Напоминание

"Мы любим осень золотую"


Автор: Чередниченко Елена Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБДОУ "Детский сад №129"
Населённый пункт: г. Севастополь
Наименование материала: тематическое музыкальное занятие
Тема: "Мы любим осень золотую"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Музыкальное тематическое занятие для детей подготовительной группы

«Мы любим осень золотую»

Цель:

воспитывать у детей потребность в общении с прекрасным, способность испытывать от этого

радость, удовольствие, восхищение мастерством художника, поэта, композитора.

Образовательные задачи:

обобщение представлений об осени и типичных осенних изменениях в природе,

расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень»;

закрепление понятия оркестр – фортепиано, определение понятия аранжировка, деревенский пейзаж,

совершенствование певческих навыков,

побуждать детей в пении выражать чувства, вызванные музыкой,

учить детей слушать музыку,

обогащать словарный запас музыкальными терминами.

Развивающие задачи:

развивать художественное восприятие детей, способствовать видеть и чувствовать состояние

осенней природы и адекватно эмоционально откликаться на него,

развивать связную речь, дыхание, мышление, восприятие, творческое воображение, тонкую

моторику.

Воспитательные задачи:

пробуждать добрые и светлые чувства, радость, желание любоваться красотой и поэзией золотой

осени.

Оборудование:

СД – проигрыватель;

СД с записью П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь» из альбома «Времена года», аранжировка

«Осенней песни», А. Вивальди «Времена года. Осень»,

СД с записью звуков ночного леса, голосов природы, кваканья лягушек.

Выставка детских работ на мольбертах;

Репродукции картин И. Остроухов «Золотая осень», И. Левитан «Золотая осень. Слободка», Е.Тыренко

«Осенний Карадаг», В.Деревенчук «Осенняя аллея», «Багряная осень».

Осенний букет.

Предварительная работа:

Наблюдение за осенними изменениями в природе на прогулке, за тем, как меняется природа;

Сбор листьев деревьев и кустарников и составление осеннего букета;

Беседы о музыке, живописи, поэзии;

Прослушивание музыки разного характера об осени;

Разучивание песен;

Разучивание стихов об осени;

Рассматривание картин художников

Разучивание инсценировки «Бродит осень у ворот»

Совместная работа с родителями по оформлению выставки

Зал украшен осенним пейзажем.

На мольбертах выставка картин . На зеркале - выставка детских рисунков под рубрикой «Осенние мотивы».

На столах аппликации и поделки, сделанные совместно детьми и родителями.

Дети проходят в гостиную под музыку.

Музыкальный руководитель: Добрый день, мои друзья. Сегодня наше занятие пройдёт здесь, в нашей

музыкальной гостиной. Мы с вами будем не одни. К нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

1

Попевка «Доброе утро» (Дети садятся на стульчики.)

Музыкальный руководитель: Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё — простор везде,

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь —

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле...

Так писал об осени великий русский аоэт Фёдор Тютчев.

Сегодня мы с вами тоже будем говорить об осени, рассмотрим картины художников, почитаем стихи,

послушаем музыку и споём песни об осени. Мы с вами будем говорить о том, как художники, поэты,

композиторы рассказывают нам о таком красивом времени года как Осень.

Ну, а в самом начале мы расскажем вам сказку.

Ведущий: А было это, когда лето отшумело, И отзвенело, и отзеленело,

(восп.) Когда промчались теплые деньки, И больше не летали мотыльки.

И тут неслышно Осень подошла и тихо-тихо встала у ворот.

(под музыку выходит Осень-девочка)

Осень: Кап-кап, откройте, это я пришла, Кап-кап, уж наступает мой черед.

Ведущий: У входа Осень, молча, поджидает, Но двери ей никто не открывает.

Дети ( поочередно).

1. Нет, я Осень к себе не впущу ни за что! Разве летом хоть раз надевал я пальто?

2. Разве осенью стала бы я загорать, Или в речке купаться, цветы собирать?

3. Если лето нельзя, то уж лучше - Зимой мне на санках кататься с горы ледяной.

4. Пусть уж лучше весной ручейки потекут, и кораблики наши по ним поплывут.

Все: Ну, а осень унылая нам не нужна. Мы не пустим ее, пусть уходит она!

Ведущий: Тут загрустила Осень у дверей: До слез, до слез обидно стало ей.

И плачет Осень дождиком у входа. И все дождливее становится погода.

(Осень плачет под звуки дождя)

Ребёнок: А Осень плачет, плачет у дверей. Еще бы, ведь не рады дети ей!

Мы не хотим, — доносятся слова, Чтобы с деревьев падала листва,

Чтоб становились голыми кусты, Чтоб на лужайке высохли цветы!

2

Ребенок: Ведь сразу станет холодно вокруг, И птицы улетят от нас на юг.

Как грустно видеть где-то там, вдали, Как пролетают клином журавли!

(Звуки курлыканья журавлей)

Осень: Кап-кап-кап, — снова Осень заплакала вдруг

— Кап-кап-кап, разве людям я больше не друг?

Повнимательней ты посмотри на меня,

Ты увидишь всю прелесть осеннего дня,

Я сошью для деревьев златые наряды,

И березка, и клен их надеть будут рады.

Ты взгляни, уже лес стоит весь расписной,

Только осенью можно увидеть такой.

Мои листья пылают золотистым огнем

И на землю ложатся разноцветным ковром!

Упражнение «Ветер и листья». (Координа ция речи с движением. Совершенствование певческих навыков.)

1. Ветер по лесу летал, Ветер листики считал.

Бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.

Вот дубовый, Вот кленовый,

Встают лицом в круг, загибают по одному

Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой.

пальцу на обеих руках на каждую строку.

И последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку.

Опускают руки, присе дают.

2. Ветер по лесу кружил, Ветер с листьями дружил.

Бегут по кругу на носоч ках и взмахивают ру.

Вот дубовый, Вот кленовый,

Встают лицом в круг, загибают по одному

Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой.

пальцу на обеих руках на каждую строку

И последний лист с осинки Ветер кружит над тропинкой.

Кружатся на носочках на месте

3. К ночи ветер-ветерок Рядом с листьями прилег.

Приседают, опустив руки.

Вот дубовый, Вот кленовый,

Садятся лицом в круг и загибают по одному

Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой.

пальцу на обеих руках на каждую строку

И последний лист с осинки Тихо дремлет на тропинке.

Складывают ладошки под щёку, «спят»

( Дети садятся на места.)

Ведущий. Тихо Осень стучит, осыпая цветы:

Кап-кап-кап, — чуть доносится из темноты,

Осень. Ты поверь, я без дела сидеть не люблю,

Я и Зиму кормлю, и Весну я кормлю,

Золотою рекою теку в закрома,

Караваем душистым вхожу я в дома.

Гроздья спелой калины — сережки мои,

А ночные дожди — то мои соловьи.

Бродят по, лесу сказки осеннего дня,

Разве было б тебе хорошо без меня?

Песня «Зонтики»

Дети: А ведь, правда, без Осени нам не прожить.

Надо Осень сюда поскорее впустить!

Ведущий: Со скрипучих ворот сняли крепкий запор,

И с туманами осень пустили во двор.

3

(под музыку Осень проходит по залу )

Песня «Отчего плачет Осень»

Музыкальный руководитель: Ребята, давайте вместе с осенью послушаем сколько музыки, песен, стихов,

картин посвящено этому времени года.

Сейчас я предлагаю вам послушать фрагмент уже знакомого произведения, которое мы слушали на

прошлых занятиях.

Исполняется фрагмент «Осенняя песнь» П.И. Чайковского

Я вижу, вы узнали музыку, назовите это произведение.(Ответы детей.)

Правильно. Это «Осенняя песнь» П. И. Чайковского из цикла «Времена года». О чём нам рассказала эта

музыка? (Ответы детей. Музыка рассказала об осени. Музыка печальная, задумчивая, плавная,

задушевная, медленная, певучая, нежная, светлая, с лёгкой грустью.)

А что вы услышали в ней? (Ответы детей: В музыке слышится шелест облетающей листвы, порывы

ветра, надоедливый осенний дождь.)

. Скажите, на каком инструменте исполнялось это произведение на прошлом занятии?

( на фортепиано)

А сегодня эту пьесу мы прослушаем в исполнении симфонического оркестра.

Слушание

Ребята это произведение записано в аранжировке для симфонического оркестра. Аранжировка – это

музыкальный термин (повторили все). Аранжировка это переписывание уже написанной музыки для других

инструментов. При этом исполнительский состав может быть расширен или упрощён.

(Музыкальный руководитель берёт в руки осенний букет) А сейчас давайте вдохнём аромат осеннего букета

и скажем, чем пахнет осень? (Дети делают глубокий вдох, не поднимая плеч).

Дети. Осень пахнет сухой травой, опавшими прелыми листьями, последними цветами, капустой,

морковкой, горьковатым запахом дыма, удивительным запахом грибов, сыростью и прохладой.

Наши ребята с удовольствием исполнят для нас и наших гостей танец грибов.

Танец грибов

Музыкальный руководитель: Давайте вспомним, как мы любовались красотой осенней природы, гуляя по

лесу, парку или саду. И посмотрим, как нам об этом рассказали художники. В нашей гостиной сегодня

выставка картин русских художников и ваших работ, самостоятельных и сделанных совместно с

родителями.

Взгляните, какая красота! Что за прелесть эти пейзажи! Ребята, а кто мне напомнит, что такое пейзаж?

(Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, который передаёт картины природы, в переводе с

французского – местность.)

Итак, первая картина называется «Золотая осень» И. Остроухова

Что вы чувствуете, когда глядите на эту картину? Какое настроение возникает у вас? (Дает возможность

детям высказаться.) А почему у вас такое настроение? (Художник очень радовался, увидев эту красоту,

он восхищался ею)

4

Какие краски использовал художник? ( Желтые, зеленые, красные, оранжевые, бордовые.)

А как эти краски можно еще назвать? ( Теплые, нарядные.)

Да, эти теплые краски создают у нас радостное, праздничное настроение. А эти краски тихие или громкие? (

Громкие, звучные!)

Вот молодцы! Художник почувствовал необыкновенный жар пылающей, нарядной осени, посылающей нам

прощальный привет, желающей порадовать нас, и нашёл такие краски, которые и нам передали их

удивление, радость от увиденного в природе, восторг перед ее красотой! Это праздник радости и светлой

грусти, красоты прощания.

Мы с вами знаем песню, которая очень созвучна этой картине. Она так называется «Осень к нам пришла»,

давайте, исполним её для наших гостей и тоже постараемся передать весь наш восторг от её красоты.

Песня «Осень к нам пришла»

Не только художники и музыканты обращались к этому времени года, но и поэты очень любили его. А кто

из вас может прочитать стихотворение, созвучное нашей песне и картине «Золотая осень»?

РЕБЁНОК: «Осенний маскарад» (В.Приходько)

Полюбуйтесь, маскарад! Лес меняет свой наряд.

Снял зеленый, мерит новый, Желтый, красный и лиловый.

Бродит в роще листопад По кустам и кленам.

Скоро он заглянет в сад Золотистым звоном!

Соберем из листьев веер Яркий и красивый.

Пробежит по листьям ветер Легкий и игривый.

И послушно ветру вслед Листья улетают.

Значит, лета больше нет, Осень наступает.

РЕБЁНОК: «Осень» (М. Ходякова)

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

РЕБЁНОК: «Осень идёт» (В. Степанов)

Следом за летом осень идёт.

Жёлтые песни ей ветер поёт,

Красную под ноги стелет листву,

Белой снежинкой летит в синеву.

РЕБЁНОК: «Хлопотунья» (В. Степанов)

Далеко ещё зима, но не для потехи

Тащит белка в закрома ягоды, орехи...

Где же взять зимой сластей

Для детей и для гостей?

РЕБЁНОК: «Осень» (И. Суриков) Осень, осень, в гости просим!

Осень, осень, погости недель восемь:

С обильными хлебами, с высокими снопами,

С листопадом и дождем, с перелетным журавлем.

Танец «Осень-волшебница».

Музыкальный руководитель: Какие красивые и проникновенные слова подобрали поэты для описания

осени.

5

Следующая картина И. Левитана «Золотая осень. Слободка». На этой картине художник изобразил

деревенский пейзаж.

Что вы чувствуете, глядя на эту картину? Тишину, спокойствие или шум ветра?

Ответы: тишину, покой, умиротворённость, безмятежность. Природа словно замерла, заворожённая

тишиной.

Этот пейзаж называется – сельским. Осенью в деревнях и сёлах много хлопот по уборка урожая. Ведь

потом весь год мы будем сыты благодаря щедрости осени.

Игра на ДМИ «Овощи»

А теперь посмотрите на картину Ф. Васильева «Болото в лесу», Что художник изобразил в центре?

Дети. Художник нарисовал болото в лесу.

Что мы видим по краям болота? Что его окружает?

Дети: Вокруг болота растет высокая трава. Она желтая, оранжевая, коричневая, в траве стоят белые цапли.

Они готовятся к отлету в теплые края и ловят в болоте лягушек.

Верно. А теперь давайте послушаем, какие звуки раздаются в лесу возле болота.

(М.Р. включает СД с записью звуков кваканья лягушек на 1—2 минуты).

Что вы услышали?

Дети: Квакают лягушки, кричат цапли, шумит ветер.

А какой сказочный персонаж живёт в болоте?

Песня «Кикиморы»

А сейчас давайте поиграем в игру «Аист и лягушата».

Игра «Аист и лягушата» (После игры дети садятся на стульчики)

(Обозначают круг или квадрат — болото, в нем несколько островов. Выбирается водящий — «аист»,

остальные — «лягушки». «Аист» не может заходить в воду, но может прыгать с островка на островок.

«Лягушки» не могут выходить на острова и за пределы болота. При этом «аист» пытается поймать

«лягушку». Пойманная «лягушка» выходит из игры. Последняя становится новым «аистом».)

Музыкальный руководитель: Художники рассказали нам о золотой осени, рассказали интересно, каждый

по-своему. А вот как авторы детских песен представляют себе историю в осеннем лесу.

Инсценировка «Конкурс лесной красоты»

Музыкальный руководитель: Вот как интересно нам рассказали о золотой осени поэты, художники и

композиторы. Рассказали словами, красками и музыкой! Видишь, Осень, как тебе радуются дети?

Осень: Не ушла бы я от вас ни за что на свете!

И забыла я совсем, что я Несмеяна.

И на радость людям всем плакать перестану!

Песня «Осень, Осень, очень просим – приходи к нам через год!»

Музыкальный ркуоводитель: Сегодня мы слушали музыку П.И. Чайковского. Прозвучали стихи поэтов.

Вы увидели картины русских художников Левитана, Остоухова, Васильева. А сейчас, я предлагаю

посмотреть вам ваши рисунки о золотой осени, Удалось ли вам рассказать о том, какая она нарядная?

Посмотрим, какие мы художники. Получилась ли у нас радостная, нарядная осень. (Обсуждение.) Да, мы

молодцы!

Ну, что ж, ребята, вам понравилось в нашей гостиной?

6

На прощание, я хочу вам подарить кленовые листья с картины «Болото в лесу». В группе вы приложите их к

листам бумаги, обведёте по контуру, а потом заштрихуете горизонтальными линиями красными,

оранжевыми и желтыми карандашами так, чтобы они казались золотыми, как на картинах известных

художников. И сделаете большую коллективную работу.

7



В раздел образования