Напоминание

"Историю своей семьи должен знать каждый"


Автор: Рожкова Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №17 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: г.Салехард, Тюменская область
Наименование материала: проект в старшей группе
Тема: "Историю своей семьи должен знать каждый"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект «Моя семья» в старшей группе

на тему: «Историю своей семьи должен знать каждый»

Пояснительная записка

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его

предки, где его настоящая "малая Родина", откуда он родом? Вопрос с виду простой,

но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим

корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека.

Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они

произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи

начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья

— источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится

любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Актуальность проекта

Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение

множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного

отношения к своим родителям. Следует отметить, что объём знаний в программе

дошкольного образования по данной теме ограничен. В программном содержании нет

материала, касающегося прошлого семьи ребёнка. В связи с чем, мало кто из детей

знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные

праздники и традиции. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами,

для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать

проект «Моя семья», который поможет детям понять значимость семьи, воспитать у

детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и

дому.

В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по

формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят

друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные

знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных

традициях.

Анкетирование среди детей показало, что дети недостаточно знают о своей семье:

где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и

прадедушек. Чтобы исправить такое положение и возникла идея создать проект «Моя

семья», для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей,

установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий

на ребенка.

Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость

семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство

привязанности к семье и дому.

Цель проекта:

Расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях.

Задачи проекта:

1.Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к

семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в

родственных связях.

2.Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной

деятельности.

3.Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи

для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

4. Познакомить детей с обязанностями военной службы солдат, моряков.

5. Расширять представления о Российской армии, дать знания о почетной

обязанности защищать Родину.

6.Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с

родителями.

Возраст участников: дети 5 – 6 лет.

Тип проекта: краткосрочный (4 недели).

Состав проектной группы: воспитатель, воспитанники группы 5 – 6 лет, родители.

Формы организации проекта:

Опрос детей.

НОД

Консультация для родителей «Что такое генеалогическое древо?»

Выставка детских рисунков «Моя семья»

.Фотовыставка «Мой папа служил в армии».

Родительское собрание «Моя семья - что может быть дороже».

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный:

Анкетирование детей по теме.

Определение цели и задач.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

II этап – основной (практический):

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приемов по

расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении.

Разработка консультации «Что такое генеалогическое древо?»

Выставка детских рисунков «Моя семья».

Изготовление подарков к праздникам 23 февраля, 8 марта.

Фотовыставка «Мой папа служил в армии».

Сюжетно — ролевые игры «Семья», «Больница», «Магазин».

Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по

теме.

III этап - заключительный:

Обработка результатов по реализации проекта.

Родительское собрание на тему «Моя семья - что может быть дороже»

Презентация проекта «Моя семья».

Место проведения: МБДОУ «Детский сад №17 «Золотая рыбка».

Сроки проведения: с 16 февраля по 16 марта 2015 г.

Режим работы: во время и вне занятий.

Ожидаемые результаты проекта:

Дети: воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, расширение

знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.

Родители: повышение педагогической культуры родителей, установить с ними

доверительные и партнёрские отношения.

План - график реализации проекта.

1 этап. Подготовительный.

Опрос детей: «Что я знаю о семье?»

2 этап. Основной.

Занятие по окружающему миру на тему «Моя семья».

Рисование на тему «Портрет моей семьи».

Развитие речи «Профессия моей мамы(моего папы)».

Аппликация «Открытка для мамы к 8 марта»

Рассказывание детям белорусской народной сказки «Пых».

Познавательная деятельность «Домашний труд»

Рисование «Моя семья (продолжение)»

Лепка «Мебель для моей семьи (стол и стул)»

Развитие речи. «Группировка предметов» (одежда, обувь, головные уборы).

Конструирование «Грузовик для папы»

Чтение художественной литературы:

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Гуси-лебеди»

«Синяя чашка» М. Матвеева

«Теплый хлеб» К. Паустовский

«Сказка об умном мышонке» С. Маршак

«Цветик - семицветик» В. Катаев

«Мамина работа» Е. Пермяк

«Чем пахнут ремесла» Д.Родари

«Мамина дочка» В.Белов

«Косточка» К.Ушинский

«Старый дед и внучек» Л.Толстой

«Как Вовка бабушек выручил» А.Барто

«У бабушки дрожат руки» В.Сухомлинский

Дидактические игры:

«Кем быть?»

«Сложи картинку»

«Определи возраст»

«Закончи предложение»

«Кто старше?»

«Кто младше?»

«Исправь Незнайку»

«Родственные отношения»,

«Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать».

«Назови, как тебя дома ласково называют?»

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская».

Беседы:

«Выходной день в моей семье»

«Как я помогаю дома»

«Кем работают твои родители» (с использованием альбома)

«Семейные праздники»

«Профессия - военный»

Чтение стихотворений, пословиц и поговорок о семье, загадки.

Пальчиковая гимнастика

«Моя семья», «Дружба», «Гости».

Консультация для родителей «Что такое генеалогическое древо?»

Фотовыставка «Мой папа служил в армии»

Выставка детских рисунков «Моя семья»

3 этап. Заключительный

Подведение итогов реализации проекта

Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ.

Методический продукт — презентация проекта «Моя семья»

Итоговый продукт – родительское собрание «Моя семья – что может быть дороже»

Используемая литература:

Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц.

Сфера, 2005.

Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка- Пресс,

2007.

Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.

Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.: Просвещение,

2001.

Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5-8лет»



В раздел образования