Автор: Синцова Юлия Валерьевна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: ГБПОУ ИО "БрПК"
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие общих компетенций учащихся с помощью приемов критического мышления
Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное профессиональное
Образовательное учреждение Иркутской области
«Братский политехнический колледж»
(ГБПОУ ИО «БрПК»)
ОТЧЕТ по проекту «Современный урок»
Развитие общих компетенций учащихся с помощью приемов
критического мышления
Автор:
Синцова Ю.В
Братск 2017 г.
1
Опыт нашего преподавания в ГБПОУ ИО «БрПК» показывает, что
достаточно часто встречаются студенты, у которых низок уровень учебной
мотивации
к
получению
новых
знаний,
недостаточно
развиты
мыслительные процессы.
Анализ результатов входного контроля по математике, физике,
русскому языку в сентябре 2015-2016 учебного года показал, что студенты
испытывают трудности в выполнении заданий, связанных с мыслительной
деятельностью.
Высокая
интенсивность
современного
урока,
чрезмерное
нервно-
эмоциональное
напряжение,
недостаточный
учѐт
индивидуальных
особенностей
ведѐт
к
снижению
мотивации,
пропадает
активность,
снижается успеваемость. Всѐ это негативно влияет на учебный процесс в
целом.
Как
сделать
так,
чтобы
и
нашему
студенту
,
и
его
родителям,
и
преподавателям было интересно общаться друг с другом, чтобы студенты
видели, что взрослым интересны не только их отметки, но и то, как они
смогли своим умом, талантами достичь успехов.
Все вышеперечисленные факты указывали на необходимость поиска
путей
решения
проблемы,
связанной
с
формированием
и
активизацией
мыслительной
деятельности,
что
способно
повысить
мотивацию
к
обучению.
Как вовлечь студентов в образовательный процесс?
Как научить учиться?
Работая со студентами, мы находились в поиске таких методов и приёмов
работы,
которые
бы
совершенствовали
мыслительные
способности
обучающихся и позволили бы мыслить более продуктивно.
2
В
результате
поиска
оптимальных
путей
решения
поставленной
проблемы
мы пришли к выводу о том, что необходимо апробировать
приемы технологии развития критического мышления.
Инновационность проекта видится в практической реализации в процесс
обучения
технологии
развития
критического
мышления.
Реализация
проекта
осуществляется
через
классно-урочную
систему
преподавания
математики, физики, русского языка и литературы.
Цель работы группы - исследовать эффективность применения
технологии
развития
критического
мышления
как
средства
развития
мыслительной деятельности обучающихся. Разработка конструктора уроков
с
приемами
критического
мышления.
Выявление
приемов
КМ,
которые
соответствуют специфике работы с нашими студентами.
Прежде
чем
приступить
к
обучению
критическому
мышлению
наших
студентов мы апробировали знания, направленные на решение проблемы.
То есть выработали стратегию решения нашей проблемы:
I.
Изучив
теорию
по
теме:
«критическое
мышление»
в
различных
источниках, мы нашли «фундамент» для составления плана урока - это
приёмы технологии развития критического мышления, которые
помогают развивать критическое мышление у обучающихся. Эти
приёмы стали для нас
основой при выборе заданий, форм и видов
деятельности обучающихся во время урока. Конечно, не все приёмы
получалось применить.
II.
Планируя каждый урок, мы опиралась на модель современного урока,
которая
состоит
из
трёх
этапов
-
«вызов-осмысление-рефлексия»,
подразумевающих развитие критического мышления.
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает
формировать гармонично развитую личность в рамках компетентностного
подхода. В результате
молодой специалист, получивший
среднее
3
профессиональное
образование,
должен
освоить
общие
и
профессиональные
компетенции
и
умения,
а
так
же
знания,
обеспечивающие
ему
соответствующую
квалификацию
и
уровень
образования.
Современный
учебный
процесс,
подчиняясь
высоким
темпам,
усложняется
с
каждым
годом,
увеличивается
число
и
объем
предметов, резко усиливается нагрузка учащихся и педагогов. Но главная
учебная и вообще человеческая цель обучения состоит в том, чтобы
помочь студенту стать свободной, творческой и ответственной личностью,
научить его лучше понимать окружающий мир, уметь ориентироваться в
нем, самостоятельно строить свою жизнь.
Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания,
умения, личностные качества и практический опыт для
успешной
деятельности в определенной области.
Развивать общие компетенции на дисциплинах русский язык и литература,
физика и математика можно используя самые различные традиционные
формы:
при
организации
учебного
процесса
-
лекции,
семинарские,
практические и
лабораторные занятия, консультации; при организации
научно-исследовательского процесса – научные конференции, олимпиады,
семинары, написание и защита рефератов; при организации внеучебной
деятельности - научные кружки, экскурсии.
Технология
развития
критического
мышления(данная
технология
появилась
в
российском
образовании
в
1997
году,
ее
авторы
–
аме-
риканские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл). позволяет
личности
разумно, рефлексивно мыслить, накладывать новую информацию на свой
жизненный
опыт.
Однако
четко
разграничить
критическое
мышление
и
творческое очень сложно, и
можно с уверенностью предполагать, что
критическое мышление – это всегда начало творчества.
Психологи утверждают, что именно в возрасте поступающих к нам
студентов,
в
15-17
лет,
у
человека
наступает
этап,
когда
создаются
наилучшие
условия
для
развития
критического
мышления.
Однако,
4
нужно
учитывая,
что
зачастую
педагоги
предпочитают
давать
большое
количество
сложного,
зачастую
непонятного
материала,
который
необходимо
выучить
практически
наизусть,
а
такой
подход
далеко
не
поддерживает у молодых людей желание учиться.
Формирование
критического
мышления
на
своих
занятиях
мы
начинаем
с
создания
обстановки
комфортности,
атмосферы
уважительности друг к другу, стараемся развивать способность мыслить
свободно,
без
страха,
творчески.
Преподаватель
–
это
не
носитель
непреложной истины, а средство на пути совершенствования ученика, и его
развития.
Очень важно развивать в будущих членах нашего общества не только
умение высказываться, но и умение слушать и слышать собеседника, будь то
преподаватель или товарищ по группе.
Ошибаться
не
стыдно
–
стыдно
не
обдумывать
и
не
пытаться
исправить свои ошибки.
Математика и физика, русский язык, литература как предметы изучения,
дают возможность развивать не только точность в изложении своих мыслей,
систематичность в работе, ответственность, но и умение отстаивать свою
точку зрения в решении разного рода задач, ситуаций. Для того чтобы
учащийся воспользовался своими критическими мышлениями на уроках,
ему
важно
развивать
в
себе
такие
качества,
как
планирование,
умение
упорядочить
мысли,
гибкость
восприятия,
готовность
исправлять
свои
ошибки, умение наблюдать
за своим поведением со стороны,
искать
компромиссные решения, а все это, и есть суть общих компетенций.
Результаты работы исследовательской группы по
проекту.
1.Составили конструктор урока.
Технология и техника конструирования
уроков нашла отражение в трудах
(ПРИЛОЖЕНИЕА,
5
Следует отметить отсутствие теоретических основ конструирования
нетрадиционных уроков. Массовое обращение в практике к
нетрадиционным урокам не подкреплено должной теоретической базой .
Технология и техника конструирования уроков нашла отражение в трудах
И.М. Чередова, Ю.Л. Львовой, Н.М. Яковлева, A.M. Сохора, И.Я. Лернера,
Н.А. Станчек, И.Т. Огородникова, Г.Ц. Молонова, С.Г. Манвелова, а также
диссертациях Тураевой Н . А . ,
Б о л ь ш а к о в о й
З . М . ,
Ум а н а
А . И .
2.Разработали
алгоритм
работы
по
ТРКМ
в
котором
определили
деятельность
преподавателя
и
обучающихся
на
каждой
стадии
урока.
(ПРИЛОЖЕНИЕ Б)
3 .
Вывели
условия
разрешения
(факторы
успешности)
работы
по
технологии развития критического мышления на уроках.(ПРИЛОЖЕНИЕ
В)
Разработанные
рекомендации
(конструктор
урока,
технологический
алгоритм урока) по формированию мыслительной деятельности на уроках
средствами
технологии
развития
критического
мышления
можно
использовать как учителям математики, физики , английского языка так и
другими учителями-предметниками.
6
Технология развития критического мышления – стадии и
методические приёмы.
(технологический алгоритм урока)
Стадия
(фаза)
Деятельность преподавателя
Деятельность
студентов
Возможные
приёмы и методы
Вызов
Направлена
на
вызов
у
учащихся
уже
имеющихся
знаний по изучаемому вопросу,
активизацию их деятельности,
мотивацию
к
дальнейшей
работе.
Необходимые для
педагога условия, которые
будут способствовать
развитию у школьников
критического мышления.
1.
Важно предоставлять
время и возможность
для приобретения опыта
критического
мышления.
2.
Необходимо давать
учащимся возможность
размышлять.
3.
Важно принимать
различные мнения и
идеи.
4.
Целесообразно
способствовать
активности учащихся в
учебном процессе.
5.
Необходимо убедить
учащихся в том, что они
не рискуют быть
высмеянными.
6.
Выражать веру в то, что
каждый учащийся
способен на
критические суждения.
Н е о б х о д и м о
ц е н и т ь
проявления
к р и т и ч е с ко го
мышления.
Ученик
«вспоминает»,
что
ему
известно по изучаемому
в о п р о с у
( д е л а е т
предположения),
систематизирует
и н ф о р м а ц и ю
д о
и з у ч е н и я
н о в о г о
м а т е р и а л а ,
з а д а ё т
вопросы,
на
которые
хочет получить ответы.
Учащиеся при этом
должны:
1.Развивать в себе
уверенность и
понимание ценности
своих мнений и идей;
2.
активно участвовать
в учебном процессе;
3. с уважением
выслушивать различные
мнения;
4.
быть готовыми как
формулировать свои
суждения, так и
воздерживаться от
них.
Составление
списка известной
информации:
рассказ
-предположение по
ключевым словам;
систематизация
материала
(графическая),
кластеры таблицы;
В е р н ы е
и
неверные
утверждения;
перепутанные
логические
цепочки.
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается,
обсуждается. Работа ведётся индивидуально в парах или группах.
Н а п р а в л е н а
н а
сохранение интереса к теме
п р и
н е п о с р е д с т в е н н о й
р а б о т е
с
н о в о й
информацией,
постепенное
С т у д е н т
ч и т а е т ,
(слушает)
текст,
исползуя
предложенные
учителем
активные
методы
чтения,
делает пометки на полях или
Методы
активного
чтения;
маркировка
с
использование
7
Осмыслени
е
содержания
продвижение
от
«старого»
знания к «новому»
Необходимые для
педагога условия, которые
будут способствовать
развитию у школьников
критического мышления.
1.
Может быть
непосредственным
источником новой
информации. В этом случае
его задача состоит в её
ясном и привлекательном
изложении;
2.
отслеживает степень
активности работы,
внимательности при чтении,
если ребята работают с
текстом.
3.
предлагает для
организации работы с
текстом различные приёмы
вдумчивого чтения и
размышления о
прочитанном.
в е д ё т
з а п и с и
п о
м е р е
о с м ы м л е н и я
н о в о й
информации.
Студенты при этом:
1.
Осуществляют
контакт с новой
информацией;
2.
пытаются
сопоставить эту
информацию с уже
имеющимися знаниями и
опытом;
3.
акцентируют своё
внимание на поиск ответов
на возникшие вопросы и
затруднения;
4.
обращают внимание
на неясности, пытаясь
поставить новые вопросы;
5.
стремятся отследить
сам процесс знакомства с
новой информацией,
обратить внимание на то,
что именно их привлекает,
какие аспекты менее
интересны и почему;
6.
готовятся к анализу и
обсуждению услышанного
или про читанного.
м значков «V»,
«+», « - «, «?»
( п о
м е р е
ч т е н и я
и х
ставят на полях
справа);
Ведение
различных
записей
типа
двойных
дневников,
бортовых
журналов;
поиск
ответов
на
поставленные
в первой части
вопросы.
На
стадии
осмысления
содержания
осуществляется
непосредственный
контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа).
Работа ведётся индивидуально или в парах.
Рефлексия – обращённое назад размышление, в ней задействован
анализ,
размышление,
критическая
оценка.
Рефлексивное
мышление
означает
фокусирование
внимания,
тщательное
взвешивание,
оценку
и
выбор.
Рефлексивный
анализ
направлен
на
прояснение
смысла
нового
материала, построение дальнейшего маршрута обучения.
Стадия
(фаза)
Деятельность
преподавателя
Деятельность
обучающихся
Возможные приёмы и
методы
8
Рефлексия
Преподавателю
следует:
вернуть
студентов
к
первоначальным
записям-
предположениям; внести
изменения,
дополнения;
д а т ь
т в о р ч е с к и е ,
исследовательские
или
практические задания на
о с н о в е
и з у ч е н н о й
информации.
Студенты соотносят
новую
информацию
со старой, используя
знания,
полученные
н а
с т а д и и
осмысления
содержания.
Заполнение
к л а с т е р о в ,
т а б л и ц .
у с т а н о в л е н и е
причинно-следственных
связей
между
бл о к а м и
информации.
возврат
к
ключевым словам, верным и
неверным
утверждениям.
Ответы
на
поставленные
в о п р о с ы .
О р г а н и з а ц и я
у с т н ы х
и
п и с ь м е н н ы х
круглых столов. организация
различных видов дискуссий.
Написание творческих работ.
Исследования по отдельным
вопросам темы.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка,
интерпретация изученной информации. Работа ведётся индивидуально, в парах
или группах
Условия
разрешения
(факторы
успешности)
работы
по
технологии развития критического мышления на уроках
9
Для
развития
студентов
необходимо
предусмотреть
каждому
ситуацию успеха; это значит, что нужно предлагать такие задачи и задания,
с
которыми
обучающийся
наверняка
справится
и
почувствует
себя
победителем,
покорителем
трудной
вершины.
Технология
развития
критического
мышления
предусматривает
самостоятельное
добывание
знаний.
Успех
обучения
заключается
в
том,
чтобы
удержать
заинтересованность студентов на протяжении всего урока. Чтобы улучшить
успехи в учении и сделать изучение предмета более интересным нужно:
научить решать задачи;
самостоятельно работать с учебником;
давать возможность высказывать своё суждение и не бояться
быть высмеянным;
обучать самоконтролю, приведению знаний в систему (путём
классификаций, составления таблиц);
самостоятельно делать обобщения.
10
11