Напоминание

Организация и проведение утренней гимнастики в детском саду


Автор: Дударева Марина Константиновна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 63" г. Воркуты
Населённый пункт: город Воркута,Республика Коми
Наименование материала: статья
Тема: Организация и проведение утренней гимнастики в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация и проведение утренней гимнастики в детском саду

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, её

организация

должна

быть

направлена

на

решение

оздоровительных

задач,

поднятие

эмоционального

и

мышечного

тонуса

детей.

Несложный

комплекс

физических

упражнений,

выполняемых ежедневно, оказывает положительное влияние на деятельность всех органов и

систем ребёнка (сердечно-сосудистую, дыхательную, опорно-двигательный аппарат), способствует

нормальному

обмену

веществ,

благоприятно

сказывается

на

развитии

важных

двигательных

умений,

формировании

правильной

осанки

и

предупреждении

плоскостопия,

воспитывает

привычку и потребность заниматься физкультурой каждый день.

Посредством утренней гимнастики решаются совершенно особенные задачи, а именно:

«разбудить» организм ребёнка, настроить его на действенный лад. Кроме того, она обеспечивает

организованное

начало

дня

в

детском

саду,

даёт

возможность

переключить

внимание

воспитанников на совместные формы деятельности.

В процессе утренней гимнастики решаются в той или иной степени задачи всестороннего

развития детей.

Выполнение детьми физических упражнений на свежем воздухе или в чистом помещении с

открытыми

фрамугами,

окнами

в

сочетании

с

водными

процедурами

даёт

наибольший

оздоровительный

эффект,

у

детей

вырабатывается

иммунитет

к

простудным

заболеваниям,

возникает ощущение свежести, лёгкости, радости.

Утренняя гимнастика включается в режим с первой младшей группы и проводится ежедневно,

до завтрака, в течение определённого для каждой возрастной группы времени, на воздухе или в

помещении (в зависимости от условий).

В дошкольных учреждениях могут быть использованы:

традиционные комплексы утренней гимнастики

утренняя гимнастика игрового характера

утренняя гимнастика с использованием полосы препятствий

утренняя гимнастика с включением оздоровительных пробежек

утренняя гимнастика с использованием простейших тренажёров.

Содержание традиционного комплекса утренней гимнастики составляют:

Строевые упражнения (построение, перестроение, повороты, размыкания и смыкания).

В начале года детей 1 младшей группы перед выполнением упражнений не строят: они ходят и

бегают стайкой, врассыпную. В дальнейшем и в этой группе утренняя гимнастика начинается с

построения в колонну по одному или в одну шеренгу. Повороты чаще используются в старших

группах.

Непродолжительная ходьба разного вида в чередовании с бегом в умеренном темпе.

В начале утренней гимнастики часто даётся ходьба на месте (обычная, с высоким подниманием

колен), это помогает организовать детей, сосредоточить их внимание. Целесообразно в начале и в

конце утренней гимнастики давать разные виды ходьбы для предупреждения плоскостопия (на

носках, на пятках, краях стоп), полезно менять скорость ходьбы (с ускорением и замедлением). Бег

на утренней гимнастике в младших группах проводится стайкой, врассыпную, а потом детей

приучают бегать в колонне

друг за другом, как на месте, так и с продвижением в разных

направлениях.

При

проведении

ходьбы

и

бега

используются

образы,

имитации

(«цапли»,

«медвежата», «торопимся на автобус» и т.п.). Нужно следить, чтобы при ходьбе и беге дети не

шаркали ногами, держали голову прямо, ритмично размахивали руками, чтобы дети бегали на

носках, поднимая выше колени, дышали через нос. Воспитатель соответствующими указаниями

предупреждает ошибки, а если они возникают, исправляет их, не прекращая движения.

Разные построения для выполнения общеразвивающих упражнений.

Детей младшего возраста строят врассыпную, в круг с использованием зрительных

ориентиров. Со средней группы обычно перестраивают в три, четыре звена за направляющим. При

таком перестроении воспитателю легче наблюдать за качеством выполнения упражнений всеми

детьми, обращать внимание на правильную осанку. Желательно, чтобы перестроения во всех

возрастных группах проводились по зрительным ориентирам.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ).

Упражнения

в

комплексах

для

детей

дошкольного

возраста

целесообразно

располагать

в

следующем порядке:

1.

Упражнения для шеи.

2.

Упражнения для рук и плечевого пояса. При отсутствии специальных дыхательных упражнений по

возможности надо фиксировать вдох и выдох.

3.

Упражнения для прямых мышц туловища (наклоны вперёд, упражнения для брюшного пресса из

исходного положения лёжа на спине, сидя и т.п.)

4.

Упражнения для косых мышц туловища (повороты туловища, наклоны в стороны)

5.

Упражнения для ног

6.

Прыжки в чередовании с ходьбой

7.

Дыхательные упражнения по необходимости

8.

Упражнения на координацию движений

Общеразвивающие

упражнения

для

утренней

гимнастики

подбираются

в

следующей

последовательности: сначала даются упражнения для мышц плечевого пояса и рук, после этого

целесообразны упражнения, укрепляющие мышцы туловища и ног.*** В младших группах почти

все они носят имитационный характер и проводятся в игровой форме. В конце гимнастики, после

интенсивного бега или прыжков в сочетании с ходьбой, могут выполняться упражнения для

плечевого пояса и рук, которые помогают успокоить организм (снимают нагрузки и регулируют

дыхание). Упражнения для крупных мышц сочетают с движениями для мышц шеи, кистей,

пальцев рук и стопы (особенно в старшем возрасте). Например, при поднимании рук вверх

рекомендуется одновременно сжимать и разжимать пальцы.

Количество и дозировка ОРУ увеличиваются с возрастом детей, по мере улучшения

физического развития и физической подготовленности (см. Приложение 2).

Общеразвивающие упражнения выполняются из разных исходных положений (стоя, сидя,

лёжа, на коленях), с различными положениями рук. Исходные положения сидя, лёжа выгодны тем,

что снимают давление массы тела на позвоночник и неокрепший свод стоп, позволяют увеличить

напряжение

отдельных

мышц.

Поэтому

на

утренней

гимнастике

рекомендуется

пользоваться

стульями, гимнастическими скамейками для выполнения упражнений из исходных положений

сидя.

В младших группах воспитатель выполняет ОРУ вместе с детьми, постоянно привлекая

внимание детей к образцу, показывая и поясняя упражнение, правильные способы движения.

Одновременно он наблюдает за детьми,

делает необходимые указания по ходу движений за

качеством выполнения, соблюдением исходного положения осуществляя индивидуальную работу.

В средней группе он сначала называет упражнение, кратко объясняет или показывает его, а затем

подаёт команду для исходного положения и выполнения. Внимание детей фиксируется на наиболее

трудных

элементах

упражнения.

Воспитатель

постепенно

приучает

детей

действовать

одновременно, в общем для всех темпе. Начиная со средней группы педагог приучает детей к

правильному положению корпуса во время выполнения упражнений. В старшем возрасте дети

могут выполнять упражнения по названию. Объяснение должно быть чётким и кратким. К показу

воспитатель

широко

привлекает

детей,

хорошо

владеющих

данными

движениями.

Это

даёт

педагогу возможность ходить между рядами воспитанников, оказывать индивидуальную помощь.

На протяжении всей гимнастики педагог привлекает внимание детей к их осанке, выправке,

напоминает о правильном дыхании.

При выполнении общеразвивающих упражнений во всех возрастных группах используется

имитация. Для малышей комплексы могут быть построены в сюжетной форме и на одном образе.

Во второй младшей группе дети подражают разным образам в одном комплексе. В средней группе

имитация используется только при выполнении некоторых упражнений, а в старшем возрасте –

для выполнения отдельных элементов упражнения.

Прыжки или интенсивный бег.

Именно

эти

упражнения

оказывают

наибольшую

функциональную

и

эмоциональную

нагрузку

на

организм

ребёнка.

Выполняемые

ежедневно

в

небольших

дозах,

они

ведут

к

положительному тренировочному эффекту. В утреннюю гимнастику включаются самые разные

виды прыжков: прыжки на одной и двух ногах на месте и с продвижением в разных направлениях;

перепрыгивание через предметы, впрыгивание в обруч и выпрыгивание из него и т.д. Прыжки

могут чередоваться с полуприседаниями и ходьбой (см. Приложение 2). В младших группах при

прыжках применяется имитация («зайчики», «волчок»). Подскоки могут быть заменены бегом на

месте или несложной эмоциональной подвижной игрой. Количество прыжков, их разнообразие и

сложность зависят от возраста и уровня физического развития детей.

Непродолжительная

спокойная

ходьба

с

дыхательными

упражнениями

для

снижения

общего

возбуждения организма.

Хорошо,

если

в

заключение

утренней

гимнастики

дети

прочитают

стихи,

в

которых

подчёркивается её значение (речёвки) или споют песню маршевого характера (стоя на месте или во

время ходьбы).

Комплекс

утренней

гимнастики

дети

выполняют

две

недели.

Содержание

утренней

гимнастики

составляют

упражнения,

рекомендованные

программой

для

данной

возрастной

группы. Комплексы для утренней гимнастики составляют из упражнений, освоенных детьми на

физкультурных занятиях: знакомые упражнения выполняются более правильно и это повышает

эффективность их влияния на детский организм; кроме того, сокращается время на объяснения и

показ упражнений.

Чтобы повысить физическую нагрузку и поддержать у детей интерес к утренней гимнастике, через

несколько

дней

допускаются

усложнение

упражнений,

изменение

темпа

их

выполнения,

увеличение количества повторов, замена образов, которым дети подражают.

На год для каждой возрастной группы составляется примерно 10-12 комплексов утренней

гимнастики, в течение года они повторяются.

Весьма

целесообразным

является

применение

на

утренней

гимнастике

предметов,

пособий, атрибутов. Они создают у детей интерес, оказывают значительное влияние на освоение

движений, освоение сенсорики. Действие с предметами даёт возможность добиться большей

отчётливости двигательных представлений, которые основываются на различных ощущениях и

восприятиях. В упражнениях с предметами решаются и воспитательные задачи: дети приучаются

аккуратно, бережно обращаться с ними, организованно и быстро брать и класть их на место,

уступать товарищу предмет, который хотелось бы взять самому, оказывать помощь воспитателю в

их подготовке. Педагог должен тщательно продумать приёмы их раздачи и сбора, предусмотреть

такое построение группы, чтобы дети не мешали друг другу. Старшие дошкольники, для которых

утренняя гимнастика становится привычной, при подготовке к ней оказывают большую помощь

воспитателю: готовят необходимый инвентарь, освобождают помещение и т.д.

При

выполнении

упражнений

воспитатель

закрепляет

у

детей

навыки

правильного

дыхания, напоминает, когда нужно совершать вдох и выдох, следит, чтобы дети не задерживали

дыхание во время ходьбы, бега и подскоков.

Взрослый должен подготовиться к проведению утренней гимнастики. Для этого следует

предварительно выполнить упражнения перед зеркалом, добиться правильных, чётких движений.

Важно

установить

последовательность

упражнений,

подумать,

какие

затруднения

могут

возникнуть

у

ребёнка

с

учётом

его

подготовленности

и

состояния

здоровья.

Надо

также

позаботиться о музыкальном сопровождении. Особенно целесообразны под музыку ходьба, бег,

подскоки. Музыкальное сопровождение на утренней гимнастике помогает детям одновременно

начинать

и

своевременно

заканчивать

упражнение,

определяет

темп

отдельных

элементов

движения, вызывает положительные эмоции и создаёт бодрое настроение. Дети учатся слушать

музыку

и

согласовывать

свои

движения

с

её

характером,

выполнять

упражнения

чётко,

выразительно, плавно. Развитию ритмичности и координированности детей способствуют удары в

бубен, барабан, ритмичное звучание погремушки и пр.

В

младшем

возрасте

важно,

чтобы

дети

с

желанием

и

интересом

включались

в

коллективную

двигательную

деятельность,

получали

от

неё

радость,

приучались

к

организованности и порядку. Воспитанникам средней группы педагог старается привить интерес к

утренней

гимнастике,

донести

до

понимания

детей

её

значение

в

укреплении

здоровья

и

закаливании.

Детям

старшего

дошкольного

возраста

педагог

сообщает

в

доступной

форме

сведения о разностороннем влиянии утренней гимнастики на организм, стремиться к осознанию

детьми полезности регулярных занятий, развивает осознанное желание и потребность участвовать

в ней, как в любимой игре.

1 младшая

2 младшая

средняя

старшая

подготовительная

Продолжительно

сть утренней

гимнастики

4-5 мин

5-6 мин

6-8 мин

8-10мин

10-12 мин

Количество ОРУ

3-4

4

4-5

5-6

6-8

Дозировка ОРУ

(повторы)

4-5

4-5

5-6

6-8

8-10

*более трудные упражнения (для мышц живота, спины)

могут повторяться 4-6 раз, а более лёгкие (руки, плечевой

пояс) – 8-10 раз.

Бег (1 полугодие)

20-30 с

30-40 с

1 мин

1,5-2 мин

2-3 мин

Бег (2 полугодие)

40 с

50-60 с

до 1,5

мин

Прыжки,

подскоки, бег на

месте

(интенсивный)

2 раза по 10-

15 с

2 раза по

15-20 с

15-20

подскок

ов (2-3

раза)

20-30,

позже 30-

40

подскоков

(2-3 раза)

30-40 раз по 2-4

повтора

Построение для

ОРУ

стайкой,

врассыпную

в круг по

зрительным

ориентирам

в круг, в

звенья

в звенья, в шахматном порядке

Схема построения утренней гимнастики

Части

Содержание

Дозировка

Темп

Дыхание

Методические

словесные

указания

1 часть

Вводная

Построение

Повороты

Ходьба (различные виды в

чередовании с обычной

2 часть

Основная

Общеразвивающие

упражнения (с предметами

или без предметов)

№ 1. «…» (название

упражнения)

3 часть

Заключит

ельная

Ходьба

Ускоренная ходьба

Бег (медленный)

Ходьба в ускоряющемся темпе

Тест для педагогов "Утренняя гимнастика в ДОУ"

1. Выберите правильный ответ

1. Утренняя гимнастика проводится …

а) только на воздухе;

б) на воздухе и в хорошо проветренном помещении;

в) только в групповой комнате.

2. Продолжительность утренней гимнастики в подготовительной к школе группе составляет:

а) 3–5 мин;

б) 10–12 мин;

в) 15–20 мин;

г) более 25 мин.

3. В комплекс утренней гимнастики входят упражнения:

а) на этапе разучивания;

б) на этапе уточнения, исправления ошибок;

в) на этапе совершенствования.

4. Утреннюю гимнастику необходимо проводить:

а) 4 раза в неделю;

б) через день;

в) по усмотрению воспитателя;

г) ежедневно.

5. Организация утренней гимнастики в младшей группе проходит …

а) в колонну по одному;

б) в шеренгу;

в) в кругу или стайкой.

6. Основная физическая нагрузка на утренней гимнастике приходится на …

а) общеразвивающие упражнения;

б) бег и прыжки;

в) строевые упражнения.

2. Установите последовательность проведения упражнений

Общеразвивающие упражнения на утренней гимнастике

подбираются в следующем порядке:

а) для мышц спины, туловища и брюшного пресса;

б) для ног, стопы;

в) для рук и плечевого пояса .

3. Закончите утверждающее высказывание

1. Одежда детей на утренней гимнастике должна быть …

2. Температура воздуха в помещении в течение всей утренней

гимнастике поддерживается в пределах ……, …… °С.

4. Выберите из предложенных несколько правильных ответов

1. Укажите приемы усложнения общеразвивающих упражнений на утренней гимнастике:

а) изменение исходного положения;

б) введение счета;

в) введение предметов;

г) использование наглядных ориентиров;

д) увеличение дозировки и темпа выполнения.

2. Использование в ходе утренней гимнастике предметов влияет на:

а) мобилизацию индивидуальных возможностей;

б) учащение дыхания;

в) результативность качества движений;

г) эмоциональное состояние.

3. В утреннюю гимнастику обязательно включаются упражнения для профилактики …

а) плоскостопия;

б) зрения;

в) нарушения осанки;

г) простудных заболеваний.

4. Количество упражнений на утренней гимнастике зависит от:

а) сложности упражнений;

б) возраста детей;

в) этапа обучения;

г) места проведения и физической подготовки детей.

5. Отберите методы и приемы обучения, используемые на утренней гимнастике:

а) целостный показ в естественном темпе;

б) показ с объяснением;

в) напоминание и выявление знаний;

г) распоряжение к одновременному началу упражнений;

д) указания по соблюдению темпа и качества выполнения.

Ответы:

1. 1)–б); 2)–б); 3)–в); 4)–г); 5)–в); 6)–а).

2–в), а), б).

3. 1. Облегченной; 2. 16–18° С).

4. 1)–а), в), д); 2)–а), в), г); 3)–а), в), г); 4)–а), б), г); 5)–в), г), д).



В раздел образования