Напоминание

Методическая работа с детьми по развитию познавательно-исследовательской деятельности


Автор: Деркач Лидия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ№57"
Населённый пункт: Иркутская область, г. Братск
Наименование материала: мастер класс
Тема: Методическая работа с детьми по развитию познавательно-исследовательской деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер класс

«экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Что и как? Почему и зачем?

Как ответить успеть детям всем?

И родителям знания дать –

Что смешать? Как смешать? С чем смешать?

И в солнце, и в дождь,

И в любую погоду

Изучаем с детьми неживую, живую природу.

Интерес к окружающим объектам неживой и живой природы у детей появляется очень

рано. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий,

переживаний. Ребенок изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком,

носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. «Лучше один раз увидеть, чем сто

раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать,

сделать своими руками», - утверждают педагоги-практики.

Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя

поддержать их стремление исследовать все и вся. Пусть даже при этом пострадает

красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А вот

исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически

невозможно. Помните замечательное стихотворение Самуила Яковлевича Маршака:

Он взрослых изводил вопросом "Почему?"

Его прозвали "Маленький философ".

Но только он подрос, как начали ему,

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому,

Не задает вопросов "Почему?"

Именно исследовательская деятельность дает возможность нам воспитателям помочь

детям найти ответы на свои вопросы самостоятельно, активизировать, развить детский

интерес к окружающему миру.

Для организации развития исследовательской деятельности с детьми старшего

дошкольного возраста, я поставила перед собой цель и задачи,

Они представлены перед вами на экране

Цель - создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка

старшего дошкольного возраста средствами детского экспериментирования.

Задачи:

- Формировать у детей дошкольного возраста, диалектическое мышление, т.е.

способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

- Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.

- Развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств: символов,

моделей, схем, условных знаков.

- Развивать речь детей в процессе развития умений анализировать, сравнивать,

обобщать, ставить цель, планировать свои действия, делать выводы.

1

- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении

экспериментов, умение работать в коллективе.

- Приобщать детей к многообразию и красоте окружающего мира, воспитывать

экологическую культуру поведения.

- Активное вовлечение родителей в совместную экспериментальную деятельность с

детьми.

Для организации исследовательской деятельности я создала определенные условия:

- Организовала предметно - развивающую среду.

- Разработала модель педагогической системы по формированию исследовательской

деятельности дошкольников.

- Выстроила образовательную деятельность с постепенным возрастанием

самостоятельности совместного поиска.

- Составила перспективный план проведения опытов и экспериментов.

- Разработала проекты: исследовательские, творческие.

- Разработала методические пособия.

- Подобрала дидактический материал.

Назовите основное оборудование уголка экспериментирования?:

- Приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;

- Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл,

керамика).

- Природный материал: камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.

-Утилизированный материал: проволока, ткани, пластмасса, пробки и др.

- Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.

- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.

- Красители: гуашь, акварельные краски и др.

Какие требования на ваш взгляд необходимо учитывать при оборудовании уголка

экспереминтирования?:

• безопасность для жизни и здоровья детей

• достаточность

• доступность расположения.

Основное содержание экологических исследований, проводимых с детьми,

предполагает формирование у них следующих представлений:

Живая природа:

- Знакомство с характерными особенностями сезонов разных природно-климатических

зон, с многообразием живых организмов и их умением приспосабливаться к окружающей

среде.

- Знакомство с миром растений: особенности поверхности овощей и фруктов, их форма,

цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма,

расположение почек; сравнение цветов и других растений.

Неживая природа: воздух, почва, вода, ветер, магниты, звук, свет.

- О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца,

снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).

- Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд,

2

иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).

- Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

При проведении эксперимента необходимо соблюдать определенную последовательность

- Фиксация результатов в календарях погоды, в дневниках.

Использую следующие способы фиксации результатов исследования:

1. Зарисовка опытов в виде рисунков схем;

2. Составление рассказов (оформление книги «Воздух везде»);

3. Изготовление аппликаций, в виде коллажа.

Каких правил должен придерживаться педагог организуя экспериментальную

деятельность?

- Критика - враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей.

- Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его

ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.

- Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.

- Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.

- Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери

интереса у детей.

- Подводить итоги эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети

должны сами назвать поставленную проблему, сформулировать правильный вывод и

оценить свою работу.

3этап - Практический

А сейчас, уважаемые коллеги, перейдем к практической части.

Предлагаю вам, разделиться на три команды, возьмите фишки и займите свои места за

столами.

Воспитатель:

Вы вспомните детство, как вас обучали - хорошо?

Поэтому умными взрослыми стали!

Звенит колокольчик, и чудо вас ждет! (звенит колокольчик)

Встаньте дружно все сейчас, наконец, настал тот час!

Вы дружно поклонитесь и в детей тесь.

Ребята, у нас есть два варианта игры: стать волшебниками или пригласить в гости мудрую

тетушку сову.

В гости к нам пришла тетушка Сова.

Приготовила вам интересные задания, хотите поиграть?

Тогда начнем:

1 опыт:

У меня две бутылки (одна с водой, вторая пустая).

- Что находится в бутылках? -

Ответы: вода, вторая пустая; вода, во второй воздух.

Что вы видите во второй бутылке? Почему ничего не видно? (воздух невидимый)

- Как можно доказать, что во второй бутылке воздух? Надавить на бутылку, поднести к

лицу и почувствуете, как воздух выходит из бутылки.

Что мы узнали, надавив на бутылку?

Вывод: В бутылке есть воздух, при надавливании он выходит из нее. Весь ли воздух

вышел из бутылки при надавливании?

3

- Как можно удалить из бутылки весьвоздух? Опустить бутылку в таз с водой. Что мы

видим, когда опускаем бутылку в воду?

Зачем ты опускаешь бутылку в воду? Что ты

хочешь узнать?

- Мы видим из горлышка выходят пузыри. Это вода вытесняет воздух из бутылки. Остался

ли воздух в бутылке? Почему ты так думаешь?

Вода выдавила воздух в бутылке и заняла его место.

Что мы узнали, проделав два опыта?

Вывод: большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены

воздухом.

Посмотрите вокруг себя, и скажите, где еще находится воздух?

В стакане, в коробке, в тарелке, в корзине.

2 опыт:

С бутылкой, в которой воздух мы поиграли, теперь поиграем с бутылкой, в которой вода.

Совушка спрашивает вас: « Что произойдет с водой, если проколоть бутылку спицей или

шилом?» Ответы:

Как можно проверить? Проделать опыт, проколоть бутылку.

Прокалывать бутылку надо снизу, сделайте три, четыре прокола.

Кто был прав? Что произошло с водой? Она не выливается.

Интересно да, дырочки есть, а вода не выливается.

Давайте откроем пробку у бутылки.

Вода начинает выливаться.

- Почему вода стала выливаться? Ответы детей.

Что находится вокруг нас? А воздух имеет вес? Над горлышком бутылки находится

воздух, он имеет вес, значит, он что делает, давит н воду своим весом, и под его давлением

вода вытекает.

Итак, когда мы открыли пробку, что произошло?

Вывод: когда мы открутили пробку, воздух стал давить на воду, и она потекла.

Закройте бутылку пробкой, почему вода перестала бежать?

Воздух перестал давить на воду, ему мешает пробка.

Уважаемые коллеги, какую ошибку допустил воспитатель, проделав этот опыт с

детьми?

-Это демонстрационный опыт, его должен проводить воспитатель, давать спицы детям

нельзя по технике безопасности.

Фронтально с детьми этот опыт проводить нельзя.

Задание детям: зарисуйте опыт. Дети самостоятельно зарисовывают. Рассматриваем

варианты. Дети рассказывают, что они зарисовали, как проделывали опыт.

Вопрос педагогам: Что сейчас делали дети?

Дети составили алгоритм проведения опыта.

Физ. минутка:

Предлагаю вам погрузиться в мир звуков природы, сядьте удобно, расслабьтесь,

закройте глаза и слушайте. Звучат разные музыкальные шумы.

Что вы слышали? (Шум ветра, шум дождя, шум моря)

Продолжим нашу работу.

3 опыт:

Совушка просит, достать из стакана с водой, кусочек льда.

Сможем ли мы это сделать. Как?

Не получается?

4

Руками нельзя доставать, ложкой тоже.

Совушка прислала нам подсказку (алгоритм проведения опыта на экране). Дети

рассматривают, и говорят, что надо сделать: Положить на лед нитку посыпать солью,

немножко подождать и потянуть за ниточку.

Дети выполняют опыт, достают лед из стакана.

Почему вы достали лед?

Нитка прилипла ко льду.

Почему она прилипла?

Если на лед положить нитку и посыпать сверху солью, то под солью лед начинает

подтаивать, нитка примерзает ко льду.

4 опыт демонстрационный: «Можно ли погасить свечу, если не прикасаться к ней, не

задувать и не заливать водой? »

Как это можно сделать? Варианты детей. Все проверяем.

Воспитатель показывает, как можно погасить свечу, накрыв её стеклянной банкой

.

Свеча стоит на подставке, что находиться вокруг нее? Воздух.

Когда мы накрыли свечу банкой, мы перекрыли доступ воздуха к огню. Свеча погасла

сразу? Нет, она еще некоторое время горела. Почему погасла свеча? В банке кончился

воздух. Что нужно чтобы горела свеча?

Вывод: Для горения свечи, нужен воздух.

Молодцы ребята, вы отлично справились со всеми заданиями тетушки Совы.

Внимательно слушали объяснения, делали опыты аккуратно, помогали друг другу. Все ли

у вас получилось с первого раза? Что вам было трудно делать?

Какой опыт понравился больше всего? Почему?

Я думаю, что она очень довольна вами. Тетушка Сова дарит вам подарки, воспитатель

раздает буклеты, памятки.

Вы дружно поклонитесь и во взрослых превратитесь!

Уважаемые коллеги, проведем рефлексию:

1. Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса.

2. Полезна ли была вам информация мастер - класса.

3. Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию и желание применять

его в своей работе прошу вас прикрепить к дереву красные яблоки, информации

недостаточно – желтые, если полученная информация не представляет для вас ценности -

зеленые.

Благодарю за сотрудничество!

5



В раздел образования