Напоминание

"Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках истории и обществоведения через применение инновационных педагогических технологий".


Автор: Ильина Альбина Робертовна
Должность: учитель истории и обществоведения
Учебное заведение: МКОУ "Каракулинская школа - интернат"
Населённый пункт: с. Каракулино, Удмуртская Республика
Наименование материала: Обобщение опыта работы
Тема: "Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках истории и обществоведения через применение инновационных педагогических технологий".
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Учитель истории и обществоведения

высшей квалификационной категории

МКОУ «Каракулинская школа-интернат»

Ильина Альбина Робертовна

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья на

уроках истории и обществоведения через применение инновационных

педагогических технологий.

(Из опыта работы)

Российская система образования сегодня претерпевает существенные системные

изменения. Они направлены на модернизацию механизмов образования, связанных с

переходом на системно - деятельностный, личностно-ориентированный, компетентност-

ный подходы к обучению и воспитанию во всех образовательных учреждениях – от детско-

го сада до вуза.

Это побуждает педагогов к разработке новых моделей, форм, содержания и

организации образовательного процесса, к поиску новых эффективных педагогических

технологий.

В организации процесса образования детей с ОВЗ необходимо понимание целей

обновленного содержания образования, принятие своей собственной роли – не только как

транслятора знаний, а организатора

непосредственно образовательной деятельности

детей с ОВЗ и принятие необходимости внедрения инновационных технологий в образо-

вательный процесс.

Необходимо понимать, что выбор инновационных технологий в образовании детей

с ОВЗ - это выбор траектории развития ребенка как основы его успешной социализации.

Социализация – это процесс и результат освоения человеком знаний и навыков

общественной жизни, общепринятых стереотипов поведения, ценностных ориентаций,

позволяющих полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодей-

ствия.

Социальная адаптация – процесс активного приспособления к условиям социаль-

ной среды путем усвоения ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе, а

также процесс преодоления последствий психологической и/или моральной травмы.

Целью специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья

является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. В настоящее время все

чаще приходится говорить о том, что традиционная система обучения не оправдывает

себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных

им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы

усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллю-

стрировать их применение на каких-то простых однотипных примерах. Но, сталкиваясь с

реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не

участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обуче-

ния знаний на практике. Все это приводит к тому, что выпускники школ в большинстве

своем не приспособлены к активной деятельности в разных сферах экономической,

культурной и политической жизни общества.

Успех

социальной

адаптации

и

интеграции

детей

с

нарушениями

интеллекта

напрямую зависит от глубины и качества знаний, умений и навыков, получаемых ими в

школе. Чем выше уровень сформированных знаний, тем легче ребёнку приспособится к

условиям современного общества, найти в нём свою «нишу», почувствовать собственную

значимость.

Вводимые образовательные стандарты заставляют учителя, и общество в целом,

пересмотреть основные вопросы обучения и воспитания. Сейчас образование рассматри-

вается, как услуга,

направленная на реализацию социального общественного заказа,

цель которого заключается в формировании у обучающихся гражданской ответственно-

сти, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной

социализации в обществе. Школа должна готовить подростка к жизни, к труду, должна со-

действовать раскрытию и развитию его личности, его сил, чтобы к периоду самостоятель-

ной жизни он овладел всем тем, что потребуется ему в практической деятельности. По

моему мнению, современный учитель призван принять деятельное участие в развитии ум-

ственной деятельности учащихся, в усвоении ими различных знаний и навыков, которые

выходят и за рамки программного материала. В каждом ученике необходимо укреплять и

развивать его собственное «Я», индивидуальное креативное мышление. Чтобы преодо-

леть указанные негативные явления в системе традиционного преподавания, повысить

эффективность и качественность учебного процесса, передо мной стал вопрос об ис-

пользовании современных образовательных технологий. Как сделать обучение интерес-

ным? Возникает острая необходимость найти эффективные технологии, формы, методы и

приемы преподавания историко-обществоведческого курса.

В своей работе активно использую следующие педагогические технологии:

1.

Здоровьесберегающие технологии;

2.

Информационно - коммуникативные технологии;

3.

Игровые технологии;

4.

Технологию групповой работы или обучение в сотрудничестве;

5.

Активные методы обучения;

6.

Элементы технологии критического мышления;

7.

ТРИЗ.

В чем собственно их новизна или инновационность?

Они представляют собой педагогическую технологию, которая содержит опреде-

ленный набор методов и этапы реализации.

Во–первых, в отличие от традиционной технологии, инновационные ориентиро-

ваны на РЕЗУЛЬТАТ, а не на процесс. Главное в данных технологиях - достижение опре-

деленного (конечно, ИННОВАЦИОННОГО, то есть нового по сравнению с традиционным

результатом) результата.

Во–вторых, целью реализации инновационных технологий является не накопле-

ние учеником ЗУНов, а умение применить полученные ЗУНКи в практической деятельно-

сти (то есть цель не знания, а умение использовать их для себя.

В–третьих, отличие инновационных технологий состоит в способе получения зна-

ний в образовательном процессе – это деятельностный подход. Знания ребенок получает

не в процессе заучивания теории, правил и т.д., а в процессе деятельности по достиже-

нию цели урока, которая ему интересна. Он постигает знания в процессе осознанной

необходимости постепенно, пошагово под руководством учителя.

В–четвертых, инновационные технологии создают условия для реализации дея-

тельности детей по достижению ими знаний. Но знания не ставятся в качестве цели на

уроках данных технологий. На первое место выходит организация образовательного про-

странства урока, которое выступает образовательной средой для формирования ЗУН-

Ков учащихся.

В – пятых, инновационные технологии меняют суть взаимоотношений учителя и

ученика на уроке. Учитель выступает как организатор этого самого образовательного про-

странства урока. Его роль на уроке – консультанта, эксперта. Большая роль отводится

организации урока, его подготовке – подготовка выступает краеугольным камнем в орга-

низации подобных уроков.

В- шестых, инновационные технологии - это технологии личностно ориентиро-

ванные, то есть направленные на личностное, то есть индивидуальное развитие, ори-

ентированное на личность каждого конкретного ученика. Другими словами, это педаго-

гические технологии, создающие условия на уроке или во внеурочной деятельности для

обучения

каждого

отдельно

взятого

ученика

с

учетом

его

личностных

особенно-

стей (устойчивость внимания, запоминания, скорости и прочности усвоения материала,

способа восприятия учебной информации, состояния здоровья, темпа деятельности,

способностей и задатков и т. д.).

В – седьмых, инновационные технологии учитывают и факт социализации детей

в процессе обучения и после окончания школы. Именно поэтому в их арсенале есть при-

емы и методы формирования коммуникативных навыков и навыков и умений работы в

паре, группе, коллективе, команде.

По большому счету их использование направлено на развитие всех форм мыш-

ления, которое будет способствовать становлению творческой и интеллектуально разви-

той личности, и обеспечит постоянное развитие ребенка и после окончания школы.

Таким образом, можно выделить следующие признаки инновационных техно-

логий:

ориентированы на получение конкретного результата;

цель урока с их использованием - приобретение знаний в процессе деятель-

ности;

индивидуализация процесса обучения;

способствует социализации детей в процессе обучения и после окончания шко-

лы;

использует другие инновационные технологии;

требует от учителя организации образовательного пространства урока;

устанавливает качественно новые взаимоотношения учителя и ученика на уро-

ке;

способствует творческому и интеллектуальному развитию личности ребенка.

Инновационные технологии – технологии особенные!

Их реализации в образовательном процессе надо УЧИТЬСЯ!

Как любая педагогическая технология инновационные технологии имеют свой алго-

ритм реализации, свои этапы. Пропуск хотя бы одного нарушает целостность системы

педагогической технологии и разрушает ее.

Остановлюсь на некоторых из них.

Игровые технологии

Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, захватывающими и за-

поминающимися. Особенно в сегодняшней

школе, в которой постоянно расширяется

предметно-информационная среда. Актуальной задачей школы является предоставление

учащимся возможностей для активного овладения знаниями, развитию навыков самосто-

ятельного подбора и оценки полученной информации. Одной из форм обучения, развива-

ющей подобные навыки, является игра.

Игра для школьника важна, понятна, это часть его жизненного опыта. Обучение в

игре «происходит незаметно для учащегося, потому что все его внимание сосредоточено

на игре, а не на усвоении знаний, как это бывает во время обучения на уроках в школе.

Учитель, передавая знания с помощью игры, учитывает не только будущие интере-

сы учащихся, но и удовлетворяет сегодняшние. Используя игру, учитель организовывает

учебную деятельность, исходя из природных потребностей ребенка, а не своего (взросло-

го) понимания.

Игра позволяет сделать более динамичным и интересным процесс восприятия ис-

торических фактов, имен, дат, названий географических объектов, с которыми связаны

исторические события. Она исключает нелюбимое заучивание. В игре знания усваивают-

ся через практику. Учащиеся не просто изучают материал, но и рассматривают его с

разных сторон, раскладывают на разнообразные логические ряды.

Я предлагаю использовать их во время изучения нового материала, на стадии за-

крепления - на комбинированном уроке истории; на повторительно – обобщающем уро-

ке.

Игры не требуют особенного реквизита и очень просты в исполнении. Можно

использовать игру вместе с другими видами учебной деятельности.

На уроках истории использую следующие игры и игровые упражнения:

«Исторический снежный ком»; «Историческая азбука»; «Переводчик»; «Рестав-

рация»; «Найди ошибку»; «Историческая цепочка»; «Расшифруй!»; «Аукцион имён»;

«Чистая доска»;

решение и составление кроссвордов, ребусов, анаграмм, пикто-

грамм.

На уроках обществоведения широко применяю сюжетно-ролевые игры.

Групповые технологии (обучение в сотрудничестве).

В современной школе широко распространены групповые технологии. В.К. Дьячен-

ко считает, что организационная структура групповых способов обучения может быть ком-

бинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обуча-

ет многих), парную и индивидуальную. Групповой способ обучения прекрасно вписывает-

ся в классно-урочную систему. В групповой технологии можно выделить групповую работу

(на принципах дифференциации) и межгрупповую (каждая группа имеет свое задание в

общей цели). При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы поз-

воляют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесооб-

разное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных

особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для воз-

никновения коллективной познавательной деятельности. Данная технология позволяет

обучать как сильных, так и слабых учеников, в основе подхода к ребенку лежит сотрудни-

чество. Она обеспечивает активность учебного процесса и достижение высокого уровня

усвоения содержания, оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка.

Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают: взаимное обо-

гащение знаниями учащихся в группе; организацию совместных действий, ведущую к ак-

тивизации учебно-познавательных процессов; распределение начальных действий и опе-

раций (задается системой заданий); коммуникацию, общение, без которых невозможны

распределение, обмен и взаимопонимание, благодаря которым планируются адекватные

учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия; об-

мен способами действия для решения проблемы; взаимопонимание, которое диктуется

характером включения учащихся в совместную деятельность; рефлексию, через которую

устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается аде-

кватная коррекция этого действия.

Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке яв-

ляются следующие: во-первых, класс на данном уроке делится на группы для решения

конкретных учебных задач; во-вторых, каждая группа получает определенное задание

(либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосред-

ственным руководством лидера группы; в-третьих, задания в группе выполняются таким

способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого чле-

на группы; в-четвертых, состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, что-

бы с максимальной эффективностью могли реализоваться учебные возможности каждого

члена группы – в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьни-

ков разного уровня обученности, информированности по истории, совместимости учащих-

ся, что позволяет им взаимно дополнять друг друга.

При групповой форме работы учащихся на уроке возрастает индивидуальная по-

мощь каждому нуждающемуся в ней ученику со стороны учителя и своих товарищей.

Технологический процесс групповой работы проходит несколько этапов: подготовка

к выполнению задания, групповая работа и заключительная часть.

Подготовка к выполнению группового задания включает в себя постановку познава-

тельной задачи (проблемной ситуации), инструктаж о последовательности работы, разда-

чу дидактического материала по группам.

Групповая работа предполагает знакомство с материалом, планирование работы

в группе, распределение заданий внутри группы, индивидуальное выполнение задания,

обсуждение индивидуальных результатов работы в группе, обсуждение общего задания

группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения) и подведение итогов группового

задания.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции:

контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок ра-

боты и, если необходимо, оказывает помощь отдельным ученикам или группе в целом.

К разновидностям групповых технологий относится групповой опрос, который про-

водится с целью повторения и закрепления материала после завершения определенной

темы или раздела программы. Во время группового опроса консультант в соответствии с

перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика

комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы.

Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока

выявить знания всех без исключения учащихся, эта форма организации коллективной де-

ятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и

ответственности за учебу.

К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных

уроков, в которых имеет место разделение класса на какие-либо группы. Например: урок-

конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированный урок и др.

Информационно – коммуникационные технологии

Использование в обучении новых информационных технологий позволяет фор-

мировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями,

позволяет делать уроки более наглядными и динамичными, более эффективными с точки

зрения обучения и развития учащихся, и способствует формированию ключевых компе-

тенций обучающихся. Использование ИКТ позволяет педагогу привнести эффект нагляд-

ности в уроки и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить ма-

териал в полном объёме.

Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития творческого

потенциала школьника. Благодаря использованию информационных технологий у детей с

ОВЗ зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведет к положитель-

ному результату обучения и развития данной категории детей.

Кроме того, применение ИКТ позволяет сделать занятие привлекательным, совре-

менным, осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения.

Использование ИКТ при обучении детей с ОВЗ имеет ряд преимуществ.

Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в

образовании детей с ОВЗ является их большие возможности в визуализации предостав-

ляемого учебного материала. Использование в педагогической деятельности ЦОР помога-

ет педагогу значительно сократить время на трансляцию учебного материала, увели-

чив объем продуктивных видов деятельности на уроке; создавать интересные учебные и

дидактические пособия, раздаточные, оценочные и тестирующие материалы, необходи-

мые для реализации поставленных коррекционно-образовательных задач, быстро нахо-

дить основные и дополнительные учебные материалы по теме урока или для факульта-

тивных курсов.

ИКТ позволяет решать задачу социализации обучающихся в обществе.

развить новую информационную культуру деятельности для учеников с ОВЗ;

повысить уровень мотивации учащихся;

расширить зону индивидуальной активности ребенка;

находить источники дополнительной информации по предмету;

увеличить динамику и образность предлагаемого учебного материала;

проверить объем и правильность знаний, их глубину, осознанность, гибкость и

оперативность;

применить различные способы активизации мыслительной деятельности уча-

щихся;

систематизировать новые для учащихся знания;

активизировать максимальное творческое участие детей в учебном процессе.

Урок с использованием современных информационных технологий для детей с

ограниченными возможностями здоровья способствует решению одной из основных задач

коррекционного воспитания – развитию индивидуальности ученика, его способностей ори-

ентироваться и адаптироваться в современном обществе.

Активные методы обучения

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и

разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения

учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и

творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диало-

ге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организа-

ции их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обу-

чению, движении и рефлексии.

К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри

образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока ис-

пользуются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи

э

т

а

п

а

.

АМ начала образовательного мероприятия:

Такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями»,

«Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут вам на-

чать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в

классе.

АМ выяснение целей, ожиданий и опасений

Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобрете-

ние знаний», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожида-

ний и опасений и постановку целей обучения.

АМ презентации учебного материала

Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволяют

сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения

для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

АМ организации самостоятельной работы над темой

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучаю-

щимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Для работы

над темой урока можно использовать методы «Ульи», «Визитные карточки», «Эксперти-

за», «Карта группового сознания». Для проведения дискуссии и принятия решений – мето-

ды «Cветофор», «Приоритеты», «На линии огня». Для представления материала самосто-

ятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».

АМ подведения итогов урока

Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие актив-

ные методы как: "Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в ру-

ках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты».

Активные методы обучения обеспечивают активность мыслительной и практиче-

ской деятельности учащихся на всех этапах образовательного мероприятия, приводя к

полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению

новыми знаниями, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.

Элементы критического мышления и ТРИЗ

Технологией, направленной на достижение личностных результатов, является тех-

нология развития критического мышления. Особенно важно, что базовая модель техноло-

гии стала практическим отражением закономерностей познавательной деятельности, ко-

торые были исследованы в работах Ж. Пиаже, Л. Выготского, Д. Дьюи и др.

Цель данной образовательной технологии — развитие интеллектуальных умений

учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взве-

шенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и

др.).

Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип

мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать

ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.

Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, от-

ветственности за собственные решения.

Учащиеся с нарушением интеллекта имеют определённые особенности познава-

тельной деятельности, основными из которых являются: низкое качество мыслительных

операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, что в свою очередь приводит к

недостаточному уровню развития словесно-логического мышления); снижение познава-

тельной и личностной активности, самоконтроля, самостоятельности.

Данные особенности затрудняют процесс социальной адаптации учащихся, не поз-

воляют эффективно формировать необходимые для жизни умения и навыки.

В качестве эффективного средства устранения указанных проблем может высту-

пать технология развития критического мышления. Следует отметить, что её применение

для данного контингента обучающихся в значительной мере ограничено, что объясняется

характером нарушения - недоразвитием мышления. Не смотря на это, элементы техноло-

гии могут включаться в уроки и успешно реализовываться в процессе обучения детей с

интеллектуальными нарушениями.

Технология критического мышления позволяет активизировать деятельность уча-

щихся, задействовать их в процессе обучения, учит самостоятельности, умению фор-

мировать и обосновывать собственную точку зрения, подвергать сомнению информацию,

анализировать и создавать собственные суждения. Одним из главных достоинств данной

технологии является возможность её использования на разных уровнях – от включения

нескольких составляющих в урок, до полной системы уроков с конкретными приёмами

технологии.

Методические приемы использования технологии критического мышления

при обучении детей с ОВЗ

При разработке уроков с применение технологии РКМ, учитываются особенности

психической деятельности детей с интеллектуальными нарушениями, к выбору приёмов,

которые предлагает данная технология, при организации образовательной деятельности

обучающихся с ОВЗ нужно относиться избирательно.

Для данной категории детей, на этапе фазы вызова, применительно следующие

приемы:

-составление списка «известной информации»;

-перепутанные логические цепи;

-графическая систематизация материала - разбивка на кластеры;

-Знаем/Хотим узнать/ Узнали (З-Х-У).

На стадии осмысления используются приёмы:

-система маркировки текста;

-разработки для самостоятельных работ;

-сравнительная таблица;

-поиск ответов на поставленные в первой части занятия вопросы.

III фаза - фаза рефлексии должна помочь самостоятельно обобщить изученный ма-

териал.

Возможные приемы (зависят от приемов вызова):

-возвращения кластерам, З-Х-У, разработкам для самостоятельных работ;

-маркировочная таблица;

-бортовые журналы;

-синквэйн.

Одной из таких эффективных технологий в этом направлении, является теория ре-

шения изобретательских задач (ТРИЗ), автор Генрих Саулович Альтшуллер.

Эта теория призвана была научить людей мыслить нестандартно и на-

ходить неординарные решения в различных ситуациях. Она учит детей системно

мыслить.

Что же такое ТРИЗ в педагогике? Для учащихся – это снятие барьера боязни ре-

шать проблемы, технология решения проблем. Для педагогов – это технология, кото-

рая вместо призывов к проблемному обучению, дает инструмент решения проблемных за-

дач.

Система ТРИЗ – это не изолированный от учебных программ процесс, а система

специально разработанных учебных заданий и упражнений, направленных, в первую оче-

редь, на коррекцию и развитие высших процессов психических функций, осуществляемой

в условиях специально организованной среды.

ТРИЗ – это творчество. В результате занятий с применением данной технологии,

которая является основой развивающего обучения, у школьников, с ограниченными воз-

можностями здоровья, снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость,

постепенно развивается логика мышления, инициатива, потому что нет никакого подавле-

ния личности. Поощряется любой ответ, даже самый нелепый.

Применение упражнений системы ТРИЗ в коррекционной школе весьма актуаль-

ны. В классе всегда имеются дети с отсутствием мотивации к учению, с очень слабым раз-

витием познавательного интереса.

У них разные способности. Не каждый может проявить свое «Я». Предлагаемый

подход помогает создать для себя на уроке «ситуацию успеха», благодаря подбору упраж-

нений системы ТРИЗ. Данные задания позволяют всем ученикам включиться в работу

класса, что является мотивом к совершенствованию. Они могут использоваться на разных

этапах обучения. Такие задания должны использоваться систематически, так как только в

этом случае их внедрение будет приносить хорошие плоды.

Блок 1. Мотивация

Система встреч с удивительными предметами, разгадывание способов их со-

здания все это позволяет обеспечить интерес и продуктивность в поисковой деятельности

учащихся. Можно использовать прием «Удивляй!»

Этот прием направлен на повышение интереса к учебному материалу. Хорошо из-

вестно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удиви-

тельное. Учитель находит такой факт или такой угол зрения, при котором обычная инфор-

мация становится удивительной.

Блок 2. Содержательная часть.

Прием «Светофор»

Это один из приемов устного опроса. “Светофор” - это всего лишь длинная полоска

картона, с одной стороны красная, с другой зеленая. При опросе ученики поднимают “све-

тофор” красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к отве-

ту.

Чем это лучше, чем простое поднятие руки? При использовании “светофора” ученик

находится в иной психологической позиции: пассивность невозможна. Сигналя “Свето-

фором”, ученик вынужден каждый раз явно – для себя и для учителя – зафиксировать го-

товность, т.е. оценить свои знания. Ученикам стыдно раз за разом поднимать красную

карточку, когда они приходят неподготовленными, поэтому им приходится готовиться к

каждому уроку.

Игра «Чистая доска»

Для организации игры «Чистая доска» перед объяснением нового материала учитель в

разных концах школьной доски, в произвольном порядке, записывает вопросы (для удоб-

ства игры необходимо пронумеровать), которые могут быть выражены как в обычной фор-

ме, так и рисунком, схемой, фрагментом карты и так далее. Они должны быть построены

на материале изучаемой темы.

Учитель говорит, что по ходу объяснения нового материала класс будет участвовать в

игре «Чистая доска». «Посмотрите на доску. Она совсем не чистая, а наоборот заполнена

разными вопросами. Ответы на них будут находиться в моём рассказе.

- Я, время от времени, буду спрашивать вас готовы ли вы ответить на какой-

нибудь вопрос. Если вы даёте ответ на него, то этот вопрос будет стираться с дос-

ки. Задача этой игры состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалось чистой»

Блок 3. Психологическая разгрузка или интеллектуальная разминка.

В структуре креативного урока важное место занимает отдых. Общеизвестно, что

систематические физические упражнения имеют огромное значение для поддержания ра-

ботоспособности и здоровья.

Блок 4. Головоломка

Главной целью головоломки является развитие парадоксального мышления, сме-

калки, преодоление стереотипов мышления, развитие творческого воображения, в том

числе пространственного воображения. В качестве простейших головоломок могут быть

использованы различные тематические ребусы, анаграммы, наслоения.

Блок 5. Содержательная часть

На стадии закрепления учебного материала использую форму ТРИЗ «Синквейн».

Этот приём интересен и полезен обучающимся в качестве систематизации сложной ин-

формации. Дети в процессе составления «Синквейна» – излагают идеи, чувства и выра-

жают эмоции в нерифмованной стихотворной форме.

На стадии рефлексии можно использовать прием ТРИЗ «Паспорт» (либо задать до-

машнее задание)

Блок 6.

В конце каждого урока важно осуществлять рефлексию состояния ребенка, его от-

ношение к происходящему, его переживания на уроке в связи с тем содержанием и той

деятельностью, которая либо коснулась его, либо захватило его, либо была для него по-

лезна и интересна, либо он остался совершенно безразличен к происходящему.

Учащие-

ся, высказываясь, учатся объективно оценивать свои знания.

Безусловно, и сам учитель должен быть в достаточной степени творческим, чтобы

постоянно искать новые пути решения главной задачи обучения - научить учиться.

Инструменты ТРИЗ достаточно разнообразны, здесь описаны лишь некоторые.

Таким образом, специальная (коррекционная) школа призвана средствами образо-

вания обеспечить активное участие каждого выпускника в жизни общества, помочь ему в

социальной адаптации, обеспечить достаточный уровень качества жизни.



В раздел образования