Автор: Гришина Татьяна Павловна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №4
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: доклад
Тема: "Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание школьника".
Раздел: среднее образование
Доклад на тему:
«Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое
воспитание школьника».
Детская школа искусств № 4
Гришина Татьяна Павловна - преподаватель фортепиано.
"Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным"
Писарева А. Е.
"Рыбам вода, птицам воздух, а человеку отчизна вселенный круг".
К.Д. Ушинский
По определению одного из глубочайших знатоков русской культурной
традиции В.И. Даля, "патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его".
Здесь важен акцент не только на пассивно-созерцательной любви, но и любви
деятельной,
отдающей,
а
не
себе
только
угождающей.
Такая
любовь
бессмысленна с точки зрения потребительского сознания, но, на мой взгляд,
только
она
создает
Человека
с
большой
буквы.
В
такой
постановке
патриотическое
воспитание
важно
не
только
для
успешного
развития
общества
и
государства,
но,
прежде
всего,
для
самого
человека,
как
необходимая составная часть развитой личности.
Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям
начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе,
обычаях, истории, культуре. Но при этом, на мой взгляд, важно не забывать,
что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм "от ума" не
бывает, он бывает только от "сердца". Ум как бы раскручивает духовно-
нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает
патриотическое мировоззрение.
Очень
важно
осознать
именно
духовно-нравственную
природу
патриотизма,
потому
что
вне
общего
контекста
духовно-нравственного
воспитания, патриотизм в лучшем случае превратится в профанацию, а в
худшем в шовинизм, национальное чванство, агрессивность по отношению к
чужим.
1
Но, слава Богу, от всего этого нас может спасти мощный, многогранный и
универсальный
духовно-нравственный
потенциал
русской
культурной
традиции. Ведь в ходе своего тысячелетнего формирования наша традиция
вобрала в себя все "разумное, доброе, вечное", что создавалось лучшими
людьми России и входило в народную жизнь каждого из сословий.
Итак, главной задачей воспитания русской культурной традиции я
считаю
закладывание основ духовно-нравственной личности с активной
жизненной
позицией
и
с
творческим
потенциалом,
способными
к
самосовершенствованию,
к
гармоничному
взаимодействию
с
другими
людьми.
Я считаю, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно через
включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о
культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции посредством
вхождения в годичный праздничный круг.
Русская культурная традиция естественно вобрала в себя нравственно-
этические и эстетические ценности христианства. Воспитательная роль этих
ценностей у нас в школе реализуется путем ознакомления детей с шедеврами
храмовой архитектуры, иконописи, духовной поэзии, музыки и пения.
Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами
великих
патриотов
земли
Русской.
Это
и
Святой
Преподобный
Сергий
Радонежский,
который
своим
духовным
авторитетом
мирил
строптивых
князей и собирал Русь в единое, могучее государство!
Это и святой благоверный князь Александр Невский, знаменитые слова
которого: "Не в силе Бог, а в правде" до сих пор помнят потомки. Это святой
благоверный
князь
Дмитрий
Донской,
сражавшийся
на
поле
брани,
как
простой воин. Это великие полководцы - А.В. Суворов, М.И. Кутузов. Все
они являются высоким нравственным примером для наших детей.
Знакомство с материалом каждой темы не требует дополнительных
занятий,
а
включается
в
разные
виды
деятельности
(
музыкальную,
изобразительную).
Задачи преподавателя - раскрыть духовный и нравственный потенциал
произведений
и
довести
его
до
ребенка
в
доступной
форме.
Я
придаю
большое значение увеличению словарного запаса детей путем смыслового
объяснения
незнакомых
слов,
их
происхождения
(этимологии)
и
исторического значения.
2
Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое
воспитательное и образовательное значение для школьников, является игра.
При этом мы имеем в виду не только игры в собственном смысле слова, но и
все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры
(обряды,
праздники,
и
др.).
Но
нам
кажется,
что
особенность
русских
народных игр, а может быть любых народных игр в том, что они, имея
нравственную
основу,
обучают
развивающуюся
личность
социальной
гармонизации. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое
личное
достижение,
а
такое,
которое
непротиворечиво
вписано
в
жизнь
детского сообщества.
Как уже говорилось ранее, народный праздник является именно такой
большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми
любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу
детей и оставляем в их памяти глубокий след.
Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество
Христово.
Существует
глубокая
русская
традиция
проведения
этого
праздника- это Рождественские Святки. Познакомившись с этой традицией,
мы для себя открыли интересный духовно-нравственный смысл праздника.
При подготовке к празднику дети разучивают рождественские колядки, а на
занятиях
по
изобразительному
искусству,
конструированию
готовят
рождественские
подарки.
Мы
рассматриваем
с
детьми
икону
Рождества
Христова, рассказываем им, что святки - это радостное время, когда можно
поделиться
радостью
с
другими,
помочь
слабым,
проявить
радушие,
щедрость и любовь. Это было традицией на Руси.
На рождественском празднике дети наряжаются в народные костюмы,
которые сшиты в
по этнографическим образцам. И это не просто слепое
следование традиции. Мы убедились, что такие костюмы удобны для детей,
очень ими любимы
и создают настоящее праздничное настроение .Дети
поют
колядки,
угощают
гостей
гостинцами,
дарят
подарки-самоделки.
Именно
дарят,
а
не
получают,
что
важно
для
воспитания.
Это
очень
органично для психики детей.
На наших праздниках, что характерно для народной традиции, нет просто
зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом
в соответствии со склонностями и способностями: кто-то лучший плясун,
кто-то первый запевала, а у кого-то замечательные актерские способности .
3
Народное воспитание очень важно - оно очень целомудренно и
ненавязчиво
готовит
из
мальчиков
-
мужчин-защитников,
а
из
девочек
-
женщин-матерей.
И еще, народное воспитание создает у детей осознание своей
сопричастности не только семье,
классу ,
школе, но и общностям более
высоких
порядков
(город,
народ).
Это
чувство
сопричастности
-
основа
будущего патриотизма.
4