Автор: Чивчиш Валентина Дмитриевна
Должность: преподаватель аккордеона
Учебное заведение: ГБПОУ ИО "Иркутский региональный колледж педагогического образования"
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: план-конспект урока по учебной дисциплине "Инструментальный ансамбль" (аккордеон)
Тема: "Работа над ансамблевым произведением на исполнительском этапе"
Раздел: среднее профессиональное
План-конспект
открытого учебного занятия
Преподаватель: Чивчиш Валентина Дмитриевна
Студенты: Молчалова Галина, М-312/2, Петрова Полина М-312/1
Учебная дисциплина: Инструментальный ансамбль (аккордеон)
Специальность: 050130 Музыкальное образование
Тема раздела программы: Специфика ансамблевой деятельности
Тема
учебного
занятия:
Работа
над
ансамблевым
произведением
на
исполнительском этапе в классе аккордеона.
Цели образовательные:
обучающая:
обучение
навыку
ансамблевого
исполнительства
и
приемам
преодоления
исполнительских
трудностей
(достижением
темпового и ритмического ансамбля).
развивающая:
развитие
исполнительских
навыков
свободного
и
выразительного
исполнения,
умения
работать
в
ансамбле,
развитие
интереса к совместному музыкальному творчеству.
воспитательная:
воспитание
художественно-эстетического
вкуса,
правильных инструментально-исполнительских навыков, самоконтроля
и самоанализа.
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать
сущность
и
социальную
значимость
своей
будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки
и
решения
профессиональных
задач,
профессионального
и
личностного развития;
ОК
5.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
для
совершенствования профессиональной деятельности;
ПК.1.
Исполнять
произведения
педагогического
репертуара
вокального,
хорового и инструментального жанров.
Тип занятия: обобщение и систематизация новых знаний и умений.
Вид занятия: индивидуальное учебное занятие.
Технологии
(элементы):
ИКТ,
здоровьесберегающие,
индивидуализации
обучения.
Материально-техническое
обеспечение
занятия:
три
аккордеона,
компьютер с выходом в интернет, метроном, два пюпитра, ноты ансамблевых
произведений.
2
Программа:
- Обр. русской народной песни «Коробейники».
Межпредметные и внутрипредметные связи: музыкально-теоретические
дисциплины,
история
музыки
(народное
творчество),
музыкально-
инструментальный класс.
Продолжительность учебного занятия: 1 час (45 минут)
Место проведения: ауд. 205
3
Этап учебного
занятия
Действия преподавателя
Действия
обучающихся
Содержание учебного занятия
Организация
занятия
Сообщение темы и
цели занятия.
Психологический
настрой на работу.
Психологичес
кая настройка
на занятие.
Осмысление
цели урока.
Несколько слов о готовности студентов
Создание доброжелательной атмосферы.
- Сегодня мы продолжим работу над обработкой
р.н.п. «Коробейники»
Сообщаем цель и задачи работы на уроке.
Проверка
выполнения
домашнего
задания
Помогает подбирать
средства для
выполнения
отдельных операций
Самостоятель
но выполняют
задание,
анализируют
и
корректируют
.
Проверка текст, штрихи и нюансы в произведении
«Коробейники» отдельно у каждой студентки.
(Исполняют произведение по отдельности)
Начальная
мотивация
учебной
деятельности
Побуждает к
формулированию
учебной цели,
учебной задачи
На основе
полученной
информации
формулируют
учебные цели
и задачи
Сегодня
будем
работать
над
штрихами
(меховедением)
и
единым
темповым
ансамблем,
одновременно решая задачи художественного плана.
Предлагаем
сыграть
произведение
студенткам
вместе.
(Исполнение вдвоем)
Ритмический
ансамбль
страдает,
игра
синхронная.
Предлагаем
воспользоваться
метрономом и выбрать темп, указанный в нотном
тексте.
4
Обобщение
и
систематизаци
я
знаний
и
способов
действий
Помогает
самостоятельно
выполнить
деятельность в
соответствии с
составленной
программой;
организовать
учащихся на контроль
за правильностью
выполнения своих
действий
Решение
предлагаемых
задач и
выполнение
практических
упражнений
Динамическая пауза
Под
метроном
продолжаем
работу
над
единым
темпом. Объясняем, что занятие с метрономом – это
как
упражнение, так как ритм в ансамбле
должен
быть гибким.
Параллельно отрабатываем кульминацию и подход
к ней, работаем над динамическим балансом. Следим
за
ведением
меха
–
точно
распределяем
его
фразам.
Тщательно
работаем
над
культурой
звуком,
соответствии с характером произведения.
Культура звука есть техника хорошего красивого
тона.
Необходимо
чередовать
три
приема
звукоизвлечения при атаке звука и его окончании:
атака звука выполняется артикуляцией мехом, а его
окончание
–
пальцевой,
без
остановки
последующий
звук
начинается
мехопальцевой
артикуляцией и заканчивается пальцевой и т. д.
При
игре
legato
не
следует
с
излишней
силой
давить
на
клавишу,
очень
важно
чутко
осязать
поверхность клавиши кончиками пальцев.
Продолжаем работу над звуком. Звучат вяло и не
вместе первые два аккорда. Предлагаем студенткам
(отдельно
каждой)
исполнить
активным
ударом
пальца и рывком меха. Этот штрих требует волевого
звукоизвлечения.
Студентке,
которая
играет
вторую
партию
рекомендуем сделать незаметно ауфтакт головой и
исполнить аккорды вместе. Результат достигнут. Всё
звучит синхронно, выбрана правильная технология и
звукоизвлечение.
Контроль
и
самопроверка
знаний
Побуждает студентов
к рефлексии, анализу
полученного
результата,
Осуществляю
т
рефлексию
собственной
учебной
Динамическая пауза
Выполняем упражнение на освобождение рук.
Исполняем произведение как на концерте.
Выявляем проблему сценического волнения.
5
формулировке
выводов и обобщений
деятельности
Говорим о волнении как творческом вдохновении.
Важно помнить о том, что на сцене все свои мысли
надо направлять к осмыслению той музыки, которая
будет
звучать.
Основной
мыслью
должно
музыкальное исполнение, как посредничество между
композитором (народом) и слушателем. Увлечённость
исполнительским
процессом,
художественными
образами
музыкального
сочинения
помогает
направить своё волнение в нужное русло.
Подведение
итогов занятия
Помогает увидеть
ошибки в исполнении,
сравнить с
оригиналом.
Побуждает к
рефлексии, анализу
полученного
результата,
формулировке
выводов и
обобщению.
Анализ
собственной
деятельности,
сравнение
с
оригиналом
исполнения,
выделение
эффективных
способов
решения
задач
Работа
с
компьютером,
находим
в
интернете
«Коробейники» в разных исполнениях и обработках,
просматриваем
и
прослушиваем
в
разных
исполнениях,
в
разных
вариантах,
обсуждаем
выделяем, наиболее удачные и неудачные моменты в
нашей
работе,
например
в
исполнении
аккордеонистов или сольном исполнении П. Дранги,
в иной обработке.
Информация
по
домашнему
заданию,
инструктаж
по
выполнению
Помогает
сформулировать цели
по дальнейшей
учебной деятельности,
с опорой на
достигнутые
результаты
Обращаем внимание на индивидуальные ошибки
каждого и рекомендуем в домашней работе каждой
хорошо
проработать
трудные
места,
помня
красивом
звучании
как
цели
исполнения
произведения,
найти
возможность
самостоятельных совместных репетиций.