Напоминание

"Нравственное и духовно-нравственное воспитание детей"


Автор: Ципунова Евгения Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад "Родничок"
Населённый пункт: п. Мокроус
Наименование материала: статья
Тема: "Нравственное и духовно-нравственное воспитание детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нравственное и духовно-нравственное воспитание детей

В

формировании

нового

человека

исключительно

велико

з н ач е н и е

нравственного … воспитания…

Вся

воспитательная

работа

должна

строиться на основе единства знаний,

убеждений и действия, слова и дела.

Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении

личности.

Исследования в области педагогики и психологии свидетельствует о

формировании основных моральных качеств личности именно в эти годы.

Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость.

Особая роль в нравственном воспитании и развитии ребенка отводится

семье.

Семья – это первая ступень, которая оказывает сильное воздействие на

формирующуюся личность, её воздействие длительно и постоянно.

Усваивая нормы поведения и отношения родителей, ребенок многое

перенимает

у

них,

соответственно

ведет

себя

с

близкими

людьми

и

за

пределами семьи.

Нравственное воспитание предусматривает формирования у ребенка

чувств, привычек, нравственного поведения и нравственных представлений.

Нравственное

развитие

происходит

благодаря

целенаправленному

воспитанию, ознакомления ребенка с нормами поведения в общественной

жизни, в процессе обучения с взрослыми и сверстниками.

Формирование

нравственных

качеств,

такие

как

совесть,

чувство

справедливости, честь, достоинство и т.д., длительный процесс, требующий

значительных усилий со стороны родителей и педагогов.

Повседневный опыт общения с окружающими служит источником как

положительных, так и отрицательных примеров поведения.

Подражательная

способность

детей

помогает

педагогу

научить

их

различать плохое и хорошее.

Педагогу, реализующему систему нравственного воспитания ребенка,

нужно иметь в виду, что нравственные поступки – всегда осознанный выбор

каждого, который зависит от степени развития нравственного сознания, тесно

связанного с опытом отношений, с окружающими и опытом собственного

поведения.

При

этом надо учитывать общие особенности психики ребенка и

специфику его нравственного развития.

Нравственное

формирование

личности

дошкольников

требует

соблюдения определенных педагогических условий:

гуманного отношения взрослых к ребенку;

четкой постановки задач нравственного обучения и воспитания;

создания условия для активной практической и интеллектуальной

деятельности

ребенка,

формирующей

доброжелательные

взаимоотношения.

Из всего вышеуказанного поднимается аспект духовно-нравственного

развития и воспитания детей. Именно он может обеспечить целостность и

гибкость

воспитательных

воздействий

взрослых

на

детей

в

различных

ситуациях их общения, а так же общения детей друг с другом, в процессе

реализации

совершенно

разных

направлений

развития

личности

ребенка:

социально-нравственного, обще-интеллектуального и общекультурного. Это

связанно

с

тем,

что

духовно-нравственное

воспитание

предполагает

формирования у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего

устойчивое и гармоническое развития личности ребенка.

Поэтому

в

проце ссе

духовно-нравственного

в о с п и т а н и я

осуществляется

воспитание

у

детей

чувство

долга,

справедливости,

искренности, ответственности, милосердия и

других качеств, способных

придать

высший

смысл

делам

и

мыслям

человека.

В

связи

с

этим

еще

Л.Н.Толстой

говорил,

что

духовный

человек

живет

своими

мыслями

и

чужими чувствами. В этом заключается один из самых главных результатов

пересечения

социально-нравственного,

обще-интеллектуального

и

общекультурного развития личности, как ребенка, так и взрослого.

Кроме того, такие результаты развития и воспитания способствуют

формированию

нравственных

и

духовных

качеств,

которые

являются

ключевым звеном в механизме принятия решений, касающихся духовно-

нравственного

поведения

человека,

развития

способности

противостоять

деструктивным, негуманным и асоциальным воздействиям, что очень важно

в современных условиях развития общества.

Это

серьезные

проблемы,

которые

стоят

перед

взрослыми,

занимающимися воспитанием современных детей. Они будут вставать снова

и снова, поднимаясь из пепла. Потому что решать их полностью невозможно,

пока «стоит мир», потому что «сущность человеческую» трудно исправить,

но надеяться на это и бороться за каждую душу нужно начинать уже в

дошкольном возрасте.

Потому что дети – это только дети …



В раздел образования