Автор: Двинянинова Валентина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Майкорский детский сад "Радуга""
Населённый пункт: Пермский край, Юсьвинский район, п.Майкор
Наименование материала: Консультация
Тема: Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни.
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ « Майкорский детский сад «Радуга»
Консультация для педагогов.
Тема « Роль родителей в приобщении
дошкольников к Здоровому Образу Жизни»
Воспитатель первой
квалификационной категории
Двинянинова Валентина Евгеньевна
Январь 2012г.
Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания
ребенка - дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного
взаимодействия двух социальных институтов- детского сада и семьи.
Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения
и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию
здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не
только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей
- будущее страны, основа ее национальной безопасности.
Общепризнанно, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье.
Но, к сожалению, многие родители в силу неопытности, несерьезности подхода
к соблюдению правил гигиены, а часто из-за низкой культуры и небрежного
отношения к здоровью ребенка не выполняют даже элементарных
гигиенических правил.
Важным элементом семейного воспитания является физическое
воспитание. Однако многие исследователи констатируют явно недостаточную
активность родителей в физическом воспитании детей. Между тем семейное
физическое воспитание способствует как полноценному развитию и
укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного
микроклимата. Следовательно, возрождение традиций семейного физического
воспитания в современных условиях имеет значение не только для улучшения
здоровья подрастающего поколения, но и для укрепления семейных ценностей.
С целью выявления роли родителей в формировании здоровья и
приобщения детей к здоровому стилю жизни на базе МДОУ г. Челябинска
проведен анкетный опрос с участием 100 респондентов. Большинство
родителей находились в возрасте 26-30 (46%) и 31-35 лет (22%) и имели
среднее специальное (46%) и высшее (28%) образование.
Анализ полученных данных позволил установить следующее. Среди
ценностных ориентаций родителей первое место занимает крепкое здоровье
(61%); далее следуют морально- нравственные (38%) и волевые качества (34%),
образование (35%), материальное благополучие (31%).
Приоритетными направлениями деятельности ДОУ, по мнению
родителей, являются формирование предусмотренных образовательной
программой знаний, умений и навыков (30%) и подготовка детей к обучению в
школе (28%). Далее следуют охрана и укрепление здоровья (26%),
интеллектуальное развитие (23%), морально - нравственное воспитание (15%);
лишь шестое место отводится физическому воспитанию дошкольников (13%).
Очевидно, что отношение родителей к физическому воспитанию детей в
определенной степени противоречит их ценностным ориентациям, ведь в
общей системе дошкольного образования именно физическое воспитание
призвано вносить главный вклад в формирование здоровья дошкольников.
Большинство родителей оценивают состояние здоровья своих детей как
удовлетворительное (63%), 27%-хорошее, 4- плохое, у 6% родителей этот
вопрос вызвал затруднение. При этом оценки родителей часто не совпадают с
реальным положением дел. Так, некоторые респонденты, оценившие состояние
здоровья своих детей как хорошее, тут же отметили, что за прошедший
календарный год ребенок болел четыре и более раз, т. е. Может быть отнесен к
группе часто болеющих. Следовательно, оценка родителей далеко не всегда
адекватна фактическому состоянию здоровья детей.
По мнению родителей, наиболее предпочитаемыми детьми видами
деятельности во время пребывания дома являются подвижные игры, занятия
рисованием и лепкой, пешие прогулки вместе с родителями, прослушивание
рассказов, сказок. Занятиями физическими упражнениями с родителями
отводится лишь восьмое место, что не вызывает оптимизма.
Опрос в форме беседы 100 детей в возрасте 4-7 лет показал, что наиболее
предпочитаемым видом их деятельности во время пребывания дома является
просмотр детских телепередач ( видео ).Установленный факт констатирует
дефицит двигательной активности дошкольников во время их пребывания в
домашних условиях, что служит одним из факторов, обусловливающих
недостаточный уровень здоровья детей.
Часть родителей (37%) имеет возможность уделять внимание укреплению
здоровья своего ребенка, по крайней мере, несколько раз в неделю, 28%- только
в выходные дни, 27- ежедневно, 4- во время отпуска и лишь 4% респондентов
указали, что вообще не имеют такой возможности. Основными причинами,
мешающими родителям уделять большее внимание здоровью детей, являются:
дефицит времени вследствие высокой профессиональной занятости (51%),
отсутствие специальных знаний и умений (32%); 23% респондентов считают,
что их ребенок и так достаточно здоров, 21- указывают на недостаточный
уровень материальной обеспеченности, 15- признались в собственной
инертности, лишь 6% родителей отметили, что не видят в этом смысла.
Ведущее место родители отводят факторам, не зависящим от них и на
которые нельзя оказать какое-либо влияние (экологические загрязнения,
наследственные заболевания).
Среди мер, предпринимаемых с целью укрепления здоровья детей, более
половины родителей регулярно используют соблюдение санитарно-
гигиенических требований, прогулки на свежем воздухе, правильное питание.
Следует отметить выраженное противоречие между пониманием
респондентами важности регулярных занятий физическими упражнениями
( этому фактору родители отвели первое место среди других, оказывающих
положительное влияние на здоровье) и недостаточной степенью их применения,
а также чрезвычайно низким уровнем физической активности родителей. Так,
30% респондентов отметили, что вообще не используют физические
упражнения с целью укрепления здоровья детей, в то время как регулярно их
применяют лишь 21% родителей. Кроме того, отводя важное место соблюдению
режима дня в системе мероприятий, направленных на укрепление здоровья
детей, лишь 35% регулярно используют этот фактор, в то время как 24%
родителей указали, что не соблюдают режим дня вообще.
Основным источником информации родителей о способах укрепления
здоровья ребенка является их собственный жизненный опыт (41%); далее
следуют консультации специалистов в области медицины (29%) и советы
родителей, друзей и знакомых (28%). Однако жизненный опыт родителей вряд
ли можно признать позитивным, учитывая состояние здоровья как детей, так и
самих родителей, а также регулярность и качество мероприятий,
предпринимаемых в семье для укрепления здоровья. И хотя одной из основных
причин, мешающих родителям уделять большее внимание укреплению
здоровья детей, является отсутствие специальных знаний и умений, лишь 14%
респондентов обращаются к специальной методической литературе и 14%- к
специальным передачам по телевидению и радио.
По мнению родителей, главным фактором, влияющим на развитие
интересов детей и их приобщение к здоровому образу жизни, является личный
пример членов семьи (66%). Далее следуют учебно-воспитательный процесс в
детском саду (58%) и личные наблюдения ребенка (27%). Таким образом, хотя
родители признают значение личного примера в формировании здорового
образа жизни дошкольников, их пример явно нельзя рассматривать как
позитивный.
Обобщая результаты проведенного исследования, можно отметить
следующее. Здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от того
микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов
семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Знания
родителей дошкольников о мерах по сохранению и укреплению здоровья не
согласуются сих действиями. Ценностные ориентации респондентов
относительно значимости здоровья не актуализированы и в этой связи не
реализованы в повседневной жизнедеятельности.
Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и
укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли
родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни,
создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в
решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может
выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни,
воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и
навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей,
так и взрослых. Лишь при условии реализации преемственности физкультурно -
оздоровительной работы в ДОУ и семье, совместной целенаправленной
деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная
динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на
здоровый образ жизни.