Автор: Ачаликова Наиля Наилевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №31"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: Технология контроля сформированности лексических навыков.
Раздел: полное образование
Ачаликова Н.Н.
Технология контроля сформированности лексических навыков.
МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа
№31», г. Казань
Современный
этап
развития
РФ
характеризуется
расширением
контактов
с
зарубежными
странами
в
различных
сферах
деятельности.
Выведение
страны
на
общеевропейский
уровень
развития
с
целью
интеграции в европейское пространство напрямую связано с повышением
научно-экономического
потенциала
общества.
Специфика
развития
прикладной
науки
и
современных
технологий
производства
на
рубеже
столетий заключается в возрастании роли обмена научной информацией,
который
является
важной
предпосылкой
ускорения
научно-технического
прогресса.
Обязательным
условием
решения
этих
сложных
задач
государственного
масштаба
является
повышение
уровня
владения
иностранными языками.
Успешное
формирование
коммуникативной
компетенции
зависит
от
взаимосвязанного развития и совершенствования всех компонентов учебного
процесса,
одним
из
важнейших
элементов
которого
является
контроль.
Контроль обеспечивает оперативную обратную связь в обучении, представляя
сведения о степени совпадения запланированной и реально осуществляемой
деятельности.
Следует отметить, что проблема разработки форм контроля уровня
сформированности
лексических
навыков
относится
к
числу
наименее
исследованных
областей
методики
обучения
иностранным
языкам.
На
сегодняшний
день
отсутствует
целостная
система
контроля
уровня
сформированности
лексических
навыков
на
различных
этапах
обучения
иностранному языку в школе и в вузе. При этом следует отметить, что не
разработанность
данной
проблемы
в
отечественной
методике
иногда
приводит к слепому заимствованию зарубежного опыта, при котором не
учитывается
социокультурный
контекст
обучения
иностранных
языков
в
России.
Таким
образом,
имеются
основания
считать
проблему
разработки
модели итогового контроля на уроках иностранного языка нерешенной и
требующей
специального
рассмотрения,
что
обусловило
актуальность
и
определило
тему
исследования
«Технология
контроля
сформированности
лексических навыков».
Объектом
данного
исследования
является
сформированность
лексических навыков учащихся старших классов на уроках иностранного
языка.
Предметом
исследования
является
организация
контроля
уровня
сформированности лексических навыков у учащихся старших классов на
уроках иностранного языка.
Цель
настоящего
исследования
заключается
в
разработке
научно
обоснованной методики тестового контроля лексического навыка в старших
классах.
Для
достижения
поставленной
цели
потребовалось
решить
следующие задачи:
раскрыть методические основы обучения лексике;
дать психолого-педагогическую характеристику учащихся в
старших классах;
определить особенности контроля лексических навыков в
старших классах;
разработать модель итогового контроля по иностранному
языку для учащихся старших классов.
Научная
новизна
исследования
заключается
в
том,
что
впервые
решается проблема организации контроля лексического навыка на примере
старших классов.
Теоретическое
значение
работы
состоит
в
том,
что
она
вносит
определенный
вклад
в
развитие
теоретических
положений
организации
контроля при обучении иностранным языкам.
Практическая значимость работы заключается в том, что создан банк
тестовых заданий для контроля владения лексическими навыками.
Известно,
что
лексика
в
системе
средств
является
важнейшим
компонентом
речевой
деятельности:
аудирования
и
говорения,
чтения
и
письма. Это определяет ее важнее место на каждом уроке иностранного языка
и формирование лексических навыков постоянно находятся в поле зрения
учителя.
Для проведения эксперимента были задействованы учащиеся старшего
звена. Мы знаем, что к старшему школьному возрасту, дети усваивают многие
научные
понятия,
обучаются
пользоваться
ими
в
процессе
решения
различных задач. Что касается изучения иностранного языка, то в течение
данного этапа обучения учащиеся совершенствуют знания, навыки и умения,
приобретенные ими за предыдущий период.
Приемы и формы контроля лексических навыков в старшем школьном
возрасте должны отвечать следующим требованиям:
выполнять не только контролирующую, но и обучающую
функцию;
быть направленными на проверку одной формы общения;
не
вносить
существенных
отклонений
в
ход
учебного
процесса;
не требовать больших усилий для проверки и отработки ее
результатов;
быть
интересными
для
учащихся
и
соответствовать
их
возрастным особенностям.
При
проведении
эксперимента
мы
исходили
из
того,
что
эффективность
процесса
контроля
лексических
навыков
основано
на
использовании
разработанных
нами
рекомендаций
по
эффективному
запоминанию лексики.
В связи с этим в ходе нашего исследования была выдвинута гипотеза
о
том,
что
использование
разработ анных
нами
ком п л е кс а
коммуникативных
упражнений
позволит
эффективно
обучать
учащихся
лексической стороне речи.
Целью
эксперимента
являлся
контроль
эф ф е кт и в н о с т и
использования
комплекса
коммуникативных
упражнений
при
обучении
лексической стороне диалогической речи.
В конце исследования можно было с уверенностью утверждать, что
значительно
повысилось
уровень
раскрытия
содержания,
приведение
аргументов, узнавания мнения собеседника, использование новой лексики.
Экспериментальное
обучение
полностью
подтвердило
предполагаемую
гипотезу
о
том,
что
правильно
организованный
контроль
позволяет
добиться
больших
результатов
в
обучении
лексическим
навыкам
школьников.
Литература
1.
Беляев
Б.В.
Психологические
основы
усвоения
лексики иностранного языка: пособие для преподавателей и
студентов. М.: Издательство «Просвещение», 2004. – 136 с.
2.
Га льперин
П.Я.
Современная
м е т од и к а
английского языка. М.: Издательство «Просвещение», 2005. –
45 с.
3.
Захарова
О.В.
Совершенствуем
лексические
навыки. Коммуникативная методика, 2004. – 2-5 с.
4.
Нуриахметов Г.И. Об одном из средств сохранения
активного лексического минимума в старших классах. ИЯШ,
1984. – 49-52 с.
5.
Шатилов
С.Ф.
Некоторые
основные
проблемы
обучения лексическому аспекту устной речи на иностранном
языке в школе и вузе/ Обучение лексическому аспекту устной
речи на иностранном языке в школе и вузе. Сборник научных
трудов, 1972. – 1-11 с.