"Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста посредством игр-драматизации"
Автор: Минина Ольга Вячеславовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ " Д\С №37" Населённый пункт: Иркутская область Наименование материала: статья Тема: "Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста посредством игр-драматизации" Раздел: дошкольное образование
Воспитатель: Минина Ольга Вячеславовна« II Младшая группа»
Тема
по
самообразованию:
«Эмоциональное
развитие
детей
дошкольного
возраста
посредством игр-драматизации»
Актуальность: Л.С.Выготский писал: «Ориентированность современных
концепций
дошкольного
образования
на
гуманизацию
предполагает
изменение самого подхода к личности ребёнка. Наиболее общим в этих
подходах
является
направленность
на
удовлетворение
потребностей
растущей личности.
Игра - драматизация способствует умственному развитию детей, развитию
психических процессов (память, воображение, внимание и т.д.) и качеств
личности-самостоятельности,
инициативности,
эмоциона льной
отзывчивости, воображению. Велико значение этих игр для эстетического
воспитания
дошкольников,
развития
художественных
способностей
и
творчества,
которое
проявляется
в
поисках
разнообразных
средств
выразительности
для
создания
образа
героя
произведения.
Развитие
и
совершенствование движений в игре способствует физическому развитию
детей.
В
младшем
дошкольном
возрасте
в
основу
игр-драматизаций
закладываются малые фольклорные формы (потешки, прибаутки, детские
песенки),
небольшие
детские
стихи,
а
также
народные
сказки
с
повторяющейся несколько раз сюжетной линией.
Цель: Способствовать формированию творческой личности, развивать
речь и коммуникативные навыки у детей. Создать условия для развития
творческой активности детей посредством игр-драматизации.
Задачи:
1.
Дать детям представления о различных видах театра – драматизации
(пальчиковый, настольный, театр масок, театр игрушек, театр картинок).
2.
Обогащать
речь
детей,
добиваться
правильной
интонационно-
выразительной речи.
3.
Добиваться свободного проявления эмоций детей в жестах, мимике,
движении, пении, слове.
4.
Воспитание положительных нравственных идеалов, стремление быть
отзывчивым, правильно оценивать действия персонажей.
Проблеме театрализовано-игровой деятельности уделяли внимание многие
отечественные педагоги, психологи.
1. Д.В. Менджерицкая в статье «Сказки и рассказы в играх»;
2. В.Ширяева исследовала «Детское творчество в театральном искусстве;
3. Н.Карпинская рассматриваала проблему развития выразительности речи, как
одну из художественных способностей в детских драматизациях;
4. Супруги Т.Н. и Ю.Г. Караманенко в книге «Кукольный театр – дошкольника».
Участники проекта: дети, родители, воспитатель первой младшей группы.
Вид проекта: творческо-информационный.
Сроки реализации проекта: проект расчитан на 8 месяцев.
В игре – драматизации происходит совершенствование диалогов и
монологов, освоение выразительности речи. В игре-драматизации ребенок
стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске
нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-
драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей
развитию
речи
детей.
И,
наконец
игра-драматизация
является
средством
самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно-
ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста. Прежде
всего,
необходимо
формировать
интерес
к
играм-драматизациям,
складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей,
которые
показывает
воспитатель,
взяв
за
основу
содержание
знакомых
ребенку потешек, стихов и сказаок. В дальнейшем важно стимулировать его
желание
включиться
в
спектакль,
дополняя
отдельные
фразы
героев,
устойчивые
обороты
зачина
и
концовки
сказки.
Важным
аспектом
деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта
за счет освоения разновидностей игры-драматизации.
Ожидаемый результат
1.
Будут созданы благоприятные условия для раскрытия личности ребенка,
его
индивидуальности,
творческого
потенциала
посредством
игр-
драматизации.
2.
У
детей
сформируются
коммуникативные
навыки,
первичные
навыки
мимики, жестов, умение сопереживать персонажам.
3.
Сформируется первоначальный интерес к играм-драматизации.
Этапы реализации проекта
№
№
п/п
Содержание и формы работы с детьми и родителями
Сроки
1.
2.
3.
4.
5.
6.
I Этап Подготовительный
Изучение
методической
литературы,
создание
банка
информации по данной теме.
Привлечь
родителей
в
пополнении
развивающей
среды
необходимой литературой.
Чтение художественной литературы.
Изготовление пиктограмм настроения.
Изготовлении картотеки подвижных и хороводных игр.
Привлечь родителей в изготовлении пальчикового театра
"Теремок".
В течении
года
-"-
-"-
Октябрь
Ноябрь
-"-
1.
2.
3.
4.
5.
6.
II Этап Основной
Речевая игра "Ладушки-ладушки", "Сорока-белобока".
Мимические этюды с жестами "нам грустно", "нам весело",
"мы устали".
Игра-драматизация
сказки
"Курочка
ряба"
(настольный
плоскостной театр, пальчиковый театр).
П/игра "Хоровод с куклой".
Драматизация русской народной песенки "Жили у бабуси".
Пальчиковая игра "Коза"
Сентябрь
1.
2.
3.
4.
5.
Игра-драматизация сказки "Репка" (настольный резиновый
театр, театр "стаканчиков").
П/игра "Огуречик".
Этюд "Летящие листья" - цель: (уточнять представления
об осени).
Пальчиковая игра "Домик"
Консультация для родителей «Домашний кукольный театр»
Октябрь
1.
2.
3.
4.
Игра-имитация "Одевают детишки".
П/игра "Идет коза рогатая".
Этюд "Идем по лесу" - цель: (имитация движений).
Игра-драматизация из цикла "Игрушки" А.Барто.
Ноябрь
1.
2.
3.
4.
5.
Игра-драматизация сказки "Колобок" (театр "масок", би-ба-
бо).
Драматизация
русской
народной
песенки
"Баба
сеяла
горох".
Этюд "Ёжик" (би-ба-бо).
Спектакль "Как снежинка друзей искала".
Консультация
для
родителей
"Мудрость
в
воспитании
детей"
Декабрь
1.
Игра-драматизация сказки "Теремок" (пальчиковый театр,
Январь
2.
3.
4.
театр "масок").
Хороводная игра "Каравай".
Этюд
"Айболит
в
пути"
- цель:
(развивать
у
детей
образные представления).
Пальчиковая игра "Дружная семейка".
1.
2.
3.
4.
5.
Игра-драматизация сказки "Заюшкина избушка" (театр би-
ба-бо, театр "масок").
Этюд "Хорошая-плохая погода".
Драматизация русской народной песенки "Жили у бабуси,
два весмелых гуся".
Спектакль "Курочка, петушок и цыплята" (театр би-ба-бо).
Консультация для родителей «Русские народные сказки».
Февраль
1.
2.
3.
4.
5.
Игра-драматизация прибауток, потешек.
Этюд
"Радость
и
грусть" цель:
(познакомить
детей
с
выражением эмоций).
Пальчиковая игра "Башня".
Кукольный спектакль "Угадай кто мы" (театр игрушек).
Нетрадиционное
родительское
собрание
с
элементами
фольклора «Домашние животные».
Март
1.
2.
3.
4.
Мимические этюды "Мы любим покушать", "Не хотим, не
надо".
Драматизация песенки "Во поле березонька стояла".
П/игра "Вышла курочка гулять".
Спектакль "Кто в гости пришел".
Апрель
1.
2.
Спектакль "Мы выросли"
Презентация из опыта работы.
Май
Результативность
1. Созданы
благоприятные
условия
для
раскрытия
личности
ребенка,
его
индивидуальности, творческого потенциала посредством игр-драматизации.
2. У
детей
сформированы
коммуникативные
навыки,
первичные
навыки
мимики, жестов, умение сопереживать персонажам.
3. Сформировался первоначальный интерес к играм-драматизации.
Значимость проекта
Игры-драматизации
способствуют
организованности,
сообразительности,
развивается
чувство
коллективизма,
налаживаются
взаимоотношения
и
взаимопонимания
между
сверстниками
и
взрослыми.
Все
это
влияет
на
дальнейший жизненный потенциал ребенка.