Напоминание

"Стук да стук раздаётс ложки звук"


Автор: Пангина Светлана Станиславовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Улу-Юльский детский сад общеразвивающего вида
Населённый пункт: п. Улу-Юл, Первомайского района, Томской области
Наименование материала: Мастер класс для детей и взрослых
Тема: "Стук да стук раздаётс ложки звук"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Улу-Юльский детский сад общеразвивающего вида

МАСТЕР КЛАСС

Для детей и взрослых: «СТУК ДА СТУК,

РАЗДАЁТСЯ ЛОЖКИ ЗВУК»

Музыкальный руководитель

Пангина Светлана Станиславовна

п. Улу-Юл 2016

Цель: познакомить с техникой игры на трёх деревянных ложках для

исполнения народной музыки.

Выходит девочка-ведущая в народном костюме.

Из-за дальних гор-морей

Я пришла от ложкарей,

Триста лет всё наше царство

Было славным государством.

Но года стрелой промчались,

Ложкари все растерялись.

Всё забылось, только я

Знаю: здесь мои друзья!

Ну-ка, ложки, помогите,

Ложкарей мне соберите!

Играет длинное тремоло. Ребята, спрятанные за ширмой повторяют

тоже. Играет короткое тремоло. Ребята, опять отвечают тоже. Можно

ещё ритм, затем свист и под музыку выходят ложкари играя на сильную

долю под музыкальный отрывок по выбору педагога.

Ведущая

Стук да стук, стук да стук,

Раздаётся там и тут.

Что ж, ребята, ложкари,

Поиграйте для души!

Все: Это можно

Ребёнок с пилой выбегает из-за кулис: Погодите, погодите,

Вот сейчас не торопите. (добегает, «ух»)

Надо с духом мне собраться,

Чтобы здесь покрасоваться!

Девочка. Давай, Ванюша, начинай!

(ребенок дает первые удары по пиле)

«Травушка-муравушка»(р.н.п.)

Девочка. Ох, ребята, молодцы!

Просто нету вам цены!

А сейчас загадка вам! (обращается к зрителям)

Ложкой, что у нас в руках,

Ели дома, аль на пирах?

(Первые 3-4 ребёнка отвечающие правильно, становятся учениками

ложкарей.)

Сделать ложку – лишь полдела,

Нужно, чтоб она запела.

Детей, которых отобрали загадкой учат играть приёмы: «квакушки»,

«форшлаг», «тремоло», элементы игры на ложках для начального обучения.

Ложкари показывают «квакушки», новички учатся.

Первый ложкарь объясняет. «Квакушки».

В левую руку берут две ложки, в правую одну. В левой руке ложку №1

(назовём условно) прижимают к ладони большим пальцем так, чтобы тыльная

сторона была обращена вверх. А ложку № 2 кладём между третьим и

четвертым пальцами так, чтобы тыльная сторона этой ложки как бы

«смотрела» на тыльную сторону ложки №1. Кисть закрывают, получается

удар.

Тренируемся, можно под музыку.

После того как этот момент отработан, играют двумя руками. В правой руке

держат одну ложку №3.

Второй ложкарь объясняет.

«Форшлаги» - скользящий удар по двум ложкам третьей заканчивающийся

элементом «квакушка». Удар можно выполнять от себя и на себя.

Третий ложкарь объясняет.

«Тремоло» - частые лёгкие удары ложкой правой руки между двумя ложками

левой руки. Тремоло можно выполнить с постепенным нарастанием силы

звучания. Руки движутся от уровня колен до уровня левого плеча – «горка». В

исходном положении левая ладонь с двумя ложками опущена в низ. В

процессе звучания музыкального предложения ладонь с ложками постепенно

как бы раскрывается и движется по «горке» к уровню левого плеча. В конце

предложения левая ладонь с ложками обращена вверх и выполняет удар

третьей ложкой по этим двум.

Мастера – тут спору нет,

Узнали ложек вы секрет?

(К зрителям) В нашем ансамбле много шумовых инструментов, которые

делятся на основную группу и эпизодическую.

- Какая группа инструментов основная? (Ложки)

- Какая группа эпизодическая? (Бубны, трещотки, треугольник, рубель).

Ребятам, оставшимся на местах, раздаём бубны, трещотку, треугольник,

рубель. Раздавая, обязательно показываем простой элемент игры на каждом

инструменте. Дети пробуют извлечь звуки из своего инструмента.

Напоминаю, что эти инструменты эпизодические, значит, звучат не

постоянно, а лишь для украшения, дополнения.

Сейчас мы попробуем подобрать ритм под музыку. Группа ложкарей играет

«форшлаг» на «раз», а все эпизодические инструменты стараются дополнить,

украсить. Тремоло, «квакушки», то же отрабатываем под музыку. После

нескольких эпизодических проб под русскую народную мелодию

«Коробейники», пробуем сыграть ритмическую цепочку.

Посмотри, народ честной,

Вышел праздник-то, какой!

И теперь весёлой пляской

Завершаем эту сказку.

«Коробейники»(р.н.м.)

Играли все - новички и ложкари

Время быстро пролетело.

Вам понравилось друзья? ( Да)

Эту встречу не забудем

До свиданья, нам пора



В раздел образования