Напоминание

"Как определить способности малыша"


Автор: Швацкая Нина Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ Д/с№117 "Дружная семейка"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Методические рекомендации для родителей
Тема: "Как определить способности малыша"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Автор: Швацкая Нина Владимировна

музыкальный руководитель высшей

квалификационной категории,

МКДОУ №117 «Дружная семейка»

город Новосибирск

"От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира —

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш".

В. А. Сухомлинский

Уже

с самого

раннего

возраста

можно

увидеть,

как

проявляются

первые

признаки

разных

талантов

у малышей:

кто-то

любит

танцевать,

кому-то

хочется петь, кто-то любит мастерить, а кто-то решать логические задачи или

рисовать...

Сложно сказать, что любовь к какому-то виду деятельности — это и есть

талант,

ведь

способности

проявляются

позже,

а развивая

способности,

мы получаем талант. Быть талантливым — это не обязательно значит быть

знаменитым

художником

или

учёным —

есть

много

талантливых

людей

в разных областях.

Кто-то

говорит,

что

талант

(греческое

talanton) —

это

"выдающееся

врожденное

качество".

А кто-то —

что

талант

нужно

совершенствовать.

Третьи верят в то, что способности и таланты передаются по наследству.

Википедия

определяет

талант

как

"определённые

способности,

которые

раскрываются с приобретением навыка и опыта". Формирование и развитие

таланта

ребёнка

зависит

во многом

от условий

жизни

и деятельности.

Многие

родители

задаются

вопросом:

как

определить

и развивать

имеющиеся способности ребенка? Давайте попробуем ответить.

Проблема

определения

способностей

ребенка

встает

перед

родителями

с самого

раннего

детства.

Родителей

начинает

волновать

вопрос

поиска

дополнительного

образования.

Музыкальная

студия,

студия

творчества,

спортивная

или

какая-то

другая?

Порой

трудно

сделать

выбор,

чтобы

не навредить. Отдать ребенка в студию и развивать в одном направлении?

А вдруг ошиблись? Отдать в разные студии? А вдруг ребёнок будет слишком

уставать?

При выборе студии родители должны оценить возможности ребёнка и учесть

его

интересы.

Важно

помнить,

что

любая

деятельность —

это

труд

ваш

и вашего

ребенка,

подчиненный

жёсткому

распорядку

и режиму.

Томас

Эдисон говорил: "Гений — один процент вдохновения и девяносто девять

процентов

пота". Только

постоянные

занятия

и тренировки

дадут

положительный результат. Но если ребёнок не обладает определёнными

способностями к деятельности, которую ему выбрали старшие, то у него

может

развиться

комплекс

неудачника,

и вы не получите

ожидаемых

результатов. Ваше желание, чтобы ребенок пел или занимался музыкой,

может обернуться психологической травмой для ребенка. Прислушайтесь

к желаниям ребенка и помогите ему в выборе студии, проявите смекалку,

чтобы мотивировать малыша.

Из закона Ньютона известно, что сила действия прямо пропорциональна силе

противодействия —

чем

больше

родители

будут

заставлять

ребенка,

тем

меньше вероятность, что они сами будут довольны результатами. По этой

причине психологи и педагоги советуют выбирать такие кружки и секции, где

не стремятся сделать маленького чемпиона или лауреата, а просто помогут

определить и развить способности малыша.

1. Музыкальные способности малыша

До года о музыкальных способностях можно судить только по косвенным

признакам.

Малыш

улыбается,

когда

слышит

музыку,

затихает,

может

подпевать — "гулить". Наблюдайте за ребёнком. Если он проявляет эмоции,

когда

играет

музыка,

подпевает,

а может,

даже

постукивает

ногой

в такт

музыке,

или

хлопает

в ладоши

под

музыку,

быстро

запоминает

слова

и мелодию, поёт самостоятельно, то это указывает на то, что в музыкальной

студии он будет заниматься с удовольствием. Существует очень эффективная

система Судзуки — уникальный метод раннего музыкального развития. Эта

система предусматривает обучение игре на скрипке, (флейте, фортепиано,

виолончели) с двух-трёх лет. Дети очень быстро начинают играть несложные

произведения. По мнению японского педагога Шиничи Судзуки, все дети

музыкальны, нужно только вовремя начать развивать способности: "То, что

взрослые усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мгновенно".

Цель музыкальных занятий с малышами Судзуки определил так: "Моя задача

не воспитывать музыканта, а через музыку воспитать хорошего, благородного

человека".

2. Технические способности

Ребёнок

любит

сидеть

с конструктором

часами:

строит,

придумывает,

собирает

по схеме,

моделирует.

Обычно

дети,

имеющие

технические

способности, часто задают вопросы: как это работает, а что у него внутри,

а зачем

нужна

эта

деталь,

а будет ли

работать,

если...

Не отмахивайтесь

от таких вопросов и старайтесь отвечать на них, покупайте энциклопедии

и конструкторы, развивайте интерес к различным механизмам.

3. Исследовательские способности

Дети с исследовательскими способностями любят проводить опыты, часто

задают вопросы "почему?", устанавливая причинно-следственные цепочки

различных природных явлений, а так же с интересом рассматривают научные

энциклопедии и с удовольствием смотрят научно-популярные передачи.

4. Художественные способности ребенка

Все дети любят рисовать и почти у всех есть художественные способности.

Если ребёнок активно проявляет интерес к поделкам, рисованию, аппликации

и другим видам творчества, стоит обратить на это внимание и развивать этот

интерес малыша.

В раннем

возрасте

не учат

классическим

канонам

рисования,

а лишь

развивают

художественные

способности.

В хороших

детских

изостудиях

создают

творческую

атмосферу,

ваш

ребенок

сможет

развить

свое

воображение, мелкую моторику, а самое главное — получит удовольствие

от самореализации и возможности показать, сколько всего нового он теперь

умеет.

5. Театральная студия. Актерский талант у ребенка

Если вы однажды

заметили,

что

ваш

ребенок

любит

кому-то

подражать,

копировать

походку,

манеру

речи,

с радостью

выступает

на концертах

и праздничных

мероприятиях,

то вы можете

смело

приве сти

е го

в театральную

студию.

Сегодня

детские

театральные

студии,

почему-то

не очень популярны у родителей. А зря: ведь они смогут научить детей быть

смелыми и уверенными, раскованными и непринужденными. Дети читают

наизусть

стихотворения

и басни,

развивают

речь,

тренируют

память,

пополняют

словарный

запас.

Кукольный

театр

развивает

не только

речь

маленького актера, но и моторику, а также координацию движений. Всё это

не менее важно при подготовке ребёнка в школе, чем умение читать и писать.

6. Спортивные секции. Физические способности

Дети

с физическими

способностями

очень

старательные,

упорные,

они

прикладывают

все

усилия

для

достижения

определенной

цели.

Любят

соревноваться,

бегают,

прыгают —

и не боятся

упасть,

пораниться,

ушибиться.

Занятия

в спортивных

секциях

тренируют

силу

воли,

выносливость, целеустремленность, что, несомненно, приходится ребенку

не только в школе, но и в жизни.

7. Хореография. Ритмика. Музыкально-двигательные способности

Ваш

ребенок

подвижен,

активен,

с чувством

ритма?

Слушает

музыку,

"пританцовывает" и придумывает свои движения? Сходите с ним на пробное

занятие

в студию

ритмики,

хореографии,

фитнеса,

аэробики

или

танца.

В танцевальных

кружках

учат

не только

красиво

двигаться

и танцевать:

занятия танцами развивают образное мышление, воображение, фантазию.

Есть студии танца, где учат малышек уже с двух с половиной лет по системе

Айседоры

Дункан —

в классах

нет

станка,

там

не требуют

специальной

одежды

и обуви

для

танцев.

По этой

системе

танец —

это

некая

импровизация, свободные движения под классическую музыку.

У вашего

ребёнка

могут

быть

разные

способности,

задача

родителей —

поддерживать и развивать их.

Метод

Описание

Наблюдение

Наблюдая и изучая то, чем ребёнок любит

заниматься, чем интересуется, родители с лёгкостью

могут составить представление о возможностях

своего малыша.

Игра

Предоставьте возможность выбора игры. Обратите

внимание, в какие ролевые игры любит играть

ребёнок.

Обращение

к специалистам

по раннему развитию,

психологам

и педагогам.

Тестирование

Существуют диагностические программы, которые

помогут в определении способностей. Например, при

определении уровня интеллектуального развития

используют тест Векслера. Чтобы узнать творческий

потенциал ребёнка, его эмоциональное и психическое

состояние, используют методику "Несуществующее

животное". А также могут использовать комплексную

диагностику.

Совместная

деятельность

Совместное общение, безусловно, развивает

творческую активность и помогает развитию таланта.

Возьмите за правило организовывать семейные

праздники-традиции, кукольные представления

по выходным, походы, экскурсии. Слушайте вместе

музыку, читайте, играйте в игры, посещайте музеи

и выставки, театры, мастер-классы, концерты.

Результаты диагностики не могут определить будущие достижения и таланты

ребёнка,

но,

тем

не менее,

это

не умоляет

важности

раннего

выявления

способностей. В наших силах помочь ребенку изучать, творить, заниматься

интересными и увлекательными занятиями. Со временем, ваш ребенок сам

поймет, чем ему заниматься серьезно, а что останется просто хобби. Очень

часто бывает, что талантливые дети, не имея возможности развивать свой

талант, становятся посредственными учениками.

Современные школы предъявляют к ребёнку достаточно жесткие требования.

Предоставьте

возможность

малышу

проявить

свои

способности,

развить

их и преумножить в детских дошкольных учреждениях. Помогая раскрыть

таланты ребёнка, вы научите его общаться, выражать себя, чувствовать себя

уверенно,

поможете повысить

самооценку и способность

к адаптации

в любых

ситуациях.

Наверняка,

лет

через 18-20 ваши

дети

поблагодарят

за это. Главное помнить, что каждый ребенок талантлив, быть внимательнее

к проявлениям своего ребенка — и у вас все получится!



В раздел образования