Напоминание

Развитие связной речи у детей с нарушениями речи"


Автор: Хисматуллина Зиля Хизбулловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Непоседы"
Населённый пункт: г. Муравленко
Наименование материала: методическая разработка "Речецветик"
Тема: Развитие связной речи у детей с нарушениями речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Название проекта: «Речецветик»

(Развитие связной речи у детей с нарушениями речи)

Сроки реализации проекта: ноябрь 2016 года - май 2018 года

Разработчик проекта: учитель-логопед З.Х. Хисматуллина

Участники проекта: воспитанники логопедической группы

«Речецветик», воспитатели, родители.

Актуальность темы проекта

В

настоящее

время

проблема

развития

речи

становится

особенно

актуальной.

Главной

и

отличительной

чертой

современного

общества

является

подмена

живого

человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со

своими

детьми,

игнорирование

речевых

трудностей

лишь

увеличивает

число

дошкольников с недостатками речи.

Развитие

связной

речи

у

детей

является

одной

из

главных

задач

педагогов

дошкольных

образовательных

учреждений.

Речевые

нарушения

у

детей

при

общем

недоразвитии речи (ОНР) носят системный характер. Помимо дефектного произношения

имеет место недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Связная речь у детей с

ОНР самостоятельно не формируется. Необходима четко спланированная систематическая

коррекционная

работа,

предполагающая

проведение

специальных

коррекционных

мероприятий по формированию у детей связной речи.

Поэтому на сегодняшний день эта проблема представляется актуальной.

У детей с нарушениями речи существует множество проблем:

- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

- Неспособность грамматически правильно построить предложения.

- Бедность активного и пассивного словаря.

- Употребление нелитературных слов и предложений.

- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос,

построить краткий или развернутый ответ.

- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на

предложенную тему, пересказ текста своими словами.

- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать

громкость голоса и темпа речи.

- Плохая дикция.

Исходя

из

проблем,

возникает

необходимость

научить

детей

связно,

последовательно,

грамматически

правильно

излагать

свои

мысли,

рассказывать

о

различных событиях из окружающей жизни.

Цель проекта:

совершенствование методов и приёмов работы по формированию

и развитию связной речи в коррекционно-логопедической работе с детьми с нарушением

речи.

Задачи:

1. Совершенствование навыков диалогической и монологической речи,

грамматического строя, используя методы наглядного моделирования.

2. Создание

ППРС для формирования

и развития связной речи у детей старшего

дошкольного возраста.

3. Разработка системы работы с воспитателями по развитию связной речи.

4. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития связной

речи детей.

Механизм реализации проекта

Этапы

проекта

Сроки

этапов

Задачи этапов проекта

I этап

(подготови-

тельный)

Ноябрь -

декабрь

2016

1. Выявить уровень развития связной речи детей (мониторинг

на начало года).

2. Изучить научно-методическую литературу.

3. Изготовить дидактические пособия, необходимые для

реализации проекта.

II этап

(основной)

январь

май 2017,

сентябрь

2 0 1 7

апрель

2018

1. Пополнить

предметно-пространственную

развивающую

среду.

2. Повысить

уровень

теоретической

подготовленности

педагогов (беседы, консультации).

3.Осуществить

взаимодействие

с

родителями

с

целью

повышения

уровня знаний

в вопросах развития речи,

привлечение

к

совместной

деятельности

(наглядная

информация, беседы,

консультации, тренинги, семинар-

практикумы, мастер-классы и т.д.).

4. Осуществить

взаимосвязь

с

педагогами,

привлечение

к

совместной работе по развитию связной речи во время

непосредственно-образовательной

деятельности,

в

режимных

моментах

и

проведение

совме стных

мероприятий по плану проекта.

5.

Совершенствовать

диалогическую

и

монологическую

формы речи детей по средствам чтения художественной

литературы, пересказа, составления творческих рассказов

и т.д.

6. Выпуск буклета «Развитие связной речи детей старшего

дошкольного возраста».

III этап

(заключи-

тельный)

Апрель –

май 2018

1.

Фотоотчет проекта.

2.

Подведение итогов (презентация).

Перспективный план проекта

Содержание деятельности

Сроки

Изучение научно-методической литературы,

обобщение опыта, оснащение электронной базы

ноябрь, декабрь 2016

Выступление на семинар-практикуме для

родителей «Многообразие способов развития

мелкой моторики» (алгоритм пересказа)

Ноябрь, 2016

Консультация для воспитателей логопедической

группы «Развитие связной речи дошкольников

методом наглядного моделирования»

Декабрь, 2016

Наглядная информация для родителей «Игры и

игровые упражнения для развития связной речи»

Февраль, 2017

Консультация для родителей и воспитателей

«Читайте лучшее детям». Статья на сайт

учреждения «Читаем и пересказываем»

Март, 2017

Работа над развитием речи через театральную

деятельность. Инсценировки сказок с

использованием пальчикового и настольного

театра

В течение года

Чтение художественной литературы, работа над

пересказами с использованием опорных схем-

алгоритмов

В течение года

Мастер-класс для воспитателей

«Дидактическая игра как средство развития

связной речи у детей старшего дошкольного

возраста»

Апрель, 2017

Оформление папки-передвижки для родителей

«Использование загадок, как средство

формирования выразительности речи»

Сентябрь, 2017

Игра-викторина «В мире сказок К. И. Чуковского

Октябрь, 2017

Тематическая коррекционно-развивающая

деятельность «В мире загадок» (разучивание

считалочек, загадок)

Ноябрь, 2017

Открытое мероприятие для родителей по

развитию связной речи по теме «Лиса и журавль»

Декабрь, 2017

Консультация для родителей «Влияние русского

народного творчества на развитие речи детей 5-7

лет».

Январь, 2018

Оформление книжек-малышек (обучение

сочинению сказок) «Пересказки»

Февраль, 2018

Логоритмический праздник по развитию речи «В

стране сказок»

Март, 2018

Путешествие по стране «АБВГДЕЙКА».

Праздник правильной речи

Апрель, 2018

Разработка буклетов для педагогов (обобщение

Май, 2018

опыта).

Составление фотоотчета.

Презентация «Рецецветик»

Май, 2018

Данный проект составлен на основе программы Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.

«Коррекционное

обучение

и

воспитание

детей

с

общим

недоразвитием

речи»,

общеразвивающей

программы

дошкольного

образования

«От

рождения

до

школы

с

использованием учебно-методического комплекта «Комплексный подход к преодолению

ОНР

у

дошкольников»

(О.С.

Гомзяк),

интернет-ресурсов,

научно-методической

литературы.

Согласно требованиям новых федеральных государственных образовательных

стандартов речевое развитие включает:

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической

речи

- обогащение активного словаря

- развитие речевого творчества

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух

текстов различных жанров детской литературы.

Требования, которые предъявляются к детям в речевой деятельности:

1. Осмысленность, т.е. полное понимание того, о чем они говорят.

2. Полнота передачи, т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения

пропусков.

3. Последовательность.

4. Широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов и т.д.

5. Правильный ритм, отсутствие длительных пауз.

6. Правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к слушателям.

7. Интонационная выразительность речи.

8. Достаточная громкость.

9. Отчетливость произношения.

Формы организации работы по развитию связной речи

Учитель-логопед организует коррекционно-развивающую деятельность

по развитию

связной речи, экскурсии, наблюдения, игры, консультации для педагогов, мастер-классы и

т.д.

Формы работы с родителями: оформление наглядной информации на стендах и

папках-передвижках,

индивидуальные

и

групповые

консультации,

статьи

на

сайте

учреждения в рубрике для родителей, совместные мероприятия с родителями и детьми,

семинар-практикумы, мастер-классы и т.д.

Воспитатель решает задачи по развитию связной речи у детей во время НОД по

развитию

речи

и

математических

представлений,

по

изобразительному

искусству,

конструированию,

на

прогулке,

во

время

режимных

моментов,

где

предоставляются

большие возможности для свободного общения. На занятиях используются такие приемы,

как

объяснения,

вопросы,

речевой

образец,

демонстрация

наглядного

материала,

упражнения,

оценка

речевой

деятельности

и

др.

Для

эффективного

развития

речи

необходимо не только вести активную словесную работу, но и обогащать предметно-

развивающую среду. Ребенок более уверенно и полно будет рассказывать о том, что ему

хорошо

известно.

Установление

прочных

связей

между

личным

опытом

и

речевым

материалом помогает усвоить новое, требует от ребенка припоминания события, факта,

определенных волевых усилий, что поддерживает его активность на занятиях.

Игровая мотивация используется для повышения интенсивности обучения связной

речи. В старшем дошкольном

возрасте игровая мотивация строится в виде сюжетно-

ролевой игры, при этом сюжет должен быть интересен для детей и одновременно должен

побуждать

детей

к

речевой

деятельности.

Введение

игровых

моментов

с

широким

использованием

выразительных

средств,

наглядности,

практических

действий

с

предметами,

активных

эпизодических

и

систематических

наблюдений

за

различными

объектами

поддерживают

положительный

эмоциональный

настрой

детей,

интерес

к

занятию.

В свободной деятельности дети самостоятельно или совместно с воспитателем

закрепляют правильное и сознательное употребление в речи предложных конструкций,

употребление

отработанных

во

время

непосредственно-образовательной

деятельности

грамматических категорий и поставленных звуков, использование правильной интонации,

элементов эмоционально выразительной речи.

Заключение

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей

системе

логопедической

работы

с

детьми

с

различными

нарушениями

речи.

Это

определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей старшего

дошкольного возраста. Отмечаемое у детей системное речевое недоразвитие, как правило,

в

сочетании

с

отставанием

в

развитии

ряда

психических

функций

требует

дифференцированного

подхода

к

выбору

методов

и

приемов

формирования

навыков

самостоятельных связных высказываний.

Связная

речь

детей

с

нарушением

речи

отличается

отсутствием

четкости,

последовательности изложения, отрывочностью. Детям с трудом дается пересказ рас-

сказов, воспроизведение по образцу речи педагога, не говоря уже о самостоятельном и

творческом рассказывании. Стоит отметить, что самостоятельно связная речь у детей с

ОНР не формируется. Поэтому необходима четко спланированная систематическая работа,

предполагающая

проведение

специальных

мероприятий

в

рамках

проектной

деятельности.

Обучение

начинается

с

формирования

у

детей

навыков

составления

простых

предложений

по

вопросам,

демонстрируемым

действиям

и

картинкам.

Впоследствии

совершенствуется навык ведения диалога, проводится обучение пересказу, составлению

описательных рассказов, рассказов по опорным предметным картинкам, сериям сюжетных

картин

и

отдельным

сюжетным

картина,

а

к

концу

реализации

проекта

дети

самостоятельно учатся сочинять творческие рассказы, иллюстрировать их и оформлять в

книжки-малышки.

При проведении мероприятий важная роль отводится речевому образцу педагогов,

родителей,

применению

разнообразных

игровых

приемов,

широкому

использованию

доступных литературных образцов.

Таким образом, проектная деятельность

по данной теме помогает организовать, спла-

нировать и провести целенаправленную работу по развитию связной речи.

В

процессе

целенаправленного

обучения

дети

с

ОНР

постепенно

овладевают

необходимыми

речевыми

умениями

и

навыками

для

составления

пересказов

и

самостоятельных

монологических

высказываний,

что

является

основой

для

развития

связной речи и овладения знаниями в период начального обучения в школе.



В раздел образования