Автор: Демьяненко Ирина Сергеевна
Должность: преподаватель естественнонаучных дисциплин и профессиональных модулей
Учебное заведение: ГБПОУ КО "Калужский педагогический колледж"
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: статья
Тема: Организация самостоятельной работы студентов по специальности 49.02.01 "Физическая культура" в курсе изучения дисциплины "Гигиенические основы физического воспитания"
Раздел: среднее профессиональное
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
49.02.01 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В КУРСЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ».
И.С. Демьяненко – преподаватель
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Калужской области «Калужский педагогический колледж» г. Калуга.
В связи с введением ФГОС третьего поколения в настоящее время в корне меняется
отношение к результатам обучения и, соответственно, к формам и методам его организации.
Структурным элементом образовательных стандартов третьего поколения,
основанных на
компетенциях,
становится
образовательная
область,
задачей которой является - подготовка
компетентного специалиста. Решение данной задачи видится через реорганизацию учебного
процесса, обеспечивающую долю самостоятельной работы и создание новых дидактических
подходов к освоению учебного материала.
В
соответствии
с
ФГОС
третьего
поколения
удельный
вес
времени,
отводимого
в
колледжах
на
организацию
самостоятельной
работы
студентов,
возрастает,
следовательно,
повышение эффективности самостоятельной работы будет существенно влиять и на качество
подготовки специалиста.
В исследованиях, посвященных планированию и организации самостоятельной работы
студентов
(Л.Г.
Вяткин,
М.Г.
Гарунов,
Б.П.
Есипов,
В.А
Козаков.
М.И.
Махмутов
и
др.)
рассматриваются
общедидактические,
психологические,
организационно-деятельностные,
методические, логические и другие аспекты этой деятельности. Раскрыты многие стороны
исследуемой
проблемы.
Однако
особого
внимания
требуют
вопросы
мотивационного,
процессуального, технологического обеспечения самостоятельной аудиторной и внеаудиторной
познавательной деятельности студентов.
Самостоятельная работа – процесс не спонтанный, а особая система условий обучения
четко организованная преподавателем [3, c. 124].
Одним
из
важных
организационных
моментов
в
самостоятельной
работе
студентов
является
составление заданий для самостоятельного выполнения, при составлении которых
преподаватель руководствуется следующими критериями:
- объем каждого задания должен быть таким, что при твердом знании материала студент
успел бы изложить ответ на все вопросы задания в письменном виде за отведенное время;
- все задания должны быть одинаковой сложности;
-
при
всем
проблемном
разнообразии
каждое
задание
должно
содержать
вопросы,
требующие
достаточно
точных
ответов,
например,
дать
определение,
составить
схему,
заполнить таблицу, выполнить анализ схемы, процесса и т.д.;
- в каждом задании должен быть вопрос по материалу, подлежащему самостоятельному
изучению по учебной литературе;
- при ограниченном числе вопросов по прочитанному лекционному материалу не должно
быть двух или нескольких заданий с полностью одинаковыми вопросами.
В соответствии с данными критериями по учебной дисциплине «Гигиенические основы
физического воспитания» нами были разработаны методические рекомендации для организации
самостоятельной работы студентов как непосредственно в процессе аудиторных занятий, так и
внеаудиторных.
В содержание каждой темы включены вопросы для обсуждения на теоретических и
практических
занятиях,
задания
для
самостоятельной
работы
и
алгоритм
их
выполнения,
вопросы, которые позволяют студентам определить границы своих знаний по конкретной теме,
список литературы, методический комментарий.
Например,
при
изучении
раздела
«Организм
и
факторы
внешней
среды»,
даются
следующие задания для аудиторной самостоятельной работы по теме «Гигиена почвы».
Задание 1. Изучите теоретический аспект обозначенной темы, используя рекомендуемую
литературу. Раскройте понятия «почва», «виды почв».
Задание 2. Заполните таблицу «Гигиенические свойства почвы»
Свойство почвы
Расшифровка понятия
Значение
Задание 3. Изучите таблицы 17 и 18 на с. 66-67 учебника. Как почвенный фактор может
повлиять на здоровье человека? На здоровье занимающихся физической культурой и спортом?
Предложите
профилактические
мероприятия,
позволяющие
избежать
неблагоприятного
воздействия почвенного фактора на здоровье человека. Ответ оформите в виде таблицы:
Заболевание
Пути проникновения
возбудителя инфекции в
организм человека
Профилактические
мероприятия
Ботулизм
Употребление в пищу
продуктов или консервов,
загрязненных почвой,
содержащей споры
ботулизма
Тщательное мытье овощей, их
термическая
обработка,
отказ
от
употребления
консервов,
закупоренных
металлической
крышкой…
Столбняк
Холера
Дизентерия
Брюшной тиф
Гельминтоз
Задание
4
.
Ответьте
на
вопросы:
В
каких
случаях
возможно
радиоактивное
и
химическое заражение почвы? Какие гигиенические требования предъявляются к почве при
планировании и строительстве спортивных сооружений?
Вопросы на проверку собственных знаний:
1.
Что такое почва?
2.
Укажите основные свойства почвы.
3.
Укажите состав и физические свойства почвы.
4.
Дайте гигиеническую характеристику почвы.
5.
В чем состоит эпидемиологическое значение почвы?
6.
Какие
гигиенические
требования
предъявляются
к
почве
при
планировании
и
строительстве спортивных сооружений?
Дисциплина «Гигиенические основы физического воспитания» формирует следующие
компетенции:
- умение использовать знания гигиены в профессиональной деятельности, в том числе в
процессе
гигиенического
просвещения
обучающихся,
педагогов,
родителей
(лиц
их
заменяющих);
- умение составлять режим суточной активности с учетом возраста и характера;
- определять суточный расход энергии;
- обеспечивать соблюдение физических нагрузок;
- уметь обеспечивать соблюдение гигиенических требований в здании и помещениях
школы
при
занятиях
физическими
упражнениями,
организации
учебно-воспитательного
процесса.
Методические
указания
и
рекомендации
позволяют
студенту
выявить
главное
и
второстепенное
в
изучаемой
дисциплине,
увидеть
связь
теории
и
практики,
развивают
способности
к
анализу
полученных
результатов,
формируют
способность
формулировать
тактические подходы к выполнению поставленных задач, например, выполнению контрольных
работ, курсовых проектов, подготовке к сдаче зачетов, экзаменов, выпускной квалификационной
работы.
1. Алханов А. Самостоятельная работа студентов. М.: - Высшее образоание в России. 2005. -
№11.
2. Беляева А. Управление самостоятельной работой студентов / Высшее образование в России,
№6,2003.
3. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 544
с. – ISBN 5-222-02284-6.