Напоминание

Интеграция учебных предметов и развитие ключевых компетенций обучающихся в условиях ИКТ


Автор: Поташная Любовь Анатольевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 27
Населённый пункт: город Серов, Свердловской области
Наименование материала: аналитический отчет
Тема: Интеграция учебных предметов и развитие ключевых компетенций обучающихся в условиях ИКТ
Раздел: среднее образование





Назад




Введение

«Человек достигает успеха только

делая что-то сам».

(Александр Пятигорский, русский

философ)

Историческое

образование

сегодня

один

из

сложных

и

противоречивых элементов системы образования. В России ни одна наука не

претерпела столько изменений, как история. К историческому образованию

сегодня

проявляют

интерес

и

государственные,

и

политические

деятели.

Причины

этого

определяются

спецификой,

влиянием

на

воспитание

гражданских и нравственных качеств человека

Главная цель изучения истории – воспитание социально – активной

личности

с

высокими

идейно

нравственными

качествами,

четко

выраженным национально – культурным самосознанием.

В настоящее время российское педагогическое сообщество озадачено

тем,

как

обеспечить

становление

и

развитие

такой

системы

школьного

исторического образования, которая позволит учащимся подготовить себя к

ответам

на

вызовы

современного

информационного

общества

в

эпоху

глобализации.

В этих условиях система школьного исторического образования

призвана обратить первостепенное внимание на развивающую и ценностную

функции предмета «история».

Педагогам современной школы необходимо создавать условия для

практической

направленности

образовательного

процесса,

которая

может

осуществиться только через личностно-деятельностный подход.

Таким

образом,

в

условиях

развития

современного

общества

успешность выпускника школы зависит от его умения приспосабливаться к

изменяющимся

условиям

рынка

труда,

осваивать

новые

технологии,

осуществлять сбор и анализ необходимой информации. Опыт показывает, что

значительным

потенциалом

по

формированию

качеств,

позволяющих

успешно

решать

задачи

в

разнообразных

динамично

изменяющихся

ситуациях обладает ориентация образовательного процесса на формирование

ключевых компетентностей учащихся.

Исходя из этого основным направлением моей деятельности в

межаттестационный

период

являлась

интеграция

содержания

учебных

предметов

и развитие ключевых

компетенций обучающихся в условиях

применения

информационно

коммуникационных

технологий

на

уроках

истории.

3

В соответствии направлением были поставлены следующие задачи:

- актуализировать знания о теоретических и методологических основах

интеграции

содержания

учебных

предметов

и

развития

ключевых

компетенций обучающихся;

-

разработать

и

внедрить

в

практическую

деятельность

учебно-

методическое сопровождение учебных занятий и внеурочной деятельности с

применением технологий интегрированного обучения и информационно –

коммуникационных технологий;

- представить практические результаты педагогическому сообществу.

4

1.

Интеграция содержания учебных предметов

Основным направлением деятельности в межаттестационный период

была интеграция содержания учебных предметов. Интеграция определяется

как понятие, означающее состояние связанности отдельных частей в целом,

сближение наук, обеспечивающее целостное познание мира и способность

личности

системно

мыслить

при

решении

практических

задач.

Педагогическая направленность интеграции – это выход на более высокий

уровень

осмысления,

развитие

свободы

мышления,

формирование

креативности. Почему именно интеграция стала одним из направлений моей

деятельности?

Во

первых,

проблема

интеграции

в

образовательном

процессе

важна

и

современна.

Ее

актуальность

продиктована

новыми

социальными

запросами,

предъявляемыми

к

школе.

Активное

развитие

интегрированных

процессов

в

современной

науке,

политике,

экономике,

существенное

ускорение

темпов

развития

социальной

жизни

в

целом

и

образования

в

частности

активизируют

построение

образования

на

интегративной основе; во – вторых, интеграция как одно из направлений

деятельности

отражена

в

Программе

развития

МАОУ

СОШ

№27;

в

третьих,

современная

система

образования

направлена

на

формирование

высоко

образованной

,

интеллектуально

развитой

личности

с

целостным

представлением картины мира. Предметная разобщенность становится одной

из

причин

фрагментарности

мировоззрения

школьников.

Учащиеся,

как

правило, сложно интегрируют знания: на истории используют только знания

по истории и очень слабо применяют, если необходимо, знания их других

наук и наоборот.

Проблемой интегрированного обучения занимаюсь давно. Изучала

историю

интеграции

образования,

возможности

интегрированных

уроков.

Убедилась, что благодаря интегрированным урокам в сознании учеников

формируется наиболее активная и всесторонняя картина мира.

Корни процесса интеграции лежат в далеком прошлом классической

педагогики и связаны с идеей межпредметных связей. Еще великий дидактик

Ян Амос Коменский подчеркивал: «Все, что находится во взаимной связи,

должно преподаваться в такой же связи». Позднее к этой идее обращаются

многие

педагоги,

развивая

и

обобщая

ее.

Песталоцци

отмечал

особую

опасность отрыва одного предмета от другого, Дмитрий Ушинский говорил о

том, что знания должны строиться в обширный взгляд на мир. Проблемой

интеграции занимались Стоюнин, Бунаков, Водовозов, Богуславский и др.

На рубеже XIX

– XX

веков

интеграция

приобретает

ведущий

характер. В отечественной педагогике интегрирование достигло пика в 20-е

годы XX века. В 30-70-годы все новаторские идеи в этом направлении были

прерваны и только во второй половине 80-х годов вновь начинают играть

доминирующее значение.

Работу по интеграции учебного процесса начинала сама, затем

объединилась

с

учителями

географии,

химии,

английского

языка,

5

обществознания и др., затем вышла на уровень двух школ (№15 и 27), затем

провела разновозрастной интегрированный урок (8 и 10 кл.) «Россия XIX-

н.XX

века

колониальная

держава?».

Ежегодно

с

учителями

школьного

методического

объединения

разрабатываем

и

проводим

интегрированные

мероприятия на предметной неделе. Например, 2012 год-«Ломоносовский

обоз»; 2013 год-Олимпийские игры»; 2014 год-«Жемчужины Урала» (см.

портфолио).

Реализация интеграции в образовательном процессе осуществляется

мною

через

следующих

форм:

интегрированные

уроки,

внеурочную

деятельность,

проектную

деятельность

учащихся.

Типы

интегрированных

уроков

использую

самые

разнообразные:

урок

путешествие,

урок

дискуссия, урок – круглый стол, урок расследование и др.

Опыт по интеграции образовательного процесса был представлен

городскому педагогическому сообществу:

в 2010 году – интегрированный

урок (история и география, 10 кл.) «Энергетика Свердловской области XXI

века: история, проблемы, перспективы» для заместителей директоров школ

города и руководителей городских методических объединений; в 2011 году –

интегрированный урок (история и обществознание, 11 кл.) «Образование:

прошлое,

настоящее,

будущее»

для

учителей

истории

и

обществознания

ГМО; в 2012 году – интегрированный урок (история и английский язык, 11

кл.) «Британский парламент» для учителей истории и английского языка

города и учителей школьного методического объединения; в 2014 году

-

внеклассное интегрированное мероприятие (история и английский язык, 8, 10

классы)

«Открытие

Второго

фронта»

для

учителей

истории,

английского

языка,

естественных

наук;

внеклассное

интегрированное

мероприятие

(история,

биология,

химия,

география,

музыка,

6-10

е

классы)

«Пять

жемчужин

Урала»

для

заместителей

руководителей

образовательных

учреждений по воспитательной работе, педагогов – организаторов, классных

руководителей (см. портфолио).

В 2012-2013 и 2013 2014 годах приняла участие во Всероссийских

дистанционных конкурсах «Мой лучший урок и «Лучшее из опыта работы»,

представила

разработки

интегрированных

уроков

и

внеурочных

мероприятий:

Русско-американская

Аляска?»,

«Бабиновская

дорога:

прошлое,

настоящее,

будущее»,

«Британский

парламент»,

«Открытие

Второго фронта». По тогам конкурсов награждена Дипломами организатора

конкурсов информационно – методического центра Российской Федерации:

Дипломом III степени -1; Дипломом II степени -2; Дипломом участника -2

(см. портфолио).

Опыт

реализации

принципа

интеграции

в

учебном

процессе

представила

на

городском

методическом

семинаре

учителей

истории

и

обществознания в 2012 году (см. портфолио).

Вместе

с

учителями

школьного

методического

объединения

организовала и провела городской семинар «Интеграция учебного процесса»,

представив практический опыт педагогов ШМО по применению принципов

6

интеграции в образовательном процессе и развитию ключевых компетенций

обучающихся

(2010

год),

в

2011

году

такой

семинар

был

проведен

на

школьном уровне (см. портфолио).

7

2.

Развитие ключевых компетенций обучающихся в условиях

информационно-коммуникационных технологий на уроках

истории

Второе направление моей деятельности связано с развитием ключевых

компетенций

обучающихся

в

условиях

применения

информационно

коммуникационных технологий на уроках истории.

Компетентность

результат

образования,

выражающийся

в

овладении

учащимися

определенными

способами

деятельности

по

отношению к предмету воздействия. Значение данного результата в том , что

учащийся умеет целенаправленно управлять своей деятельностью, а итогом

его познавательной

и практической деятельности становится интеграция

результатов образования (знаний, умений ценностей и т.д.).

Для

школьной

образовательной

практики

можно

выделить

следующие

ключевые

компетентности

(«функциональные

компетенции,

которые помогут ученикам в выполнении настоящих и будущих социальных

ролей», Степанов С.В. к.п.н. Ставропольский государственный университет):

- коммуникативная – умение вступать в коммуникацию с целью быть

понятым, приобретение навыков работы в группе , овладение различными

ролями в коллективе, умение письменно и устно излагать результаты своего

исследования с использованием компьютерных средств и технологий;

-

информационная

владение

современными

информационными

технологиями,

умение

самостоятельно

искать,

анализировать

и

отбирать

необходимую информацию; организовывать, преобразовывать, сохранять и

передавать ее;

- социально-трудовая - умение жить и работать в коллективе, умение

анализировать

ситуацию

на

рынке

труда,

владеть

этикой

трудовых

и

гражданских взаимоотношений;

-

компетенция

личностного

самосовершенствования

умение

осваивать способы физического, духовного и интеллектуального развития,

эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку;

-и другие компетенции.

Следовательно,

учитель

должен

не

просто

вооружить

ученика

фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание

учиться всю жизнь, работать в команде, способность к саморазвитию на

основе рефлексивной самоорганицации. Добиться этого можно, если, обучая

детей, учить их:

- не запоминать большой набор готовых знаний, а уметь пользоваться

знаниями;

ориентироваться

в

их

системе,

самостоятельно

расширяя

и

применяя знания по мере необходимости; не заучивать все подряд, а учиться

выбирать главное и интересное;

- не искать и повторять готовые ответы, а самостоятельно открывать

новое, делать выводы; принимать решения и отвечать за них.

8

Этому способствует деятельностный подход, который осуществляется

на уроках через:

- моделирование и анализ жизненных ситуаций;

-участие

в

проектной

деятельно сти,

владение

приемами

исследовательской деятельности;

-

вовлечение

учащихся

в

игровую,

оценочно

дискуссионную,

рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность.

Учащиеся:

- работают с источниками информации;

-решают познавательные и практические задачи;

-аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению

через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах;

- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

Важной

характеристикой

деятельностного

подхода

является

системность.

Системно-деятельностный

подход

осуществляется

на

различных этапах урока:

-на этапе актуализации знаний создается проблемная ситуация, которая

предполагает наличие различных вариантов решения проблем; (например,

при

изучении

темы

«Либеральные

реформы

Александра I"

проблема

формируется таким образом: дается характеристика Александра I, его черты

характера, образование и т.д., затем обращаемся к историческим документам,

отвечая на вопросы к ним. Сравнивают первый и второй ответы, отвечают на

вопрос, какое наблюдается противоречие? Какую проблему нам предстоит

решить? (Александр I – либерал или консерватор?) Дале на протяжении урока

обращаемся

к

проблеме,

ищем

аргументы,

учащиеся

предлагают

версии,

записываем в тетрадь, делаем выводы).

-

на

этапе

включения

нового

знания

в

систему;

(например,

при

изучении

темы

«Начало

Отечественной

войны

1812

года»

(8

класс)

совместно с учащимися определяем цель урока, а в ходе изучения нового

материала после знакомства с текстом учебника, документами, обсуждаем

проблему, кто победил в Бородинском сражении?)

- на этапе повторения;

-

на

этапе

обобщения

полученных

знаний

и

рефлексии

учебной

деятельности.

Использование системно-деятельностного подхода ориентировано

прежде всего на формирование информационно-коммуникативной культуры

учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их

мотивированности

к

самостоятельной

учебной

работе.

Преимуществом

деятельностного

подхода

является

то,

что

он

органично

сочетается

с

различными

современными

образовательными

технологиями:

ИКТ,

игровыми

технологиями,

технологиями

критического

мышления,

технологией исследовательской и проектной деятельности и др.

Развитию

ключевых

компетенций

способствует

использование

в

учебном процессе информационно – коммуникационных технологий (ИКТ).

9

Информационные технологии обучения – это все технологии, использующие

специальные технические информационные действия : компьютер, интернет,

аудио -, видеотехнику.

Наиболее актуальной в последнее время в школе становится проектная

деятельность обучающихся как на уроках истории, так и во внеурочное

время. Метод проектов является одним из ведущих средств формирования

ключевых

компетентностей

школьников.

Каждый

проект

предполагает

создание

презентации,

которая

выполняет

различные

функции:

в

исследовательских работах – это иллюстрация к публичному выступлению на

конференции; в творческих проектах важна и информация, и возможность

воздействовать на зрителя с помощью музыки, озвучивания, изображения,

дополнительных

эффектов

анимации.

Необходимо

соблюдать

некоторые

правила

при

подготовке

презентации:

не

брать

готовые

презентации;

не

использовать большой текст.

Проекты удобны тем, что они очень разнообразны по форме,

содержанию,

характеру

деятельности,

по

количеству

участников,

по

продолжительно сти

исполнения.

На

уроках

чаще

и с п ол ь зуе м

информационные

проекты,

реже,

но

обязательно

используем

творческие

проекты, такие проекты предполагают оформление результатов (например,

создание наглядных пособий). Творческие проекты, как правило, требуют

серьезной и длительной подготовки. В созданы благоприятные условия для

работы над такими проектамишколе – это творческие экзамены, на которых

учащиеся публично выступают с защитой проекта. Еще одна форма проекта

исследовательские

,

которые

предполагают

пусть

даже

небольшое,

но

исследование. Такие проекты мы представляем к защите на семинарах, на

городских и школьных научно – практических конференциях, где учащиеся

становятся

победителями,

призерами.

(Например,

«Киселевское

водохранилище: причины аварии и будущее водохранилища»- 1 место на

Каменном поясе и 2 место на городской НПК; проект «Бабиновская дорога:

прошлое, настоящее, будущее»- 2 место на НПК и 3 место на каменном поясе

и другие проекты)(см. портфолио).

Выполняя проект обучающиеся должны уметь находить, критически

отбирать

нужную

информацию,

производить

ее

электронную

обработку,

сканировать,

форматировать

иллюстративный

материал,

работать

с

гиперссылками,

структуировать

материал,

соблюдать

требования

к

оформлению

проекта.

Преподавателю

в

рамках

проекта

отводится

роль

координатора, эксперта, консультанта.

Проектная

деятельность

обучающихся

с

использованием

ИКТ

формирует у них умения организовывать свою деятельность, определять ее

цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на

практике; воздействовать с другими людьми в достижении общих целей;

оценивать достигнутые результаты. В данном случае формируются учебно –

познавательные компетенции. Учителю проектная деятельность позволяет

10

осуществлять

индивидуальный

подход

к

каждому

ребенку,

распределять

обязанность в группах по способностям и интересам детей.

Проекты

способствуют

развитию

компетенции

личностного

самосовершенствования: овладению способами деятельности в собственных

интересах

и

возможностях,

что

выражается

в

самопознании,

развитии

необходимых

современному

человеку.

История

как

учебный

предмет

замечательная

почва

для

проектной

деятельности.

Интересная

работа

(индивидуальна

и

в

группах)

дает

возможность

учащимся

почувствовать

предмет, получить новые знания.Ежегодно учащиеся на творческом экзамене

представляют

6-8

проектов

по

истории,

сейчас

уже

9

человек

изъявили

желание

работать

над

проектами,

почти

готовы

представить

их

на

творческом экзамене в апреле месяце.Лучшие работы будут представлены на

городской

НПК

в

2015-2016

учебном

году.

Каждый

ученик

в

течение

учебного года

1-2 раза выступают с мини – проектами на уроках (см.

портфолио).

Практика проведения уроков с использованием ИКТ, диагностики,

анкетирование

обучающихся

показали

преимущество

таких

уроков

по

совершенствованию и активизации у учащихся положительной мотивации по

выполнению

практических

действий.

Это

технология

не

только

сегодняшнего, но и завтрашнего дня, это хороший выбор для преподавателей.

Совершенствование учебного процесса обеспечивает стабильный

уровень

результатов.

На

основании

анкетирования,

мониторинга

образованности

учащихся

можно

констатировать

следующие

результаты:

созданы условия , необходимые для комфортного обучения школьников; все

обучающиеся

осваивают

требования

государственного

образовательного

стандарта; качество образования в-11 классах составляет 60 – 80- %

при

100% успеваемости. Ежегодно 100 % выпускников, выбравших историю в

качестве предмета по выбору, успешно преодолевают установленный порог

на

ЕГЭ;

наблюдается

стабильная

динамика

результатов:

средний

балл

выпускников в 2012-2014 годах составил 59,5 балла, что выше результатов

России, Свердловской области, в2012 году на 8,4 и 9,4 балла соответственно;

в 2013 году на 4,7 и 6,1 балла; в 2014 году на 4,8 и 10,5 балла. По результатам

ЕГЭ по истории выпускники зачисляются в различные ВУЗы Российской

Федерации,

в том числе и на исторические

факультеты. Что помогает

успешно

сдавать

ЕГЭ?

Это

и

элективный

курс

«История

в

лицах»,

дополнительные

консультации,

индивидуальные

занятия,

выполнение

заданий разного типа и уровня сложности (например, 1 группа – задания с

выбором ответапроверяется знание дат, фактов, событий) 2 группа – более

сложные

задания

(соотнесение

двух

рядов

информации,

установление

последовательности событий и др.)(см. портфолио).

С

целью

определения

степени

удовлетворенности

учащихся

предметом «история» провела анкетирование по методике Андреева П.А.

Анкета

«Интерес

к

предмету».

Учащимся

предлагается

определить

свое

отношение к предмету, поставив в нужной графе +

11

1.

На этом уроке бывает интересно

2.

Нравится получать хорошие отметки

3.

Этот предмет пригодится мне для сдачи ЕГЭ

4.

Предмет полезен для жизни

5.

На уроке узнаю много нового

6.

Получаю удовольствие, работая на уроке

7.

Легко дается этот предмет

8.

Стремлюсь узнать больше, чем требует учитель (см. портфолио).

Есть еще способ определить интерес к истории обучающихся (также по

Андрееву П.А.)

Показатели

повышения

роста

мотивации

к

изучению

истории

я

выделяю следующие:

1.Позитивная

динамика

количества

учащихся

участников

олимпиад различных уровней (предст. в таблице)

2.Количество призовых мест в предметных олимпиадах и конкурсах,

полученных учащимися за 5 лет (предст. в таблице)

3.

Позитивная

динамика

количества

учащихся,

принимающих

участие в творческих конкурсах (предст. в таблице)

4.

Позитивная

динамика

количества

учащихся,

участвующих

в

исследовательской и проектной деятельности (предст. в таблице)

5. Позитивная динамика уровня качества обучения (диагр. по итогам

за четверти, учебные годы)

На основании данных можно сделать вывод о том, что количество

учащихся, участвующих в различных видах внеурочной деятельности по

предмету

ежегодно

увеличивается,

а

значит

растет

интерес

учащихся

к

предмету (см. портфолио).

Творческая

активность

обучающихся

носит

системный

характер.

Школьники

ежегодно

принимают

участие

в

городских

предметных

конкурсах и муниципальных этапах Всероссийской олимпиады школьников

по истории и обществознанию, проводимых в рамках фестиваля «Юные

интеллектуалы Серовского городского округа»; занимают призовые места.

2010 год-городская игра «Великие битвы Великой войны»-3 место;

муниципальный

этап

Всероссийской

олимпиады

школьников

по

обществознанию -1 и 2 места, по истории – 2 место (см. портфолио);

2011

год-

городская

конференция

«Каменный

пояс»

(проект

«Киселевское

водохранилище»,10

кл.)-2

место,

городская

научно-

практическая

конференция

старшеклассников(проект

«Бабиновская

дорога»,10 кл.)- 2 место; муниципальный этап Всероссийской олимпиады

школьников по истории-4 призера; 9 учащихся награждены Грамотами по

результатам

очного

тура

Международной

интернет-олимпиады

(Премьер-

лига, Высшая лига);(см. портфолио).

2012

год

городской

краеведческий

конкурс

«Героям

1812

года

посвящается

«

(10

кл.)-

1

место;

городская

научно

практическая

конференция

(11

кл.)-

2

место;

муниципальный

этап

Всероссийской

12

олимпиады

школьников

по

истории

1

победитель

и

1

призер;(см.

портфолио).

2013 год- городской конкурс «Край родной, земля уральская»-2 место;

муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории- 1

победитель и 4 призовых места; 1, 2, 4, места в 1 Всероссийской олимпиаде

учреждений общего, начального и среднего профессионального образования

по истории (г.Екатеринбург); 1 место на этапе «История» в городской игре

«Умники

и

умницы»;

Диплом

3

степени

по

итогам

Международной

интернет-олимпиады.

Учащийся

10

класса

награжден

Премией

Главы

Серовского городского округа за достижения в области изучения истории.

Команда 8 класса на областном конкурсе «Будь здоров» на этапе «История»

заняла 2 место (Г.Екатеринбург).

2014 год- городская игра «История культуры России первой половины

19

века»

-

1

место;

муниципальный

этап

Всероссийской

олимпиады

школьников по

истории

- 1 победитель и 4 призера; 1 место

на этапе

«История» в городской игре «Умники и умницы»; Диплом 1 степени (1

человек),

Диплом

2

степени

(3

человека)

по

итогам

Международной

интернет-олимпиады, ,очный тур (Высшая и Премьер-лига). 1 место во 2-ой

Всероссийской

олимпиаде

учреждений

общего,

начального

и

среднего

профессионального

образования

по

истории

(г.Екатеринбург).(см.

портфолио).

Хочу отметить, что преподаватель должен постоянно повышать свой

профессиональный уровень и также обязан быть компетентным. «Педагоги

не могут кого – то успешно учить, если в это же время не учатся сами» -

говорит Али Апшерони.

С этой целью активно участвую в методической

работе.

Ежегодно принимаю участие в методических семинарах городского и

областного

уровней:

в

областном

семинаре

«Современные

подходы

в

преподавании истории в соответствии с идеологией ФГОС ООО»(Н.Ляля,

2013год);

в

областном

семинаре

«патриотическое

воспитание

молодежи»(центр

Б.Н.Ельцина,

г.Екатеринбург,

2013

год);

в

областном

семинаре

«Интегрированный

подход

в

образовании

как

средство

формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся»

(п.Лобва, 2013год); в III городском Форуме учителей истории «Современная

российская государственность и политические лидеры» (г.Екатеринбург, 2012

год).

Опыт

реализации

принципа

интеграции

в

учебном

процессе

представила на городском методическом семинаре «Воспитание гражданской

позиции учащихся на уроках истории, обществознания, права» (г.Серов, 2012

год).(см. портфолио).

Активно

участвую

в

работе

городского

методического

объединения

учителей

истории:

организую

и

провожу

предметные

конкурсы,

игры;

разрабатываю

материалы

школьного

этапа

Всероссийской

олимпиады

школьников

по

истории

для

школ

города;

вхожу

в

состав

экспертной

комиссии по проверке олимпиадных работ муниципального этапа; участвую в

13

методических семинарах. С 2006 по 2010 год являлась руководителем ГМО

учителей истории и обществознания; с 1996 года являюсь руководителем

школьного методического объединения учителей истории, обществознания,

естественных наук. Учителями ШМО разработана и успешно внедряется в

практическую

деятельность

программа

по

преодолению

неуспеваемости

учащихся,

накоплен

опыт

в

реализации

элективных

курсов,

проводятся

открытые мероприятия, в том числе интегрированные, семинары на уровне

школы и города; всегда интересно проходят предметные недели и др.

В

межаттестационный

период

целенаправленно

занималась

повышением

квалификации.

Прошла

обучение

на

курсах

повышения

квалификации по образовательным программам: «Преподавание истории и

обществознания

в

условиях

перехода

к

федеральным

образовательным

стандартам общего образования»( Институт развития образования 2011 год,

72 часа); «Подготовка организаторов единого государственного экзамена и

основного

государственного

экзамена

использованием

дистанционных

образовательных технологий»(Нижнетагильский филиал Института развития

образования, 2014 год, 20 часов)(см. портфолио).

Комфортной обстановке на уроках, развитию творчества учителя и

обучающихся способствует и учебно-методическая база. В кабинете имеются

карты, атласы , большое количество учебных фильмов, презентаций, тестов,

видеоуроков и т.д. Стенды в кабинете позволяют информировать учащихся о

событиях,

исторических

юбилеях,

помогает

организовать

работу

по

подготовке к ЕГЭ, семинарам.

Заключение

В заключении хотелось бы сказать, что сегодня преподаватель имеет

возможность

качественно

изменить

процесс

обучения

и

воспитания:

14

информационные

и

коммуникативные

технологии

облегчают

творческую

работу учителя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои

педагогические

находки,

а

также

формировать

у

обучающихся

образовательные

компетенции,

повышать

уровень

умений

работать

с

информацией,

реализовать

творческие

возможности,

увеличивать

долю

самостоятельной работы учащихся, повышать темп урока.

В условиях перехода образовательных школ на ФГОС перед учителями

ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами,

формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой

обстановке

на

качественно

высоком

уровне.

Реализации

данных

задач

в

полной

мере

способствует

системно-деятельностный

подход

в

обучении,

который заложен в новые стандарты. Основная идея его состоит в том, что

новые

знания

не

даются

в

готовом

виде.

Дети

«открывают»

их

сами

в

процессе самостоятельной исследовательской деятельности, они становятся

маленькими

учеными,

делающими

свое

собственное

открытие.

Задача

учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все

наглядно

и

доступно

объяснить,

показать

и

рассказать.

Учитель

должен

организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались

до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых

условиях.

Чтобы

достичь

хороших

результатов,

успешно

работать

в

новых

условиях, определила для себя направления деятельности на следующий

межаттестационный период:

совершенствование ключевых компетенций обучающихся посредством

применения

информационно-коммуникационных

технологий

в

условиях

перехода к ФГОС ООО .

Разработала план действий:

- изучение теоретических аспектов данного вопроса;

-

прохождение

дополнительных

курсов

по

ФГОСу

(предыдущие

прошла в 2011г.);

-

разработка

и

внедрение

в

практическую

деятельность

учебно-

методического сопровождения учебных занятий (отбор приёмов, средств,

методов).



В раздел образования