Автор: Голикова Лариса Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 54
Населённый пункт: Г.Армавир Краснодарский край
Наименование материала: Семинар для родителей
Тема: "О здоровье всерьез"
Раздел: дошкольное образование
Семинар – практикум «О здоровье – всерьез».
Добрый вечер уважаемые родители!
О чем мечтает каждый из нас? О счастье своих детей. Что же вы вкладываете в это понятие?
В ваших мыслях – дети, в сердцах – постоянная тревога об их здоровье.
Вот и собрались мы сегодня на эту встречу, чтобы вместе обсудить вопросы, связанные со здоровьем
детей.
Болеет без конца ребенок.
Мать в панике, в слезах: и страх и грусть.
- Ведь я его с пеленок
Всегда в тепле держать стремлюсь.
В квартире окна даже летом
Открыть боится – вдруг сквозняк,
С ним то в больницу, то в аптеку,
Лекарств и перечесть нельзя.
Не мальчик, словом, а страданье.
Вот так, порой, мы из детей
Растим тепличное создание,
А не бойцов – богатырей. В.
Крестова «Тепличное создание».
Как укрепить здоровье детей, избежать болезней? Эти вопросы волнуют и вас, родителей, и нас,
педагогов, так как все мы хотим, чтобы наши дети год от года становились сильнее, вырастали и
входили в большую жизнь не только знающими и образованными, но и закаленными и здоровыми.
Есть ли ключи к решению этой задачи? Медицина давно пришла к выводу: нужна профилактика для
здоровых людей.
Расскажите какие виды закаливания вы проводите дома?
Если вы хотите видеть своего ребенка здоровым – надо постоянно, каждодневно уделять время для
закаливающих процедур.
Я вижу, что вы прикладываете определенные усилия для сохранения и укрепления здоровья
детей. Все это влияет на физическое развитие, однако умственное и психическое развитие также
непосредственно связано со здоровьем.
Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим
телом. В процессе развития и воспитания дети получают огромное количество информации, которую
им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные
переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к
напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение,
скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.
Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании: "Задуй свечу"
Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой,
медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.
Упражнения на расслабление мышц лица: "Рот на замочке"
Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав
губы. Затем расслабить их:
У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).
Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).
Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.
Упражнения на расслабление мышц шеи: "Любопытная Варвара"
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову
максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону.
Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперед – тут немного отдохнет.
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение,
расслабить мышцы:
А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!
Возвращается обратно – расслабление приятно!
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение,
расслабить мышцы:
А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно – расслабление приятно!
Упражнения на расслабление мышц рук: "Лимон"
Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать
сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая
рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю –
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Выполнить это же упражнение левой рукой.
Упражнения на расслабление мышц ног: "Палуба"
Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к
полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к
полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола).
Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться!
Вдох-выдох!
Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.
Упражнения на расслабление всего организма: "Замедленное движение"
Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка
расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую
музыку:
Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.
Замедляется движенье, исчезает напряженье.
И становится понятно – расслабление приятно!
Ложитесь поудобнее. Закройте глаза. Дышите спокойно и ровно. Дадим нашим рукам и ногам
отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя.
Представьте себе, что все вы воздушные шарики, очень красивые и веселые. Вас надувают и вы
становитесь все легче и легче, ваше тело становится легким и невесомым. И руки легкие, и ноги
легкие. Воздушные шарики поднимаются все выше и выше. Дует теплый ласковый ветерок, он нежно
обдувает каждый шарик, ласкает шарик. Вам легко спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый
ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счет
«три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.
Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они
быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток.
Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или
волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и
пытается привести тело к равновесию и гармонии.
Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более
уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие
приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и
восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.
Упражнения по закаливанию мы начнем с массажа рук.
1.Растирание ладоней до ощущения тепла. Это упражнение благотворно влияет на эмоциональную
сторону ребенка, у него возникает ощущение радости.
2.
Поглаживание рук от кончиков пальцев до плеча. Разминание каждого пальчика. Это
упражнение оказывает благотворное воздействие на внутренние органы, выходящие на
биоактивные точки пальцев рук: сердце, легкие, печень, кишечник.
3.
Открываем-закрываем замочки.
4.
Встряхивание кистями рук. Упражнение выполняется для снятия напряжения.
Комплекс дыхательной гимнастики.
1.
Упражнение «Большой-маленький». На вдохе поднять руки вверх и потянуться на носочках:
«Какой я большой!». На выдохе опустится на корточки, прижать голову к коленям: «Какой я
маленький!».
2.
Упражнение «Часы». И. п.: стоя на ширине плеч, руки на поясе. Сделать наклон влево и сказать
«тик», затем принять исходное положение и сказать « так». Затем повторить это в другую
сторону.
3.
Упражнение «Петушок». Руки опущены вдоль туловища. Сделать вдох, на выдохе произнести
«ку-ка-ре-ку» и похлопать руками по бокам.
4.
Упражнение «Паровозик». Руки согнуты в локтях. Ребенок делает руками круговые движения и
произносит «чух-чух-чух». Сначала медленно, а затем постепенно увеличивая темп.
После комплекса дыхательных упражнений дети приступают к хождению по массажному
коврику, пуговичным дорожкам и рефленной доске. Эти упражнения направленны на укрепления
стопы и служат подготовительным этапом к хождению по «солевым дорожкам». Так, как стопа для
хождения по «солевым дорожкам» стопа ребенка должна быть предварительно разогрета.
Заключительным этапом закаливания стало хождение по «солевым дорожкам». Эффект Рижского
метода закаливания заключается в том, что соль раздражает стопу ребенка, богатую нервными
окончаниями.
Процедура состоит в следующем: берутся три полотенца. Первое полотенце опускается в
солевой раствор ( на 1 литр воды 90 гр. Морской соли) и затем расстилается на полу. Второе
полотенце, намоченное в пресной воде комнатной температуры, расстилается рядом с первым.
Третье полотенце остается сухим. Ребенок встает на первое полотенце, вытирает ноги, делает
притопывание. Затем он переходит на второе полотенце и стирает соль с подошв ног, а затем
переходит на третье полотенце и вытирает ноги насухо.