Автор: Файзиева Лариса Саитовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ ЦО Наследие
Населённый пункт: Свердловская область, Нижнесергинский район, д. Урмикеево
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность с этнокультурным содержанием на уроках математики в МБОУ ЦО Наследие д. Урмикеево, как воспитывающая среда по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.
Раздел: среднее образование
Файзиева Лариса Саитовна,
учитель математики,
МБОУ ЦО «Наследие» д. Урмикеево
Нижнесергинского района
Свердловской области
Направление Форума: Воспитывающий потенциал урока, занятия внеурочной деятельности
в школе.
Тема: Проектная деятельность с этнокультурным содержанием на уроках математики
в
МБОУ ЦО Наследие д. Урмикеево, как воспитывающая среда по духовно-нравственному развитию и
воспитанию обучающихся.
Духовная дезинтеграция общества, девальвация ценностей старшего поколения и размытость
жизненных ориентиров молодежи привели к тому, что современная Россия
- лидер по числу
социальных сирот, количеству разводов, самоубийств, уровню смертности от потребления алкоголя
и наркотиков. В демографическом плане страна оказалось у черты, за которой может начинаться
ф и з и ч е с к о е
в ы р о ж д е н и е
н а ц и и .
(Концепция
духовно-нравственного
развития
и воспитания личности гражданина России).
Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее глубоко
духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому
именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная
жизнь
школьника.
Задача
духовно-нравственного
воспитания
состоит
в
том,
чтобы
социально
необходимые
требования
общества
(
долг,
честь,
совесть,
достоинство)
стали
внутренними
стимулами каждого ребенка.
Воспитание по духовно-нравственному развитию, социализации обучающихся
в нашей
школе осуществляется через всю систему работы образовательного учреждения. В данной статье
описывается
воспитательная
роль
проектных,
исследовательских
работ
по
математике
с
этнокультурным содержанием.
Данная
технология
развивает
способность
критического
мышления,
в
том
числе
критического подхода к источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеиванию
второстепенных или сомнительных данных, формирует способность к самообучению. В проектной
деятельности осуществляется целенаправленное воздействие на процесс выполнения учащимся
мыслительных операций с целью получения наиболее эффективных решений проблемных ситуаций,
что ведет к развитию культуры мышления.
Проектная работа начинается с составления плана, определения временных рамок, выявление
его актуальности. Аналитический этап – это исследовательская работа учащихся и самостоятельное
получение новых сведений через знания жителей деревни, учителей, местной администрации,
работников
сельского
дома
культуры,
мечети,
медресе.
Учащиеся
работают
с
материалами
из
школьного музея, средств массовой информации, Интернета. Далее информация анализируется,
систематизируется и связывается с математикой, составляются математические задачи. Конечным
этапом проекта является его оформление, составление презентации и выступление на уровне школы,
района.
С учащимися в течение 3 лет были реализованы следующие проектные работы: «Геометрия в
татарском
орнаменте»,
«Математический
справочник
по
деревне
Урмикеево»,
«Математика
в
школьном музее», «Туристический маршрут по деревне Урмикеево в числах, величинах и задачах».
Образовательный
потенциал
таких
проектных
работ
заключается
в
повышении
мотивации
по
получению дополнительных знаний по математике, в самостоятельности при постановке задач
проекта,
рефлексии
и
интерпретации
результатов,
но
главная
цель
–
сохранение
культурного
наследия деревни. В ходе работы по написанию проектов учащиеся узнают очень много новой
информации о своей деревне, о ее жителях, об истории возникновения различных объектов своей
малой Родины. Безусловно данные работы не только вооружают обучающихся целостной культурой
организации проектной деятельности, развивают у них способности к генерации идей, их анализу,
самостоятельному принятию решения, но и имеют огромную воспитательную роль.
Такая
творческая
проектная
деятельность
создает
условия
для
воспитания
личности
школьника, раскрытия у молодежи патриотических чувств, осознания личной принадлежности к
истории,
бережного
отношения
к
культурному
наследию;
расширяет
коммуникативные
возможности для современного молодого человека через коллективную проектную деятельность.
Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации,
научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в
силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в современном обществе,
к меняющимся условиям жизни, правильно будет ориентироваться в выборе профессии и будет жить
творческой жизнью.