Напоминание

Исследовательская деятельность как средство познавательной активности дошкольника"


Автор: Исхакова Эльза Назиховна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №81 "Мальвина"
Населённый пункт: ХМАО-Югра, г.Сургут
Наименование материала: "Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников"
Тема: Исследовательская деятельность как средство познавательной активности дошкольника"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Исследовательская деятельность как средство

познавательной активности ребенка»

Поисковая

деятельность

ребенка

всегда

опирается

на

ту

ситуацию,

которую

создает

воспитатель.

Это

позволяет

детям

и

педагогам

высказывать

мнения,

обмениваться

информацией,

развивает

способности

работать

с

исследуемыми

объектами

в

«лабораторных» условиях.

Выделяются два основных вида поисковой деятельности:

-активность в процессе деятельности полностью исходит от

самого ребенка.

-ориентировочно-исследовательская

д е я т е л ь н о с т ь

организуется взрослым который выделяет существенные элементы

ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий.

П о

м н е н и ю

п с и хол о го в

( Е . О. С м и р н о в а ) ,

д е т с к о е

экспериментирование-

тип

мышления,

который

представляет

собой

единство

наглядно-

действенного

и

наглядно-

образного

мышления и направлено на выявление скрытых от наблюдения

свойств

и

связей

предметов.

Она

утверждает,

что

детское

эксперементирование в некоторых основных моментах сходно с

экспериментированием

взрослого

человека:

оно

направлено

на

познание

свойств

и

связей

объектов

осуществляется

как

управление

тем

или

иным

явлением.

Человек

приобретает

возможность вызывать и прекращать его, изменять в том или ином

направлении.

В

этом,

на

ее

взгляд,

заключается

важнейшая

особенность экспериментирования.

Познавательно-исследовательская

деятельность

самостоятельная исследовательская деятельность детей, процесс

самостоятельного добывания знаний.

Любое

проявление

исследовательской

деятельности

имеет

познавательную

сторону,

но

не

любую

познавательную

деятельность можно назвать исследовательской.

П о з н а в а тел ь н о -

и с с л едо в а тел ь с ка я

д е я т е л ь н о с т ь

дошкольника-

активность

ребенка,

напрямую

направленная

на

постижение

устройства

вещей,

связей

между

явлениями

окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Исследовательская

активность

в

детском

возрасте

развивается поэтапно.

-1

этап

–исследовательская

активность

выступает

в

форме

непроизвольного внимания, составляет предпосылку интуитивного

понимания и непроизвольного запоминания (ранний возраст_

-2 этап- происходит развитие широкой любознательности ко

всему

новому

и

к

более

высоким

формам

активности,

выражающейся в самостоятельной постановке вопросов и проблем

по отношению к новому, неизвестному, происходит поиск ответов

на собственные вопросы ( 3-5 лет).

- 3

э т а п -

о с н о в н ы м

с т р у к т у р н ы м

к о м п о н е н т о м

исследовательской активности ребенка становится проблемность,

которая обеспечивает постоянную открытость ребенка к новому,

выражается

в

поиске

несоответствий

и

противоречий,

в

собственной постановке новых вопросов и проблем (5-6 лет).

Главное

достоинство

метода

экспериментирования,

заключается в том, что он дает детям реальные представления о

различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с

другими объектами и средой.



В раздел образования