Напоминание

проект по адаптации "Первые шаги в ДОУ"


Автор: Казмирук Наталья Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МДБОУ "Детский сад комбинированного вида №18"
Населённый пункт: п.Октябрьский, Краснодарский край, Красноармейский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: проект по адаптации "Первые шаги в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 18» посёлка Октябрьского му-

ниципального образования Красноармейский район

Проект

«Первые шаги в ДОУ»

Автор: Казмирук Наталья Николаевна

социальный педагог МДБОУ

«ДСК вида № 18»

2015 год

Вид проекта:

Продолжительность: среднесрочный

Участники проекта: социальный педагог, воспитатели, дети первой млад-

шей группы, родители.

Сроки реализации: июль– октябрь 2016г.

Актуальность:

Актуальность проекта заключается в том, что проблема детского сада - хо-

рошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать – рано или поздно воз-

никает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня

благосостояния семьи и от занятости родителей , каждый из которых имеет

свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках

детских дошкольных учреждений. Вне всякого сомнения, принятие решения

родителями во многом определяют личным опытом. Тем не мнение , посеще-

ние детского сада имеет свои плюсы и минусы, определенный с точки зрения

конкретных мам и пап, а с точки зрения науки, точнее наук – педагогики, ме-

дицины, психологии, социологии, в целом детский сад рассматривается как

фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспита-

ния. И с этим трудно не согласится так как человек с незапамятных времен –

существо коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества

во многом определяет всю жизнь человека. Этому, несомненно, стоит учится

с детства – никакая семья, никакие гувернантки, бабушки не в состоянии за-

менить детский сад.

В настоящее время потребность в общественном воспитании маленьких

детей, в ясельных группах не утратила своей актуальности; более она возрос-

ла, вот почему требуются активные действия для решения этих проблем.

Необходимо восстановить систему общественного воспитания детей раннего

возраста. Ныне перед наукой и практикой ставятся следующие задачи:

1.

существенно обновить ясельную систему воспитания в целом;

2.

повысить качество жизни детей раннего возраста в условиях как дет-

ского сада, так и семьи;

3.

поднять в глазах родительской общественности авторитет групп ранне-

го возраста как современной развивающей системы, необходимой и по-

лезной маленькому ребенку.

Итак отсюда выходит противоречие, имея потребность в общественном

воспитании маленьких детей, в ясельных группах, наблюдается страх ро-

дителей перед порогом группы, вследствие чего появляется боязнь рано

отдавать детей в дошкольное учреждение.

Учитывая все выше сказанное, считаю, что проблема адаптации детей

раннего и дошкольного возраста – важная и необходимая область теории

воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными

условиями.

И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества вос-

питателей и родителей в период адаптации ребенка к дошкольному учре-

ждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат

малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную

жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения

адаптации детей раннего возраста в детском саду.

Постановка проблемы: формирование у ребенка положительного отноше-

ния ко всем процессам, формирование потребности в общении со взрослыми

и детьми, развитие различных умений, соответствующих возрастным воз-

можностям.

Проблема: Отсутствие у детей и родителей психологической готовности к

поступлению в детский сад, требований к подготовке детей в семье к детско-

му саду.

Цель:

Научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми. Создать эмо-

ционально благоприятную атмосферу в группе.

Задачи:

Основные задачи в работе с педагогами:

создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения

периода адаптации к условиям дошкольного учреждения;

создать информационный банк по вопросам организации партнерства

образовательного учреждения и семьи;

создать картотеку игр для детей в адаптационный период;

организовать развитие предметно-развивающей среды с использовани-

ем нетрадиционных форм;

повысить уровень опыта работы педагогов ДОУ по данной проблеме.

Основные задачи в работе с родителями:

разработать рекомендации для родителей детей раннего возраста, по-

ступающих в детский сад;

провести диагностику родителей, используя беседы и анкетирование,

по определению готовности поступления ребенка в детский сад;

воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, вос-

питание и развитие своего ребенка;

ознакомить с условиями пребывания в детском саду, характеристикой

возрастных особенностей.

Основные задачи в работе с детьми:

сохранять и укреплять здоровье воспитанников, способствовать осозна-

нию понятия «Здоровый образ жизни» и его влияние на состояние здо-

ровья;

создать условия для формирования у ребенка положительного самоо-

щущения;

способствовать развитию положительного отношения ребенка к окру-

жающим людям;

создать условия для организации в адаптационный период игровой дея-

тельности, направленной на формирование эмоциональных контактов

«ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок».

формировать коммуникативные умения и навыки;

знакомить воспитанников в доступной форме с правилами поведения в

детском саду.

Участники проекта:

Дети первой младшей группы;

Воспитатели;

Музыкальный руководитель;

Родители.

Ожидаемые результаты:

повышение профессиональной компетенции педагогов по работе в

адаптационный период;

создание воспитательно – образовательной системы в работе с детьми

раннего возраста в адаптационный период;

освоение родителями особенностей адаптационного периода и факто-

ров, от которых зависит его течение;

усвоенные знания будут способствовать улучшению детско-родитель-

ских отношений в семье;

проведенная работа с родителями будет являться профилактикой физи-

ческого и психологического здоровья детей;

Организация и порядок реализации проекта

Родительское собрание

Анкетирование

Презентация по теме проекта

Деловые игры

Беседы

Наглядная агитация

Дидактические игры

Консультации

Этапы проекта:

Подготовительный этап.

Основной этап.

Заключительный этап.

1 этап - подготовительный

Изучение литературы.

Диагностика родителей.

Знакомство с группой, с особенностями адаптации детей раннего возраста.

Подбор материала по воспитанию и развитию детей в адаптационный пе-

риод.

2 этап - основной

Месяц

Работа с детьми

Работа с родите-

лями

Работа с воспи-

тателями

Апрель -

Май

- Индивидуальные встречи

с воспитателями группы

«Давайте познакомимся».

Совместное с родителями

посещение участка и груп-

повой ячейки детского сада

- «Первичное ви-

зитирование» -

заполнение анкет.

Встреча с соци-

альным педаго-

гом – «Давайте

познакомимся»

- Ознакомление

с буклетом «Ско-

ро в детский сад»

- Консультация

«Как проводить

первичное визи-

тирование»

- Круглый стол

«Психологиче-

ские особенности

детей третьего

года жизни»

- Презентация

«Кризис трех

лет»

Июнь

- Наблюдение за детьми в

- Родительское

- Семинар - прак-

группе.

- Проведение адаптацион-

ных игр и упражнений

собрание «Адап-

тация – это се-

рьезно».

- Презентация

«Адаптация в

детском саду».

- Консультация

«Как помочь ре-

бенку в период

адаптации».

тикум «Создание

эмоционально

благоприятной

атмосферы в

адаптационной

группе».

- Ведение листов

адаптации.

- Консультация

«Игры в период

адаптации».

Июль

- Наблюдение за детьми в

группе.

- Проведение адаптацион-

ных игр и упражнений.

- Папка «Психо-

логические осо-

бенности детей

третьего года

жизни».

- Консультация

«Стили семейно-

го воспитания».

- Тест «Какой вы

родитель?»

- Индивидуаль-

ные консульта-

ции по запросам

педагогов.

- Беседа на тему:

«Значение музы-

ки в адаптацион-

ный период»

Август

- Диагностика развития де-

тей на момент поступления

в детский сад (начало учеб-

ного года).

- Индивидуаль-

ные консульта-

ции по запросам

родителей.

- Консультация

«Использование

смехотерапии во

время адапта-

ции».

Сентябрь

- Наблюдение за детьми на

предмет:

- сформированности пред-

метной и игровой деятель-

ности;

- наличия навыков самооб-

служивания.

- Родительское

собрание по ито-

гам адаптации.

- Практикум

«Вместе весело

играть».

- Круглый стол с

участием всех

специалистов

«Итоги адапта-

ции»

3 этап – заключительный.

Анализ адаптационных листов.

Выявление детей с тяжелой степенью адаптации.

Рекомендации родителям и педагогам по проведению коррекционно –

развивающих занятий (игр) с детьми тяжелой степени адаптации.

Анализ индивидуальных карт развития.

Обработка и оформление материалов проекта.

Результативность реализованного проекта

Проделанная работа дала положительный результат. Дети адаптацион-

ной группы безболезненно проходили процесс адаптации, о чем гово-

рят анкеты родителей (приложение № 5).

При проведении наблюдений за детьми в самостоятельной деятельно-

сти (игра, предметно-развивающая деятельность, самообслуживание),

диагностики, анкетирования родителей, выявились следующие показа-

тели:

- эмоциональное состояние ребенка (слезы – улыбка);

- характер деятельности (подражание – игровые действия);

- отношение к окружающим взрослым и сверстникам (негативное - по-

ложительное);

- особенности развития речи – положительная динамика;

- содержание потребности в общении.

Полученные результаты свидетельствуют о положительной работе

не только воспитателей группы раннего возраста, но и специалистов

ДОУ: социального педагога, медицинского работника, музыкального

руководителя, атак же и родителей.

Построенная таким образом работа позволяет:

- сформировать у будущих воспитанников положительные ассоциации,

связанные с дошкольным учреждением;

- показать родителям возможности детей при воспитании их в органи-

зованном детском коллективе.

Итак, проведение комплексных медико – педагогических меропри-

ятий до поступления ребенка в первую младшую группу и в период

адаптации к детскому учреждению способствует более легкому привы-

канию к новым условиям.



В раздел образования