Напоминание

Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в сельской школе в условиях в условиях экспериментального перехода на ФГОС образования детей с ОВЗ.


Автор: Богданова Лариса Дмитриевна
Должность: здувр
Учебное заведение: МБОУ СОШ №17 с.Хушенга
Населённый пункт: Забайкальский край Хилокский район с.Хушенга
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в сельской школе в условиях в условиях экспериментального перехода на ФГОС образования детей с ОВЗ.
Раздел: полное образование





Назад




Богданова Лариса Дмитриевна

Учитель географии ЗДУВР

МБОУ СОШ №17 с.Хушенга

Хилокского района Забайкальского края

Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в

сельской школе в условиях в условиях экспериментального перехода на

ФГОС образования детей с ОВЗ.

Политика

государства

в

отношении

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

претерпела

в

последние

годы

существенные

изменения. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

законодательно закрепил принцип доступности образования для лиц с особыми

образовательными потребностями: «Инклюзивное образование - обеспечение

равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия

особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей» [1, с.

6].

Инклюзивное

образование

-

это

обучение

детей

с

ограниченными

возможностями и особыми потребностями в общеобразовательных школах и

детских садах. К детям с ограниченными возможностями здоровья, относятся

дети

с

физическими

нарушениями,

с

нарушениями

слуха,

зрения,

с

недоразвитием речи.

В Концепция Специального Федерального Государственного Стандарта

общего

образования

детей

с

ОВЗ

(СФГОС)

прописано:

«…отказ

от

представления о «необучаемых» детях и признание государством ценности

социальной

и

образовательной

интеграции…»,

что

обусловливает

необходимость создания соответствующих условий и в сельской школе, которая

к

настоящему

моменту

обладает

определенным

опытом

реализации

инклюзивного обучения [4, с. 6].

Сельская школа всегда была и является особым компонентом российского

образования. И, пожалуй, всегда реализовывала без декларативного объявления

этого факта инклюзивное образование. В сельской школе вместе обучаются

здоровые

дети

и

дети

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

то

есть

активно осуществляются интегративные и инклюзивные процессы. Связано это,

зачастую, с тем, что особенности географического месторасположения школы

способствуют

тому,

что

все

дети,

живущие

на

данной

территории,

могут

посещать только свою школу вне зависимости от особенностей ребёнка или

предпочтений учителя.

Анализ опыта обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

в сельских общеобразовательных школах показал существование различных

вариантов организационного решения этой проблемы.

1. Создается школа, в которой обучаются почти все дети с ограниченными

возможностями здоровья, проживающие в конкретном муниципальном районе.

2.

Если

в

сельской

школе

достаточно

много

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

например,

с

задержкой

психического

развития,

формируются специальные коррекционные классы.

3. В сельских школах часто создаются разновозрастные коррекционные

группы, где работают специально подготовленные педагоги.

4. В большинстве сельских школ дети с ограниченными возможностями

здоровья

обучаются

в

общеобразовательных

классах

вместе

с

нормально

развивающимися

сверстниками,

но

по

своим

индивидуальным

планам

и

программам [3, с. 122-123].

Выбор варианта организации обучения сельских детей с ограниченными

возможностями здоровья зависит от многих обстоятельств, при этом в ряде

школ присутствуют несколько способов организации обучения таких детей. Во

всех случаях важнейшая задача сопровождения детей с ОВЗ – помочь им

успешно интегрироваться в общеобразовательную школу, в среду сверстников,

чтобы

они

чувствовали

себя

комфортно

и

развивались

с

учетом

своих

возможностей.

Интеграция

рассматривается

как

одна

из

главных

целей

обучения:

выпускник,

имеющий

проблемы,

связанные

со

здоровьем,

должен

войти

в

общество, найти свое место в нем как полноценный и полноправный его член,

способный к самостоятельной жизни, взаимодействию с окружающими людьми

и

полезной

продуктивной

деятельности.

С

этих

позиций

интегрированное

(совместное)

обучение

выступает

как

наиболее

эффективное

средство

достижения

целей

социализации,

если

в

массовых

образовательных

учреждениях

созданы

условия,

позволяющие

получить

качественное

образование, коррекционную помощь, трудовую подготовку.

Сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях массовой сельской школы

усложняется из-за отсутствия психологов, медицинских работников и других

специалистов, что затрудняет оказание своевременной и квалифицированной

помощи ребенку. Вся ответственность ложится на учителей, организаторов

воспитательной работы, которых необходимо подготовить к обучению детей с

ОВЗ.

Общеобразовательная сельская школа, принявшая ребенка с ОВЗ, также

сталкивается с проблемами, которые можно условно разделить на проблемы

организационного и социального характера.

К проблемам организационного характера относятся:

- отсутствие / недостаток специалистов, способных эффективно работать

с

детьми

с

особыми

образовательными

потребностями

в

системе

общего

образования;

-

недостаточные

знания

необходимой

нормативной

документации,

регламентирующей

оказание

специальных

образовательных

услуг

в

общеобразовательной школе;

-

недостаточное

оснащение

методической,

учебной

литературы

по

специальным (коррекционным) программам;

- недостаточная осведомленность родителей детей с ОВЗ о своих правах и

перспективах развития детей.

К проблемам социального характера можно отнести:

- общественное мнение по вопросам совместного обучения детей с ОВЗ и

их нормально развивающихся сверстников;

- отсутствие мотивации и личностной готовности педагогов сельских

общеобразовательных учреждений к обучению детей с ОВЗ;

- нежелание родителей нормально развивающихся школьников и их самих

обучаться совместно с детьми с ОВЗ.

Но, не смотря на все сложности, мы не отказываем особенным детям в

получении образования наравне со всеми остальными. На данный момент в

нашей

общеобразовательной

школе

№17

с.

Хушенга

Хилокского

района

обучается 15 детей с теми или иными отклонениями. 11 из них с сохранным

интеллектом

(легкая

степень

умственной

отсталости)

среди

них

так

же

1

инвалид, другой ребенок с ДЦП, сложностей с ними возникает меньше. Два

ребенка с задержкой психического развития, один из которых инвалид.

На сегодняшний день СОШ № 17 с. Хушенга представлены две основные

организационные модели обучения в отношении детей с ОВЗ в сельской школе:

модель-1: обучение и воспитание детей с ОВЗ в общеобразовательном

классе,

где

содержательной

основой

обучения

является

о сновная

образовательная

программа

общего

образования

и

дифференцированный

подход, реализуемый учителем на основе рекомендаций службы психолого-

педагогического сопровождения и медицинских показаний. По такой модели в

школе в общеобразовательных классах обучается 8 человек в 6,7,9 классах;

модель-2:

обучение

и

воспитание

детей

с

ОВЗ

на

дому

по

индивидуальным

образовательным

программам

для

детей

с

ОВЗ

(разработанных на основе программ специального коррекционного образования

для учреждений VIII вида). Реализуется на основе индивидуального обучения

на

базе

школы

и

тьюторского

сопровождения

(обучение

ведется

одним

учителем,

который

представляет

интересы

ребенка

на

всех

ступенях

образования). По данной модели у нас обучается 8 детей: 1, 2,4, 5,6,7,8 классы.

До 2015 года в нашей школе была наиболее востребована и разработана

модель,

которая

реализовывала

обучение

и

воспитание

детей

с

ОВЗ

в

специальном

классе.

Содержательной

основой

обучения

являлась

адаптированная

основная

образовательная

программа

начального

общего

образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант В) и

программа коррекционной работы. В 2015 году из-за недостаточного числа

школьников

(меньше

12

человек)

класс

был

закрыт,

и

учащиеся

были

расформированы в другие общеобразовательные классы, это привело к тому,

что мотивация и интерес к обучению у данной категории детей снизился,

понизилась успеваемость, что привело к пропуску занятий.

В ходе реализации обучения детей с ОВЗ в условиях нашей сельской

школы следует отметить о трудности с которыми мы столкнулись в процессе

реализации опыта обучения детей с ОВЗ. Дело в том, что в новых сложившихся

образовательных реалиях почти вся организация обучения находится в зоне

ответственности самого образовательного учреждения, которое своими силами

должно

выявить

уровень

подготовленности

и

развития

каждого

ученика,

дифференцировать

содержание

и

методы

образования,

разработать

и

эффективно реализовать обучения для всех категорий учащихся, создавая для

них

адекватную

материально-техническую

и

учебно-методическую

базу.

К

сожалению,

уровень

требований

к

сельской

школе

в

плане

универсальной

реализации образовательных стандартов, не всегда соответствует уровню ее

готовности, что связано с объективными причинами:

1)

недостаточность

нормативно-правовой

базы,

регламентирующей

организацию

различных

формы

образования

детей

с

ОВЗ

в

условиях

общеобразовательной

школы.

Нормативно-правовая

база

по

инклюзивному

образованию пока только начинает разрабатываться;

2)

недостаточная

квалификация

педагогов

в

отношении

реализации

различных

адаптированных

образовательных

программ,

при

отсутствии

своевременной и эффективной методической поддержки со стороны других

образовательных структур и общественных организаций;

3)

отсутствие

экономических

и

финансовых

механизмов

реализации

образования в соответствии с финансовыми нормативами затрат, в которые

включаются затраты на создание специальных условий обучения (воспитания)

учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной

школе;

4) недостаточное развитие в образовательных учреждениях адаптивной

среды,

условий

доступности,

безбарьерной

среды

жизнедеятельности,

материально-технических условий;

5)

нехватка

специалистов,

подготовленных

для

работы

с

детьми

с

ограниченными возможностями здоровья в условия инклюзивного образования;

6)

недо статочное

методиче ское

обе спечение

с п е ц и а л ь н ы х

образовательных

стандартов,

особенно

в

отношении

учебников,

пособий,

конкретных технологических карт обучения и т. д.

7) школа остается один на один с проблемой инклюзивного образования.

Помощи

нет

ни

от

общественных

организаций,

ни

от

государства,

ни

от

законных представителей детей с особыми потребностями. Ведь для получения

образования детьми с ограниченными возможностями здоровья на основе хотя

бы той части нормативно-правовой базы, которая уже разработана, требуется

помощь со стороны, которую чаще всего не в состоянии оказать (или не хотят)

ни родители, ни тем более другие.

Таким образом, для образовательного учреждения проблемы развития

инклюзивного обучения очень актуальны, особенно для сельских территорий. И

справиться

с

этими

проблемами

в

одиночку

школам

достаточно

тяжело.

Поэтому необходимо принять на региональном уровне комплексную программу

по развитию инклюзивного обучения.

На

уровне

региональных

государственных

органов

исполнительной

власти

в

сфере

образования

необходимо

определить

финансовые

и

организационно-управленческие

механизмы

внедрения

ФГОС

образования

детей с ОВЗ в образовательных организациях Забайкальского края.

На уровне муниципальных органов управления образованием необходимо

использовать

различные

механизмы

для

обеспечения

в

образовательных

учреждениях условий реализации адаптированных образовательных программ в

соответствии

с

требованиями

специальных

образовательных

стандартов;

использовать

различные

формы

и

средства

для

повышения

квалификации

специалистов, осуществляющих внедрение ФГОС образования детей с ОВЗ;

продолжить

работу

по

созданию

на

базе

образовательных

учреждений

ресурсных центров по обучению детей с ОВЗ; обеспечить мониторинг качества

реализации адаптированных образовательных программ.

В образовательных учреждениях необходимо обеспечить приведение в

соответствие

с

требованиями

ФГОС

образования

детей

с

ОВЗ

условий

реализации

адаптированных

образовательных

программ,

подготовить

планы

мероприятий по обеспечению условий обучения детей с ОВЗ; осуществлять

работу

по

нормативно-правовому

и

организационно-методическому

обеспечению

внедрения

ФГОС

образования

детей

с

ОВЗ

(приведение

в

соответствие

с

требованиями

ФГОС

нормативной

базы

деятельности

образовательных

учреждений,

разработка

адаптированных

образовательных

программ

и

др.);

обеспечивать

повышение

квалификации

специалистов

по

вопросам

образования

детей

с

ОВЗ;

предусмотреть

расширение

профессиональных

функций

специалистов

службы

комплексного

сопровождения в контексте решения задач внедрения ФГОС образования детей

с ОВЗ; с целью обобщения и распространения опыта обеспечить подготовку

методических рекомендаций по вопросам создания условий для обучения и

комплексного

сопровождения

образования

детей

с

ОВЗ,

проектирования

адаптированных образовательных программ.

Список использованных источников

1.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №

273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Екатеринбург : Ажур, 2013.

2.

Артюх

Т.В.,

Манухина

Я.А.

Опыт

реализации

специального

образовательного стандарта для детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной

сельской школы // Специальное образование. - 2015. - №XI. - С.71-75.

3.

Байбородова Л.В., Паутова Л.Б. Опыт организации обучения детей с

ограниченными

возможностями

здоровья

в

сельской

школе

//

Ярославский

педагогический вестник. - № 2–2010. - С. 121-125.

4.

Концепция

Специального

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

для

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья / Н.Н. Малафеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. –

М.: Просвещение, 2013. – 42 с.



В раздел образования