Напоминание

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада в связи с введением ФГОС ДОО


Автор: Маринова Юлия Евгеньевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МАДОУ №8 "Огонек"
Населённый пункт: Ханты-Мансийский АО, Сургутский р-н, г.Сургут
Наименование материала: статья
Тема: Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада в связи с введением ФГОС ДОО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада в

связи с введением ФГОС ДОО

Вопрос организации предметно-развивающей среды Детских Образовательных Организаций на

сегодняшний

день

стоит

особо

актуально.

Это

связано

с

введением

нового

Федерального

государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной

программы дошкольного образования.

В

соответствии

с

ФГОС

программа

должна

строиться

с

учетом

принципа

интеграции

образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями

воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в

совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также

при проведении режимных моментов.

Понятие

предметно-развивающая

среда

определяется

как

«система

материальных

объектов

деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического

развития» (С. Л. Новоселова).

Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует

максимальному

развитию

личности

ребенка.

Современные

ученые

и

педагоги

Короткова,

Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства

должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей

младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в

активную

коммуникативно-речевую

и

познавательно-творческую

деятельность,

как

отдельных

воспитанников, так и всех детей группы.

Развивающая предметно-пространственная среда в группах детского сада – это совокупность

условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на развитие ребенка в детском саду, состояние

его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на

деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:

1.

Предметно-развивающая

среда

обеспечивает

максимальную

реализацию

образовательного

потенциала.

2. Доступность среды, что предполагает:

2.1.

Доступность

для

воспитанников

всех

помещений

организации,

где

осуществляется

образовательный процесс.

2.2.

Свободный

доступ

воспитанников

к

играм,

игрушкам,

материалам,

пособиям,

обеспечивающих все основные виды деятельности.

3. Должны учитываться национально – культурные условия.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать

возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его

склонностей, интересов, уровня активности, поэтому необходимо обогащать среду элементами,

стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Младший дошкольный возраст

Для

детей

этого

возраста

необходимо

достаточно

большое

пространство

в

группе

для

удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая

среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности,

научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и

поступки.

При

создании

развивающего

пространства

в

групповом

помещении

необходимо

учитывать

ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное

благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в

сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и

является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Средний дошкольный возраст

Организация жизни и воспитание детей направлены на дальнейшее развитие умения понимать

окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и

взаимодействию.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и

заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их

свободному

перемещению.

Необходимо

предусмотреть

место

для

временного

уединения

дошкольника, где он может подумать, помечтать.

Старший дошкольный возраст

В

старшем

дошкольном

возрасте

происходит

интенсивное

развитие

интеллектуальной,

нравственно-волевой

и

эмоциональной

сфер

личности.

Переход

в

старшую

группу

связан

с

изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими

среди

других

детей

в

детском

саду.

Воспитатель

помогает

дошкольникам

понять

это

новое

положение.

Предметно-развивающая

среда

организуется

так,

чтобы

каждый

ребёнок

имел

возможность

заниматься любимым делом. В группах старших дошкольников необходимы различные материалы,

способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с

крупным шрифтом, пособия с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами,

а так же материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные

принадлежности, фотографии школьников - старших братьев или сестер, атрибуты для игр в

школу.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие

развитие

широких

социальных

интересов

и

познавательной

активности

детей.

Это

детские

энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни

людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Предметно-развивающая

среда

организуется

так,

чтобы

каждый

ребенок

имел

возможность

свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития)

позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование,

ручной

труд,

театрально-игровая

деятельность,

экспериментирование.

Обязательными

в

оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие

игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности,

роботы - магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор

природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.

Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для

развития

творческого

замысла

в

игре

девочкам

потребуются

предметы

женской

одежды,

украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной

формы, предметы обмундирования и вооружения русских богатырей, разнообразные технические

игрушки.

Важно

иметь

большое

количество

подручных

материалов

(веревок,

коробочек,

проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых

проблем).

При

проектировании

предметно-развивающей

среды в

группе

необходимо

выделять

следующие основные составляющие:

- пространство;

- время;

- предметное окружение.

Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания предметной составляющей

среды, показывает её влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использованием таких

составляющих,

позволяет

представить

все

особенности

жизнедеятельности

ребенка

в

среде.

Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде.

Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка. В среде

необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности:

1 - рабочая

2 - активная

3 – спокойная

Среда,

окружающая

детей

в

детском

саду,

должна

обеспечивать

безопасность

их

жизни,

способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью

предметно- развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию

единой предметно- пространственной среды.

Это

означает,

что

для

всестороннего

развития

ребенка

организуются

несколько

предметно-

развивающих

«сред»:

для

речевого,

математического,

эстетического,

физического

развития,

которые

в

зависимости

от

ситуации

могут

объединяться

в

одну

или

не сколько

многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет

манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто

объектами

его

внимания,

а

средством

общения

со

взрослыми.

Как

принято

в

практике

отечественного

образования,

педагоги

могут

использовать

несколько

основных

методических

приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:

- показ предмета и его называние;

- показ действий с предметами и их называние;

-предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1.Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую,

организационную,

коммуникативную

функции.

Но

самое

главное

она

должна

работать

на

развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2.

Необходимо

гибкое

и

вариативное

использование

пространства.

Среда

должна

служить

удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5.

В

каждой

группе

необходимо

предусмотреть

место

для

детской

экспериментальной

деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности

психического

развития,

показатели

их

здоровья,

психофизиологические

и

коммуникативные

особенности,

уровень

общего

и

речевого

развития,

а

также

показатели

эмоционально

-

потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать

ведущую роль игровой деятельности.

9.

Предметно-развивающая

среда

группы

должна

меняться

в

зависимости

от

возрастных

особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к

корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна быть не только развивающая, но и

развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо

пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая развивающую предметно - пространственную среду любой возрастной

группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия

участников воспитательно - образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды

дошкольного

учреждения

и

психологические

особенности

возрастной

группы,

на

которую

нацелена данная среда.

Предметно-пространственная

развивающая

среда

в

учреждении,

реализующем

программу

дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования.

Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка,

успешной

социализации

в

обществе.

Насыщенная

предметно-развивающая

и

образовательная

среда

становится

основой

для

организации

увлекательной,

содержательной

жизни

и

разностороннего развития каждого ребенка.



В раздел образования