Автор: Исхакова Эльза Назиховна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №81 "Мальвина"
Населённый пункт: ХМАО-Югра, г.Сургут
Наименование материала: "Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников"
Тема: Исследовательская деятельность как средство познавательной активности дошкольника"
Раздел: дошкольное образование
«Исследовательская деятельность как средство
познавательной активности ребенка»
Поисковая
деятельность
ребенка
всегда
опирается
на
ту
ситуацию,
которую
создает
воспитатель.
Это
позволяет
детям
и
педагогам
высказывать
мнения,
обмениваться
информацией,
развивает
способности
работать
с
исследуемыми
объектами
в
«лабораторных» условиях.
Выделяются два основных вида поисковой деятельности:
-активность в процессе деятельности полностью исходит от
самого ребенка.
-ориентировочно-исследовательская
д е я т е л ь н о с т ь
организуется взрослым который выделяет существенные элементы
ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий.
П о
м н е н и ю
п с и хол о го в
( Е . О. С м и р н о в а ) ,
д е т с к о е
экспериментирование-
тип
мышления,
который
представляет
собой
единство
наглядно-
действенного
и
наглядно-
образного
мышления и направлено на выявление скрытых от наблюдения
свойств
и
связей
предметов.
Она
утверждает,
что
детское
эксперементирование в некоторых основных моментах сходно с
экспериментированием
взрослого
человека:
оно
направлено
на
познание
свойств
и
связей
объектов
осуществляется
как
управление
тем
или
иным
явлением.
Человек
приобретает
возможность вызывать и прекращать его, изменять в том или ином
направлении.
В
этом,
на
ее
взгляд,
заключается
важнейшая
особенность экспериментирования.
Познавательно-исследовательская
деятельность
–
самостоятельная исследовательская деятельность детей, процесс
самостоятельного добывания знаний.
Любое
проявление
исследовательской
деятельности
имеет
познавательную
сторону,
но
не
любую
познавательную
деятельность можно назвать исследовательской.
П о з н а в а тел ь н о -
и с с л едо в а тел ь с ка я
д е я т е л ь н о с т ь
дошкольника-
активность
ребенка,
напрямую
направленная
на
постижение
устройства
вещей,
связей
между
явлениями
окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Исследовательская
активность
в
детском
возрасте
развивается поэтапно.
-1
этап
–исследовательская
активность
выступает
в
форме
непроизвольного внимания, составляет предпосылку интуитивного
понимания и непроизвольного запоминания (ранний возраст_
-2 этап- происходит развитие широкой любознательности ко
всему
новому
и
к
более
высоким
формам
активности,
выражающейся в самостоятельной постановке вопросов и проблем
по отношению к новому, неизвестному, происходит поиск ответов
на собственные вопросы ( 3-5 лет).
- 3
э т а п -
о с н о в н ы м
с т р у к т у р н ы м
к о м п о н е н т о м
исследовательской активности ребенка становится проблемность,
которая обеспечивает постоянную открытость ребенка к новому,
выражается
в
поиске
несоответствий
и
противоречий,
в
собственной постановке новых вопросов и проблем (5-6 лет).
Главное
достоинство
метода
экспериментирования,
заключается в том, что он дает детям реальные представления о
различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с
другими объектами и средой.