Автор: Шурыгина Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 48 "Ласточка"
Населённый пункт: город "Серпухов"
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: "ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ОПЫТНО –
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет
знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от
того,
сколько
разного
и
интересного
малыш
увидел,
зависит
то,
какими
знаниями он будет обладать. Ведь согласитесь, если маленький ребенок ничего,
кроме
квартиры,
не
видит
и
не
знает,
у
него
и
мышление
совсем
узкое.
Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в
самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.
В
настоящее
время
в
системе
дошкольного
образования
формируются
и
успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые
позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и
качественную
ступень.
Одним
из
таких
эффектных
методов
познания
закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная
деятельность.
Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает
наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно
предоставить
детям
возможность
«действовать»
с
изучаемыми
объектами
окружающего
мира.
Специально
организованная
исследовательская
деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об
изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения
максимально
эффективным
и
более
полно
удовлетворяющим
естественную
любознательность дошкольников.
Главное достоинство экспериментальной деятельности заключается в том,
что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи), и
дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта,
о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. В процессе
эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие
психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления,
умственных умений, так как постоянно возникает необходимость совершать
операции
анализа
и
синтеза,
сравнения
и
классификации,
обобщения
и
экстраполяции,
необходимость
давать
отчет
об
увиденном,
формулировать
обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление
ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и
операций.
Кроме того, следует отметить положительное влияние экспериментальной
деятельности
на
эмоциональную
сферу
ребенка,
на
развитие
творческих
способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до
победного конца.
Практика работы с детьми показывает, что они очень любят исследовать. Это
объясняется тем, что им присуще наглядно–действенное и наглядно – образное
мышление,
а
экспериментирование,
как
никакой
метод,
соответствует
этим
возрастным особенностям.
На 5-м - 6-м году жизни детей продолжается обогащение опыта по познанию
окружающего мира. На этом этапе идет практическое освоение детьми свойств
и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и
преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами
фиксации
полученных
результатов.
С
детьми
проводятся
эксперименты
по
выявлению причин отдельных явлений, например "Почему этот платочек высох
быстрее?"
(потому
что
он
был
на
батарее);
"Чей
домик
крепче:
из
каких
материалов ветер сдул домик и почему". Дети учатся сравнивать свойства
песка, и глины, узнают и расширяют свои представления о свойствах воды и
воздуха их значении, о видах и свойствах тканей узнаем о свойствах магнита и
увеличительного стекла.
В
процессе
экспериментирования
дети
часто
получают
совершенно
неожиданную
информацию,
которая
ведет
к
существенной
перестройке
и
изменению
их
деятельности.
В
этом
проявляется
гибкость
детского
экспериментирования
-
способность
перестраивать
свою
деятельность
в
зависимости от полученных результатов.
На
6-м,
7-м
году
жизни
все
более
углубляются
представления
детей
об
окружающем мире, эксперименты усложняются по содержанию и методике
проведения.
Теперь инициатива по проведению экспериментов чаще принадлежит детям.
Постепенно
увеличиваются
задания
по
прогнозированию
результатов.
Например, "Сегодня мы посадили зерна овса, подумайте, каким он будет через
10 дней".
Для
активизации
процесса
экспериментирования
можно
использовать
простые упражнения и проблемные вопросы:
• Почему карандаш рисует, а палочка нет;
• Что будет, если снег принести в комнату?;
• Почему шарик катится, а кубик нет?;
• Что будет лучше прыгать? Почему? (деревянный шарик и резиновый мяч);
• Какой шарик тяжелее? Почему? (пластиковый или железный);
• Из какого песка можно сделать кулич? Почему? (сухой и мокрый песок);
• Куда можно вбить гвоздь? (дощечка и металлический брусок);
• Какая вода? (свойства воды);
• Что в пакете? (обнаружение воздуха в пространстве);
• Давайте подумаем, почему салфетка осталась сухой в стакане, который
находился в воде?
•
Изготовление
цветных
льдинок
(вода
замерзает
на
холоде,
в
ней
растворяется краска);
• Почему этот камушек нагрелся сильнее? (потому что он черного цвета);
и т.д.
Необходимо стимулировать детей к самостоятельному анализу результатов
опытов,
стремлению
делать
выводы,
составлять
развернутый
рассказ
об
увиденном. Экспериментирование может быть организованно в таких формах:
совместная
(партнёрская)
деятельность
педагога
и
воспитанников,
самостоятельная деятельность детей.
В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих
друг друга этапов:
осознание того, что хочешь узнать;
формирование задачи исследования;
продумывание методики эксперимента;
выслушивание инструкций и критических замечаний;
прогнозирование результатов;
выполнение работы;
соблюдение правил безопасности;
наблюдение результатов;
анализ полученных данных;
словесный отчет об увиденном;
формирование выводов.
Организация познавательно-исследовательской деятельности идёт по трём
взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими
темами:
-
живая
природа
(характерные
особенности
сезонов
в
разных
природно-
климатических зонах, многообразие животных организмов, их приспособление
к окружающей среде и др.);
- неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и
др.);
- человек (функционирование организма, рукотворный мир, преобразование
предметов и др.).
Для того чтобы процесс познавательного развития дошкольника протекал
более
эффективно,
недостаточно
ограничиться
только
образовательной
деятельностью с детьми, необходимо мотивировать родителей на включение в
совместную
деятельность,
так
как
родители
полноправные
участники
образовательной
деятельности.
Но
самой
эффективной
формой
являются
практикумы с родителями по экспериментированию.
Чтобы
повысить
педагогическую
грамотность
родителей
необходимо
подготовить консультации по исследовательской деятельности дошкольников.
Для
поддержания
интереса
у
детей
к
экспериментированию
можно
рекомендовать родителям создать дома уголки экспериментирования. Для этого
по стоянно
обновляется
наглядная
информация
по
п р о в ед е н и ю
исследовательской деятельности.
Привлекать родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе.
Для достижения успеха в познавательно-исследовательской деятельности в
нашей лаборатории в работе с детьми мы стараемся:
вызвать интерес дошкольников к содержанию деятельности, обеспечить
достаточной
мотивацией
(тайна,
сюрприз,
познавательный
мотив,
ситуация
выбора);
предложить
доступный
для
возраста
материал
(с
рациональным
соотношением известного и неизвестного);
дозировать степень активности взрослого (средний дошкольный возраст:
взрослый
–
непосредственный
участник,
старший
дошкольный
возраст
–
взрослый – советчик, партнёр, ориентир в выборе деятельности);
создать
доброжелательную
обстановку
и
со
вниманием
и
уважением
относиться ко всем мыслям и гипотезам детей.
Материалы
данной
зоны
распределяются
по
следующим
направлениям:
«Песок и вода», «Магниты», «Стекло».
Основным оборудованием в уголке являются:
приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
разнообразные
сосуды
из
различных
материалов
(пластмасса,
стекло,
металл, керамика);
природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья,
мох, листья и др.;
утилизированный
материал:
проволока,
кусочки
кожи,
меха,
ткани,
пластмассы, пробки и др.;
технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы
(без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар,
цветные и прозрачные стекла, сито и др.
При оборудовании уголка экспериментирования мы учитывали следующие
требования:
безопасность для жизни и здоровья детей;
достаточность;
доступность расположения.
У
каждого
ребёнка
должен
быть
сформирован
первичный
элементарный
образ мира и отношение к нему должно быть:
- познавательным – «мир удивителен, полон тайн и загадок и я хочу их узнать
и разгадать»;
- бережным – «мир прекрасен и нежен, он требует к себе разумного подхода и
охраны, ему нельзя вредить»:
- созидательным – «мир так прекрасен и я хочу сохранить и преумножить эту
красоту».
Важно
помнить,
чем
бы
мы
ни
занимались
с
детьми,
о
чем
бы
ни
рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребёнка к миру, в
котором
мы
живём
и
в
конечном
итоге,
именно
это
отношение
и
будет
определять, на что в будущем ребёнок направит свои знания и способности: на
расточительство и разрушение или на созидание.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму»