Напоминание

"Социо-игровой стиль работы с детьми - как эффективная образовательная технология"


Автор: Цаголова Фатима Батразовна
Должность: заведующая
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 34
Населённый пункт: город Владикавказ, Республика Северная Осетия- Алания
Наименование материала: презентация
Тема: "Социо-игровой стиль работы с детьми - как эффективная образовательная технология"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Презентация

Тема:

«Социо-игровой стиль работы

с детьми - как эффективная

образовательная технология».

Заведующая МБДОУ Детский сад №34

Цаголова Ф.Б.

Актуальность темы:

Сегодня человеку для активного участия в жизни

общества, реализации себя как личности, необходимо

постоянно проявлять творческую активность,

самостоятельность, обнаруживать и развивать свои

способности, непрерывно учиться и совершенствоваться.

.

Дошкольные

годы

период

наиболее

интенсивного

развития,

возраст

больших

потенциальных

возможностей,

рождения

личности,

становления

основ

само сознания

и ценностных ориентаций ребенка, его индивидуальности.

Жизнь

современного

детства

сложна

и

противоречива,

целевые

установки

детей

ориентированы

на

личный

успех.

Без

сформированного

опыта

социального

взаимодействия

в

среде

своих сверстников эта цель становится труднодостижимой.

Поэтому

важно

применять

в

работе

технологии,

которые

позволят сохранить и развить возможности ребенка, без ущерба

его психическому и физическому здоровью.

Одна из таких технологий, пользующаяся в последнее время

особой

популярностью,

представлена

Е.

Е.

Шулешко,

А.

П.

Ершовой и В. М. Букатовым и носит название социо-игровой

технологии

(другие

варианты

педагогика,

стиль,

методика,

подход).

Впервые термин «социо-игровой» появился в 1988 г. По замыслу авторов,

первая часть — социо — означает малый социум (не социальный), поэтому

правильное написание названия технологии — через дефис.

Вторая часть — игровой — подразумевает игровую деятельность:

добровольную, увлекательную, протекающую в обществе сверстников,

с принятием «железных» игровых правил, с двигательной активностью,

с непредсказуемостью, т. е. интерактивную.

Основные принципы социо-игровой технологии совпадают с основными

положениями ФГОС ДО, значит, позволяют организовать такую среду для

полноценного «проживания» детства, которая необходима современным детям

для личностного развития и здоровой социальной активности в будущем.

Таким образом, социо-игровая технология — это технология, основанная

на взаимодействии детей в микроколлективах, а также взаимодействии

микрогрупп между собой посредством игры.

Девиз социо-игрового стиля работы с детьми

:

“Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам

хочется доверять и друг другу, и своему собственному

опыту, в результате чего происходит эффект добровольного

и обучения, и научения, и тренировки”.

В.М. Букатов

Следуя этому девизу:

НОД организую как игру - жизнь между микрогруппами детей

(малыми социумами – отсюда и термин “социо-игровая”) и

одновременно в каждой из них;

социо-игровую технологию системно использую как в

специально-организованной деятельности, так и при

организации свободной деятельности детей. Это дает

возможность объединить детей общим делом или совместным

обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в

коллективную.

Цель - технологии

Развитие социальных качеств личности,

формирование коммуникативной культуры

детей через использование игры как основной

формы организации жизни детей дошкольного

возраста

.

Помочь детям

научиться

эффективно

общаться

Помочь детям

научиться

эффективно

общаться

Способствовать

развитию у детей

активной позиции,

самостоятельности,

творчества.

Способствовать

развитию у детей

активной позиции,

самостоятельности,

творчества.

Сделать

образовательный

процесс более

увлекательным для

детей.

Сделать

образовательный

процесс более

увлекательным для

детей.

Воспитать в

дошкольниках

желание

узнавать новое.

Воспитать в

дошкольниках

желание

узнавать новое.

Задачи

социо- игровой

технологии

.

ПРАВИЛА И УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРЫ

В младшем дошкольном возрасте в пары и

тройки, в старшем по 5- 6 человек:

-по цвету волос,

глаз, одежды; - что бы в

имени хотя бы одна буква была одинаковой;

- кто на

каком этаже живет; -

кто сегодня в детский сад приехал на машине,

а кто пешком и. т. д.

1.Использование работы малыми группами или

как их еще называют «группы ровесников».

Мнение всей группы выражает один человек,

лидер. Лидера дети выбирают сами и он должен

меняться.

2. « Смена лидерства».

3.Обучение сочетается с двигательной

активностью и сменой мизансцен

( обстановки).

Дети не только сидят на занятии, но и встают,

ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут

общаться в любом уголке группы: в центре, за

столами, на ковре, в приемной и.т.д.

4. Смена темпа и ритма.

Проведение занятий разного рода должно

подчеркивать ритмичность работы детей, их

слаженность во время работы. Менять темп и ритм

помогает ограничение во времени, например с

помощью песочных или обычных часов. Дети

начинают понимать, что каждое задание имеет

начало и конец и требует сосредоточенности.

Положительные

стороны

социо

-

игрового

стиля

:

Налаживаются активные отношения: «ребенок - сверстники»;

Педагог является равноправным партнером;

Разрушается барьер между педагогом и ребенком;

Дети ориентированы на сверстников, а значит, не являются

покорными исполнителями указаний педагога;

Дети самостоятельны и инициативны;

Дети сами устанавливают правила игры;

Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;

Дети договариваются, общаются (выполняют роль, и говорящих, и

слушающих, и делающих);

Общение детей происходит внутри микрогруппы и между

микрогруппами;

Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;

Социоигровой стиль учит активных детей признавать мнение

товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность

преодолеть свои комплексы и нерешительность

Пять советов, помогающих развивать и укреплять

союз воспитателей и детей в ходе игры:

1. Быть готовым к собственным промахам. Препятствия, встречающиеся в социо-

игровой работе, рассматривать как содержание занятий, видеть в них сущность своих

задач, а в их преодолении – сущность развития ребенка и группы.

2. Не разжевывать смысл задания. В социо-игровых заданиях доля самостоятельности

должна расти от раза к разу. Дети должны почувствовать: «не понял» - значит,

поосторожничал, «поленился» подумать и попробовать. И если они увидят, как, кто-то из

них пробует, и увидят, что в этом нет ничего страшного, - число сославшихся на «не

понял» будет уменьшаться.

3. Обращать внимание на интересные неожиданности. Если задание выполняется

неверно, из-за того, что оно было неверно понято, необходимо обратить свое внимание на

все неожиданное и интересное в выполнении неверно понятого задания. Иногда оно

оказывается более интересным и полезным, чем «верный» вариант.

4. Не бояться детских отказов. Самая «страшная» трудность – отказ некоторых детей от

участия в предложенной игре. Педагог может преодолеть этот отказ специальным

подбором подготовительных упражнений, чтобы ребенок нашел в себе уверенность для

участия в общей работе.

5. Уметь порадоваться шуму. При шумной активности детей, направленной на

выполнение задания, педагогу нужно, скорее, не беспокоиться, а радоваться, что задание

вызывает у всех желание работать и самому включаться в работу детей, помогая каждой

группе ненавязчивыми советами.

РАЗЛИЧИЯ

ТРАДИЦИОННОЙ

И

СОЦИО

-

ИГРОВОЙ

ПЕДАГОГИКИ

.

Социо

-

игровая

педагогика

Традиционная

педагогика

.

Умение действовать в темпе общей

работы, слушать и видеть

окружающих, оказывать

своевременную поддержку

товарищу в игре, учить доводить

начатое до предполагаемого

результата.

Воспитанники оторваны друг от

друга, задавлены требованием

программы.

Воспитатель и воспитанник-

партнеры.(субъект- субъектные

отношения)

Субъект- объектные отношения .

Развитие самостоятельности.

Послушное повторение

формулировок.

Социо

-

игровая

педагогика

.

Традиционная

педагогика

.

Занятия- игра- жизнь между микро

группами(малыми социумами- отсюда

и термин « социо- игровая» ).

Занятие никак не располагает к

свободному творчеству и игре.

Игра присутствует в жизни ребенка

постоянно.

Ребенок в первую очередь должен

получать новые знания (занятия) и

только при наличии свободного

времени играть.

Равноправие детей и взрослых-

основа социо- игрового подхода.

Взрослый и ребенок имеют

одинаковое право на ошибку.

Деятельность педагога весьма

декларативна: взрослый всегда прав и

ребенок не должен с ним спорить,

отстаивая свою точку зрения.

Классификация

игр

социо

-

игровой

направленности

.(

Е

.

Е

.

Шулешко

,

А

.

П

.

Ершова

,

В

.

М

.

Букатов

)

1.Игры для рабочего

настроя .

Главная

задача – пробудить

интерес детей друг к

другу, поставить

участников в

зависимости друг от

друга

2. Игры- разминки.

Принцип всеобщей

доступности,

элемент

соревнования,

смешного,

несерьезного

выигрыша

.

3.Игры творческого

самоутверждения.

При их выполнении

учитывается

художественно-

исполнительский

результат действия.

4.Игры социо- игрового

приобщения к делу.

Могут использоваться в

процессе усвоения или

закрепления учебного

материала: если дети учатся

различать, запоминать,

систематизировать, выполняя

игровые задания

5.Игры вольные.

Игры, выполнение которых

требует простора и свободы

передвижения, т.е. их не

всегда можно выполнять в

комнате.

«Игры – задания для «рабочего настроя».

«Волшебный палочка»,

«Доброе животное»,

«Дружба начинается с улыбки»,

«Комплименты»

«Встать по пальцам» и др.

.

«Игры для социо-игрового

приобщения к делу»

«

Эхо»,

«Превращение предмета»,

«Так и не так»,

«Фраза с заданными словами»,

«Вопрос – ответ»

«Стулья»

«Эстафета» и др.

«Игры - разминки»

«Заводные человечки»,

«Воробьи-вороны»,

«Руки-ноги»,

«Клубок»,

«Выход ряда»

«Карлики – великаны»

«Разведчики» и др.

«Игры для творческого

самоутверждения»

«Животные»,

«Костюм превращение»,

«Детские стихи по ролям»,

«Да и нет, не говорите»

«Бытовые приборы»

«Рисунок по кругу»

«Изображения предметов»

«Тело в деле» и др.

Игры «Вольные».

« Воробьи и вороны»,

« Разрезная картинка»,

« День наступает - все оживает, ночь наступает – все замирает»

« Люблю – не люблю»

« Слова на одну букву» и др.

Основываясь на полученные положительные результаты

долговременного использования для развития детей

дошкольного возраста социо - игрового подхода, мы

уверенны в правильности его выбора для дальнейшей

работы, как современной педагогической технологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября

2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования« (ФГОС).

2.Букатов В.М. «Шишел- мышел, взял да вышел»,

(НИИ Ш.Т.- 2008 г.)

3.Федорова М.А. «Организация жизни, воспитания и обучения

детей в малых группах»,(Красноярск,- 2007 г.)

4.Лебедева Л.Д. «Практика арт- терапии: подходы, диагностика,

система занятий». ( С.П.,- 2005г.)

Спасибо за внимание!

До новых встреч!



В раздел образования