Автор: Деркач Лидия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ№57"
Населённый пункт: Иркутская область, г. Братск
Наименование материала: мастер класс
Тема: Методическая работа с детьми по развитию познавательно-исследовательской деятельности
Раздел: дошкольное образование
Мастер класс
«экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Что и как? Почему и зачем?
Как ответить успеть детям всем?
И родителям знания дать –
Что смешать? Как смешать? С чем смешать?
И в солнце, и в дождь,
И в любую погоду
Изучаем с детьми неживую, живую природу.
Интерес к окружающим объектам неживой и живой природы у детей появляется очень
рано. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий,
переживаний. Ребенок изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком,
носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. «Лучше один раз увидеть, чем сто
раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать,
сделать своими руками», - утверждают педагоги-практики.
Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя
поддержать их стремление исследовать все и вся. Пусть даже при этом пострадает
красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А вот
исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически
невозможно. Помните замечательное стихотворение Самуила Яковлевича Маршака:
Он взрослых изводил вопросом "Почему?"
Его прозвали "Маленький философ".
Но только он подрос, как начали ему,
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому,
Не задает вопросов "Почему?"
Именно исследовательская деятельность дает возможность нам воспитателям помочь
детям найти ответы на свои вопросы самостоятельно, активизировать, развить детский
интерес к окружающему миру.
Для организации развития исследовательской деятельности с детьми старшего
дошкольного возраста, я поставила перед собой цель и задачи,
Они представлены перед вами на экране
Цель - создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка
старшего дошкольного возраста средствами детского экспериментирования.
Задачи:
- Формировать у детей дошкольного возраста, диалектическое мышление, т.е.
способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
- Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.
- Развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств: символов,
моделей, схем, условных знаков.
- Развивать речь детей в процессе развития умений анализировать, сравнивать,
обобщать, ставить цель, планировать свои действия, делать выводы.
1
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении
экспериментов, умение работать в коллективе.
- Приобщать детей к многообразию и красоте окружающего мира, воспитывать
экологическую культуру поведения.
- Активное вовлечение родителей в совместную экспериментальную деятельность с
детьми.
Для организации исследовательской деятельности я создала определенные условия:
- Организовала предметно - развивающую среду.
- Разработала модель педагогической системы по формированию исследовательской
деятельности дошкольников.
- Выстроила образовательную деятельность с постепенным возрастанием
самостоятельности совместного поиска.
- Составила перспективный план проведения опытов и экспериментов.
- Разработала проекты: исследовательские, творческие.
- Разработала методические пособия.
- Подобрала дидактический материал.
Назовите основное оборудование уголка экспериментирования?:
- Приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
- Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл,
керамика).
- Природный материал: камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.
-Утилизированный материал: проволока, ткани, пластмасса, пробки и др.
- Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.
- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.
- Красители: гуашь, акварельные краски и др.
Какие требования на ваш взгляд необходимо учитывать при оборудовании уголка
экспереминтирования?:
• безопасность для жизни и здоровья детей
• достаточность
• доступность расположения.
Основное содержание экологических исследований, проводимых с детьми,
предполагает формирование у них следующих представлений:
Живая природа:
- Знакомство с характерными особенностями сезонов разных природно-климатических
зон, с многообразием живых организмов и их умением приспосабливаться к окружающей
среде.
- Знакомство с миром растений: особенности поверхности овощей и фруктов, их форма,
цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма,
расположение почек; сравнение цветов и других растений.
Неживая природа: воздух, почва, вода, ветер, магниты, звук, свет.
- О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца,
снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).
- Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд,
2
иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).
- Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
При проведении эксперимента необходимо соблюдать определенную последовательность
- Фиксация результатов в календарях погоды, в дневниках.
Использую следующие способы фиксации результатов исследования:
1. Зарисовка опытов в виде рисунков схем;
2. Составление рассказов (оформление книги «Воздух везде»);
3. Изготовление аппликаций, в виде коллажа.
Каких правил должен придерживаться педагог организуя экспериментальную
деятельность?
- Критика - враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей.
- Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его
ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.
- Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.
- Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.
- Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери
интереса у детей.
- Подводить итоги эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети
должны сами назвать поставленную проблему, сформулировать правильный вывод и
оценить свою работу.
3этап - Практический
А сейчас, уважаемые коллеги, перейдем к практической части.
Предлагаю вам, разделиться на три команды, возьмите фишки и займите свои места за
столами.
Воспитатель:
Вы вспомните детство, как вас обучали - хорошо?
Поэтому умными взрослыми стали!
Звенит колокольчик, и чудо вас ждет! (звенит колокольчик)
Встаньте дружно все сейчас, наконец, настал тот час!
Вы дружно поклонитесь и в детей тесь.
Ребята, у нас есть два варианта игры: стать волшебниками или пригласить в гости мудрую
тетушку сову.
В гости к нам пришла тетушка Сова.
Приготовила вам интересные задания, хотите поиграть?
Тогда начнем:
1 опыт:
У меня две бутылки (одна с водой, вторая пустая).
- Что находится в бутылках? -
Ответы: вода, вторая пустая; вода, во второй воздух.
Что вы видите во второй бутылке? Почему ничего не видно? (воздух невидимый)
- Как можно доказать, что во второй бутылке воздух? Надавить на бутылку, поднести к
лицу и почувствуете, как воздух выходит из бутылки.
Что мы узнали, надавив на бутылку?
Вывод: В бутылке есть воздух, при надавливании он выходит из нее. Весь ли воздух
вышел из бутылки при надавливании?
3
- Как можно удалить из бутылки весьвоздух? Опустить бутылку в таз с водой. Что мы
видим, когда опускаем бутылку в воду?
Зачем ты опускаешь бутылку в воду? Что ты
хочешь узнать?
- Мы видим из горлышка выходят пузыри. Это вода вытесняет воздух из бутылки. Остался
ли воздух в бутылке? Почему ты так думаешь?
Вода выдавила воздух в бутылке и заняла его место.
Что мы узнали, проделав два опыта?
Вывод: большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены
воздухом.
Посмотрите вокруг себя, и скажите, где еще находится воздух?
В стакане, в коробке, в тарелке, в корзине.
2 опыт:
С бутылкой, в которой воздух мы поиграли, теперь поиграем с бутылкой, в которой вода.
Совушка спрашивает вас: « Что произойдет с водой, если проколоть бутылку спицей или
шилом?» Ответы:
Как можно проверить? Проделать опыт, проколоть бутылку.
Прокалывать бутылку надо снизу, сделайте три, четыре прокола.
Кто был прав? Что произошло с водой? Она не выливается.
Интересно да, дырочки есть, а вода не выливается.
Давайте откроем пробку у бутылки.
Вода начинает выливаться.
- Почему вода стала выливаться? Ответы детей.
Что находится вокруг нас? А воздух имеет вес? Над горлышком бутылки находится
воздух, он имеет вес, значит, он что делает, давит н воду своим весом, и под его давлением
вода вытекает.
Итак, когда мы открыли пробку, что произошло?
Вывод: когда мы открутили пробку, воздух стал давить на воду, и она потекла.
Закройте бутылку пробкой, почему вода перестала бежать?
Воздух перестал давить на воду, ему мешает пробка.
Уважаемые коллеги, какую ошибку допустил воспитатель, проделав этот опыт с
детьми?
-Это демонстрационный опыт, его должен проводить воспитатель, давать спицы детям
нельзя по технике безопасности.
Фронтально с детьми этот опыт проводить нельзя.
Задание детям: зарисуйте опыт. Дети самостоятельно зарисовывают. Рассматриваем
варианты. Дети рассказывают, что они зарисовали, как проделывали опыт.
Вопрос педагогам: Что сейчас делали дети?
Дети составили алгоритм проведения опыта.
Физ. минутка:
Предлагаю вам погрузиться в мир звуков природы, сядьте удобно, расслабьтесь,
закройте глаза и слушайте. Звучат разные музыкальные шумы.
Что вы слышали? (Шум ветра, шум дождя, шум моря)
Продолжим нашу работу.
3 опыт:
Совушка просит, достать из стакана с водой, кусочек льда.
Сможем ли мы это сделать. Как?
Не получается?
4
Руками нельзя доставать, ложкой тоже.
Совушка прислала нам подсказку (алгоритм проведения опыта на экране). Дети
рассматривают, и говорят, что надо сделать: Положить на лед нитку посыпать солью,
немножко подождать и потянуть за ниточку.
Дети выполняют опыт, достают лед из стакана.
Почему вы достали лед?
Нитка прилипла ко льду.
Почему она прилипла?
Если на лед положить нитку и посыпать сверху солью, то под солью лед начинает
подтаивать, нитка примерзает ко льду.
4 опыт демонстрационный: «Можно ли погасить свечу, если не прикасаться к ней, не
задувать и не заливать водой? »
Как это можно сделать? Варианты детей. Все проверяем.
Воспитатель показывает, как можно погасить свечу, накрыв её стеклянной банкой
.
Свеча стоит на подставке, что находиться вокруг нее? Воздух.
Когда мы накрыли свечу банкой, мы перекрыли доступ воздуха к огню. Свеча погасла
сразу? Нет, она еще некоторое время горела. Почему погасла свеча? В банке кончился
воздух. Что нужно чтобы горела свеча?
Вывод: Для горения свечи, нужен воздух.
Молодцы ребята, вы отлично справились со всеми заданиями тетушки Совы.
Внимательно слушали объяснения, делали опыты аккуратно, помогали друг другу. Все ли
у вас получилось с первого раза? Что вам было трудно делать?
Какой опыт понравился больше всего? Почему?
Я думаю, что она очень довольна вами. Тетушка Сова дарит вам подарки, воспитатель
раздает буклеты, памятки.
Вы дружно поклонитесь и во взрослых превратитесь!
Уважаемые коллеги, проведем рефлексию:
1. Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса.
2. Полезна ли была вам информация мастер - класса.
3. Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию и желание применять
его в своей работе прошу вас прикрепить к дереву красные яблоки, информации
недостаточно – желтые, если полученная информация не представляет для вас ценности -
зеленые.
Благодарю за сотрудничество!
5