Авторы: Истратова Любовь Константиновна, Мокеева Оксана Александровна
Должность: мастер производственого обучения
Учебное заведение: ГБПОУ Владимирской обасти Ковровский промышленно-гуманитарный колледж
Населённый пункт: город Ковров
Наименование материала: статья
Тема: Методика обучения электротехнике
Раздел: среднее профессиональное
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОТЕХНИКЕ
Актуальность темы моего исследования. Современный этап социально-экономического
развития российского общества выдвигает новые требования к образовательному
процессу: пересмотр структуры и содержания; разработка образовательных технологий;
инновационной стратегии образовательного процесса; формирования гибкой системы
профессионального образования, личностно-ориентированного обучения и др.
(Н.А.Алексеев, МВ.Кларин, А.Я.Найн, А.Я.Савельев, В.Е.Шукшунов, А.С.Мещеряков,
Л.Х.Зайнутдинова, Н.Ш.Валеева, Ю.Н.Петров и др.).
Возрастание скорости смены наукоемких технологий в области электротехники выводит
на первый план необходимость реализации такого обучения электротехническим
дисциплинам, смысл которого состоит не столько в передаче знаний, а сколько в
подготовке выпускников с преобладающей ориентацией на развитие высокой
профессиональной компетентности.
Под общим названием электротехнические дисциплины мы будем понимать перечень
учебных предметов, входящих в предметные области общепрофессиональных дисциплин
различных профилей подготовки в техническом университете ('Теоретические основы
электротехники", "Электротехника и основы электроники", "Электротехника, электроника и
электропривод", "Общая электротехника и электроника", 'Теоретическая электротехника").
Основанием для включения всех перечисленных дисциплин в единый блок является то
обстоятельство, что общим для них научным фундаментом являются теоретические
основы электротехники.
Научная основа содержания электротехнического образования в колледже как для
электротехнических, так и для неэлектротехнических специальностей были заложены
такими учеными, как П.Н. Матханов, Г.В. Зевеке, П.И. Ионкин , Л, Р. Нейман, К.С.
Демирчян, Л.А. Бессонов, В.Г. Герасимов, А.С. Касаткин, М.В. Немцов, А.Е. Каплянский и
др.
Традиционно сложившиеся методы обучения электротехническим дисциплинам в
гуманитарном колледже оказались не вполне эффективными в современных условиях,
предъявляющих высокие требования к содержанию профессиональной деятельности
будущего специалиста. К тому же возникла проблема острого дефицита учебного
времени, необходимого для изучения электротехнических дисциплин традиционными
методами.
Электротехника - это область технических наук, изучающая практическое применение
электричества:
знание: наука об электрических устройствах и процессах,
умение: технологии производства электротехнических устройств,
продукты: электротехнические устройства и процессы.
Продукты электротехники мы видим каждый день повсюду. Это и электрооборудование
нашего дома: освещение и электроплиты, телевизоры и телефоны, пылесосы и
вентиляторы. Это оборудование фабрик и заводов: электропривод станков и прочего
оборудования, устройства измерения и контроля производственными процессами,
энергоснабжения предприятий. Энергия в нашем человеческом обществе передается в
основном электрическими линиями, которые обеспечивают предельную скорость и
эффективность этого процесса, а поэтому существует целая промышленность,
производящая, транспортирующая, преобразующая электроэнергию. В области
коммуникаций и обработки информации электротехническим устройствам и процессам
практически нет альтернативы.