Напоминание

"Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание школьника".


Автор: Гришина Татьяна Павловна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №4
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: доклад
Тема: "Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание школьника".
Раздел: среднее образование





Назад




Доклад на тему:

«Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое

воспитание школьника».

Детская школа искусств № 4

Гришина Татьяна Павловна - преподаватель фортепиано.

"Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным"

Писарева А. Е.

"Рыбам вода, птицам воздух, а человеку отчизна вселенный круг".

К.Д. Ушинский

По определению одного из глубочайших знатоков русской культурной

традиции В.И. Даля, "патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его".

Здесь важен акцент не только на пассивно-созерцательной любви, но и любви

деятельной,

отдающей,

а

не

себе

только

угождающей.

Такая

любовь

бессмысленна с точки зрения потребительского сознания, но, на мой взгляд,

только

она

создает

Человека

с

большой

буквы.

В

такой

постановке

патриотическое

воспитание

важно

не

только

для

успешного

развития

общества

и

государства,

но,

прежде

всего,

для

самого

человека,

как

необходимая составная часть развитой личности.

Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям

начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе,

обычаях, истории, культуре. Но при этом, на мой взгляд, важно не забывать,

что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм "от ума" не

бывает, он бывает только от "сердца". Ум как бы раскручивает духовно-

нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает

патриотическое мировоззрение.

Очень

важно

осознать

именно

духовно-нравственную

природу

патриотизма,

потому

что

вне

общего

контекста

духовно-нравственного

воспитания, патриотизм в лучшем случае превратится в профанацию, а в

худшем в шовинизм, национальное чванство, агрессивность по отношению к

чужим.

1

Но, слава Богу, от всего этого нас может спасти мощный, многогранный и

универсальный

духовно-нравственный

потенциал

русской

культурной

традиции. Ведь в ходе своего тысячелетнего формирования наша традиция

вобрала в себя все "разумное, доброе, вечное", что создавалось лучшими

людьми России и входило в народную жизнь каждого из сословий.

Итак, главной задачей воспитания русской культурной традиции я

считаю

закладывание основ духовно-нравственной личности с активной

жизненной

позицией

и

с

творческим

потенциалом,

способными

к

самосовершенствованию,

к

гармоничному

взаимодействию

с

другими

людьми.

Я считаю, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно через

включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о

культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции посредством

вхождения в годичный праздничный круг.

Русская культурная традиция естественно вобрала в себя нравственно-

этические и эстетические ценности христианства. Воспитательная роль этих

ценностей у нас в школе реализуется путем ознакомления детей с шедеврами

храмовой архитектуры, иконописи, духовной поэзии, музыки и пения.

Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами

великих

патриотов

земли

Русской.

Это

и

Святой

Преподобный

Сергий

Радонежский,

который

своим

духовным

авторитетом

мирил

строптивых

князей и собирал Русь в единое, могучее государство!

Это и святой благоверный князь Александр Невский, знаменитые слова

которого: "Не в силе Бог, а в правде" до сих пор помнят потомки. Это святой

благоверный

князь

Дмитрий

Донской,

сражавшийся

на

поле

брани,

как

простой воин. Это великие полководцы - А.В. Суворов, М.И. Кутузов. Все

они являются высоким нравственным примером для наших детей.

Знакомство с материалом каждой темы не требует дополнительных

занятий,

а

включается

в

разные

виды

деятельности

(

музыкальную,

изобразительную).

Задачи преподавателя - раскрыть духовный и нравственный потенциал

произведений

и

довести

его

до

ребенка

в

доступной

форме.

Я

придаю

большое значение увеличению словарного запаса детей путем смыслового

объяснения

незнакомых

слов,

их

происхождения

(этимологии)

и

исторического значения.

2

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое

воспитательное и образовательное значение для школьников, является игра.

При этом мы имеем в виду не только игры в собственном смысле слова, но и

все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры

(обряды,

праздники,

и

др.).

Но

нам

кажется,

что

особенность

русских

народных игр, а может быть любых народных игр в том, что они, имея

нравственную

основу,

обучают

развивающуюся

личность

социальной

гармонизации. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое

личное

достижение,

а

такое,

которое

непротиворечиво

вписано

в

жизнь

детского сообщества.

Как уже говорилось ранее, народный праздник является именно такой

большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми

любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу

детей и оставляем в их памяти глубокий след.

Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество

Христово.

Существует

глубокая

русская

традиция

проведения

этого

праздника- это Рождественские Святки. Познакомившись с этой традицией,

мы для себя открыли интересный духовно-нравственный смысл праздника.

При подготовке к празднику дети разучивают рождественские колядки, а на

занятиях

по

изобразительному

искусству,

конструированию

готовят

рождественские

подарки.

Мы

рассматриваем

с

детьми

икону

Рождества

Христова, рассказываем им, что святки - это радостное время, когда можно

поделиться

радостью

с

другими,

помочь

слабым,

проявить

радушие,

щедрость и любовь. Это было традицией на Руси.

На рождественском празднике дети наряжаются в народные костюмы,

которые сшиты в

по этнографическим образцам. И это не просто слепое

следование традиции. Мы убедились, что такие костюмы удобны для детей,

очень ими любимы

и создают настоящее праздничное настроение .Дети

поют

колядки,

угощают

гостей

гостинцами,

дарят

подарки-самоделки.

Именно

дарят,

а

не

получают,

что

важно

для

воспитания.

Это

очень

органично для психики детей.

На наших праздниках, что характерно для народной традиции, нет просто

зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом

в соответствии со склонностями и способностями: кто-то лучший плясун,

кто-то первый запевала, а у кого-то замечательные актерские способности .

3

Народное воспитание очень важно - оно очень целомудренно и

ненавязчиво

готовит

из

мальчиков

-

мужчин-защитников,

а

из

девочек

-

женщин-матерей.

И еще, народное воспитание создает у детей осознание своей

сопричастности не только семье,

классу ,

школе, но и общностям более

высоких

порядков

(город,

народ).

Это

чувство

сопричастности

-

основа

будущего патриотизма.

4



В раздел образования