Автор: Бондаренко Валентина Петровна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад "Капелька"
Населённый пункт: Белгородская область, Красненский район, с. Красное
Наименование материала: статья
Тема: "ЗНАЧЕНИЕ ИГР МАРИИ МОНТЕССОРИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Раздел: дошкольное образование
ЗНАЧЕНИЕ ИГР МАРИИ МОНТЕССОРИ В ФОРМИРОВАНИИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
педагог-психолог
Бондаренко Валентина Петровна
Игра имеет важное значение для здорового развития детей, особенно
дошкольников.
Развивающие
игры
детей
стимулируют
работу
головного
мозга.
Этот процесс влияет на развитие мелкой и крупной моторики, развитие
речи,
социализации,
осознания
своей
личности,
эмоциональное
благополучие, творческие способности, решение проблем и способность к
обучению. Задача педагога – помочь организовать ему свою деятельность,
пойти собственным, уникальным путем, реализовать свою природу.
Девизом школы Марии Монтессори являются слова «Помоги мне это
сделать самому». В возрасте 3-6 лет ребенок, согласно точному образу М.
Монтессори,
является
строителем
самого
себя.
Именно
на
это
время
выпадает интенсивность сензитивных периодов в его развитии – речевого,
сенсорного,
социального,
двигательного.
Причем
при
благоприятных
условиях к концу этого периода, с помощью своих органов чувств ребенок
может познавать окружающий мир на уровне взрослого. Естественно, что
наиболее
подходящие
условия
для
развития
ребенка
в
этом
возрасте
предоставляет
развивающая
среда,
где
есть
необходимые
составляющие:
сенсорный, речевой материал, двигательная зона и коллектив детей.
Задачи направленные на развитие познавательных процессов:
Развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с
сенсорными эталонами;
Закреплять умение выделять и группировать однородные предметы по
нескольким сенсорным признакам;
Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи;
Совершенствовать
восприятие
детей,
активно
включая
все
органы
чувств.
Успешно
решить
данные
задачи
помогает
методика
М.
Монтессори.
Ребенок учится жить в окружающей его социальной среде, задача педагога –
организовать
для
него
возможность
проявления
навыков
и
тренировки
культурного общения с другими людьми.
«Чем
раньше
мы
начинаем
воспитывать
в
детях
стремление
самим
добиваться
своих
целей,
тем
скорее
создадим
сильных,
а
следовательно
самостоятельных
и
свободных
людей»
–
говорила
Мария
Монтессори.
Основной ее девиз «Помоги мне это сделать самому».
Ключевые моменты данной методики:
Развитие чувства внутреннего порядка. С самого раннего возраста благодаря
выполнению
конкретных
упражнений
в
ребенке
развивается
внутреннее
чувство порядка, а порядок для ребенка очень важен.
Максимальная
индивидуализация.
Методика
позволяет
учитывать
психологические особенности каждого ребенка.
Высокая
мотивация
деятельности.
Ребенок
испытывает
удовольствие
от
познавательной
деятельности,
потому
что
поступает
не
по
чьему-то
указанию, а по собственному желанию.
Развитие самостоятельности. Методика позволяет ребенку с самого раннего
возраста действовать независимо от взрослых.
Формирование высокой самооценки, творческого мышления.
Гуманизм. Система полностью обращена к ребенку. Авторитаризм в ней
отсутствует как таковой.
Очень важное значение, М. Монтессори придавала игровому дидактическому
материалу.
Требования к нему:
авто
дидактическим,
т.е.
приспособленным
к
самостоятельной
целенаправленной работе ребенка без участия взрослого. Взрослый
только однажды, когда ребенок впервые берет ;
изолированность;
эстетичность;
внутренний контроль;
реалистичность предметов;
соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.
Обязательна презентация детям каждого материала.
Вот некоторые материалы, которые
используются в
работе. Дети
учатся обращаться с ложкой, щеткой, салфеткой, полотенцем, губкой. Они
переливают воду, пересыпают зернышки, застегивают и расстегивают одежду
и др. Эти умения приходят к ребятам в результате постоянных упражнений и
самостоятельной деятельности. Для каждого упражнения есть свой рабочий
материал. Материал содержит возможность самостоятельного контроля над
ошибками
и
исправления
их,
а
также
способствует
развитию
мелкой
моторики.
Основные материалы, организующие дидактическое пространство для
упражнений в практической жизни детей:
Переливание из одного сосуда в другой (два стаканчика, поднос, губка
для вытирания пролитой воды).
Пересыпание с помощью ложки (две емкости, ложка, поднос).
Различные материалы с пуговицами, шнурками, застежками и др.
Уборка мусора со стола (корзинка с заранее подготовленным мусором, совок,
щетка, все сложено в общую коробку).
Упражнения для развития чувств.
Для развития зрения: различные пирамидки, башенки, цветные таблички)
Для развития слуха – погремушки с разным наполнителем.
Для развития осязания – шершавые таблички.
Для развития термического чувства –термические бутылочки.
Для развития обоняния – баночки с запахами.
Для развития стереогностического чувства –геометрические тела.
В результате работы с сенсорным материалом дети
группы легко
приобрели различные понятия и навыки: собирают предметы по принципу
увеличения-уменьшения
(понятия
«большой
–средний
–маленький»,
«толстый –тонкий», «длинный –короткий», «высокий –низкий», «глубокий –
мелкий»); подбирают пары цветов, их оттенки и различают цвета; различают
шершавые и гладкие поверхности; различают различные шумы, подбирают
пары шумов и звуков; различают предметы: плоский, объемный; различают и
называют объемные тела и плоские фигуры; различают горячий – теплый –
холодный, сладкий –кислый –горький –соленый; успешно работают кистью и
красками, пластилином.
В системе Монтессори свобода сочетается с дисциплиной это важный
момент в нравственном воспитании детей.
Для
детей
дошкольного
возраста
это
очень
важно,
именно
в
этом
возрасте закладываются основы положительного общения с взрослыми и
сверстниками (умение уступать, договариваться); положительные привычки
(умение благодарить, чистить зубки, мыть руки перед едой, соответствующее
поведение за столом, в раздевалке и т. д.); овладевают предметной и игровой
деятельностью (бережное отношение к вещам, игрушкам, у каждой вещи есть
свое место; поработал, убери материал на своё место). Развитие ребенка по
методике Монтессори дает основательную базу для формирования личности
-личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной.
По ФГОС, «к целевым ориентирам дошкольного образования относятся
следующие социальные и психологические характеристики личности ребенка
н а
э т а п е
з а в е р ш е н и я
д о ш к о л ь н о г о
о б р а з о в а н и я :
– ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных
видах
деятельности
–
игре,
общении,
конструировании
и
др.
Способен
выбирать
себе
род
занятий,
участников
совместной
деятельности,
обнаруживает
способность
к
воплощению
разнообразных
замыслов;
– ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно
относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства.
– ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в
разных видах деятельности. Способность ребенка к фантазии, воображению,
творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребенок владеет
разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и
социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе
игровую и учебную».
Как раз этому и учатся дети в Монтессори –группах: свободно, без
принуждения, без внешнего вмешательства и критики. Мария Монтессори
была
убеждена
в
том,
что
как
поощрения,
так
и
наказания
вредны
для
внутренней
ориентации
человека,
и
что
люди
должны
учиться,
следуя
собственной
мотивации.
В
первую
очередь,
потому,
что
стремление
принимать
участие
в
жизни
взрослых
органически
свойственно
природе
растущего
ребенка.
Педагогика
Монтессори
сосредотачивается
на
потребностях,
способностях
и
одаренности
каждого
отдельного
ребенка.
Дети учатся лучше всего тогда, когда они могут сами определять свой ритм и
способ
учебы.
Лейтмотив
метода
Монтессори
состоит
в
поддержании
естественной радости ребенка от учения. Дети, обучающиеся в собственном
ритме
и
в
соответствии
с
собственными
интересами,
приобретают
уверенность
в
собственных
силах
и
усваивают
изученное
наиболее
эффективным
образом.
Основная идея М. Монтессори заключается в том, что ребенок – это
уникальная личность, и нужно сделать все необходимое для его развития. В
с о о т в е т с т в и и
с
э т и м
п е д а г о г и к а
о с н о в ы в а е т с я
н а
т р е х
составляющих:
–
сам
ребенок,
его
базисные
потребности
и
законы
естественного
развития;
– с п е ц и а л ь н о
о р г а н и з о в а н н а я
с р е д а ;
– подготовленный педагог.
Литература
1.Богуславский М.В., Корнетов Г.Б.. Мария Монтессори. Помоги мне это
сделать самому. - М.:Карапуз,2004.
2.Сорокова М.Г. Жизненная практика и сенсорное развитие дошкольников по
методу Монтессори. - М., 1998.
3.Сорокова М.Г. Математика по методу Монтессори в детском саду и в школе.
-М., 1997.
4.Хилтунен Е.А. Уроки на корточках. -М.:Генезис,2006