Напоминание

Игровая деятельность на уроках истории. (Федеральный государственный образовательныйстандарт) 5 класс.


Автор: Собянина Ольга Викторовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 15"
Населённый пункт: город Соликамск Пермского края
Наименование материала: Статья
Тема: Игровая деятельность на уроках истории. (Федеральный государственный образовательныйстандарт) 5 класс.
Раздел: среднее образование





Назад




Статью подготовила:

Учитель истории и обществознания:

Собянина Ольга Викторовна

МАОУ «СОШ № 15» г.Соликамск

Игровая деятельность на уроках истории.

(Федеральный государственный образовательныйстандарт)

5 класс.

В

последнее

время

объём

знаний,

умений

и

навыков,

заложенный

в

школьной

программе, все увеличивается, а количество часов, отведенное на изучение и закрепление

этих

знаний,

уменьшается.

Учащиеся

5

класса

входят

в

период

адаптации

после

начальной школы, и поэтому требуется особое внимание со стороны учителя. Учащиеся

обладают

разным

интеллектуальным

и

творческим

потенциалом,

что

выявляется

в

процессе контроля успеваемости. Вследствие этого подбираю материал, планирую уроки,

учитывая особенности каждого ребенка, т.е. осуществляя личностно-ориентированный

подход в обучении.

В современной школе ученик является субъектом образовательного процесса, ему

принадлежит ведущая роль: он анализирует, сопоставляет, делает выводы; он находится в

позиции исследователя. Считаю, что развитие творческих способностей школьников и

интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Самые ценные знания

не те, что получены в готовом виде, усвоены путем выучивания, а те, что добыты

самостоятельно, в ходе собственного исследовательского поиска. Л.Н. Толстой писал:

«Знание

только

тогда

знание,

когда

оно

приобретено

усилиями

своей

мысли,

а

не

памятью». В своей работе опираюсь на то, что главная задача школы – не только дать

знания учащимся, но и привить интерес к обучению, «научить учиться», а также очень

важно развивать способность к творчеству (креативность). Чтобы овладеть вниманием

современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. «Мышление

начинается

с

удивления»,

говорил Аристотель. Формирование интереса – одна из

важнейших

составных

частей

обучения.

Чтобы

вызвать,

поддерживать

и

развивать

интерес к предмету создаю элементы новизны на уроке; использую различные средства

обучения, в том числе и ТСО, применяю ИКТ; подбираю содержание дидактического

материала; применяю элементы занимательности, а также разнообразные формы ведения

уроков.

Но

особенно,

по

моему

мнению,

повышает

интерес

к

предмету

применение игровой деятельности. Таким образом, реализую требования к современному

уроку, используя в совокупности элементы образовательных технологий, но важной

тенденцией в построении урока для школьников среднего звена считаю использование

игровой технологии. Я ставлю перед собой следующие задачи:

1) создавать ситуацию педагогического общения через игровую деятельность;

2) формировать

у

учащихся

учебные

умения

в

процессе

игры,

применяемые

в

учебном процессе определенные дидактические навыки;

3) научить школьников:

– целеполаганию и планированию деятельности;

– поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из

информационного поля;

– практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и

нетиповых, ситуациях;

– самоанализу и рефлексии.

Решению

этих

задач

способствует

применение

игровой

технологии

на

уроках

истории. Я использую игру как вид деятельности на уроке, т.е. в качестве его фрагмента.

Как нетрадиционную форму организации учебного процесса, т.е. в качестве технологии

урока.

Выбор игровой деятельности обусловлен её функциями:

-игра является средством повышения интереса к предмету;

-является средством обучения (решает дидактические задачи);

-развивает творческие способности, самостоятельность, инициативность учащихся.

Л.В. Петрановская считает, что игра – это метод, словно специально созданный для

развития творческих способностей. В игре ребенок раскрепощается, а раскрепостившись,

способен творить и познавать в творчестве. М. Горький писал: «Игра – путь детей к

познанию мира». Поэтому игра признается не забавой для ребенка, а эффективным

средством активизации учебной деятельности. Дидактические игры, с одной стороны,

способствуют

формированию

внимания,

наблюдательности,

развитию

памяти,

мышления, самостоятельности, инициативы и, конечно, повышению интереса ребенка к

уроку.

С

другой

стороны,

эти

игры

решают

определенную

дидактическую

задачу:

изучения нового материала или повторения и закрепления пройденного, формирования

учебных умений и навыков.

Игровая

форма

занятий

создается

на

уроках

при

помощи

игровых

приемов

и

ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к

учебной деятельности.

Игру можно использовать при изучении любой темы, стоит только внести в урок

элемент соревновательности или предложить участникам войти в какую-то роль. Ребята

могут выступать в роли ученых-археологов, исследователей.

Любое

задание,

уже

немного

надоевшее,

можно,

используя,

игровой

прием,

превратить в увлекательное занятие. Например, простое задание отредактировать текст

можно преподнести с несколько иной точки зрения: “Представьте, что вы археолог, при

раскопках нашли глиняные таблички, надо прочитать текст. В глазах у ребят появляется

огонек, и они, посмотрев по-новому на самое обычное задание, приступают к работе.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по

основным направлениям:

- дидактическая цель ставится в форме игровой задачи;

-учебная деятельность подчиняется правилам игры;

-учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность

вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

-успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Так,

например,

урок-путешествие

«Древнии

Египет».

В

начале

урока

ставится

дидактическая цель в игровой форме (будем путешествовать по станциям), в ходе урока

выполняются задания по определенным правилам игры (путешествуем по станциям,

выполняя ряд задании). Каждое задание выполняется индивидуально, внося элемент

соревновательности, раздаются жетончики за правильные ответы, затем подсчитываются

для каждого и подводятся итоги. Таким образом, дети в процессе игры сами закрепляют

знания, они учатся целеполаганию, поиску информации, обращаясь к учебнику, к своему

опыту, и в конце урока, подводя итоги, учатся самоанализу и рефлексии. Пример:

Урок-путешествие: «Древний Египет».

Станции:

1.Картово ( на этой станции задания по карте)

2.Вопросово

(на

станции

задаются

простые

вопросы,

не

требующие

полного,

развернутого ответа)

3.Задачково (на этой станции предлагаются исторические задачи)

4.Кроссвордово (на станции предлагается решить кроссворд в паре) и др.

Можно самому придумывать название станции

Можно выделить основные аспекты целесообразности применения игр при обучении

истории:

– Происходит раскрепощение в поведении ребенка, а в связи с этим появляется

большая потребность в творческой самоактуализации личности:

– Возможно

создание

различных

ситуаций

(коммуникативных,

проблемных,

познавательных),

через

которые

происходит

развитие

познавательных

интересов

учащихся;

– Происходит

развитие

мышления

(аналитического,

синтезирующего,

аналитико-

синтезирующего, абстрактного), а также развитие как сенсорной, так и двигательной

сферы детей.

Существует

несколько

классификаций

игр.

Я

применяю игры-головоломки или

словесные

игры

в

качестве

элементов

урока.

Я

пользуюсь

дополнительными

источниками,

занимательным

дидактическим

материалом,

который

готовлю

в

распечатанном

виде,

либо

в

презентации

на

экране

с

помощью

компьютера.

При

изучении новых понятий активно использую словесные игры. Например,

1. ШТРИХВОРД, Тема: «Религия древнихегиптян»

р

х

р

а

м

р

е

ф

а

р

ж

а

л

н

о

а

р

й

и

к

л

я

е

м

г

а

в

т

ц

и

и

я

т

о

т

ф

Дети должны найти слова, связанные с изучаемой темой и зачеркнуть.

2. КРИПТОГРАММА, Например: И н п к л с и о ь-Клинопись; Р г ф и л и о е-

Иероглиф.

3.Слова, где есть буква «И». Например:

1.И

л

2.Н

И

л

3.П

а

п

И

р

у

с

4.О

а

з

И

с

5.М

е

м

ф

И

с

6.Ф

И

в

ы

4. Игра «ДА-НЕТ». Когда детям дается утверждения по теме, а они должны при помощи

руки согласится или нет с утверждением. Поднятая вверх рука- «да», рука на парте «нет».

Например:

1.Бог Египта- Амон Ра. (да).

2.Египтяне не люби животных. (нет). И т.д.

Самая

популярная

игра

это

кроссворд.

Я

использую

кроссворды

на

уроках-

закрепления в завершение изучения раздела. Составляются кроссворды из терминов и

понятий изученной темы. Они помогают расширить словарный запас и приучают детей к

самостоятельной работе с толковыми словарями. Например:

По горизонтали:

1.Люди, состоящие на службе у фараона или вельможи.

3.Земледельцы должны были заплатить в казну частью урожая и скотом.

4.Царские советники, военачальники.

5.Кожаное ведро для полива садов и огородов

7.Мелкий предмет для оберега египтянина.

8.Яма, которую копали египтяне для орошения полей, удаленных от Нила.

По вертикали:

2.Коврик, сплетенный из соломы, травы или тростника.

6.Правитель Египта.

Кроссворд по теме: «Древний Египет»

Ролевые,

сюжетные

игры

использую

в

качестве

части

занятия.

Для

учащихся

среднего звена чаще использую Ролевые игры. Например, учащиеся выступают в роли

ученых-археологов.

1.Восстанавливают текст: «Гробница фараона Тутанхамона"(используя текст

параграфа)

Во … тысячелетии египтяне перестали … пирамиды, они хоронили своих фараонов

в помещениях … . Одна гробница осталась … . Печать фараона на дверях … . Никто не

входил сюда более … тыс.лет. Посреди первой комнаты стоял … -на …, покрытый

золотом. Здесь же были предметы: …, …, …, …. . В главной комнате находился …, а в

нем …, а в нем … . Лишь в последнем … покоилась мумия фараона … .

2.Работа с историческими документами. Тема: «Древнее Двуречье»

Геродот. История

193... .Вся Вавилония, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой

из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля

производит,

безусловно,

самые

лучшие

плоды

Деметры

(древнегреческая

богиня

плодородия). Напротив, плодовые деревья там даже вообще не произрастают: ни

смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина. Что же до плодов Деметры, то земля

приносит их в таком изобилии, что урожай здесь вообще сам-двести, В (в хорошие

годы) даже сам-триста. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырех

пальцев в ширину. Что просо и сезам (масличное растение) бывают там высотой с

дерево, мне хорошо известно, но я не стану рассказывать об этом. Я знаю ведь, сколь

большое недоверие встретит мой рассказ о плодородии разных хлебных злаков у тех,

кто сам не побывал в Вавилонии. Оливкового масла вавилоняне совсем не употребляют,

но

только

из

сезама.

Повсюду

на

равнине

растут

там

финиковые

пальмы,

в

большинстве плодоносные. Из плодов пальм приготовляют хлеб, вино и мед...

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.М., 1987. С. 58.

Вопросы к документу:

-Какая земля существовала в Древнем Двуречье?

-Какие культуры выращивали жители этой страны?

-Какие занятия существовали у жителей Двуречья?

3. Зашифрованное письмо. Каждой букве соответствует цифра. Например.

а

б в

г

д е

ж з

и к

л м н о п р с

т

у ф х ц ч ш щ ь

э

ю я

1 2 3 4 5 6 7

8 9 1

0

1

1

1

2

1

3

1

4

1

5

1

6

1

7

1

8

1

9

2

0

2

1

2

2

2

3

2

4

2

5

2

6

2

7

2

8

2

9

Пример зашифрованного предложения:

6 4 9 15 6 18 - 17 18 16 1 13 1 13 1 2 6 16 6 4 1 21 13 9 11 1.

Египет-страна на берегах Нила

Игровая

деятельность

предполагает

различные

формы

организации

учебного

процесса: индивидуальная, фронтальная, парная и групповая. Эти формы организации

учебной

деятельности

способствуют

формированию

коммуникативных

навыков,

дискуссионной культуры учащихся, диалогизации учебного процесса. Групповая работа,

или обучение в сотрудничестве – это модель организации деятельности учащихся в

составе малых групп, при которой все они вовлечены в совместную деятельность с

личной ответственностью за собственные действия и действия каждого.

Компьютерная

поддержка

уроков

истории

органически

включается

в

систему

традиционных средств обучения, создает комфортные эмоционально-психологические

условия для обучения, повышает уровень наглядности, вызывает интерес учащихся на

уроке, а также позволяет экономить время.

Для осуществления обратной связи и объективного контроля в структуре урока

учитываю

возможность

использования

разных

видов

текущих

проверочных

и

контрольных работ, которые дают возможность своевременно выявить пробелы в знаниях

учащихся и в соответствии с полученными результатами корректировать свою работу. В

процессе игры контроль и оценка знаний происходит при выполнении конкурсных

заданий, письменных работ чаще индивидуальных. Каждый получает задание, выполняет

свою работу, которая впоследствии и оценивается. Конкурсные задания проводятся в

виде тестов, творческих работ (написание мини-сочинения на заданную тему, например:

«Один

день

из

жизни

земледельца-египтянина»).

Другие

задания:

«Закончи

предложение»,

решение

исторических

задач

(математическими

действиями

-

Лента

времени), тесты, понятия-определения, соотнесение понятий и определений, таблицы,

сравнительные таблицы (например. страны Египет и Древнее Двуречье), пропущенные

буквы в словах (например, А..Н-АМОН, Ф….Н-ФАРАОН)

Классификации игр.

По времени и условиям проведения (объёму) игры делятся на урок-игру, игру –

элемент урока, игру – внеклассное мероприятие.

По особенностям содержания и форм проведения выделяют:

– ролевые (игры-импровизации, деловые игры);

– сюжетные (урок-соревнование, урок-путешествие, урок-праздник);

– имитационные;

– игры-головоломки, или словесные игры (ребусы, кроссворды, загадки, анаграммы,

метаграммы, палиндромы, шарады, логогрифы);

– предметные.

По

количеству

участников

игры –

индивидуальные,

парные,

групповые,

общеклассные.

По

доминирующему

признаку –

развивающие:

восприятие,

мышление,

познавательные интересы, внимание.

Классификация

игр

Л.

Петрановской,

в

которой

игры

объединены

в

группы

в

соответствии

с

общей

методической

целью

развитием

определенной

грани

способностей.

1)

учебные – наиболее простые и традиционные, помогающие закрепить учебный

материал и приобрести устойчивый навык применения знаний;

2)

комбинаторные – играющий работает с материальной стороной языкового знака

(слова). Требуются умения быстро и эффективно просчитывать варианты, подбирать

комбинации, эти игры существенно активизируют словарный запас (гибриды);

3)

аналитические –

игры,

развивающие

аналитическое

мышление,

помогают

приобрести навык логического анализа, научающие видеть закономерности, общность и

развитие, причину и следствие (классификация);

4)

ассоциативные –

обращаются

к

ассоциативному

мышлению,

поиск

сравнения,

разгадывание намёка (сравнения);

5)

контекстные – привлекают внимание к сложным смысловым связям в тексте,

развивают

способность

интерпретировать,

понимать

то,

что

прямо

не

выражено,

и

наоборот, передавать информацию разными способами (автопортрет);

6)

языковые – эксперименты с языковыми единицами и закономерностями (шифр);

7)

творческие

задания –

задания

на

сочинительство

с

соблюдением

некоторых

условий, они способствуют развитию фантазии и изобретательности в использовании

средств

языка,

а

также

способности

контролировать

и

критически

оценивать

свою

творческую работу (сериал).

Литература:

1.Селевко Г.К. Игровые технологии // Школьные технологии, № 4, 2006.

2. Сто игр на уроках истории.

Работаю в пятых классах по комплекту учебников:

История Древнего мира: учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений/

(Вигасин А.А, Годер Г.И..) – М.: Просвещение, 2015.

Дополнительно использую:

История Древнего мира. Рабочая тетрадь для 5 класса. В 2-х ч. – М.: Издательский

Дом «Просвещение», 2015.



В раздел образования