Автор: Швацкая Нина Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ Д/с№117 "Дружная семейка"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Методические рекомендации для родителей
Тема: "Как определить способности малыша"
Раздел: дошкольное образование
Автор: Швацкая Нина Владимировна
музыкальный руководитель высшей
квалификационной категории,
МКДОУ №117 «Дружная семейка»
город Новосибирск
"От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира —
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш".
В. А. Сухомлинский
Уже
с самого
раннего
возраста
можно
увидеть,
как
проявляются
первые
признаки
разных
талантов
у малышей:
кто-то
любит
танцевать,
кому-то
хочется петь, кто-то любит мастерить, а кто-то решать логические задачи или
рисовать...
Сложно сказать, что любовь к какому-то виду деятельности — это и есть
талант,
ведь
способности
проявляются
позже,
а развивая
способности,
мы получаем талант. Быть талантливым — это не обязательно значит быть
знаменитым
художником
или
учёным —
есть
много
талантливых
людей
в разных областях.
Кто-то
говорит,
что
талант
(греческое
talanton) —
это
"выдающееся
врожденное
качество".
А кто-то —
что
талант
нужно
совершенствовать.
Третьи верят в то, что способности и таланты передаются по наследству.
Википедия
определяет
талант
как
"определённые
способности,
которые
раскрываются с приобретением навыка и опыта". Формирование и развитие
таланта
ребёнка
зависит
во многом
от условий
жизни
и деятельности.
Многие
родители
задаются
вопросом:
как
определить
и развивать
имеющиеся способности ребенка? Давайте попробуем ответить.
Проблема
определения
способностей
ребенка
встает
перед
родителями
с самого
раннего
детства.
Родителей
начинает
волновать
вопрос
поиска
дополнительного
образования.
Музыкальная
студия,
студия
творчества,
спортивная
или
какая-то
другая?
Порой
трудно
сделать
выбор,
чтобы
не навредить. Отдать ребенка в студию и развивать в одном направлении?
А вдруг ошиблись? Отдать в разные студии? А вдруг ребёнок будет слишком
уставать?
При выборе студии родители должны оценить возможности ребёнка и учесть
его
интересы.
Важно
помнить,
что
любая
деятельность —
это
труд
ваш
и вашего
ребенка,
подчиненный
жёсткому
распорядку
и режиму.
Томас
Эдисон говорил: "Гений — один процент вдохновения и девяносто девять
процентов
пота". Только
постоянные
занятия
и тренировки
дадут
положительный результат. Но если ребёнок не обладает определёнными
способностями к деятельности, которую ему выбрали старшие, то у него
может
развиться
комплекс
неудачника,
и вы не получите
ожидаемых
результатов. Ваше желание, чтобы ребенок пел или занимался музыкой,
может обернуться психологической травмой для ребенка. Прислушайтесь
к желаниям ребенка и помогите ему в выборе студии, проявите смекалку,
чтобы мотивировать малыша.
Из закона Ньютона известно, что сила действия прямо пропорциональна силе
противодействия —
чем
больше
родители
будут
заставлять
ребенка,
тем
меньше вероятность, что они сами будут довольны результатами. По этой
причине психологи и педагоги советуют выбирать такие кружки и секции, где
не стремятся сделать маленького чемпиона или лауреата, а просто помогут
определить и развить способности малыша.
1. Музыкальные способности малыша
До года о музыкальных способностях можно судить только по косвенным
признакам.
Малыш
улыбается,
когда
слышит
музыку,
затихает,
может
подпевать — "гулить". Наблюдайте за ребёнком. Если он проявляет эмоции,
когда
играет
музыка,
подпевает,
а может,
даже
постукивает
ногой
в такт
музыке,
или
хлопает
в ладоши
под
музыку,
быстро
запоминает
слова
и мелодию, поёт самостоятельно, то это указывает на то, что в музыкальной
студии он будет заниматься с удовольствием. Существует очень эффективная
система Судзуки — уникальный метод раннего музыкального развития. Эта
система предусматривает обучение игре на скрипке, (флейте, фортепиано,
виолончели) с двух-трёх лет. Дети очень быстро начинают играть несложные
произведения. По мнению японского педагога Шиничи Судзуки, все дети
музыкальны, нужно только вовремя начать развивать способности: "То, что
взрослые усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мгновенно".
Цель музыкальных занятий с малышами Судзуки определил так: "Моя задача
не воспитывать музыканта, а через музыку воспитать хорошего, благородного
человека".
2. Технические способности
Ребёнок
любит
сидеть
с конструктором
часами:
строит,
придумывает,
собирает
по схеме,
моделирует.
Обычно
дети,
имеющие
технические
способности, часто задают вопросы: как это работает, а что у него внутри,
а зачем
нужна
эта
деталь,
а будет ли
работать,
если...
Не отмахивайтесь
от таких вопросов и старайтесь отвечать на них, покупайте энциклопедии
и конструкторы, развивайте интерес к различным механизмам.
3. Исследовательские способности
Дети с исследовательскими способностями любят проводить опыты, часто
задают вопросы "почему?", устанавливая причинно-следственные цепочки
различных природных явлений, а так же с интересом рассматривают научные
энциклопедии и с удовольствием смотрят научно-популярные передачи.
4. Художественные способности ребенка
Все дети любят рисовать и почти у всех есть художественные способности.
Если ребёнок активно проявляет интерес к поделкам, рисованию, аппликации
и другим видам творчества, стоит обратить на это внимание и развивать этот
интерес малыша.
В раннем
возрасте
не учат
классическим
канонам
рисования,
а лишь
развивают
художественные
способности.
В хороших
детских
изостудиях
создают
творческую
атмосферу,
ваш
ребенок
сможет
развить
свое
воображение, мелкую моторику, а самое главное — получит удовольствие
от самореализации и возможности показать, сколько всего нового он теперь
умеет.
5. Театральная студия. Актерский талант у ребенка
Если вы однажды
заметили,
что
ваш
ребенок
любит
кому-то
подражать,
копировать
походку,
манеру
речи,
с радостью
выступает
на концертах
и праздничных
мероприятиях,
то вы можете
смело
приве сти
е го
в театральную
студию.
Сегодня
детские
театральные
студии,
почему-то
не очень популярны у родителей. А зря: ведь они смогут научить детей быть
смелыми и уверенными, раскованными и непринужденными. Дети читают
наизусть
стихотворения
и басни,
развивают
речь,
тренируют
память,
пополняют
словарный
запас.
Кукольный
театр
развивает
не только
речь
маленького актера, но и моторику, а также координацию движений. Всё это
не менее важно при подготовке ребёнка в школе, чем умение читать и писать.
6. Спортивные секции. Физические способности
Дети
с физическими
способностями
очень
старательные,
упорные,
они
прикладывают
все
усилия
для
достижения
определенной
цели.
Любят
соревноваться,
бегают,
прыгают —
и не боятся
упасть,
пораниться,
ушибиться.
Занятия
в спортивных
секциях
тренируют
силу
воли,
выносливость, целеустремленность, что, несомненно, приходится ребенку
не только в школе, но и в жизни.
7. Хореография. Ритмика. Музыкально-двигательные способности
Ваш
ребенок
подвижен,
активен,
с чувством
ритма?
Слушает
музыку,
"пританцовывает" и придумывает свои движения? Сходите с ним на пробное
занятие
в студию
ритмики,
хореографии,
фитнеса,
аэробики
или
танца.
В танцевальных
кружках
учат
не только
красиво
двигаться
и танцевать:
занятия танцами развивают образное мышление, воображение, фантазию.
Есть студии танца, где учат малышек уже с двух с половиной лет по системе
Айседоры
Дункан —
в классах
нет
станка,
там
не требуют
специальной
одежды
и обуви
для
танцев.
По этой
системе
танец —
это
некая
импровизация, свободные движения под классическую музыку.
У вашего
ребёнка
могут
быть
разные
способности,
задача
родителей —
поддерживать и развивать их.
Метод
Описание
Наблюдение
Наблюдая и изучая то, чем ребёнок любит
заниматься, чем интересуется, родители с лёгкостью
могут составить представление о возможностях
своего малыша.
Игра
Предоставьте возможность выбора игры. Обратите
внимание, в какие ролевые игры любит играть
ребёнок.
Обращение
к специалистам
по раннему развитию,
психологам
и педагогам.
Тестирование
Существуют диагностические программы, которые
помогут в определении способностей. Например, при
определении уровня интеллектуального развития
используют тест Векслера. Чтобы узнать творческий
потенциал ребёнка, его эмоциональное и психическое
состояние, используют методику "Несуществующее
животное". А также могут использовать комплексную
диагностику.
Совместная
деятельность
Совместное общение, безусловно, развивает
творческую активность и помогает развитию таланта.
Возьмите за правило организовывать семейные
праздники-традиции, кукольные представления
по выходным, походы, экскурсии. Слушайте вместе
музыку, читайте, играйте в игры, посещайте музеи
и выставки, театры, мастер-классы, концерты.
Результаты диагностики не могут определить будущие достижения и таланты
ребёнка,
но,
тем
не менее,
это
не умоляет
важности
раннего
выявления
способностей. В наших силах помочь ребенку изучать, творить, заниматься
интересными и увлекательными занятиями. Со временем, ваш ребенок сам
поймет, чем ему заниматься серьезно, а что останется просто хобби. Очень
часто бывает, что талантливые дети, не имея возможности развивать свой
талант, становятся посредственными учениками.
Современные школы предъявляют к ребёнку достаточно жесткие требования.
Предоставьте
возможность
малышу
проявить
свои
способности,
развить
их и преумножить в детских дошкольных учреждениях. Помогая раскрыть
таланты ребёнка, вы научите его общаться, выражать себя, чувствовать себя
уверенно,
поможете повысить
самооценку и способность
к адаптации
в любых
ситуациях.
Наверняка,
лет
через 18-20 ваши
дети
поблагодарят
за это. Главное помнить, что каждый ребенок талантлив, быть внимательнее
к проявлениям своего ребенка — и у вас все получится!