Напоминание

Проектная деятельность с этнокультурным содержанием на уроках математики в МБОУ ЦО Наследие д. Урмикеево, как воспитывающая среда по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.


Автор: Файзиева Лариса Саитовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ ЦО Наследие
Населённый пункт: Свердловская область, Нижнесергинский район, д. Урмикеево
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность с этнокультурным содержанием на уроках математики в МБОУ ЦО Наследие д. Урмикеево, как воспитывающая среда по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.
Раздел: среднее образование





Назад




Файзиева Лариса Саитовна,

учитель математики,

МБОУ ЦО «Наследие» д. Урмикеево

Нижнесергинского района

Свердловской области

Направление Форума: Воспитывающий потенциал урока, занятия внеурочной деятельности

в школе.

Тема: Проектная деятельность с этнокультурным содержанием на уроках математики

в

МБОУ ЦО Наследие д. Урмикеево, как воспитывающая среда по духовно-нравственному развитию и

воспитанию обучающихся.

Духовная дезинтеграция общества, девальвация ценностей старшего поколения и размытость

жизненных ориентиров молодежи привели к тому, что современная Россия

- лидер по числу

социальных сирот, количеству разводов, самоубийств, уровню смертности от потребления алкоголя

и наркотиков. В демографическом плане страна оказалось у черты, за которой может начинаться

ф и з и ч е с к о е

в ы р о ж д е н и е

н а ц и и .

(Концепция

духовно-нравственного

развития

и воспитания личности гражданина России).

Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее глубоко

духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому

именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная

жизнь

школьника.

Задача

духовно-нравственного

воспитания

состоит

в

том,

чтобы

социально

необходимые

требования

общества

(

долг,

честь,

совесть,

достоинство)

стали

внутренними

стимулами каждого ребенка.

Воспитание по духовно-нравственному развитию, социализации обучающихся

в нашей

школе осуществляется через всю систему работы образовательного учреждения. В данной статье

описывается

воспитательная

роль

проектных,

исследовательских

работ

по

математике

с

этнокультурным содержанием.

Данная

технология

развивает

способность

критического

мышления,

в

том

числе

критического подхода к источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеиванию

второстепенных или сомнительных данных, формирует способность к самообучению. В проектной

деятельности осуществляется целенаправленное воздействие на процесс выполнения учащимся

мыслительных операций с целью получения наиболее эффективных решений проблемных ситуаций,

что ведет к развитию культуры мышления.

Проектная работа начинается с составления плана, определения временных рамок, выявление

его актуальности. Аналитический этап – это исследовательская работа учащихся и самостоятельное

получение новых сведений через знания жителей деревни, учителей, местной администрации,

работников

сельского

дома

культуры,

мечети,

медресе.

Учащиеся

работают

с

материалами

из

школьного музея, средств массовой информации, Интернета. Далее информация анализируется,

систематизируется и связывается с математикой, составляются математические задачи. Конечным

этапом проекта является его оформление, составление презентации и выступление на уровне школы,

района.

С учащимися в течение 3 лет были реализованы следующие проектные работы: «Геометрия в

татарском

орнаменте»,

«Математический

справочник

по

деревне

Урмикеево»,

«Математика

в

школьном музее», «Туристический маршрут по деревне Урмикеево в числах, величинах и задачах».

Образовательный

потенциал

таких

проектных

работ

заключается

в

повышении

мотивации

по

получению дополнительных знаний по математике, в самостоятельности при постановке задач

проекта,

рефлексии

и

интерпретации

результатов,

но

главная

цель

сохранение

культурного

наследия деревни. В ходе работы по написанию проектов учащиеся узнают очень много новой

информации о своей деревне, о ее жителях, об истории возникновения различных объектов своей

малой Родины. Безусловно данные работы не только вооружают обучающихся целостной культурой

организации проектной деятельности, развивают у них способности к генерации идей, их анализу,

самостоятельному принятию решения, но и имеют огромную воспитательную роль.

Такая

творческая

проектная

деятельность

создает

условия

для

воспитания

личности

школьника, раскрытия у молодежи патриотических чувств, осознания личной принадлежности к

истории,

бережного

отношения

к

культурному

наследию;

расширяет

коммуникативные

возможности для современного молодого человека через коллективную проектную деятельность.

Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации,

научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в

силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в современном обществе,

к меняющимся условиям жизни, правильно будет ориентироваться в выборе профессии и будет жить

творческой жизнью.



В раздел образования