Автор: Маринова Юлия Евгеньевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МАДОУ №8 "Огонек"
Населённый пункт: Ханты-Мансийский АО, Сургутский р-н, г.Сургут
Наименование материала: статья
Тема: Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада в связи с введением ФГОС ДОО
Раздел: дошкольное образование
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада в
связи с введением ФГОС ДОО
Вопрос организации предметно-развивающей среды Детских Образовательных Организаций на
сегодняшний
день
стоит
особо
актуально.
Это
связано
с
введением
нового
Федерального
государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования.
В
соответствии
с
ФГОС
программа
должна
строиться
с
учетом
принципа
интеграции
образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями
воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в
совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также
при проведении режимных моментов.
Понятие
предметно-развивающая
среда
определяется
как
«система
материальных
объектов
деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического
развития» (С. Л. Новоселова).
Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует
максимальному
развитию
личности
ребенка.
Современные
ученые
и
педагоги
–
Короткова,
Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства
должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей
младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в
активную
коммуникативно-речевую
и
познавательно-творческую
деятельность,
как
отдельных
воспитанников, так и всех детей группы.
Развивающая предметно-пространственная среда в группах детского сада – это совокупность
условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на развитие ребенка в детском саду, состояние
его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на
деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:
1.
Предметно-развивающая
среда
обеспечивает
максимальную
реализацию
образовательного
потенциала.
2. Доступность среды, что предполагает:
2.1.
Доступность
для
воспитанников
всех
помещений
организации,
где
осуществляется
образовательный процесс.
2.2.
Свободный
доступ
воспитанников
к
играм,
игрушкам,
материалам,
пособиям,
обеспечивающих все основные виды деятельности.
3. Должны учитываться национально – культурные условия.
Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать
возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его
склонностей, интересов, уровня активности, поэтому необходимо обогащать среду элементами,
стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Младший дошкольный возраст
Для
детей
этого
возраста
необходимо
достаточно
большое
пространство
в
группе
для
удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая
среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности,
научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и
поступки.
При
создании
развивающего
пространства
в
групповом
помещении
необходимо
учитывать
ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное
благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в
сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и
является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Средний дошкольный возраст
Организация жизни и воспитание детей направлены на дальнейшее развитие умения понимать
окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и
взаимодействию.
Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и
заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их
свободному
перемещению.
Необходимо
предусмотреть
место
для
временного
уединения
дошкольника, где он может подумать, помечтать.
Старший дошкольный возраст
В
старшем
дошкольном
возрасте
происходит
интенсивное
развитие
интеллектуальной,
нравственно-волевой
и
эмоциональной
сфер
личности.
Переход
в
старшую
группу
связан
с
изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими
среди
других
детей
в
детском
саду.
Воспитатель
помогает
дошкольникам
понять
это
новое
положение.
Предметно-развивающая
среда
организуется
так,
чтобы
каждый
ребёнок
имел
возможность
заниматься любимым делом. В группах старших дошкольников необходимы различные материалы,
способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с
крупным шрифтом, пособия с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами,
а так же материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные
принадлежности, фотографии школьников - старших братьев или сестер, атрибуты для игр в
школу.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие
развитие
широких
социальных
интересов
и
познавательной
активности
детей.
Это
детские
энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни
людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Предметно-развивающая
среда
организуется
так,
чтобы
каждый
ребенок
имел
возможность
свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития)
позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование,
ручной
труд,
театрально-игровая
деятельность,
экспериментирование.
Обязательными
в
оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие
игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности,
роботы - магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор
природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.
Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для
развития
творческого
замысла
в
игре
девочкам
потребуются
предметы
женской
одежды,
украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной
формы, предметы обмундирования и вооружения русских богатырей, разнообразные технические
игрушки.
Важно
иметь
большое
количество
подручных
материалов
(веревок,
коробочек,
проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых
проблем).
При
проектировании
предметно-развивающей
среды в
группе
необходимо
выделять
следующие основные составляющие:
- пространство;
- время;
- предметное окружение.
Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания предметной составляющей
среды, показывает её влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использованием таких
составляющих,
позволяет
представить
все
особенности
жизнедеятельности
ребенка
в
среде.
Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде.
Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка. В среде
необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности:
1 - рабочая
2 - активная
3 – спокойная
Среда,
окружающая
детей
в
детском
саду,
должна
обеспечивать
безопасность
их
жизни,
способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.
В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью
предметно- развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию
единой предметно- пространственной среды.
Это
означает,
что
для
всестороннего
развития
ребенка
организуются
несколько
предметно-
развивающих
«сред»:
для
речевого,
математического,
эстетического,
физического
развития,
которые
в
зависимости
от
ситуации
могут
объединяться
в
одну
или
не сколько
многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет
манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто
объектами
его
внимания,
а
средством
общения
со
взрослыми.
Как
принято
в
практике
отечественного
образования,
педагоги
могут
использовать
несколько
основных
методических
приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:
- показ предмета и его называние;
- показ действий с предметами и их называние;
-предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1.Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую,
организационную,
коммуникативную
функции.
Но
самое
главное
–
она
должна
работать
на
развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2.
Необходимо
гибкое
и
вариативное
использование
пространства.
Среда
должна
служить
удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5.
В
каждой
группе
необходимо
предусмотреть
место
для
детской
экспериментальной
деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности
психического
развития,
показатели
их
здоровья,
психофизиологические
и
коммуникативные
особенности,
уровень
общего
и
речевого
развития,
а
также
показатели
эмоционально
-
потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать
ведущую роль игровой деятельности.
9.
Предметно-развивающая
среда
группы
должна
меняться
в
зависимости
от
возрастных
особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к
корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна быть не только развивающая, но и
развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо
пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая развивающую предметно - пространственную среду любой возрастной
группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия
участников воспитательно - образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды
дошкольного
учреждения
и
психологические
особенности
возрастной
группы,
на
которую
нацелена данная среда.
Предметно-пространственная
развивающая
среда
в
учреждении,
реализующем
программу
дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования.
Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка,
успешной
социализации
в
обществе.
Насыщенная
предметно-развивающая
и
образовательная
среда
становится
основой
для
организации
увлекательной,
содержательной
жизни
и
разностороннего развития каждого ребенка.