Автор: Попов Олег Алексеевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МКОУ "ШИСОО" с. Самбург
Населённый пункт: село Самбург Пуровского района ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся"
Раздел: полное образование
Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию
учащихся при проведении мероприятий в сельской школе
Современная
физическая
культура
выполняет
важные
социальные
функции
по
оптимизации физического состояния населения, организации здорового образа жизни,
подготовке к жизненной практике. Она, как и любая сфера культуры, предполагает, прежде
всего, работу с духовным миром человека – его взглядами, знаниями и умениями, его
эмоциональным
отношением,
ценностными
ориентациями,
его
мировоззрением
и
мировоззрением
применительно
к
его
телесной
организации.
Необходимо
по-иному
взглянуть на проблему формирования физической культуры человека, на её теоретические
основы, потому что этого требуют современные условия развития нашего общества. Ведь
ценность
физической
культуры
для
личности
и
всего
общества
в
целом,
её
образовательное,
воспитательное,
оздоровительное
и
общекультурное
значение
заключается
именно
в
формировании
здорового
образа
жизни,
развитии
телесных
и
духовных сил.
Итогом многолетней работы любого учителя физической культуры, бесспорно,
является полноценное физическое развитие и здоровье учащихся. Содержание предмета
«Физическая культура» направлено на выработку ценностей, связанных с формированием
здорового образа жизни, физическим совершенствованием тела, а также на отказ от
негативных проявлений, бытующих в жизни молодежи, в том числе вредных привычек. Не
только сохранить здоровье учащихся, но и привить основы здорового образа жизни –
главная задача учителя. Именно поэтому данная тема становится актуальной как никогда,
и поле деятельности учителя значительно расширяется.
Личностно-ориентированное
физическое
воспитание
осуществляется
путем
достижения
учениками
наиболее
высоких
для
себя
индивидуальных
результатов,
соблюдения
установленного
учителем
расчета
времени
на
усвоение
программного
материала,
выбора
оптимальных
физических
упражнений
и
методов
физического
совершенствования,
создания
педагогом
благоприятных
условий
для
решения
разнообразных педагогических задач.
Целью
личностно
-
ориентированного
воспитания
по
физической
культуре
-
формирование личности учащихся общеобразовательной школы средствами физической
культуры.
Задачи личностно - ориентированного воспитания по физической культуре в
контексте ФГОС:
образовательная деятельность (формирование знаний по физической культуре);
оздоровительная деятельность (формирование умений);
развивающая деятельность (формирование двигательной подготовленности);
воспитательная
деятельность
(формирование
социально
значимых
качеств
личности).
Сущность
технологии,
по
которой
работаю,
заключается
в
личностно
ориентированном характере обучения, индивидуальном подходе к каждому ребенку при
организации занятий физической культурой, в формировании осознанной потребности в
физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности. Это означает, что
для каждого обучающегося создана индивидуальная образовательная траектория, которая
учитывает индивидуальный тип телосложения, физическую подготовленность, состояние
здоровья, а также особенности психического развития. Зная особенности физического
развития
детей,
строю
занятия
физической
культурой
на
индивидуализации
и
дифференциации обучения. Учитывая возрастные особенности обучающихся, ребятам
предлагаю
упражнения
различной
степени
сложности,
предоставляю
возможность
постепенного
овладения
необходимыми
умениями
и
навыками,
помимо
развития
физических качеств, начинаю углубленное изучение двигательных умений, формирую
навыки самооценки и самоконтроля при выполнении упражнений. В процессе учебной
деятельности ввожу разные типы уроков, формы их проведения, комплексно использую
фронтальные,
групповые,
индивидуальные
формы
работы.
Составляю
комплексы
физических упражнений для каждого ученика с учетом уровня его физического развития.
На этом этапе изучения предмета дифференцирую физические нагрузки по половому,
психологическому, физиологическому признакам.
Результаты успеваемости учащихся за последние 3 года:
Учебный год
Кол-во
обучающихся
Классы, в
которых
работаю
Успеваемость
по предмету (в
%)
Качество
успеваемости (в
%)
2013-2014
149
1-11
100%
75%
2014-2015
148
1-11
100%
83%
2015-2016
151
1-11
100%
93%
Большое внимание уделяю внеклассной работе, организую, дни здоровья и спорта,
провожу школьные соревнования. В школе-интернате функционируют спортивные секции
и кружки «баскетбол», «волейбол», тренером которых я являюсь. Охват детей этими
формами дополнительного образования составляет 96%.
Обучая
детей
в
условиях
сельской
школы-интерната
на
основе
технологий
личностно ориентированного обучения, добиваюсь результатов, мои воспитанники на
протяжении многих лет являются победителями и призёрами районных, окружных и
всероссийских
соревнований.
Ежегодно
проводятся
общешкольные
и
поселковые
соревнования по разным видам спорта, где я участвую в судействе. Три выпускника школы
получили звания «мастера спорта» по национальным видам спорта.
Творчески подхожу к проблемам обучения, так и их реализации. Забочусь об
укреплении материально - технической базы, так как я являюсь заведующим кабинетом
спортивного зала.
Систематические занятия физической культурой и спортом в школе способствуют
тому, что учащиеся практически не болеют простудными заболеваниями.
Результатом
деятельности
сдачи
норм
комплекса
ГТО
являются
показатели
общефизической
подготовки
учащихся.
Ежегодно
провожу
комплексное
обследование
физического развития и двигательной активности детей.
Таким
образом,
данная
работа
помогает
мне
и
моим
ученикам
совместными
усилиями достигнуть цели. Я вижу главную задачу: воспитание физически развитой
личности через свой предмет.