Автор: Цаголова Фатима Батразовна
Должность: заведующая
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 34
Населённый пункт: город Владикавказ, Республика Северная Осетия- Алания
Наименование материала: презентация
Тема: "Социо-игровой стиль работы с детьми - как эффективная образовательная технология"
Раздел: дошкольное образование
Презентация
Тема:
«Социо-игровой стиль работы
с детьми - как эффективная
образовательная технология».
Заведующая МБДОУ Детский сад №34
Цаголова Ф.Б.
Актуальность темы:
Сегодня человеку для активного участия в жизни
общества, реализации себя как личности, необходимо
постоянно проявлять творческую активность,
самостоятельность, обнаруживать и развивать свои
способности, непрерывно учиться и совершенствоваться.
.
Дошкольные
годы
—
период
наиболее
интенсивного
развития,
возраст
больших
потенциальных
возможностей,
рождения
личности,
становления
основ
само сознания
и ценностных ориентаций ребенка, его индивидуальности.
Жизнь
современного
детства
сложна
и
противоречива,
целевые
установки
детей
ориентированы
на
личный
успех.
Без
сформированного
опыта
социального
взаимодействия
в
среде
своих сверстников эта цель становится труднодостижимой.
Поэтому
важно
применять
в
работе
технологии,
которые
позволят сохранить и развить возможности ребенка, без ущерба
его психическому и физическому здоровью.
Одна из таких технологий, пользующаяся в последнее время
особой
популярностью,
представлена
Е.
Е.
Шулешко,
А.
П.
Ершовой и В. М. Букатовым и носит название социо-игровой
технологии
(другие
варианты
—
педагогика,
стиль,
методика,
подход).
Впервые термин «социо-игровой» появился в 1988 г. По замыслу авторов,
первая часть — социо — означает малый социум (не социальный), поэтому
правильное написание названия технологии — через дефис.
Вторая часть — игровой — подразумевает игровую деятельность:
добровольную, увлекательную, протекающую в обществе сверстников,
с принятием «железных» игровых правил, с двигательной активностью,
с непредсказуемостью, т. е. интерактивную.
Основные принципы социо-игровой технологии совпадают с основными
положениями ФГОС ДО, значит, позволяют организовать такую среду для
полноценного «проживания» детства, которая необходима современным детям
для личностного развития и здоровой социальной активности в будущем.
Таким образом, социо-игровая технология — это технология, основанная
на взаимодействии детей в микроколлективах, а также взаимодействии
микрогрупп между собой посредством игры.
Девиз социо-игрового стиля работы с детьми
:
“Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам
хочется доверять и друг другу, и своему собственному
опыту, в результате чего происходит эффект добровольного
и обучения, и научения, и тренировки”.
В.М. Букатов
Следуя этому девизу:
НОД организую как игру - жизнь между микрогруппами детей
(малыми социумами – отсюда и термин “социо-игровая”) и
одновременно в каждой из них;
социо-игровую технологию системно использую как в
специально-организованной деятельности, так и при
организации свободной деятельности детей. Это дает
возможность объединить детей общим делом или совместным
обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в
коллективную.
Цель - технологии
Развитие социальных качеств личности,
формирование коммуникативной культуры
детей через использование игры как основной
формы организации жизни детей дошкольного
возраста
.
Помочь детям
научиться
эффективно
общаться
Помочь детям
научиться
эффективно
общаться
Способствовать
развитию у детей
активной позиции,
самостоятельности,
творчества.
Способствовать
развитию у детей
активной позиции,
самостоятельности,
творчества.
Сделать
образовательный
процесс более
увлекательным для
детей.
Сделать
образовательный
процесс более
увлекательным для
детей.
Воспитать в
дошкольниках
желание
узнавать новое.
Воспитать в
дошкольниках
желание
узнавать новое.
Задачи
социо- игровой
технологии
.
ПРАВИЛА И УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРЫ
В младшем дошкольном возрасте в пары и
тройки, в старшем по 5- 6 человек:
-по цвету волос,
глаз, одежды; - что бы в
имени хотя бы одна буква была одинаковой;
- кто на
каком этаже живет; -
кто сегодня в детский сад приехал на машине,
а кто пешком и. т. д.
1.Использование работы малыми группами или
как их еще называют «группы ровесников».
Мнение всей группы выражает один человек,
лидер. Лидера дети выбирают сами и он должен
меняться.
2. « Смена лидерства».
3.Обучение сочетается с двигательной
активностью и сменой мизансцен
( обстановки).
Дети не только сидят на занятии, но и встают,
ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут
общаться в любом уголке группы: в центре, за
столами, на ковре, в приемной и.т.д.
4. Смена темпа и ритма.
Проведение занятий разного рода должно
подчеркивать ритмичность работы детей, их
слаженность во время работы. Менять темп и ритм
помогает ограничение во времени, например с
помощью песочных или обычных часов. Дети
начинают понимать, что каждое задание имеет
начало и конец и требует сосредоточенности.
Положительные
стороны
социо
-
игрового
стиля
:
•
Налаживаются активные отношения: «ребенок - сверстники»;
•
Педагог является равноправным партнером;
•
Разрушается барьер между педагогом и ребенком;
•
Дети ориентированы на сверстников, а значит, не являются
покорными исполнителями указаний педагога;
•
Дети самостоятельны и инициативны;
•
Дети сами устанавливают правила игры;
•
Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;
•
Дети договариваются, общаются (выполняют роль, и говорящих, и
слушающих, и делающих);
•
Общение детей происходит внутри микрогруппы и между
микрогруппами;
•
Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;
•
Социоигровой стиль учит активных детей признавать мнение
товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность
преодолеть свои комплексы и нерешительность
Пять советов, помогающих развивать и укреплять
союз воспитателей и детей в ходе игры:
1. Быть готовым к собственным промахам. Препятствия, встречающиеся в социо-
игровой работе, рассматривать как содержание занятий, видеть в них сущность своих
задач, а в их преодолении – сущность развития ребенка и группы.
2. Не разжевывать смысл задания. В социо-игровых заданиях доля самостоятельности
должна расти от раза к разу. Дети должны почувствовать: «не понял» - значит,
поосторожничал, «поленился» подумать и попробовать. И если они увидят, как, кто-то из
них пробует, и увидят, что в этом нет ничего страшного, - число сославшихся на «не
понял» будет уменьшаться.
3. Обращать внимание на интересные неожиданности. Если задание выполняется
неверно, из-за того, что оно было неверно понято, необходимо обратить свое внимание на
все неожиданное и интересное в выполнении неверно понятого задания. Иногда оно
оказывается более интересным и полезным, чем «верный» вариант.
4. Не бояться детских отказов. Самая «страшная» трудность – отказ некоторых детей от
участия в предложенной игре. Педагог может преодолеть этот отказ специальным
подбором подготовительных упражнений, чтобы ребенок нашел в себе уверенность для
участия в общей работе.
5. Уметь порадоваться шуму. При шумной активности детей, направленной на
выполнение задания, педагогу нужно, скорее, не беспокоиться, а радоваться, что задание
вызывает у всех желание работать и самому включаться в работу детей, помогая каждой
группе ненавязчивыми советами.
РАЗЛИЧИЯ
ТРАДИЦИОННОЙ
И
СОЦИО
-
ИГРОВОЙ
ПЕДАГОГИКИ
.
Социо
-
игровая
педагогика
Традиционная
педагогика
.
Умение действовать в темпе общей
работы, слушать и видеть
окружающих, оказывать
своевременную поддержку
товарищу в игре, учить доводить
начатое до предполагаемого
результата.
Воспитанники оторваны друг от
друга, задавлены требованием
программы.
Воспитатель и воспитанник-
партнеры.(субъект- субъектные
отношения)
Субъект- объектные отношения .
Развитие самостоятельности.
Послушное повторение
формулировок.
Социо
-
игровая
педагогика
.
Традиционная
педагогика
.
Занятия- игра- жизнь между микро
группами(малыми социумами- отсюда
и термин « социо- игровая» ).
Занятие никак не располагает к
свободному творчеству и игре.
Игра присутствует в жизни ребенка
постоянно.
Ребенок в первую очередь должен
получать новые знания (занятия) и
только при наличии свободного
времени играть.
Равноправие детей и взрослых-
основа социо- игрового подхода.
Взрослый и ребенок имеют
одинаковое право на ошибку.
Деятельность педагога весьма
декларативна: взрослый всегда прав и
ребенок не должен с ним спорить,
отстаивая свою точку зрения.
Классификация
игр
социо
-
игровой
направленности
.(
Е
.
Е
.
Шулешко
,
А
.
П
.
Ершова
,
В
.
М
.
Букатов
)
1.Игры для рабочего
настроя .
Главная
задача – пробудить
интерес детей друг к
другу, поставить
участников в
зависимости друг от
друга
2. Игры- разминки.
Принцип всеобщей
доступности,
элемент
соревнования,
смешного,
несерьезного
выигрыша
.
3.Игры творческого
самоутверждения.
При их выполнении
учитывается
художественно-
исполнительский
результат действия.
4.Игры социо- игрового
приобщения к делу.
Могут использоваться в
процессе усвоения или
закрепления учебного
материала: если дети учатся
различать, запоминать,
систематизировать, выполняя
игровые задания
5.Игры вольные.
Игры, выполнение которых
требует простора и свободы
передвижения, т.е. их не
всегда можно выполнять в
комнате.
«Игры – задания для «рабочего настроя».
«Волшебный палочка»,
«Доброе животное»,
«Дружба начинается с улыбки»,
«Комплименты»
«Встать по пальцам» и др.
.
«Игры для социо-игрового
приобщения к делу»
«
Эхо»,
«Превращение предмета»,
«Так и не так»,
«Фраза с заданными словами»,
«Вопрос – ответ»
«Стулья»
«Эстафета» и др.
«Игры - разминки»
«Заводные человечки»,
«Воробьи-вороны»,
«Руки-ноги»,
«Клубок»,
«Выход ряда»
«Карлики – великаны»
«Разведчики» и др.
«Игры для творческого
самоутверждения»
«Животные»,
«Костюм превращение»,
«Детские стихи по ролям»,
«Да и нет, не говорите»
«Бытовые приборы»
«Рисунок по кругу»
«Изображения предметов»
«Тело в деле» и др.
Игры «Вольные».
« Воробьи и вороны»,
« Разрезная картинка»,
« День наступает - все оживает, ночь наступает – все замирает»
« Люблю – не люблю»
« Слова на одну букву» и др.
Основываясь на полученные положительные результаты
долговременного использования для развития детей
дошкольного возраста социо - игрового подхода, мы
уверенны в правильности его выбора для дальнейшей
работы, как современной педагогической технологии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября
2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования« (ФГОС).
2.Букатов В.М. «Шишел- мышел, взял да вышел»,
(НИИ Ш.Т.- 2008 г.)
3.Федорова М.А. «Организация жизни, воспитания и обучения
детей в малых группах»,(Красноярск,- 2007 г.)
4.Лебедева Л.Д. «Практика арт- терапии: подходы, диагностика,
система занятий». ( С.П.,- 2005г.)
Спасибо за внимание!
До новых встреч!