Автор: Зиновьева Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад Россияночка"
Населённый пункт: город Тихвин
Наименование материала: консультация
Тема: Воспитываем маленького гражданина
Раздел: дошкольное образование
Воспитываем маленького
гражданина
Решая проблему воспитания маленького гражданина, главная цель
взрослых – формирование у ребенка активной социальной позиции,
воспитание гуманной, самостоятельной, интеллектуально развитой
творческой личности. Одной из главных задач является
патриотическое воспитание ребёнка, включающее в себя целый
комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду,
улице, городу;
-формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
Очень верно подметил русский писатель Ю.Я.Яковлев «Любовь к Родине
начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И
всё лучшее, что в человеке, достается ему от матери» Чувство любви к матери
развивается у детей с ранних лет.
Сколько звезд на небе!
Всех не сосчитать.
Эти звезды маме
Подарю опять.
И однажды утром,
Глядя на меня
Мама улыбнется -
Звездочка моя.
Н.Бондаренко
Взрослые стараются научить детей дружить, уважать
и помогать друг другу. В совместной деятельности дети
приобретают известный опыт взаимоотношений, навыки
поведения в коллективе, которые важны для гражданина.
С детства мы любим играть и смеяться.
С детства мы учимся добрыми быть.
Вот бы такими всегда оставаться
Чтоб улыбаться и крепко дружить.
В.Кайданов
Чувство любви к родной природе – ещё одно из
слагаемых патриотизма. Природные явления, объекты,
окружающие ребёнка с его появления на свет, ближе ему и
легче для его восприятия, сильнее воздействуют на
эмоциональную сферу. Эта атмосфера радостной встречи
с
родной природой надолго остается в памяти ребёнка,
способствуя формированию его сознания как гражданина
и
патриота
То берёзка, то рябинка.
Куст ракиты над рекой…
Край родной на век любимый.
Где найдешь ещё такой!...
Особенность современного патриотического воспитания в том, что растет
значение регионального и местного компонентов. Опираясь на принцип
воспитания «от близкого к далекому», можно связать начало патриотического
воспитания с краеведением. Сначала среда существует как семья, в которой растет
ребенок. У дошкольников постепенно складывается образ собственного дома с его
укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок воспринимает свой дом
таким, какой он есть, и любит его. Это чувство
родительского дома ложится в основу любви к
Родине, Отчизне. Задачей родителей является сделать
так, чтобы у ребенка было много теплых
воспоминаний о семье, об укладе, о семейных
традициях. Привязанность к родному дому, желание
беречь его, делать лучше, связаны и с тем, чтобы у
ребенка в семье были свои обязанности, чтобы его не
освобождали из-за малых лет от общего труда – это
способствует укреплению чувства семьи.
Затем его кругозор расширяется до школы и улицы, впоследствии – родного
города, страны, всего культурного мира. Любовь к родному городу и родному
краю прививается через литературу, музыкальный
материал о малой Родине.
В старшем дошкольном возрасте складываются
начала действенного в полном смысле слова
отношения к Родине, проявляющиеся в умении
заботиться о родных и близких людях, делать нужное
для других, беречь то, что создано трудом человека,
ответственно относиться к порученному делу, бережно
обращаться с природой. У детей формируются знания
и представления о Родине – России.
У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете – есть Родина своя!
Для ивушки плакучей нет реченьки милей,
Для беленькой берёзки опушки нет родней.
Есть ветка у листочка, овражек у ручья…
У каждого на свете есть родина своя.
Страну, где мы родились, где радостно живём,
Края свои родные мы Родиной зовём!
В.Карасев
Ребенок – зеркало семьи: как в капле воды отражается солнце, так и в детях
отражается нравственная чистота своих родителей. То, что упущено в детстве,
очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. Важно, чтобы ребенок
в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и
её будущее.
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей
жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как
прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и
сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш» В.А.Сухомлинский