Напоминание

Методический кабинет – как современная форма и условие обобщения, диссеминации педагогического опыта.


Автор: Бахтина Светлана Михайловна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №16 Колпинского района Санкт-Петербург
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Методический кабинет – как современная форма и условие обобщения, диссеминации педагогического опыта.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методические мастерские

Методический кабинет – как современная форма и условие обобщения, диссеминации

педагогического опыта.

Старший воспитатель

Бахтина С.М.

ГБДОУ детский сад№16

Колпинского района СПБ

Актуальность проблемы. На сегодняшний день обобщение и диссеминация ППО

является одной из актуальных тем как для образования, так и каждого педагога. Внедрение

передового педагогического опыта также может быть организованно в любом учреждении

независимо от качественного состава кадров, так как использование опыта коллег своего

или

другого

учреждения

может

существенно

улучшить

работу

данного

педагога

и

коллектива

в

целом. Выводит педагога на новый профессиональный уровень, являясь

способом профессиональной рефлексии, и служит развитию методологической культуры

педагога.

ППО

- материал, представляющий опыт работы лучших педагогов дошкольного

учреждения, должен так же присутствовать в кабинете и быть соответствующим образом

оформлен.

Из опыта моей работы хотелось бы выделить трудности, которые испытывают педагоги:

В чем состоит трудность для педагогов

-не понимание педагогами, что тематика обобщенного опыта должна

быть

связана

с

разработкой

и

внедрением

передовых

технологий,

нацеленных

на

получение качественно новых образовательных результатов, а не на опыт применения

давно апробированных в практике;

-Не

пришло

еще

осознание

педагогами,

что

это

необходимо

ему

самому

для

профессионального роста;

- обобщение опыта требует времени, усилий и знания технологии обобщения.

-не всегда творчески работающий педагог

готов к созданию своего опыта на уровне

теории,

самоанализу

и

структурированию

своей

педагогической

практики,

предоставлению деятельности коллегам.

Важны также и условия распространения педагогического опыта. Предоставление

опыта в такой форме, которая будет достаточно ясна и наглядна, технологична и доступна

не

только

для

восприятия,

но

и

для

реализации

в

конкретных

условиях.

Вызвать

заинтересованность педагогов в овладении инновационным опытом, актуализировать у

них

желание

и

профессиональную

готовность

использовать

его

в

своей

практике.

Определить формы и этапы распространения педагогического опыта

на различных уровнях: в дошкольном учреждении, на районном уровне, на городском

уровне.

Алгоритм выявления передового педагогического опыта:

1. Выявление ППО

-мониторинг деятельности с целью выявление педагогов, получающих устойчивые

положительные результаты;

-анализ полученных данных;

-сопоставление данных мониторинга с критериями ППО

2. Изучение ППО

- классификация передового педагогического опыта;

- выработка рекомендаций, памяток и т.д. для педагога по обобщению опыта.

3. Работа педагога по представлению своего опыта ;

4. Анализ и обобщение ППО

Обобщение передового педагогического опыта – неотъемлемая часть методической

работы. Оно предполагает описание содержания работы по проблеме, показ наиболее

устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы,

убедительно

свидетельствующих

о

том,

почему

данные

методы

и

приёмы

являются

оптимальными.

Одна из самых сложных форм обобщения материала – это письменный доклад на

педсовете. Но существуют и другие, более простые формы обобщения опыта. Например:

показ работы, открытый просмотр. Педагогам предлагается посмотреть приёмы, формы

организации

детей,

которые

стали

для

данного

воспитателя

устоявшейся

нормой,

проверенным способом достижения высоких результатов.

Воспитатель может выступить на педсовете, семинаре, консультации с рассказом об

опыте,

где

непосредственно

в

живом

изложении

поделится

концентрированной

информацией,

приведёт

примеры,

обозначит

проблемы,

причины,

по

которым

могут

возникнуть трудности в овладении технологией опыта.

Наиболее

сложной

формой

обобщения

опыта

является

его

описание.

Оно

предполагает более глубокий уровень обобщения, раскрывает систему работы, истоки

опыта и пути его становления.

Диссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы

осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до

целевой аудитории.

Размещение материалов в сети Интернет

Публикации в печатных изданиях

Персональные САЙТЫ педагогов

Банк презентаций педагогов;

Конкурсы рассматриваются как возможность диссеминации педагогических идей,

эффективная форма повышения квалификации.

Развитие

профессионализма

педагога

в

конкурсах

педагогического

мастерства

включает:

Iэтап – этап вхождения педагога в конкурс, на котором происходит осознание

своих возможностей и готовности участвовать в конкурсе профессионального мастерства;

IIэтап

собственно

конкурсный,

на

котором

происходит

раскрытие

способностей, личностных и профессиональных качеств конкурсанта, его утверждение в

условиях конкурса, подтверждение собственного профессионального уровня;

III

этап

постконкурсный,

на

котором

осуществляется

прогнозирование

дальнейшей

деятельности

конкурсанта,

происходит

более

глубокое

осмысление

профессиональных ценностей, необходимости роста профессиональной успешности.

В связи с этим повышается роль

методической службы в оказании помощи и

поддержки педагогу, решившему принять участие в профессиональном конкурсе.

Специфика

методического

сопровождения

педагога

выражается

в

гибком

реагировании

на

степень

профессиональной

готовности

участника

к

конкурсу

и

предполагает

непрерывность

деятельности

сторон,

заинтересованных

в

развитии

профессионализма педагога;

целостный подход к личности педагога, участвующего в конкурсах педагогического

мастерства;

направленность

динамики

профессионального

развития

конкурсанта

на

формирование мотива достижения успеха в конкурсе и в постконкурсный период.

В

рамках

данной

работы

традиционно

организуется

подготовка

педагогов

к

конкурсам

профессионального

мастерства.

Посредством

анкетирования

выявляются

затруднения, которые испытывают педагоги и другие специалисты при организации и

проведении конкурсов,

Н а I этапе проводятся семинары, консультации, посвященные не только анализу

профессиональных затруднений педагогов, участвующих в конкурсах профессионального

мастерства, но и поиску путей их устранения. Особое внимание уделяется следующим

вопросам:

использование технологии анализа педагогической деятельности;

определение соответствия технологии проведения од заявленной концепции;

оказание

консультативной

помощи

педагогам

в

отборе

содержания

и

редактировании предлагаемого конкурсантами материала;

разработка

механизма

распространения

представленного

конкурсантами

педагогического опыта;

написание эссе;

подготовка самопрезентации.

II

этап

методическое

сопровождение

участников

конкурсов

(педагогов-

конкурсантов).

На

данном

этапе

предусматривается

индивидуальное

консультирование

конкурсантов

по

вопросам

современного

образования,

требований

к

выполнению

различных конкурсных заданий, оформлению материалов конкурса, выставок-презентаций

и т.д.

III этап – методическое сопровождение конкурсантов в постконкурсный период с

целью дальнейшего развития их профессионализма.

Методическое сопровождение на этом этапе носит персонифицированный характер.

Осознанно

или

интуитивно

«педагоги

года»

ищут

возможность

продолжения

профессионального общения того уровня, которое может быть только на конкурсе. Они

участвуют

в

работе

семинаров,

проводят

открытые

просмотры

и

мастер-классы

для«будущих» конкурсантов, участвуют в составе жюри на конкурсах профессионального

мастерства. Опыт победителей и лауреатов конкурсов д.б. обобщен, распространен и

использоваться в рамках системы повышения квалификации.

Что примечательно,

конкурс –

это стартовая площадка профессионального и

карьерного роста.

образовательного

процесса,

которые

бы

способствовали

осознанию

детьми

необходимости и развитию умения самостоятельного приобретения знаний.

Таким образом, основу методического сопровождения составляет формирующий

подход,

обеспечивающий:

сохранение

позитивного

в

приобретенной

стратегии

профессиональной

деятельности

конкурсанта;

обеспечение

условий

адаптации

конкурсанта к развивающейся практике конкурсов, а также направленность динамики

профессионального развития педагога в постконкурсный период.

Практическое задание – заполнение технологической карты «Я иду на конкурс».



В раздел образования