Напоминание

"ЗНАЧЕНИЕ ИГР МАРИИ МОНТЕССОРИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ"


Автор: Бондаренко Валентина Петровна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад "Капелька"
Населённый пункт: Белгородская область, Красненский район, с. Красное
Наименование материала: статья
Тема: "ЗНАЧЕНИЕ ИГР МАРИИ МОНТЕССОРИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЗНАЧЕНИЕ ИГР МАРИИ МОНТЕССОРИ В ФОРМИРОВАНИИ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

педагог-психолог

Бондаренко Валентина Петровна

Игра имеет важное значение для здорового развития детей, особенно

дошкольников.

Развивающие

игры

детей

стимулируют

работу

головного

мозга.

Этот процесс влияет на развитие мелкой и крупной моторики, развитие

речи,

социализации,

осознания

своей

личности,

эмоциональное

благополучие, творческие способности, решение проблем и способность к

обучению. Задача педагога – помочь организовать ему свою деятельность,

пойти собственным, уникальным путем, реализовать свою природу.

Девизом школы Марии Монтессори являются слова «Помоги мне это

сделать самому». В возрасте 3-6 лет ребенок, согласно точному образу М.

Монтессори,

является

строителем

самого

себя.

Именно

на

это

время

выпадает интенсивность сензитивных периодов в его развитии – речевого,

сенсорного,

социального,

двигательного.

Причем

при

благоприятных

условиях к концу этого периода, с помощью своих органов чувств ребенок

может познавать окружающий мир на уровне взрослого. Естественно, что

наиболее

подходящие

условия

для

развития

ребенка

в

этом

возрасте

предоставляет

развивающая

среда,

где

есть

необходимые

составляющие:

сенсорный, речевой материал, двигательная зона и коллектив детей.

Задачи направленные на развитие познавательных процессов:

Развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с

сенсорными эталонами;

Закреплять умение выделять и группировать однородные предметы по

нескольким сенсорным признакам;

Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи;

Совершенствовать

восприятие

детей,

активно

включая

все

органы

чувств.

Успешно

решить

данные

задачи

помогает

методика

М.

Монтессори.

Ребенок учится жить в окружающей его социальной среде, задача педагога –

организовать

для

него

возможность

проявления

навыков

и

тренировки

культурного общения с другими людьми.

«Чем

раньше

мы

начинаем

воспитывать

в

детях

стремление

самим

добиваться

своих

целей,

тем

скорее

создадим

сильных,

а

следовательно

самостоятельных

и

свободных

людей»

говорила

Мария

Монтессори.

Основной ее девиз «Помоги мне это сделать самому».

Ключевые моменты данной методики:

Развитие чувства внутреннего порядка. С самого раннего возраста благодаря

выполнению

конкретных

упражнений

в

ребенке

развивается

внутреннее

чувство порядка, а порядок для ребенка очень важен.

Максимальная

индивидуализация.

Методика

позволяет

учитывать

психологические особенности каждого ребенка.

Высокая

мотивация

деятельности.

Ребенок

испытывает

удовольствие

от

познавательной

деятельности,

потому

что

поступает

не

по

чьему-то

указанию, а по собственному желанию.

Развитие самостоятельности. Методика позволяет ребенку с самого раннего

возраста действовать независимо от взрослых.

Формирование высокой самооценки, творческого мышления.

Гуманизм. Система полностью обращена к ребенку. Авторитаризм в ней

отсутствует как таковой.

Очень важное значение, М. Монтессори придавала игровому дидактическому

материалу.

Требования к нему:

авто

дидактическим,

т.е.

приспособленным

к

самостоятельной

целенаправленной работе ребенка без участия взрослого. Взрослый

только однажды, когда ребенок впервые берет ;

изолированность;

эстетичность;

внутренний контроль;

реалистичность предметов;

соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.

Обязательна презентация детям каждого материала.

Вот некоторые материалы, которые

используются в

работе. Дети

учатся обращаться с ложкой, щеткой, салфеткой, полотенцем, губкой. Они

переливают воду, пересыпают зернышки, застегивают и расстегивают одежду

и др. Эти умения приходят к ребятам в результате постоянных упражнений и

самостоятельной деятельности. Для каждого упражнения есть свой рабочий

материал. Материал содержит возможность самостоятельного контроля над

ошибками

и

исправления

их,

а

также

способствует

развитию

мелкой

моторики.

Основные материалы, организующие дидактическое пространство для

упражнений в практической жизни детей:

Переливание из одного сосуда в другой (два стаканчика, поднос, губка

для вытирания пролитой воды).

Пересыпание с помощью ложки (две емкости, ложка, поднос).

Различные материалы с пуговицами, шнурками, застежками и др.

Уборка мусора со стола (корзинка с заранее подготовленным мусором, совок,

щетка, все сложено в общую коробку).

Упражнения для развития чувств.

Для развития зрения: различные пирамидки, башенки, цветные таблички)

Для развития слуха – погремушки с разным наполнителем.

Для развития осязания – шершавые таблички.

Для развития термического чувства –термические бутылочки.

Для развития обоняния – баночки с запахами.

Для развития стереогностического чувства –геометрические тела.

В результате работы с сенсорным материалом дети

группы легко

приобрели различные понятия и навыки: собирают предметы по принципу

увеличения-уменьшения

(понятия

«большой

–средний

–маленький»,

«толстый –тонкий», «длинный –короткий», «высокий –низкий», «глубокий –

мелкий»); подбирают пары цветов, их оттенки и различают цвета; различают

шершавые и гладкие поверхности; различают различные шумы, подбирают

пары шумов и звуков; различают предметы: плоский, объемный; различают и

называют объемные тела и плоские фигуры; различают горячий – теплый –

холодный, сладкий –кислый –горький –соленый; успешно работают кистью и

красками, пластилином.

В системе Монтессори свобода сочетается с дисциплиной это важный

момент в нравственном воспитании детей.

Для

детей

дошкольного

возраста

это

очень

важно,

именно

в

этом

возрасте закладываются основы положительного общения с взрослыми и

сверстниками (умение уступать, договариваться); положительные привычки

(умение благодарить, чистить зубки, мыть руки перед едой, соответствующее

поведение за столом, в раздевалке и т. д.); овладевают предметной и игровой

деятельностью (бережное отношение к вещам, игрушкам, у каждой вещи есть

свое место; поработал, убери материал на своё место). Развитие ребенка по

методике Монтессори дает основательную базу для формирования личности

-личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной.

По ФГОС, «к целевым ориентирам дошкольного образования относятся

следующие социальные и психологические характеристики личности ребенка

н а

э т а п е

з а в е р ш е н и я

д о ш к о л ь н о г о

о б р а з о в а н и я :

– ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных

видах

деятельности

игре,

общении,

конструировании

и

др.

Способен

выбирать

себе

род

занятий,

участников

совместной

деятельности,

обнаруживает

способность

к

воплощению

разнообразных

замыслов;

– ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно

относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства.

– ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в

разных видах деятельности. Способность ребенка к фантазии, воображению,

творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребенок владеет

разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и

социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе

игровую и учебную».

Как раз этому и учатся дети в Монтессори –группах: свободно, без

принуждения, без внешнего вмешательства и критики. Мария Монтессори

была

убеждена

в

том,

что

как

поощрения,

так

и

наказания

вредны

для

внутренней

ориентации

человека,

и

что

люди

должны

учиться,

следуя

собственной

мотивации.

В

первую

очередь,

потому,

что

стремление

принимать

участие

в

жизни

взрослых

органически

свойственно

природе

растущего

ребенка.

Педагогика

Монтессори

сосредотачивается

на

потребностях,

способностях

и

одаренности

каждого

отдельного

ребенка.

Дети учатся лучше всего тогда, когда они могут сами определять свой ритм и

способ

учебы.

Лейтмотив

метода

Монтессори

состоит

в

поддержании

естественной радости ребенка от учения. Дети, обучающиеся в собственном

ритме

и

в

соответствии

с

собственными

интересами,

приобретают

уверенность

в

собственных

силах

и

усваивают

изученное

наиболее

эффективным

образом.

Основная идея М. Монтессори заключается в том, что ребенок – это

уникальная личность, и нужно сделать все необходимое для его развития. В

с о о т в е т с т в и и

с

э т и м

п е д а г о г и к а

о с н о в ы в а е т с я

н а

т р е х

составляющих:

сам

ребенок,

его

базисные

потребности

и

законы

естественного

развития;

– с п е ц и а л ь н о

о р г а н и з о в а н н а я

с р е д а ;

– подготовленный педагог.

Литература

1.Богуславский М.В., Корнетов Г.Б.. Мария Монтессори. Помоги мне это

сделать самому. - М.:Карапуз,2004.

2.Сорокова М.Г. Жизненная практика и сенсорное развитие дошкольников по

методу Монтессори. - М., 1998.

3.Сорокова М.Г. Математика по методу Монтессори в детском саду и в школе.

-М., 1997.

4.Хилтунен Е.А. Уроки на корточках. -М.:Генезис,2006



В раздел образования