Автор: Баскакова Наталья Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "ДСКВ №95"
Населённый пункт: город Братск
Наименование материала: конспект занятия
Тема: математическая викторина по ФЭМП для старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Математическая викторина для детей подготовительной группы.
Цель: создать условия для познавательного развития старших дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
1.
Совершенствовать
навыки количественного и порядкового счета в
пределах 10;
2.
Уточнить знание известных геометрических фигур;
3.
Систематизировать
представления
о
последовательности
всех
дней
недели, месяцев, времен года.
Развивающие:
1.
Развивать смекалку, воображение, логическое мышление;
2.
Развивать счётные навыки, способность производить действия в уме
при решении математических загадок;
Воспитательные:
1. Развивать у детей доброжелательную атмосферу командной игры;
2. Развивать чувство ответственности, сопереживания и взаимовыручки
внутри команды;
3. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и
выполнять её самостоятельно.
Предварительная
работа: решение
математических
задач,
повторение
весенних месяцев, дней недели, разучивание физминутки.
Материал:
1.
Наборы цифр для детей и ведущего от 1 до 10;
2.
Разрезные картинки с цифрой 5 и 8;
3.
Карточки с зашифрованными названиями команд;
4.
Листы-задания для конкурса капитанов;
5.
Простые карандаши;
6.
Жетоны, призы.
Интеграция образовательных областей: физическое развитие, социально-
коммуникативное, музыкальное, речевое развитие.
Планируемые результаты:
Способность сотрудничать и выполнять функции в совместной деятельности;
Способность к волевым усилиям и ответственность за начатое дело;
Владение элементарными представлениями в области математике;
Проявление любознательности.
Ход:
В. В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И играть с вами начнём.
В : есть разные игры, и в одну из них мы сегодня поиграем. Но сначала
помогите
мне
ответить
на
вопрос
«что
такое
викторина?».
Ребята,
посмотрите,
на
столе
лежат
карточки,
возьмите
по
одной
карточки.
Посмотрите на них, у кого одинаковые рисунки, объединяйтесь по картинкам.
(деление на команды по геометрическим фигурам из 6 человек команда
болельщиков «звездочки»).
Вот две команды, и команда болельщиков. Болельщики, займите, пожалуйста,
свои места в зрительном зале. Болельщики во время проведения викторины
должны поддерживать команды, запрещается выкрикивать. Команды прошу
пройти за столы.
Правила викторины: внимательно слушать вопрос, советоваться с командой,
по просьбе ведущего дать ответ и отвечать полным ответом, запрещается
подсказывать и выкрикивать ответы, чья команда будет выкрикивать, у той
команды ведущий забирает один жетон.
«Шифровка»
Надо расшифровать название своих команд. На столах лежат карточки, на
которых написаны буквы и цифры. Под каждой буквой написана цифра,
нужно цифры поставить по порядку и записывать соответствующую цифру,
тогда расшифруется название команды.
«ЗНАЙКИ»
И
Й
А
З
К
Н
6
4
3
1
5
2
«УМЕЙКИ»
Й
Е
И
М
У
К
4
3
6
2
1
5
Одна команда называется «знайки», а вторая «умейки». Поприветствуйте
друг друга. Сейчас всем командам нужно посовещаться и выбрать капитана.
Но сначала вспомним, каким должен быть капитан (находчивым, умным,
быстрым, внимательным, смелым). У команды «знайки» кто капитан? А у
команды «умейки»? итак начинаем.
Конкурс «разминка».
Каждой
команде
буду
задавать
вопросы,
за
каждый
правильный
ответ
получаете жетон (каждой команде предлагается по 10 вопросов).
Вопросы команде «умейки»:
1.
Сколько дней в неделе (7);
2.
Корова в детстве это…. (теленок);
3.
Сказочный мальчик с деревянным носом, который искал золотой
ключик (Буратино);
4.
Как правильно перейти дорогу, если рядом нет светофора? (по
«зебре»);
5.
Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь);
6.
Прибор для измерения времени (часы);
7.
Колобок, обросший иглами (ёжик);
8.
В какое время года птицы строят гнёзда? (весной);
9.
Соседи числа 6 (5 и 7);
10.Как называется наш город? (Братск).
Болельщик,
на
все
ли
вопросы
команда
«умейки»
дала
правильный
ответ,
при
затруднении
команды
отвечают
болельщики.
Вопросы команде «знайки»:
1.
Сколько месяцев в году (12);
2.
Лошадь в детстве это….. (жеребёнок);
3.
Сказочная девочка с голубыми волосами (Мальвина);
4.
Что нужно делать, если случиться пожар? (позвать на помощь и
позвонить 01);
5.
Назовите дни недели (Пн., Вт., Ср., Чт., Пт., Сб., Вс.);
6.
Прибор для глажки белья (утюг);
7.
Курица в детстве это….. (цыпленок);
8.
В какое время года птицы улетают на юг? (осенью);
9.
Соседи числа 8 (7 и 9);
10.Страна, где мы живем? (Россия).
В: Хорошо справились с разминкой (команды получают жетоны). А теперь
разминка для болельщиков, команды не помогают:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт.
(Весна)
В ночь — мороз,
С утра — капель,
Значит, на дворе …(апрель).
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (Подснежник)
Зимою замерзают
И с крыш они свисают,
На солнце засверкают
Весна придёт - растают. (сосульки)
Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут …(гнездо)
В самый разгар
Весенней поры
Капает сок
С белоснежной коры. (Береза)
Конкурс «кто быстрее?» Команды получают карточки с графическим
изображением цифры. Участникам нужно выложить эти цифры (как пазлы).
В : Сейчас, каждая команда получит карточки, на которых изображена
цифра. Вам ее нужно собрать как пазлы. (Знайки – цифра 5; Умейки - 8).
Какая команда соберет первая, поднимает руки.
По команде: раз, два, три начни.
(Команда, которая правильно и быстро справилась с заданием, получает
жетон).
Конкурс «математический»
В: На столах у вас лежат цифры. Я буду задавать вопросы по очереди
каждой
команде,
а
вы
должны
будете
выбрать
цифру,
соответствующую
правильному ответу и поднять её.
(Выигрывает та команда, у которой будет больше правильных ответов).
Сколько глаз у человека? (2) «знайки»
Сколько дней в неделе? (7) «умейки»
Как-то, ночью под кусточком
Грибы выросли опять.
2 грибочка и 3 грибочка
А всего их ровно …. (5) «знайки»
Над рекой летели птицы:
Голубь, щука, 2 синицы.
Сколько птиц? Ответь скорей! (3) «умейки»
У животного: 2 правые ноги,
2 левые ноги,
2 ноги спереди,
2 ноги сзади.
Сколько ног у животного? (4) «знайки»
Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать –
Кто их может сосчитать? «умейки» (4)
Яблоки в саду поспели.
Мы отведать их успели:
пять румяных, наливных,
Три с кислинкой. Сколько их? «знайки» (8)
В снег упал Серёжка,
А за ним Алёшка,
А за ним Маринка,
А за ней Иринка,
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят? «умейки» (5)
У меня и Аллочки
Десять счётных палочек.
Две из них сломались.
Сколько их осталось? «общий» (8)
А сейчас я приглашаю команды отдохнуть и поиграть.
Игра «живые цифры» (разминка) без поощрения.
Команды стоят напротив друг друга в руках у каждого по одной цифре (от 1
до 10). Ведущий посередине с набором цифр. Ведущий поднимает число (по
очереди для каждой команды) и к нему должны выбежать «соседи» поднятого
числа. (3-4 раза);
Конкурс для болельщиков.
А
теперь
поиграем
с
болельщиками.
Задания
будут
только
для
них.
Болельщики, кто знает ответ, не выкрикивает, а поднимает руку.
Сколько ушей у двух мышей? (Четыре).
Чем оканчиваются день и ночь? (мягким знаком).
Сколько лап у курицы? ( у курицы нет лап).
У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у
бабушки внуков? (одна внучка Маша).
Петух снёс яйцо. Кому оно достанется? (никому).
На берёзе росло 5 яблок.3 яблока упали на землю. Сколько яблок осталось на
берёзе? (нисколько, на берёзе яблоки не растут)
Какой зверь помогает переходить дорогу? (Зебра).
Сколько хвостов у двух ослов? (Два)
Какую птицу называют почтальоном? (Голубя).
Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела 1 яблоня, потом еще 3
сливы. Сколько деревьев зацвело? (В январе деревья не зацветают).
В: Молодцы, какие у нас болельщики активные и все знают. Сейчас можно
немного размяться. Команды выходите из-за столов.
Физминутка:
Голубая речка.
Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит в полях, сверкая,
Значит, к нам пришла весна
Если снег везде растаял
И трава в лесу видна
И поет пичужек стая
Значит, к нам пришла весна
Если солнце разрумянит
Наши щеки до красна
руки через стороны вверх,
потянулись
бег на месте
хлопки в ладошки
приседание
помахивая руками в стороны
хлопки в ладоши
наклоны головы вправо-влево
и
потереть щеки руками
Нам ещё приятней станет
Значит, к нам пришла весна
бег на месте и
хлопки в ладоши
А теперь пришло время проверить наших капитанов.
«Конкурс капитанов»
В: Сейчас наши капитаны переходят за отдельные столы. Для них на столах
лежат задания.
Кто первым из капитанов справится, поднимает руку. На
первом листе вам нужно добавить
геометрическую фигуру, которой не
хватает;
на втором пересчитать фрукты, поставить точки сколько фруктов
столько же и точек, и соединить с нужным числом. Раз, два, три, начни.
Победитель получает жетон для своей команды. Команды, поддержите своих
капитанов. Молодцы, давайте будем проверять.
Вот
подошла
к
концу
наша
математическая
викторина.
Пришло
время
подвести
итоги.
Каждая
команда
считает
свои
жетоны. Победители
команда…., (участники получают призы), ну и конечно команда………….
получает утешительные призы.