себя и свои силы и творить. И только тогда вера в светлое будущее передастся
ученикам, поможет им встать на ноги и откроет перед ними большой и
прекрасный мир. Быть современным учителем трудно – но возможно.
Закончить свое эссе хочется притчей:
«После сильного шторма на берегу океана сидел старец и размышлял о
жизни. А вдоль побережья шла маленькая девочка с корзинкой в руках. Она
собирала
в
неё
морских
звёзд,
выброшенных
на
берег
разбушевавшейся
стихией. Набрав полную корзину, девочка заходила в воду как можно глубже
и выбрасывала в неё морских звёзд. Затем девочка продолжала свой путь по
берегу. Когда она поравнялась со старцем, он подошёл и сказал: «Всех не
спасёшь. Для чего тогда?..»
Девочка посмотрела на старца, подняла очередную звезду и сказала:
«Всех не спасу, но эта будет жить...» Вошла в воду, бросила её на глубину и
пошла дальше , собирать морских звёзд в корзину».
Я согласна с этой девочкой.