Автор: Чередниченко Елена Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБДОУ "Детский сад №129"
Населённый пункт: г. Севастополь
Наименование материала: тематическое музыкальное занятие
Тема: "Мы любим осень золотую"
Раздел: дошкольное образование
Музыкальное тематическое занятие для детей подготовительной группы
«Мы любим осень золотую»
Цель:
воспитывать у детей потребность в общении с прекрасным, способность испытывать от этого
радость, удовольствие, восхищение мастерством художника, поэта, композитора.
Образовательные задачи:
обобщение представлений об осени и типичных осенних изменениях в природе,
расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень»;
закрепление понятия оркестр – фортепиано, определение понятия аранжировка, деревенский пейзаж,
совершенствование певческих навыков,
побуждать детей в пении выражать чувства, вызванные музыкой,
учить детей слушать музыку,
обогащать словарный запас музыкальными терминами.
Развивающие задачи:
развивать художественное восприятие детей, способствовать видеть и чувствовать состояние
осенней природы и адекватно эмоционально откликаться на него,
развивать связную речь, дыхание, мышление, восприятие, творческое воображение, тонкую
моторику.
Воспитательные задачи:
пробуждать добрые и светлые чувства, радость, желание любоваться красотой и поэзией золотой
осени.
Оборудование:
СД – проигрыватель;
СД с записью П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь» из альбома «Времена года», аранжировка
«Осенней песни», А. Вивальди «Времена года. Осень»,
СД с записью звуков ночного леса, голосов природы, кваканья лягушек.
Выставка детских работ на мольбертах;
Репродукции картин И. Остроухов «Золотая осень», И. Левитан «Золотая осень. Слободка», Е.Тыренко
«Осенний Карадаг», В.Деревенчук «Осенняя аллея», «Багряная осень».
Осенний букет.
Предварительная работа:
Наблюдение за осенними изменениями в природе на прогулке, за тем, как меняется природа;
Сбор листьев деревьев и кустарников и составление осеннего букета;
Беседы о музыке, живописи, поэзии;
Прослушивание музыки разного характера об осени;
Разучивание песен;
Разучивание стихов об осени;
Рассматривание картин художников
Разучивание инсценировки «Бродит осень у ворот»
Совместная работа с родителями по оформлению выставки
Зал украшен осенним пейзажем.
На мольбертах выставка картин . На зеркале - выставка детских рисунков под рубрикой «Осенние мотивы».
На столах аппликации и поделки, сделанные совместно детьми и родителями.
Дети проходят в гостиную под музыку.
Музыкальный руководитель: Добрый день, мои друзья. Сегодня наше занятие пройдёт здесь, в нашей
музыкальной гостиной. Мы с вами будем не одни. К нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
1
Попевка «Доброе утро» (Дети садятся на стульчики.)
Музыкальный руководитель: Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...
Так писал об осени великий русский аоэт Фёдор Тютчев.
Сегодня мы с вами тоже будем говорить об осени, рассмотрим картины художников, почитаем стихи,
послушаем музыку и споём песни об осени. Мы с вами будем говорить о том, как художники, поэты,
композиторы рассказывают нам о таком красивом времени года как Осень.
Ну, а в самом начале мы расскажем вам сказку.
Ведущий: А было это, когда лето отшумело, И отзвенело, и отзеленело,
(восп.) Когда промчались теплые деньки, И больше не летали мотыльки.
И тут неслышно Осень подошла и тихо-тихо встала у ворот.
(под музыку выходит Осень-девочка)
Осень: Кап-кап, откройте, это я пришла, Кап-кап, уж наступает мой черед.
Ведущий: У входа Осень, молча, поджидает, Но двери ей никто не открывает.
Дети ( поочередно).
1. Нет, я Осень к себе не впущу ни за что! Разве летом хоть раз надевал я пальто?
2. Разве осенью стала бы я загорать, Или в речке купаться, цветы собирать?
3. Если лето нельзя, то уж лучше - Зимой мне на санках кататься с горы ледяной.
4. Пусть уж лучше весной ручейки потекут, и кораблики наши по ним поплывут.
Все: Ну, а осень унылая нам не нужна. Мы не пустим ее, пусть уходит она!
Ведущий: Тут загрустила Осень у дверей: До слез, до слез обидно стало ей.
И плачет Осень дождиком у входа. И все дождливее становится погода.
(Осень плачет под звуки дождя)
Ребёнок: А Осень плачет, плачет у дверей. Еще бы, ведь не рады дети ей!
Мы не хотим, — доносятся слова, Чтобы с деревьев падала листва,
Чтоб становились голыми кусты, Чтоб на лужайке высохли цветы!
2
Ребенок: Ведь сразу станет холодно вокруг, И птицы улетят от нас на юг.
Как грустно видеть где-то там, вдали, Как пролетают клином журавли!
(Звуки курлыканья журавлей)
Осень: Кап-кап-кап, — снова Осень заплакала вдруг
— Кап-кап-кап, разве людям я больше не друг?
Повнимательней ты посмотри на меня,
Ты увидишь всю прелесть осеннего дня,
Я сошью для деревьев златые наряды,
И березка, и клен их надеть будут рады.
Ты взгляни, уже лес стоит весь расписной,
Только осенью можно увидеть такой.
Мои листья пылают золотистым огнем
И на землю ложатся разноцветным ковром!
Упражнение «Ветер и листья». (Координа ция речи с движением. Совершенствование певческих навыков.)
1. Ветер по лесу летал, Ветер листики считал.
Бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.
Вот дубовый, Вот кленовый,
Встают лицом в круг, загибают по одному
Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой.
пальцу на обеих руках на каждую строку.
И последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку.
Опускают руки, присе дают.
2. Ветер по лесу кружил, Ветер с листьями дружил.
Бегут по кругу на носоч ках и взмахивают ру.
Вот дубовый, Вот кленовый,
Встают лицом в круг, загибают по одному
Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой.
пальцу на обеих руках на каждую строку
И последний лист с осинки Ветер кружит над тропинкой.
Кружатся на носочках на месте
3. К ночи ветер-ветерок Рядом с листьями прилег.
Приседают, опустив руки.
Вот дубовый, Вот кленовый,
Садятся лицом в круг и загибают по одному
Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой.
пальцу на обеих руках на каждую строку
И последний лист с осинки Тихо дремлет на тропинке.
Складывают ладошки под щёку, «спят»
( Дети садятся на места.)
Ведущий. Тихо Осень стучит, осыпая цветы:
Кап-кап-кап, — чуть доносится из темноты,
Осень. Ты поверь, я без дела сидеть не люблю,
Я и Зиму кормлю, и Весну я кормлю,
Золотою рекою теку в закрома,
Караваем душистым вхожу я в дома.
Гроздья спелой калины — сережки мои,
А ночные дожди — то мои соловьи.
Бродят по, лесу сказки осеннего дня,
Разве было б тебе хорошо без меня?
Песня «Зонтики»
Дети: А ведь, правда, без Осени нам не прожить.
Надо Осень сюда поскорее впустить!
Ведущий: Со скрипучих ворот сняли крепкий запор,
И с туманами осень пустили во двор.
3
(под музыку Осень проходит по залу )
Песня «Отчего плачет Осень»
Музыкальный руководитель: Ребята, давайте вместе с осенью послушаем сколько музыки, песен, стихов,
картин посвящено этому времени года.
Сейчас я предлагаю вам послушать фрагмент уже знакомого произведения, которое мы слушали на
прошлых занятиях.
Исполняется фрагмент «Осенняя песнь» П.И. Чайковского
Я вижу, вы узнали музыку, назовите это произведение.(Ответы детей.)
Правильно. Это «Осенняя песнь» П. И. Чайковского из цикла «Времена года». О чём нам рассказала эта
музыка? (Ответы детей. Музыка рассказала об осени. Музыка печальная, задумчивая, плавная,
задушевная, медленная, певучая, нежная, светлая, с лёгкой грустью.)
А что вы услышали в ней? (Ответы детей: В музыке слышится шелест облетающей листвы, порывы
ветра, надоедливый осенний дождь.)
. Скажите, на каком инструменте исполнялось это произведение на прошлом занятии?
( на фортепиано)
А сегодня эту пьесу мы прослушаем в исполнении симфонического оркестра.
Слушание
Ребята это произведение записано в аранжировке для симфонического оркестра. Аранжировка – это
музыкальный термин (повторили все). Аранжировка это переписывание уже написанной музыки для других
инструментов. При этом исполнительский состав может быть расширен или упрощён.
(Музыкальный руководитель берёт в руки осенний букет) А сейчас давайте вдохнём аромат осеннего букета
и скажем, чем пахнет осень? (Дети делают глубокий вдох, не поднимая плеч).
Дети. Осень пахнет сухой травой, опавшими прелыми листьями, последними цветами, капустой,
морковкой, горьковатым запахом дыма, удивительным запахом грибов, сыростью и прохладой.
Наши ребята с удовольствием исполнят для нас и наших гостей танец грибов.
Танец грибов
Музыкальный руководитель: Давайте вспомним, как мы любовались красотой осенней природы, гуляя по
лесу, парку или саду. И посмотрим, как нам об этом рассказали художники. В нашей гостиной сегодня
выставка картин русских художников и ваших работ, самостоятельных и сделанных совместно с
родителями.
Взгляните, какая красота! Что за прелесть эти пейзажи! Ребята, а кто мне напомнит, что такое пейзаж?
(Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, который передаёт картины природы, в переводе с
французского – местность.)
Итак, первая картина называется «Золотая осень» И. Остроухова
Что вы чувствуете, когда глядите на эту картину? Какое настроение возникает у вас? (Дает возможность
детям высказаться.) А почему у вас такое настроение? (Художник очень радовался, увидев эту красоту,
он восхищался ею)
4
Какие краски использовал художник? ( Желтые, зеленые, красные, оранжевые, бордовые.)
А как эти краски можно еще назвать? ( Теплые, нарядные.)
Да, эти теплые краски создают у нас радостное, праздничное настроение. А эти краски тихие или громкие? (
Громкие, звучные!)
Вот молодцы! Художник почувствовал необыкновенный жар пылающей, нарядной осени, посылающей нам
прощальный привет, желающей порадовать нас, и нашёл такие краски, которые и нам передали их
удивление, радость от увиденного в природе, восторг перед ее красотой! Это праздник радости и светлой
грусти, красоты прощания.
Мы с вами знаем песню, которая очень созвучна этой картине. Она так называется «Осень к нам пришла»,
давайте, исполним её для наших гостей и тоже постараемся передать весь наш восторг от её красоты.
Песня «Осень к нам пришла»
Не только художники и музыканты обращались к этому времени года, но и поэты очень любили его. А кто
из вас может прочитать стихотворение, созвучное нашей песне и картине «Золотая осень»?
РЕБЁНОК: «Осенний маскарад» (В.Приходько)
Полюбуйтесь, маскарад! Лес меняет свой наряд.
Снял зеленый, мерит новый, Желтый, красный и лиловый.
Бродит в роще листопад По кустам и кленам.
Скоро он заглянет в сад Золотистым звоном!
Соберем из листьев веер Яркий и красивый.
Пробежит по листьям ветер Легкий и игривый.
И послушно ветру вслед Листья улетают.
Значит, лета больше нет, Осень наступает.
РЕБЁНОК: «Осень» (М. Ходякова)
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
РЕБЁНОК: «Осень идёт» (В. Степанов)
Следом за летом осень идёт.
Жёлтые песни ей ветер поёт,
Красную под ноги стелет листву,
Белой снежинкой летит в синеву.
РЕБЁНОК: «Хлопотунья» (В. Степанов)
Далеко ещё зима, но не для потехи
Тащит белка в закрома ягоды, орехи...
Где же взять зимой сластей
Для детей и для гостей?
РЕБЁНОК: «Осень» (И. Суриков) Осень, осень, в гости просим!
Осень, осень, погости недель восемь:
С обильными хлебами, с высокими снопами,
С листопадом и дождем, с перелетным журавлем.
Танец «Осень-волшебница».
Музыкальный руководитель: Какие красивые и проникновенные слова подобрали поэты для описания
осени.
5
Следующая картина И. Левитана «Золотая осень. Слободка». На этой картине художник изобразил
деревенский пейзаж.
Что вы чувствуете, глядя на эту картину? Тишину, спокойствие или шум ветра?
Ответы: тишину, покой, умиротворённость, безмятежность. Природа словно замерла, заворожённая
тишиной.
Этот пейзаж называется – сельским. Осенью в деревнях и сёлах много хлопот по уборка урожая. Ведь
потом весь год мы будем сыты благодаря щедрости осени.
Игра на ДМИ «Овощи»
А теперь посмотрите на картину Ф. Васильева «Болото в лесу», Что художник изобразил в центре?
Дети. Художник нарисовал болото в лесу.
Что мы видим по краям болота? Что его окружает?
Дети: Вокруг болота растет высокая трава. Она желтая, оранжевая, коричневая, в траве стоят белые цапли.
Они готовятся к отлету в теплые края и ловят в болоте лягушек.
Верно. А теперь давайте послушаем, какие звуки раздаются в лесу возле болота.
(М.Р. включает СД с записью звуков кваканья лягушек на 1—2 минуты).
Что вы услышали?
Дети: Квакают лягушки, кричат цапли, шумит ветер.
А какой сказочный персонаж живёт в болоте?
Песня «Кикиморы»
А сейчас давайте поиграем в игру «Аист и лягушата».
Игра «Аист и лягушата» (После игры дети садятся на стульчики)
(Обозначают круг или квадрат — болото, в нем несколько островов. Выбирается водящий — «аист»,
остальные — «лягушки». «Аист» не может заходить в воду, но может прыгать с островка на островок.
«Лягушки» не могут выходить на острова и за пределы болота. При этом «аист» пытается поймать
«лягушку». Пойманная «лягушка» выходит из игры. Последняя становится новым «аистом».)
Музыкальный руководитель: Художники рассказали нам о золотой осени, рассказали интересно, каждый
по-своему. А вот как авторы детских песен представляют себе историю в осеннем лесу.
Инсценировка «Конкурс лесной красоты»
Музыкальный руководитель: Вот как интересно нам рассказали о золотой осени поэты, художники и
композиторы. Рассказали словами, красками и музыкой! Видишь, Осень, как тебе радуются дети?
Осень: Не ушла бы я от вас ни за что на свете!
И забыла я совсем, что я Несмеяна.
И на радость людям всем плакать перестану!
Песня «Осень, Осень, очень просим – приходи к нам через год!»
Музыкальный ркуоводитель: Сегодня мы слушали музыку П.И. Чайковского. Прозвучали стихи поэтов.
Вы увидели картины русских художников Левитана, Остоухова, Васильева. А сейчас, я предлагаю
посмотреть вам ваши рисунки о золотой осени, Удалось ли вам рассказать о том, какая она нарядная?
Посмотрим, какие мы художники. Получилась ли у нас радостная, нарядная осень. (Обсуждение.) Да, мы
молодцы!
Ну, что ж, ребята, вам понравилось в нашей гостиной?
6
На прощание, я хочу вам подарить кленовые листья с картины «Болото в лесу». В группе вы приложите их к
листам бумаги, обведёте по контуру, а потом заштрихуете горизонтальными линиями красными,
оранжевыми и желтыми карандашами так, чтобы они казались золотыми, как на картинах известных
художников. И сделаете большую коллективную работу.
7