Автор: Ципунова Евгения Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад "Родничок"
Населённый пункт: п. Мокроус
Наименование материала: статья
Тема: "Нравственное и духовно-нравственное воспитание детей"
Раздел: дошкольное образование
Нравственное и духовно-нравственное воспитание детей
В
формировании
нового
человека
исключительно
велико
з н ач е н и е
нравственного … воспитания…
Вся
воспитательная
работа
должна
строиться на основе единства знаний,
убеждений и действия, слова и дела.
Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении
личности.
Исследования в области педагогики и психологии свидетельствует о
формировании основных моральных качеств личности именно в эти годы.
Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость.
Особая роль в нравственном воспитании и развитии ребенка отводится
семье.
Семья – это первая ступень, которая оказывает сильное воздействие на
формирующуюся личность, её воздействие длительно и постоянно.
Усваивая нормы поведения и отношения родителей, ребенок многое
перенимает
у
них,
соответственно
ведет
себя
с
близкими
людьми
и
за
пределами семьи.
Нравственное воспитание предусматривает формирования у ребенка
чувств, привычек, нравственного поведения и нравственных представлений.
Нравственное
развитие
происходит
благодаря
целенаправленному
воспитанию, ознакомления ребенка с нормами поведения в общественной
жизни, в процессе обучения с взрослыми и сверстниками.
Формирование
нравственных
качеств,
такие
как
–
совесть,
чувство
справедливости, честь, достоинство и т.д., длительный процесс, требующий
значительных усилий со стороны родителей и педагогов.
Повседневный опыт общения с окружающими служит источником как
положительных, так и отрицательных примеров поведения.
Подражательная
способность
детей
помогает
педагогу
научить
их
различать плохое и хорошее.
Педагогу, реализующему систему нравственного воспитания ребенка,
нужно иметь в виду, что нравственные поступки – всегда осознанный выбор
каждого, который зависит от степени развития нравственного сознания, тесно
связанного с опытом отношений, с окружающими и опытом собственного
поведения.
При
этом надо учитывать общие особенности психики ребенка и
специфику его нравственного развития.
Нравственное
формирование
личности
дошкольников
требует
соблюдения определенных педагогических условий:
гуманного отношения взрослых к ребенку;
четкой постановки задач нравственного обучения и воспитания;
создания условия для активной практической и интеллектуальной
деятельности
ребенка,
формирующей
доброжелательные
взаимоотношения.
Из всего вышеуказанного поднимается аспект духовно-нравственного
развития и воспитания детей. Именно он может обеспечить целостность и
гибкость
воспитательных
воздействий
взрослых
на
детей
в
различных
ситуациях их общения, а так же общения детей друг с другом, в процессе
реализации
совершенно
разных
направлений
развития
личности
ребенка:
социально-нравственного, обще-интеллектуального и общекультурного. Это
связанно
с
тем,
что
духовно-нравственное
воспитание
предполагает
формирования у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего
устойчивое и гармоническое развития личности ребенка.
Поэтому
в
проце ссе
духовно-нравственного
в о с п и т а н и я
осуществляется
воспитание
у
детей
чувство
долга,
справедливости,
искренности, ответственности, милосердия и
других качеств, способных
придать
высший
смысл
делам
и
мыслям
человека.
В
связи
с
этим
еще
Л.Н.Толстой
говорил,
что
духовный
человек
живет
своими
мыслями
и
чужими чувствами. В этом заключается один из самых главных результатов
пересечения
социально-нравственного,
обще-интеллектуального
и
общекультурного развития личности, как ребенка, так и взрослого.
Кроме того, такие результаты развития и воспитания способствуют
формированию
нравственных
и
духовных
качеств,
которые
являются
ключевым звеном в механизме принятия решений, касающихся духовно-
нравственного
поведения
человека,
развития
способности
противостоять
деструктивным, негуманным и асоциальным воздействиям, что очень важно
в современных условиях развития общества.
Это
серьезные
проблемы,
которые
стоят
перед
взрослыми,
занимающимися воспитанием современных детей. Они будут вставать снова
и снова, поднимаясь из пепла. Потому что решать их полностью невозможно,
пока «стоит мир», потому что «сущность человеческую» трудно исправить,
но надеяться на это и бороться за каждую душу нужно начинать уже в
дошкольном возрасте.
Потому что дети – это только дети …