Автор: Григорьева Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУЗ МО "Фрязинский специализированный дом ребенка"
Населённый пункт: г.Фрязино Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Приобщение к искусству детей, оставшихся без попечения родителей в условиях закрытого учреждения"
Раздел: дошкольное образование
Григорьева Ольга Николаевна - воспитатель
ГКУЗ МО "Фрязинский специализированный дом ребёнка для детей с органическим
поражением центральной нервной системы с нарушением психики»
Статья на тему: «Приобщение к искусству детей, оставшихся без попечения
родителей в условиях закрытого учреждения»
Содержание:
1.Введение
2. Влияние искусства на внутренний мир ребенка
3.Значение природы для эстетического воспитания детей.
3.1. Как научить ребенка видеть и ценить красоту природы?
3.2. Как развивать у ребенка способность к искусству в условиях закрытого
учреждения?
4.Приобщение детей к искусству по средствам изобразительного искусства и
музыки.
4.1. Роль воспитателя в эстетическом воспитании ребенка.
5. Заключение
1.Введение
Актуальность темы заключается в том, что в современном обществе – большое
внимание в педагогической литературе уделяется обеспечению достойного воспитания и
образования, которые включают в себя доступ не только к новым знаниям и технологиям,
но и богатым культурным ценностям, накопленным человеческой цивилизацией
Приобщение детей к искусству начинается на дошкольной ступени, значение которой
трудно переоценить.
Дошкольный возраст – неповторимая, красочная страница жизни каждого человека.
Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами: миром людей,
природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре к общечеловеческим
ценностям.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально –
практическим путем. Каждый ребенок – маленький исследователь, с радостью и
удивлением открывающий для себя окружающий мир.
В домах ребенка живут разные дети: смышленые и не очень, контактные и
замкнутые. Но всех их объединяет одна проблема – они находятся в закрытом
учреждении, и из-за недостатка впечатлений их интересы однообразны: А ведь наше
общество нуждается в активных и творческих людях. Как же разбудить в детях интерес и
эмоциональную отзывчивость к прекрасному и к самим себе?
Воспитание лучших качеств, лучших чувств, лучших мыслей. Как это развивать? С
помощью искусства и красоты, пропуская их через свою душу и сердце к душе и сердцу
ребенка. Без этого никакие методики и средства культурного и эстетического воспитания
не помогают!
2.Влияние искусства на внутренний мир ребенка
« Глядя на красивое, и слушая о прекрасном, человек улучшается», – так говорили
древние греки.
Поэтому педагоги воспитатели должны окружать ребенка всем прекрасным,
используя все доступные средства! Природа, произведения искусства, литература – все
это в меньшей или большей мере может дать нам все необходимое для воспитания детей.
Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с
природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать!
А сколько чудесных сказок о народных героях можно рассказать! Очень важно понять, что
красота, не воспринятая, не действует. Все дело в умении замечать, чувствовать, понимать
красоту. Можно сколько угодно стоять перед восхитительной картиной или находиться
среди божественной природы и при этом не почувствовать красоту, не насладится ею.
В деле воспитания красотой на первом месте должно оказаться восприятие
прекрасного. Необходимо научиться ее воспринимать, осознавать, претворять в жизнь.
Для этого очень важно развивать внимание, наблюдательность. Направить взгляд ребенка,
произнести призывное: «Смотри!» – одна из важных задач воспитателя. Можно с
уверенностью сказать, что без внимания восприятие невозможно. Обратить на себя
внимание ребенку помогают привлекательность, необычность того, что мы ему
показываем.
Развивать внимание можно на самых обиходных предметах и самыми простыми
способами. Можно поставить знакомый предмет на новое место и посмотреть, заметил ли
это ребенок. Можно предложить ему, слушая музыкальное произведение, проследить
звучание одного какого-нибудь инструмента. Можно каждый день наблюдать на прогулке,
как меняется небо в разное время дня. Планомерное развитие в детях внимания,
наблюдательности приведет к развитию чуткости восприятия, что само по себе очень
важно как первый шаг к отзывчивости, эстетической развитости.
Восприятие красоты неразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления в
какой-либо форме. Это как вдох и выдох. Если восприятие можно назвать вдохом, то
выражение воспринятых образов, в той или иной форме – выдохом. Мы помогаем ребенку
выразиться («выдохнуть») в рисунке, в поделке, игре или слове, но при этом очень важно
дать ему возможность сделать это непосредственно, свободно – выразить то, что он хочет
и как он хочет.
3.Значение природы для эстетического воспитания детей
3.1. Как научить ребенка видеть и ценить красоту природы?
Видеть причем во всем, начиная от природы и заканчивая творениями художников?
Для этого нужно развивать эту способность. Психологи утверждают, что это чувство у
кого-то врожденное. Я бы сказала, что врожденное оно практически у всех, а вот развито
не у каждого.
Пока малыш еще крохотный, но ему уже не терпится узнать о мире, в который он пришел,
как можно больше. Для него жизненно важно, чтобы вокруг царила гармоничная,
праздничная атмосфера. И создать в группе в условиях закрытого учреждения
необходимую атмосферу – задача воспитателей. Самая большая радость для малыша,
когда взрослый берет его на руки и разговаривает с ним. Поэтому очень важно наладить с
ребенком эмоциональный контакт.
С первых месяцев жизни малышу необходимо чаще видеть красивое, яркое. Это
формирует талант замечать прекрасное и необычное в самых обыкновенных, на первый
взгляд, вещах. Необходимо максимальным комфортом оборудовать уголок в хорошо
освещенной части группы, чтобы свет отражался от предметов, находящихся в поле
зрения ребенка, что поможет малышу научиться фиксировать взгляд на окружающих его
предметах.
3.2. Как развивать у ребенка способность к искусству в условиях закрытого учреждения?
К сожалению, в условиях закрытого учреждения посещение музеев, картинных
галерей с примерами классического искусства ограничено возможностями. Поэтому
педагог должен использовать все доступные средства приобщения детей к миру искусства
и видение прекрасного.
И в этом ему помогает само земное совершенство - Её Величество Природа! Где же
еще все может быть так гармонично, как ни в природе. И главное учить видеть красоту и в
том, что нам дано.
Мир взрослого человека и ребенка различен, так и в понимании слова «природа»
вкладывается разный смысл. Для малыша увидевшего впервые как распускается цветок,
набухают почки, как опадают листья – все это для него потрясающе и ново. Главная
задача воспитателя, помочь научить ребенка запоминать свои эмоции и впечатления, но,
ни в коем случае не «проходить мимо» Ребенок увидит вашу реакцию и будет повторять за
вами. В будущем он придет к более глубокому анализу искусства и, возможно, он станет
эстетом.
Любая экскурсия, прогулки должны способствовать воспитанию в детях чувства
прекрасного. Во время таких прогулок надо систематически привлекать ребенка к
наблюдениям, к посильному осознанию характерных особенностей строения, окраски
предметов, их сходства и различия. Ребенку говорят: «Посмотри, какое красивое сегодня
небо — с легкими, облаками». Зимой обращают его внимание на красоту деревьев,
покрытых инеем, а также волшебные снежинки, впечатляющие красотой и узорами.
Осенью — на окраску листвы: листочки у клена яркие, пестрые, у березы золотистые.
Стараясь показать детям, пробуждение природы весной воспитатели ходят с ними
собирать первые цветы, вместе радуются появившейся зелени, слушают гомон птичьих
голосов. Летом, особенно много можно сделать для эстетического воспитания детей. На
прогулке они любуются красивыми цветами, наблюдают за жизнью птиц. Во время
вечерних прогулок созерцают заход солнца, видя необычную окраску неба.
Экскурсии в природу можно сочетать с чтением стихотворений русских и советских
поэтов. Например, во время прогулок весной, во время таяния снега хорошо вспомнить
стихотворение С. Маршака «Апрель», в золотую пору А.С. Пушкина «Осень» или детские
стихи Е.Трутнева, А. Берлова, М. Исаковского.
И главное учить видеть красоту и в том, что нам дано. А это, и в симметричности
еловых лап, и темном кружеве ветвей грустных деревьев ("Почему вам кажется, что
дерево грустное?" - "Зима, а на нем нет теплой снежной шубки, и оно плачет.
Конечно к этим и другим, подобным им открытиям, нужно немного подталкивать
детей. Ну а потом они уже и сами начнут с интересом оглядываться вокруг и видеть не
корягу, а забавную зверюшку или лесовичка-старичка.
Видеть и ценить красоту не достаточно. Важно научить ребенка бережно относится к
природе, и ценить ее красоту. Для этого нужно стать примером. Показывать, что ненужно
обрывать ветки, а можно просто любоваться ими. В кормушке, повешенной на детском
участке подкармливать птичек. Так воспитатель может научить ребенка доброте и
уважению к природе.
Главное - поддерживать их интерес и общение с живой природой, так как это имеет
большое и непреходящее воспитательное значение.
4.1. Роль воспитателя в эстетическом воспитании ребенка
Для того чтобы со временем стать ценителем прекрасного, ребенок должен в первую
очередь научиться видеть это прекрасное. И это забота педагога, который для детей в
закрытом учреждении является ниточкой связующий их с внешним миром. Чтобы у
ребенка на подсознательном уровне закладывались модели хорошего вкуса, нужно учить
его в мелочах видеть ценное, искать красоту в простом, показывать, что привлекает ваш
взгляд. Необходимо учить ребенка творить красоту своими руками. С раннего возраста
можно собирать фигурки из конструктора, создавать аппликации из природного
материала. Чтобы ребенку проще было разобраться в сочетании материалов, цветов,
научиться создавать прекрасное самому, следует заняться с ним рукоделием.
Дети любят рисовать, так они выражают увиденное и пережитое. Важно, чтобы у педагога
с самого начала был правильный подход и интерес к изобразительной деятельности детей.
Рисуя, ребенок не просто изображает предметы или явления, но и выражает свое
отношение к изображаемому.
Для эстетического воспитания большое значение имеют книжные иллюстрации.
Зрительные образы чрезвычайно усиливают эмоциональное и образное впечатление
ребенка от литературного произведения. Ярко иллюстрированные книжки-сказки
вызывают живой интерес у детей к слушанию этих произведений. Прочитав ребенку
отрывок из книги, который затронул душу, укажите на волнующий вас пассаж в
музыкальном произведении, и попробуйте на лучших образцах живописи объяснить, что
такое настроение в изобразительном искусстве.
Необходимо знакомить детей с высокохудожественными репродукциями картин русских
и художников: В,Васнецова, И.Шишкина, В.Серова И.Левитана и др. Особенно близки
детям те картины, где изображены эпизоды из детской жизни.
Приобщение дошкольников к искусству в условиях закрытого учреждения успешно
осуществляются на интегрированных музыкальных занятиях, которые ультра эффективны
с точки зрения развития у детей образного мышления, воображения. На этих занятиях
детей приобщают к ценностям мировой художественной культуры, предлагая им
высокохудожественные и доступные их восприятию произведения различных видов
искусства: классическая музыка, демонстрируется визуальный ряд с произведениями
изобразительного искусства, видеозаписями хореографических миниатюр. Музыкальный
репертуар, предлагаемый детям, включает в себя произведения разных эпох и стилей:
В.А.Моцарта, И.С.Баха А.Вивальди, П.И.Чайковского, и С.С.Прокофьева. После
увиденного и услышанного дети восхищают воспитателей своими познаниями,
отгадывают музыкальные загадки, танцуют, играют в оркестре, рисуют музыку и
участвуют в музыкальных спектаклях, драматизациях русских народных сказок.
Эффективность ознакомления детей с искусством значительно возрастает при
условии координации педагогического процесса в художественно-эстетическом
воспитании. Дети впитывают в себя разнообразные художественные впечатления, это
способствует обогащению их художественного и общекультурного развития.
Итог встречи с искусством - обязательное последующее обсуждение произошедшего в
жизни детей культурного события, а также воплощение полученных ими ярких
впечатлений в различных видах художественного творчества. Дошкольники открывают
для себя волшебную силу искусства и при достаточном богатстве впечатлений стремятся
их выразить в разных видах детской деятельности (музыкальной, театрализованной,
изобразительной). При этом дети совершенствуют собственные возможности, реализуют
свой творческий потенциал.
5.Заключение
Для ребенка восприятие искусства один из путей освоения мира, существенно
влияющий на становление его личности.
Наиболее благоприятен в этом отношении период дошкольного детства, когда дети
предрасположены к восприятию различных видов искусства. Это объясняется тем, что
ведущая в психике ребенка эмоциональная сфера, а искусство эмоционально по своей
природе. Актуальное направление современной педагогики - педагогика искусства,
приобщение детей к лучшим образцам искусства различных видов и жанров.
Говоря о воспитании и приобщении к искусству, нельзя не сказать о радости, которая
всегда рядом, которая возникает – и должна возникать в детях при встрече с красотой, в
процессе свободного творческого самовыражения. Эмоциональный подъем, позитивные
чувства, возникающие от увиденной или услышанной красоты, от творчества, благотворно
влияют и на здоровье детей.
Задача педагогов в закрытых учреждениях – создавать условия для возникновения
радости, эстетических переживаний, уверенности и других нравственных чувств и
переживаний. Дети всегда будут любить и долго помнить те места и тех людей, где они
испытали эти прекрасные чувства.
Чем больше будет красивых уголков природы в нашей жизни, хороших, доступных
музеев, концертов, книг – всего, что несет в себе красоту, тем легче будет воспитывать
детей, тем полноценнее будут протекать их развитие и образование.
Как показала практика, продуманная система работы с детьми на дошкольной
ступени в закрытом учреждении накопленные художественные впечатления, знания об
искусстве оказываются положительную роль и очень помогают воспитанникам социально
адаптироваться в дальнейшей жизни.