Автор: Ильина Альбина Робертовна
Должность: учитель истории и обществоведения
Учебное заведение: МКОУ "Каракулинская школа - интернат"
Населённый пункт: с. Каракулино, Удмуртская Республика
Наименование материала: Обобщение опыта работы
Тема: "Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках истории и обществоведения через применение инновационных педагогических технологий".
Раздел: среднее профессиональное
Учитель истории и обществоведения
высшей квалификационной категории
МКОУ «Каракулинская школа-интернат»
Ильина Альбина Робертовна
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья на
уроках истории и обществоведения через применение инновационных
педагогических технологий.
(Из опыта работы)
Российская система образования сегодня претерпевает существенные системные
изменения. Они направлены на модернизацию механизмов образования, связанных с
переходом на системно - деятельностный, личностно-ориентированный, компетентност-
ный подходы к обучению и воспитанию во всех образовательных учреждениях – от детско-
го сада до вуза.
Это побуждает педагогов к разработке новых моделей, форм, содержания и
организации образовательного процесса, к поиску новых эффективных педагогических
технологий.
В организации процесса образования детей с ОВЗ необходимо понимание целей
обновленного содержания образования, принятие своей собственной роли – не только как
транслятора знаний, а организатора
непосредственно образовательной деятельности
детей с ОВЗ и принятие необходимости внедрения инновационных технологий в образо-
вательный процесс.
Необходимо понимать, что выбор инновационных технологий в образовании детей
с ОВЗ - это выбор траектории развития ребенка как основы его успешной социализации.
Социализация – это процесс и результат освоения человеком знаний и навыков
общественной жизни, общепринятых стереотипов поведения, ценностных ориентаций,
позволяющих полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодей-
ствия.
Социальная адаптация – процесс активного приспособления к условиям социаль-
ной среды путем усвоения ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе, а
также процесс преодоления последствий психологической и/или моральной травмы.
Целью специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья
является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. В настоящее время все
чаще приходится говорить о том, что традиционная система обучения не оправдывает
себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных
им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы
усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллю-
стрировать их применение на каких-то простых однотипных примерах. Но, сталкиваясь с
реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не
участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обуче-
ния знаний на практике. Все это приводит к тому, что выпускники школ в большинстве
своем не приспособлены к активной деятельности в разных сферах экономической,
культурной и политической жизни общества.
Успех
социальной
адаптации
и
интеграции
детей
с
нарушениями
интеллекта
напрямую зависит от глубины и качества знаний, умений и навыков, получаемых ими в
школе. Чем выше уровень сформированных знаний, тем легче ребёнку приспособится к
условиям современного общества, найти в нём свою «нишу», почувствовать собственную
значимость.
Вводимые образовательные стандарты заставляют учителя, и общество в целом,
пересмотреть основные вопросы обучения и воспитания. Сейчас образование рассматри-
вается, как услуга,
направленная на реализацию социального общественного заказа,
цель которого заключается в формировании у обучающихся гражданской ответственно-
сти, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной
социализации в обществе. Школа должна готовить подростка к жизни, к труду, должна со-
действовать раскрытию и развитию его личности, его сил, чтобы к периоду самостоятель-
ной жизни он овладел всем тем, что потребуется ему в практической деятельности. По
моему мнению, современный учитель призван принять деятельное участие в развитии ум-
ственной деятельности учащихся, в усвоении ими различных знаний и навыков, которые
выходят и за рамки программного материала. В каждом ученике необходимо укреплять и
развивать его собственное «Я», индивидуальное креативное мышление. Чтобы преодо-
леть указанные негативные явления в системе традиционного преподавания, повысить
эффективность и качественность учебного процесса, передо мной стал вопрос об ис-
пользовании современных образовательных технологий. Как сделать обучение интерес-
ным? Возникает острая необходимость найти эффективные технологии, формы, методы и
приемы преподавания историко-обществоведческого курса.
В своей работе активно использую следующие педагогические технологии:
1.
Здоровьесберегающие технологии;
2.
Информационно - коммуникативные технологии;
3.
Игровые технологии;
4.
Технологию групповой работы или обучение в сотрудничестве;
5.
Активные методы обучения;
6.
Элементы технологии критического мышления;
7.
ТРИЗ.
В чем собственно их новизна или инновационность?
Они представляют собой педагогическую технологию, которая содержит опреде-
ленный набор методов и этапы реализации.
Во–первых, в отличие от традиционной технологии, инновационные ориентиро-
ваны на РЕЗУЛЬТАТ, а не на процесс. Главное в данных технологиях - достижение опре-
деленного (конечно, ИННОВАЦИОННОГО, то есть нового по сравнению с традиционным
результатом) результата.
Во–вторых, целью реализации инновационных технологий является не накопле-
ние учеником ЗУНов, а умение применить полученные ЗУНКи в практической деятельно-
сти (то есть цель не знания, а умение использовать их для себя.
В–третьих, отличие инновационных технологий состоит в способе получения зна-
ний в образовательном процессе – это деятельностный подход. Знания ребенок получает
не в процессе заучивания теории, правил и т.д., а в процессе деятельности по достиже-
нию цели урока, которая ему интересна. Он постигает знания в процессе осознанной
необходимости постепенно, пошагово под руководством учителя.
В–четвертых, инновационные технологии создают условия для реализации дея-
тельности детей по достижению ими знаний. Но знания не ставятся в качестве цели на
уроках данных технологий. На первое место выходит организация образовательного про-
странства урока, которое выступает образовательной средой для формирования ЗУН-
Ков учащихся.
В – пятых, инновационные технологии меняют суть взаимоотношений учителя и
ученика на уроке. Учитель выступает как организатор этого самого образовательного про-
странства урока. Его роль на уроке – консультанта, эксперта. Большая роль отводится
организации урока, его подготовке – подготовка выступает краеугольным камнем в орга-
низации подобных уроков.
В- шестых, инновационные технологии - это технологии личностно ориентиро-
ванные, то есть направленные на личностное, то есть индивидуальное развитие, ори-
ентированное на личность каждого конкретного ученика. Другими словами, это педаго-
гические технологии, создающие условия на уроке или во внеурочной деятельности для
обучения
каждого
отдельно
взятого
ученика
с
учетом
его
личностных
особенно-
стей (устойчивость внимания, запоминания, скорости и прочности усвоения материала,
способа восприятия учебной информации, состояния здоровья, темпа деятельности,
способностей и задатков и т. д.).
В – седьмых, инновационные технологии учитывают и факт социализации детей
в процессе обучения и после окончания школы. Именно поэтому в их арсенале есть при-
емы и методы формирования коммуникативных навыков и навыков и умений работы в
паре, группе, коллективе, команде.
По большому счету их использование направлено на развитие всех форм мыш-
ления, которое будет способствовать становлению творческой и интеллектуально разви-
той личности, и обеспечит постоянное развитие ребенка и после окончания школы.
Таким образом, можно выделить следующие признаки инновационных техно-
логий:
ориентированы на получение конкретного результата;
цель урока с их использованием - приобретение знаний в процессе деятель-
ности;
индивидуализация процесса обучения;
способствует социализации детей в процессе обучения и после окончания шко-
лы;
использует другие инновационные технологии;
требует от учителя организации образовательного пространства урока;
устанавливает качественно новые взаимоотношения учителя и ученика на уро-
ке;
способствует творческому и интеллектуальному развитию личности ребенка.
Инновационные технологии – технологии особенные!
Их реализации в образовательном процессе надо УЧИТЬСЯ!
Как любая педагогическая технология инновационные технологии имеют свой алго-
ритм реализации, свои этапы. Пропуск хотя бы одного нарушает целостность системы
педагогической технологии и разрушает ее.
Остановлюсь на некоторых из них.
Игровые технологии
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, захватывающими и за-
поминающимися. Особенно в сегодняшней
школе, в которой постоянно расширяется
предметно-информационная среда. Актуальной задачей школы является предоставление
учащимся возможностей для активного овладения знаниями, развитию навыков самосто-
ятельного подбора и оценки полученной информации. Одной из форм обучения, развива-
ющей подобные навыки, является игра.
Игра для школьника важна, понятна, это часть его жизненного опыта. Обучение в
игре «происходит незаметно для учащегося, потому что все его внимание сосредоточено
на игре, а не на усвоении знаний, как это бывает во время обучения на уроках в школе.
Учитель, передавая знания с помощью игры, учитывает не только будущие интере-
сы учащихся, но и удовлетворяет сегодняшние. Используя игру, учитель организовывает
учебную деятельность, исходя из природных потребностей ребенка, а не своего (взросло-
го) понимания.
Игра позволяет сделать более динамичным и интересным процесс восприятия ис-
торических фактов, имен, дат, названий географических объектов, с которыми связаны
исторические события. Она исключает нелюбимое заучивание. В игре знания усваивают-
ся через практику. Учащиеся не просто изучают материал, но и рассматривают его с
разных сторон, раскладывают на разнообразные логические ряды.
Я предлагаю использовать их во время изучения нового материала, на стадии за-
крепления - на комбинированном уроке истории; на повторительно – обобщающем уро-
ке.
Игры не требуют особенного реквизита и очень просты в исполнении. Можно
использовать игру вместе с другими видами учебной деятельности.
На уроках истории использую следующие игры и игровые упражнения:
«Исторический снежный ком»; «Историческая азбука»; «Переводчик»; «Рестав-
рация»; «Найди ошибку»; «Историческая цепочка»; «Расшифруй!»; «Аукцион имён»;
«Чистая доска»;
решение и составление кроссвордов, ребусов, анаграмм, пикто-
грамм.
На уроках обществоведения широко применяю сюжетно-ролевые игры.
Групповые технологии (обучение в сотрудничестве).
В современной школе широко распространены групповые технологии. В.К. Дьячен-
ко считает, что организационная структура групповых способов обучения может быть ком-
бинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обуча-
ет многих), парную и индивидуальную. Групповой способ обучения прекрасно вписывает-
ся в классно-урочную систему. В групповой технологии можно выделить групповую работу
(на принципах дифференциации) и межгрупповую (каждая группа имеет свое задание в
общей цели). При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы поз-
воляют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесооб-
разное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.
Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных
особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для воз-
никновения коллективной познавательной деятельности. Данная технология позволяет
обучать как сильных, так и слабых учеников, в основе подхода к ребенку лежит сотрудни-
чество. Она обеспечивает активность учебного процесса и достижение высокого уровня
усвоения содержания, оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка.
Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают: взаимное обо-
гащение знаниями учащихся в группе; организацию совместных действий, ведущую к ак-
тивизации учебно-познавательных процессов; распределение начальных действий и опе-
раций (задается системой заданий); коммуникацию, общение, без которых невозможны
распределение, обмен и взаимопонимание, благодаря которым планируются адекватные
учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия; об-
мен способами действия для решения проблемы; взаимопонимание, которое диктуется
характером включения учащихся в совместную деятельность; рефлексию, через которую
устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается аде-
кватная коррекция этого действия.
Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке яв-
ляются следующие: во-первых, класс на данном уроке делится на группы для решения
конкретных учебных задач; во-вторых, каждая группа получает определенное задание
(либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосред-
ственным руководством лидера группы; в-третьих, задания в группе выполняются таким
способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого чле-
на группы; в-четвертых, состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, что-
бы с максимальной эффективностью могли реализоваться учебные возможности каждого
члена группы – в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьни-
ков разного уровня обученности, информированности по истории, совместимости учащих-
ся, что позволяет им взаимно дополнять друг друга.
При групповой форме работы учащихся на уроке возрастает индивидуальная по-
мощь каждому нуждающемуся в ней ученику со стороны учителя и своих товарищей.
Технологический процесс групповой работы проходит несколько этапов: подготовка
к выполнению задания, групповая работа и заключительная часть.
Подготовка к выполнению группового задания включает в себя постановку познава-
тельной задачи (проблемной ситуации), инструктаж о последовательности работы, разда-
чу дидактического материала по группам.
Групповая работа предполагает знакомство с материалом, планирование работы
в группе, распределение заданий внутри группы, индивидуальное выполнение задания,
обсуждение индивидуальных результатов работы в группе, обсуждение общего задания
группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения) и подведение итогов группового
задания.
Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции:
контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок ра-
боты и, если необходимо, оказывает помощь отдельным ученикам или группе в целом.
К разновидностям групповых технологий относится групповой опрос, который про-
водится с целью повторения и закрепления материала после завершения определенной
темы или раздела программы. Во время группового опроса консультант в соответствии с
перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика
комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы.
Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока
выявить знания всех без исключения учащихся, эта форма организации коллективной де-
ятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и
ответственности за учебу.
К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных
уроков, в которых имеет место разделение класса на какие-либо группы. Например: урок-
конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированный урок и др.
Информационно – коммуникационные технологии
Использование в обучении новых информационных технологий позволяет фор-
мировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями,
позволяет делать уроки более наглядными и динамичными, более эффективными с точки
зрения обучения и развития учащихся, и способствует формированию ключевых компе-
тенций обучающихся. Использование ИКТ позволяет педагогу привнести эффект нагляд-
ности в уроки и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить ма-
териал в полном объёме.
Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития творческого
потенциала школьника. Благодаря использованию информационных технологий у детей с
ОВЗ зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведет к положитель-
ному результату обучения и развития данной категории детей.
Кроме того, применение ИКТ позволяет сделать занятие привлекательным, совре-
менным, осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения.
Использование ИКТ при обучении детей с ОВЗ имеет ряд преимуществ.
Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в
образовании детей с ОВЗ является их большие возможности в визуализации предостав-
ляемого учебного материала. Использование в педагогической деятельности ЦОР помога-
ет педагогу значительно сократить время на трансляцию учебного материала, увели-
чив объем продуктивных видов деятельности на уроке; создавать интересные учебные и
дидактические пособия, раздаточные, оценочные и тестирующие материалы, необходи-
мые для реализации поставленных коррекционно-образовательных задач, быстро нахо-
дить основные и дополнительные учебные материалы по теме урока или для факульта-
тивных курсов.
ИКТ позволяет решать задачу социализации обучающихся в обществе.
развить новую информационную культуру деятельности для учеников с ОВЗ;
повысить уровень мотивации учащихся;
расширить зону индивидуальной активности ребенка;
находить источники дополнительной информации по предмету;
увеличить динамику и образность предлагаемого учебного материала;
проверить объем и правильность знаний, их глубину, осознанность, гибкость и
оперативность;
применить различные способы активизации мыслительной деятельности уча-
щихся;
систематизировать новые для учащихся знания;
активизировать максимальное творческое участие детей в учебном процессе.
Урок с использованием современных информационных технологий для детей с
ограниченными возможностями здоровья способствует решению одной из основных задач
коррекционного воспитания – развитию индивидуальности ученика, его способностей ори-
ентироваться и адаптироваться в современном обществе.
Активные методы обучения
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и
разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения
учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и
творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диало-
ге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организа-
ции их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обу-
чению, движении и рефлексии.
К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри
образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока ис-
пользуются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи
э
т
а
п
а
.
АМ начала образовательного мероприятия:
Такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями»,
«Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут вам на-
чать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в
классе.
АМ выяснение целей, ожиданий и опасений
Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобрете-
ние знаний», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожида-
ний и опасений и постановку целей обучения.
АМ презентации учебного материала
Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволяют
сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения
для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
АМ организации самостоятельной работы над темой
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучаю-
щимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Для работы
над темой урока можно использовать методы «Ульи», «Визитные карточки», «Эксперти-
за», «Карта группового сознания». Для проведения дискуссии и принятия решений – мето-
ды «Cветофор», «Приоритеты», «На линии огня». Для представления материала самосто-
ятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».
АМ подведения итогов урока
Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие актив-
ные методы как: "Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в ру-
ках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты».
Активные методы обучения обеспечивают активность мыслительной и практиче-
ской деятельности учащихся на всех этапах образовательного мероприятия, приводя к
полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению
новыми знаниями, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.
Элементы критического мышления и ТРИЗ
Технологией, направленной на достижение личностных результатов, является тех-
нология развития критического мышления. Особенно важно, что базовая модель техноло-
гии стала практическим отражением закономерностей познавательной деятельности, ко-
торые были исследованы в работах Ж. Пиаже, Л. Выготского, Д. Дьюи и др.
Цель данной образовательной технологии — развитие интеллектуальных умений
учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взве-
шенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и
др.).
Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип
мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать
ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.
Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, от-
ветственности за собственные решения.
Учащиеся с нарушением интеллекта имеют определённые особенности познава-
тельной деятельности, основными из которых являются: низкое качество мыслительных
операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, что в свою очередь приводит к
недостаточному уровню развития словесно-логического мышления); снижение познава-
тельной и личностной активности, самоконтроля, самостоятельности.
Данные особенности затрудняют процесс социальной адаптации учащихся, не поз-
воляют эффективно формировать необходимые для жизни умения и навыки.
В качестве эффективного средства устранения указанных проблем может высту-
пать технология развития критического мышления. Следует отметить, что её применение
для данного контингента обучающихся в значительной мере ограничено, что объясняется
характером нарушения - недоразвитием мышления. Не смотря на это, элементы техноло-
гии могут включаться в уроки и успешно реализовываться в процессе обучения детей с
интеллектуальными нарушениями.
Технология критического мышления позволяет активизировать деятельность уча-
щихся, задействовать их в процессе обучения, учит самостоятельности, умению фор-
мировать и обосновывать собственную точку зрения, подвергать сомнению информацию,
анализировать и создавать собственные суждения. Одним из главных достоинств данной
технологии является возможность её использования на разных уровнях – от включения
нескольких составляющих в урок, до полной системы уроков с конкретными приёмами
технологии.
Методические приемы использования технологии критического мышления
при обучении детей с ОВЗ
При разработке уроков с применение технологии РКМ, учитываются особенности
психической деятельности детей с интеллектуальными нарушениями, к выбору приёмов,
которые предлагает данная технология, при организации образовательной деятельности
обучающихся с ОВЗ нужно относиться избирательно.
Для данной категории детей, на этапе фазы вызова, применительно следующие
приемы:
-составление списка «известной информации»;
-перепутанные логические цепи;
-графическая систематизация материала - разбивка на кластеры;
-Знаем/Хотим узнать/ Узнали (З-Х-У).
На стадии осмысления используются приёмы:
-система маркировки текста;
-разработки для самостоятельных работ;
-сравнительная таблица;
-поиск ответов на поставленные в первой части занятия вопросы.
III фаза - фаза рефлексии должна помочь самостоятельно обобщить изученный ма-
териал.
Возможные приемы (зависят от приемов вызова):
-возвращения кластерам, З-Х-У, разработкам для самостоятельных работ;
-маркировочная таблица;
-бортовые журналы;
-синквэйн.
Одной из таких эффективных технологий в этом направлении, является теория ре-
шения изобретательских задач (ТРИЗ), автор Генрих Саулович Альтшуллер.
Эта теория призвана была научить людей мыслить нестандартно и на-
ходить неординарные решения в различных ситуациях. Она учит детей системно
мыслить.
Что же такое ТРИЗ в педагогике? Для учащихся – это снятие барьера боязни ре-
шать проблемы, технология решения проблем. Для педагогов – это технология, кото-
рая вместо призывов к проблемному обучению, дает инструмент решения проблемных за-
дач.
Система ТРИЗ – это не изолированный от учебных программ процесс, а система
специально разработанных учебных заданий и упражнений, направленных, в первую оче-
редь, на коррекцию и развитие высших процессов психических функций, осуществляемой
в условиях специально организованной среды.
ТРИЗ – это творчество. В результате занятий с применением данной технологии,
которая является основой развивающего обучения, у школьников, с ограниченными воз-
можностями здоровья, снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость,
постепенно развивается логика мышления, инициатива, потому что нет никакого подавле-
ния личности. Поощряется любой ответ, даже самый нелепый.
Применение упражнений системы ТРИЗ в коррекционной школе весьма актуаль-
ны. В классе всегда имеются дети с отсутствием мотивации к учению, с очень слабым раз-
витием познавательного интереса.
У них разные способности. Не каждый может проявить свое «Я». Предлагаемый
подход помогает создать для себя на уроке «ситуацию успеха», благодаря подбору упраж-
нений системы ТРИЗ. Данные задания позволяют всем ученикам включиться в работу
класса, что является мотивом к совершенствованию. Они могут использоваться на разных
этапах обучения. Такие задания должны использоваться систематически, так как только в
этом случае их внедрение будет приносить хорошие плоды.
Блок 1. Мотивация
Система встреч с удивительными предметами, разгадывание способов их со-
здания все это позволяет обеспечить интерес и продуктивность в поисковой деятельности
учащихся. Можно использовать прием «Удивляй!»
Этот прием направлен на повышение интереса к учебному материалу. Хорошо из-
вестно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удиви-
тельное. Учитель находит такой факт или такой угол зрения, при котором обычная инфор-
мация становится удивительной.
Блок 2. Содержательная часть.
Прием «Светофор»
Это один из приемов устного опроса. “Светофор” - это всего лишь длинная полоска
картона, с одной стороны красная, с другой зеленая. При опросе ученики поднимают “све-
тофор” красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к отве-
ту.
Чем это лучше, чем простое поднятие руки? При использовании “светофора” ученик
находится в иной психологической позиции: пассивность невозможна. Сигналя “Свето-
фором”, ученик вынужден каждый раз явно – для себя и для учителя – зафиксировать го-
товность, т.е. оценить свои знания. Ученикам стыдно раз за разом поднимать красную
карточку, когда они приходят неподготовленными, поэтому им приходится готовиться к
каждому уроку.
Игра «Чистая доска»
Для организации игры «Чистая доска» перед объяснением нового материала учитель в
разных концах школьной доски, в произвольном порядке, записывает вопросы (для удоб-
ства игры необходимо пронумеровать), которые могут быть выражены как в обычной фор-
ме, так и рисунком, схемой, фрагментом карты и так далее. Они должны быть построены
на материале изучаемой темы.
Учитель говорит, что по ходу объяснения нового материала класс будет участвовать в
игре «Чистая доска». «Посмотрите на доску. Она совсем не чистая, а наоборот заполнена
разными вопросами. Ответы на них будут находиться в моём рассказе.
- Я, время от времени, буду спрашивать вас готовы ли вы ответить на какой-
нибудь вопрос. Если вы даёте ответ на него, то этот вопрос будет стираться с дос-
ки. Задача этой игры состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалось чистой»
Блок 3. Психологическая разгрузка или интеллектуальная разминка.
В структуре креативного урока важное место занимает отдых. Общеизвестно, что
систематические физические упражнения имеют огромное значение для поддержания ра-
ботоспособности и здоровья.
Блок 4. Головоломка
Главной целью головоломки является развитие парадоксального мышления, сме-
калки, преодоление стереотипов мышления, развитие творческого воображения, в том
числе пространственного воображения. В качестве простейших головоломок могут быть
использованы различные тематические ребусы, анаграммы, наслоения.
Блок 5. Содержательная часть
На стадии закрепления учебного материала использую форму ТРИЗ «Синквейн».
Этот приём интересен и полезен обучающимся в качестве систематизации сложной ин-
формации. Дети в процессе составления «Синквейна» – излагают идеи, чувства и выра-
жают эмоции в нерифмованной стихотворной форме.
На стадии рефлексии можно использовать прием ТРИЗ «Паспорт» (либо задать до-
машнее задание)
Блок 6.
В конце каждого урока важно осуществлять рефлексию состояния ребенка, его от-
ношение к происходящему, его переживания на уроке в связи с тем содержанием и той
деятельностью, которая либо коснулась его, либо захватило его, либо была для него по-
лезна и интересна, либо он остался совершенно безразличен к происходящему.
Учащие-
ся, высказываясь, учатся объективно оценивать свои знания.
Безусловно, и сам учитель должен быть в достаточной степени творческим, чтобы
постоянно искать новые пути решения главной задачи обучения - научить учиться.
Инструменты ТРИЗ достаточно разнообразны, здесь описаны лишь некоторые.
Таким образом, специальная (коррекционная) школа призвана средствами образо-
вания обеспечить активное участие каждого выпускника в жизни общества, помочь ему в
социальной адаптации, обеспечить достаточный уровень качества жизни.