Автор: Казмирук Наталья Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МДБОУ "Детский сад комбинированного вида №18"
Населённый пункт: п.Октябрьский, Краснодарский край, Красноармейский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: проект по адаптации "Первые шаги в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 18» посёлка Октябрьского му-
ниципального образования Красноармейский район
Проект
«Первые шаги в ДОУ»
Автор: Казмирук Наталья Николаевна
социальный педагог МДБОУ
«ДСК вида № 18»
2015 год
Вид проекта:
Продолжительность: среднесрочный
Участники проекта: социальный педагог, воспитатели, дети первой млад-
шей группы, родители.
Сроки реализации: июль– октябрь 2016г.
Актуальность:
Актуальность проекта заключается в том, что проблема детского сада - хо-
рошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать – рано или поздно воз-
никает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня
благосостояния семьи и от занятости родителей , каждый из которых имеет
свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках
детских дошкольных учреждений. Вне всякого сомнения, принятие решения
родителями во многом определяют личным опытом. Тем не мнение , посеще-
ние детского сада имеет свои плюсы и минусы, определенный с точки зрения
конкретных мам и пап, а с точки зрения науки, точнее наук – педагогики, ме-
дицины, психологии, социологии, в целом детский сад рассматривается как
фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспита-
ния. И с этим трудно не согласится так как человек с незапамятных времен –
существо коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества
во многом определяет всю жизнь человека. Этому, несомненно, стоит учится
с детства – никакая семья, никакие гувернантки, бабушки не в состоянии за-
менить детский сад.
В настоящее время потребность в общественном воспитании маленьких
детей, в ясельных группах не утратила своей актуальности; более она возрос-
ла, вот почему требуются активные действия для решения этих проблем.
Необходимо восстановить систему общественного воспитания детей раннего
возраста. Ныне перед наукой и практикой ставятся следующие задачи:
1.
существенно обновить ясельную систему воспитания в целом;
2.
повысить качество жизни детей раннего возраста в условиях как дет-
ского сада, так и семьи;
3.
поднять в глазах родительской общественности авторитет групп ранне-
го возраста как современной развивающей системы, необходимой и по-
лезной маленькому ребенку.
Итак отсюда выходит противоречие, имея потребность в общественном
воспитании маленьких детей, в ясельных группах, наблюдается страх ро-
дителей перед порогом группы, вследствие чего появляется боязнь рано
отдавать детей в дошкольное учреждение.
Учитывая все выше сказанное, считаю, что проблема адаптации детей
раннего и дошкольного возраста – важная и необходимая область теории
воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными
условиями.
И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества вос-
питателей и родителей в период адаптации ребенка к дошкольному учре-
ждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат
малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную
жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения
адаптации детей раннего возраста в детском саду.
Постановка проблемы: формирование у ребенка положительного отноше-
ния ко всем процессам, формирование потребности в общении со взрослыми
и детьми, развитие различных умений, соответствующих возрастным воз-
можностям.
Проблема: Отсутствие у детей и родителей психологической готовности к
поступлению в детский сад, требований к подготовке детей в семье к детско-
му саду.
Цель:
Научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми. Создать эмо-
ционально благоприятную атмосферу в группе.
Задачи:
Основные задачи в работе с педагогами:
создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения
периода адаптации к условиям дошкольного учреждения;
создать информационный банк по вопросам организации партнерства
образовательного учреждения и семьи;
создать картотеку игр для детей в адаптационный период;
организовать развитие предметно-развивающей среды с использовани-
ем нетрадиционных форм;
повысить уровень опыта работы педагогов ДОУ по данной проблеме.
Основные задачи в работе с родителями:
разработать рекомендации для родителей детей раннего возраста, по-
ступающих в детский сад;
провести диагностику родителей, используя беседы и анкетирование,
по определению готовности поступления ребенка в детский сад;
воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, вос-
питание и развитие своего ребенка;
ознакомить с условиями пребывания в детском саду, характеристикой
возрастных особенностей.
Основные задачи в работе с детьми:
сохранять и укреплять здоровье воспитанников, способствовать осозна-
нию понятия «Здоровый образ жизни» и его влияние на состояние здо-
ровья;
создать условия для формирования у ребенка положительного самоо-
щущения;
способствовать развитию положительного отношения ребенка к окру-
жающим людям;
создать условия для организации в адаптационный период игровой дея-
тельности, направленной на формирование эмоциональных контактов
«ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок».
формировать коммуникативные умения и навыки;
знакомить воспитанников в доступной форме с правилами поведения в
детском саду.
Участники проекта:
Дети первой младшей группы;
Воспитатели;
Музыкальный руководитель;
Родители.
Ожидаемые результаты:
повышение профессиональной компетенции педагогов по работе в
адаптационный период;
создание воспитательно – образовательной системы в работе с детьми
раннего возраста в адаптационный период;
освоение родителями особенностей адаптационного периода и факто-
ров, от которых зависит его течение;
усвоенные знания будут способствовать улучшению детско-родитель-
ских отношений в семье;
проведенная работа с родителями будет являться профилактикой физи-
ческого и психологического здоровья детей;
Организация и порядок реализации проекта
Родительское собрание
Анкетирование
Презентация по теме проекта
Деловые игры
Беседы
Наглядная агитация
Дидактические игры
Консультации
Этапы проекта:
Подготовительный этап.
Основной этап.
Заключительный этап.
1 этап - подготовительный
Изучение литературы.
Диагностика родителей.
Знакомство с группой, с особенностями адаптации детей раннего возраста.
Подбор материала по воспитанию и развитию детей в адаптационный пе-
риод.
2 этап - основной
Месяц
Работа с детьми
Работа с родите-
лями
Работа с воспи-
тателями
Апрель -
Май
- Индивидуальные встречи
с воспитателями группы
«Давайте познакомимся».
Совместное с родителями
посещение участка и груп-
повой ячейки детского сада
- «Первичное ви-
зитирование» -
заполнение анкет.
Встреча с соци-
альным педаго-
гом – «Давайте
познакомимся»
- Ознакомление
с буклетом «Ско-
ро в детский сад»
- Консультация
«Как проводить
первичное визи-
тирование»
- Круглый стол
«Психологиче-
ские особенности
детей третьего
года жизни»
- Презентация
«Кризис трех
лет»
Июнь
- Наблюдение за детьми в
- Родительское
- Семинар - прак-
группе.
- Проведение адаптацион-
ных игр и упражнений
собрание «Адап-
тация – это се-
рьезно».
- Презентация
«Адаптация в
детском саду».
- Консультация
«Как помочь ре-
бенку в период
адаптации».
тикум «Создание
эмоционально
благоприятной
атмосферы в
адаптационной
группе».
- Ведение листов
адаптации.
- Консультация
«Игры в период
адаптации».
Июль
- Наблюдение за детьми в
группе.
- Проведение адаптацион-
ных игр и упражнений.
- Папка «Психо-
логические осо-
бенности детей
третьего года
жизни».
- Консультация
«Стили семейно-
го воспитания».
- Тест «Какой вы
родитель?»
- Индивидуаль-
ные консульта-
ции по запросам
педагогов.
- Беседа на тему:
«Значение музы-
ки в адаптацион-
ный период»
Август
- Диагностика развития де-
тей на момент поступления
в детский сад (начало учеб-
ного года).
- Индивидуаль-
ные консульта-
ции по запросам
родителей.
- Консультация
«Использование
смехотерапии во
время адапта-
ции».
Сентябрь
- Наблюдение за детьми на
предмет:
- сформированности пред-
метной и игровой деятель-
ности;
- наличия навыков самооб-
служивания.
- Родительское
собрание по ито-
гам адаптации.
- Практикум
«Вместе весело
играть».
- Круглый стол с
участием всех
специалистов
«Итоги адапта-
ции»
3 этап – заключительный.
Анализ адаптационных листов.
Выявление детей с тяжелой степенью адаптации.
Рекомендации родителям и педагогам по проведению коррекционно –
развивающих занятий (игр) с детьми тяжелой степени адаптации.
Анализ индивидуальных карт развития.
Обработка и оформление материалов проекта.
Результативность реализованного проекта
Проделанная работа дала положительный результат. Дети адаптацион-
ной группы безболезненно проходили процесс адаптации, о чем гово-
рят анкеты родителей (приложение № 5).
При проведении наблюдений за детьми в самостоятельной деятельно-
сти (игра, предметно-развивающая деятельность, самообслуживание),
диагностики, анкетирования родителей, выявились следующие показа-
тели:
- эмоциональное состояние ребенка (слезы – улыбка);
- характер деятельности (подражание – игровые действия);
- отношение к окружающим взрослым и сверстникам (негативное - по-
ложительное);
- особенности развития речи – положительная динамика;
- содержание потребности в общении.
Полученные результаты свидетельствуют о положительной работе
не только воспитателей группы раннего возраста, но и специалистов
ДОУ: социального педагога, медицинского работника, музыкального
руководителя, атак же и родителей.
Построенная таким образом работа позволяет:
- сформировать у будущих воспитанников положительные ассоциации,
связанные с дошкольным учреждением;
- показать родителям возможности детей при воспитании их в органи-
зованном детском коллективе.
Итак, проведение комплексных медико – педагогических меропри-
ятий до поступления ребенка в первую младшую группу и в период
адаптации к детскому учреждению способствует более легкому привы-
канию к новым условиям.