Напоминание

"Работа над ансамблевым произведением на исполнительском этапе"


Автор: Чивчиш Валентина Дмитриевна
Должность: преподаватель аккордеона
Учебное заведение: ГБПОУ ИО "Иркутский региональный колледж педагогического образования"
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: план-конспект урока по учебной дисциплине "Инструментальный ансамбль" (аккордеон)
Тема: "Работа над ансамблевым произведением на исполнительском этапе"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




План-конспект

открытого учебного занятия

Преподаватель: Чивчиш Валентина Дмитриевна

Студенты: Молчалова Галина, М-312/2, Петрова Полина М-312/1

Учебная дисциплина: Инструментальный ансамбль (аккордеон)

Специальность: 050130 Музыкальное образование

Тема раздела программы: Специфика ансамблевой деятельности

Тема

учебного

занятия:

Работа

над

ансамблевым

произведением

на

исполнительском этапе в классе аккордеона.

Цели образовательные:

обучающая:

обучение

навыку

ансамблевого

исполнительства

и

приемам

преодоления

исполнительских

трудностей

(достижением

темпового и ритмического ансамбля).

развивающая:

развитие

исполнительских

навыков

свободного

и

выразительного

исполнения,

умения

работать

в

ансамбле,

развитие

интереса к совместному музыкальному творчеству.

воспитательная:

воспитание

художественно-эстетического

вкуса,

правильных инструментально-исполнительских навыков, самоконтроля

и самоанализа.

Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать

сущность

и

социальную

значимость

своей

будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для

постановки

и

решения

профессиональных

задач,

профессионального

и

личностного развития;

ОК

5.

Использовать

информационно-коммуникационные

технологии

для

совершенствования профессиональной деятельности;

ПК.1.

Исполнять

произведения

педагогического

репертуара

вокального,

хорового и инструментального жанров.

Тип занятия: обобщение и систематизация новых знаний и умений.

Вид занятия: индивидуальное учебное занятие.

Технологии

(элементы):

ИКТ,

здоровьесберегающие,

индивидуализации

обучения.

Материально-техническое

обеспечение

занятия:

три

аккордеона,

компьютер с выходом в интернет, метроном, два пюпитра, ноты ансамблевых

произведений.

2

Программа:

- Обр. русской народной песни «Коробейники».

Межпредметные и внутрипредметные связи: музыкально-теоретические

дисциплины,

история

музыки

(народное

творчество),

музыкально-

инструментальный класс.

Продолжительность учебного занятия: 1 час (45 минут)

Место проведения: ауд. 205

3

Этап учебного

занятия

Действия преподавателя

Действия

обучающихся

Содержание учебного занятия

Организация

занятия

Сообщение темы и

цели занятия.

Психологический

настрой на работу.

Психологичес

кая настройка

на занятие.

Осмысление

цели урока.

Несколько слов о готовности студентов

Создание доброжелательной атмосферы.

- Сегодня мы продолжим работу над обработкой

р.н.п. «Коробейники»

Сообщаем цель и задачи работы на уроке.

Проверка

выполнения

домашнего

задания

Помогает подбирать

средства для

выполнения

отдельных операций

Самостоятель

но выполняют

задание,

анализируют

и

корректируют

.

Проверка текст, штрихи и нюансы в произведении

«Коробейники» отдельно у каждой студентки.

(Исполняют произведение по отдельности)

Начальная

мотивация

учебной

деятельности

Побуждает к

формулированию

учебной цели,

учебной задачи

На основе

полученной

информации

формулируют

учебные цели

и задачи

Сегодня

будем

работать

над

штрихами

(меховедением)

и

единым

темповым

ансамблем,

одновременно решая задачи художественного плана.

Предлагаем

сыграть

произведение

студенткам

вместе.

(Исполнение вдвоем)

Ритмический

ансамбль

страдает,

игра

синхронная.

Предлагаем

воспользоваться

метрономом и выбрать темп, указанный в нотном

тексте.

4

Обобщение

и

систематизаци

я

знаний

и

способов

действий

Помогает

самостоятельно

выполнить

деятельность в

соответствии с

составленной

программой;

организовать

учащихся на контроль

за правильностью

выполнения своих

действий

Решение

предлагаемых

задач и

выполнение

практических

упражнений

Динамическая пауза

Под

метроном

продолжаем

работу

над

единым

темпом. Объясняем, что занятие с метрономом – это

как

упражнение, так как ритм в ансамбле

должен

быть гибким.

Параллельно отрабатываем кульминацию и подход

к ней, работаем над динамическим балансом. Следим

за

ведением

меха

точно

распределяем

его

фразам.

Тщательно

работаем

над

культурой

звуком,

соответствии с характером произведения.

Культура звука есть техника хорошего красивого

тона.

Необходимо

чередовать

три

приема

звукоизвлечения при атаке звука и его окончании:

атака звука выполняется артикуляцией мехом, а его

окончание

пальцевой,

без

остановки

последующий

звук

начинается

мехопальцевой

артикуляцией и заканчивается пальцевой и т. д.

При

игре

legato

не

следует

с

излишней

силой

давить

на

клавишу,

очень

важно

чутко

осязать

поверхность клавиши кончиками пальцев.

Продолжаем работу над звуком. Звучат вяло и не

вместе первые два аккорда. Предлагаем студенткам

(отдельно

каждой)

исполнить

активным

ударом

пальца и рывком меха. Этот штрих требует волевого

звукоизвлечения.

Студентке,

которая

играет

вторую

партию

рекомендуем сделать незаметно ауфтакт головой и

исполнить аккорды вместе. Результат достигнут. Всё

звучит синхронно, выбрана правильная технология и

звукоизвлечение.

Контроль

и

самопроверка

знаний

Побуждает студентов

к рефлексии, анализу

полученного

результата,

Осуществляю

т

рефлексию

собственной

учебной

Динамическая пауза

Выполняем упражнение на освобождение рук.

Исполняем произведение как на концерте.

Выявляем проблему сценического волнения.

5

формулировке

выводов и обобщений

деятельности

Говорим о волнении как творческом вдохновении.

Важно помнить о том, что на сцене все свои мысли

надо направлять к осмыслению той музыки, которая

будет

звучать.

Основной

мыслью

должно

музыкальное исполнение, как посредничество между

композитором (народом) и слушателем. Увлечённость

исполнительским

процессом,

художественными

образами

музыкального

сочинения

помогает

направить своё волнение в нужное русло.

Подведение

итогов занятия

Помогает увидеть

ошибки в исполнении,

сравнить с

оригиналом.

Побуждает к

рефлексии, анализу

полученного

результата,

формулировке

выводов и

обобщению.

Анализ

собственной

деятельности,

сравнение

с

оригиналом

исполнения,

выделение

эффективных

способов

решения

задач

Работа

с

компьютером,

находим

в

интернете

«Коробейники» в разных исполнениях и обработках,

просматриваем

и

прослушиваем

в

разных

исполнениях,

в

разных

вариантах,

обсуждаем

выделяем, наиболее удачные и неудачные моменты в

нашей

работе,

например

в

исполнении

аккордеонистов или сольном исполнении П. Дранги,

в иной обработке.

Информация

по

домашнему

заданию,

инструктаж

по

выполнению

Помогает

сформулировать цели

по дальнейшей

учебной деятельности,

с опорой на

достигнутые

результаты

Обращаем внимание на индивидуальные ошибки

каждого и рекомендуем в домашней работе каждой

хорошо

проработать

трудные

места,

помня

красивом

звучании

как

цели

исполнения

произведения,

найти

возможность

самостоятельных совместных репетиций.



В раздел образования