Автор: Собянина Ольга Викторовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 15"
Населённый пункт: город Соликамск Пермского края
Наименование материала: Статья
Тема: Игровая деятельность на уроках истории. (Федеральный государственный образовательныйстандарт) 5 класс.
Раздел: среднее образование
Статью подготовила:
Учитель истории и обществознания:
Собянина Ольга Викторовна
МАОУ «СОШ № 15» г.Соликамск
Игровая деятельность на уроках истории.
(Федеральный государственный образовательныйстандарт)
5 класс.
В
последнее
время
объём
знаний,
умений
и
навыков,
заложенный
в
школьной
программе, все увеличивается, а количество часов, отведенное на изучение и закрепление
этих
знаний,
уменьшается.
Учащиеся
5
класса
входят
в
период
адаптации
после
начальной школы, и поэтому требуется особое внимание со стороны учителя. Учащиеся
обладают
разным
интеллектуальным
и
творческим
потенциалом,
что
выявляется
в
процессе контроля успеваемости. Вследствие этого подбираю материал, планирую уроки,
учитывая особенности каждого ребенка, т.е. осуществляя личностно-ориентированный
подход в обучении.
В современной школе ученик является субъектом образовательного процесса, ему
принадлежит ведущая роль: он анализирует, сопоставляет, делает выводы; он находится в
позиции исследователя. Считаю, что развитие творческих способностей школьников и
интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Самые ценные знания
не те, что получены в готовом виде, усвоены путем выучивания, а те, что добыты
самостоятельно, в ходе собственного исследовательского поиска. Л.Н. Толстой писал:
«Знание
только
тогда
знание,
когда
оно
приобретено
усилиями
своей
мысли,
а
не
памятью». В своей работе опираюсь на то, что главная задача школы – не только дать
знания учащимся, но и привить интерес к обучению, «научить учиться», а также очень
важно развивать способность к творчеству (креативность). Чтобы овладеть вниманием
современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. «Мышление
начинается
с
удивления»,
–
говорил Аристотель. Формирование интереса – одна из
важнейших
составных
частей
обучения.
Чтобы
вызвать,
поддерживать
и
развивать
интерес к предмету создаю элементы новизны на уроке; использую различные средства
обучения, в том числе и ТСО, применяю ИКТ; подбираю содержание дидактического
материала; применяю элементы занимательности, а также разнообразные формы ведения
уроков.
Но
особенно,
по
моему
мнению,
повышает
интерес
к
предмету
применение игровой деятельности. Таким образом, реализую требования к современному
уроку, используя в совокупности элементы образовательных технологий, но важной
тенденцией в построении урока для школьников среднего звена считаю использование
игровой технологии. Я ставлю перед собой следующие задачи:
1) создавать ситуацию педагогического общения через игровую деятельность;
2) формировать
у
учащихся
учебные
умения
в
процессе
игры,
применяемые
в
учебном процессе определенные дидактические навыки;
3) научить школьников:
– целеполаганию и планированию деятельности;
– поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из
информационного поля;
– практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и
нетиповых, ситуациях;
– самоанализу и рефлексии.
Решению
этих
задач
способствует
применение
игровой
технологии
на
уроках
истории. Я использую игру как вид деятельности на уроке, т.е. в качестве его фрагмента.
Как нетрадиционную форму организации учебного процесса, т.е. в качестве технологии
урока.
Выбор игровой деятельности обусловлен её функциями:
-игра является средством повышения интереса к предмету;
-является средством обучения (решает дидактические задачи);
-развивает творческие способности, самостоятельность, инициативность учащихся.
Л.В. Петрановская считает, что игра – это метод, словно специально созданный для
развития творческих способностей. В игре ребенок раскрепощается, а раскрепостившись,
способен творить и познавать в творчестве. М. Горький писал: «Игра – путь детей к
познанию мира». Поэтому игра признается не забавой для ребенка, а эффективным
средством активизации учебной деятельности. Дидактические игры, с одной стороны,
способствуют
формированию
внимания,
наблюдательности,
развитию
памяти,
мышления, самостоятельности, инициативы и, конечно, повышению интереса ребенка к
уроку.
С
другой
стороны,
эти
игры
решают
определенную
дидактическую
задачу:
изучения нового материала или повторения и закрепления пройденного, формирования
учебных умений и навыков.
Игровая
форма
занятий
создается
на
уроках
при
помощи
игровых
приемов
и
ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к
учебной деятельности.
Игру можно использовать при изучении любой темы, стоит только внести в урок
элемент соревновательности или предложить участникам войти в какую-то роль. Ребята
могут выступать в роли ученых-археологов, исследователей.
Любое
задание,
уже
немного
надоевшее,
можно,
используя,
игровой
прием,
превратить в увлекательное занятие. Например, простое задание отредактировать текст
можно преподнести с несколько иной точки зрения: “Представьте, что вы археолог, при
раскопках нашли глиняные таблички, надо прочитать текст. В глазах у ребят появляется
огонек, и они, посмотрев по-новому на самое обычное задание, приступают к работе.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по
основным направлениям:
- дидактическая цель ставится в форме игровой задачи;
-учебная деятельность подчиняется правилам игры;
-учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность
вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
-успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Так,
например,
урок-путешествие
«Древнии
Египет».
В
начале
урока
ставится
дидактическая цель в игровой форме (будем путешествовать по станциям), в ходе урока
выполняются задания по определенным правилам игры (путешествуем по станциям,
выполняя ряд задании). Каждое задание выполняется индивидуально, внося элемент
соревновательности, раздаются жетончики за правильные ответы, затем подсчитываются
для каждого и подводятся итоги. Таким образом, дети в процессе игры сами закрепляют
знания, они учатся целеполаганию, поиску информации, обращаясь к учебнику, к своему
опыту, и в конце урока, подводя итоги, учатся самоанализу и рефлексии. Пример:
Урок-путешествие: «Древний Египет».
Станции:
1.Картово ( на этой станции задания по карте)
2.Вопросово
(на
станции
задаются
простые
вопросы,
не
требующие
полного,
развернутого ответа)
3.Задачково (на этой станции предлагаются исторические задачи)
4.Кроссвордово (на станции предлагается решить кроссворд в паре) и др.
Можно самому придумывать название станции
Можно выделить основные аспекты целесообразности применения игр при обучении
истории:
– Происходит раскрепощение в поведении ребенка, а в связи с этим появляется
большая потребность в творческой самоактуализации личности:
– Возможно
создание
различных
ситуаций
(коммуникативных,
проблемных,
познавательных),
через
которые
происходит
развитие
познавательных
интересов
учащихся;
– Происходит
развитие
мышления
(аналитического,
синтезирующего,
аналитико-
синтезирующего, абстрактного), а также развитие как сенсорной, так и двигательной
сферы детей.
Существует
несколько
классификаций
игр.
Я
применяю игры-головоломки или
словесные
игры
в
качестве
элементов
урока.
Я
пользуюсь
дополнительными
источниками,
занимательным
дидактическим
материалом,
который
готовлю
в
распечатанном
виде,
либо
в
презентации
на
экране
с
помощью
компьютера.
При
изучении новых понятий активно использую словесные игры. Например,
1. ШТРИХВОРД, Тема: «Религия древнихегиптян»
р
х
р
а
м
р
е
ф
а
р
ж
а
л
н
о
а
р
й
и
к
л
я
е
м
г
а
в
т
ц
и
и
я
т
о
т
ф
Дети должны найти слова, связанные с изучаемой темой и зачеркнуть.
2. КРИПТОГРАММА, Например: И н п к л с и о ь-Клинопись; Р г ф и л и о е-
Иероглиф.
3.Слова, где есть буква «И». Например:
1.И
л
2.Н
И
л
3.П
а
п
И
р
у
с
4.О
а
з
И
с
5.М
е
м
ф
И
с
6.Ф
И
в
ы
4. Игра «ДА-НЕТ». Когда детям дается утверждения по теме, а они должны при помощи
руки согласится или нет с утверждением. Поднятая вверх рука- «да», рука на парте «нет».
Например:
1.Бог Египта- Амон Ра. (да).
2.Египтяне не люби животных. (нет). И т.д.
Самая
популярная
игра
– это
кроссворд.
Я
использую
кроссворды
на
уроках-
закрепления в завершение изучения раздела. Составляются кроссворды из терминов и
понятий изученной темы. Они помогают расширить словарный запас и приучают детей к
самостоятельной работе с толковыми словарями. Например:
По горизонтали:
1.Люди, состоящие на службе у фараона или вельможи.
3.Земледельцы должны были заплатить в казну частью урожая и скотом.
4.Царские советники, военачальники.
5.Кожаное ведро для полива садов и огородов
7.Мелкий предмет для оберега египтянина.
8.Яма, которую копали египтяне для орошения полей, удаленных от Нила.
По вертикали:
2.Коврик, сплетенный из соломы, травы или тростника.
6.Правитель Египта.
Кроссворд по теме: «Древний Египет»
Ролевые,
сюжетные
игры
использую
в
качестве
части
занятия.
Для
учащихся
среднего звена чаще использую Ролевые игры. Например, учащиеся выступают в роли
ученых-археологов.
1.Восстанавливают текст: «Гробница фараона Тутанхамона"(используя текст
параграфа)
Во … тысячелетии египтяне перестали … пирамиды, они хоронили своих фараонов
в помещениях … . Одна гробница осталась … . Печать фараона на дверях … . Никто не
входил сюда более … тыс.лет. Посреди первой комнаты стоял … -на …, покрытый
золотом. Здесь же были предметы: …, …, …, …. . В главной комнате находился …, а в
нем …, а в нем … . Лишь в последнем … покоилась мумия фараона … .
2.Работа с историческими документами. Тема: «Древнее Двуречье»
Геродот. История
193... .Вся Вавилония, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой
из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля
производит,
безусловно,
самые
лучшие
плоды
Деметры
(древнегреческая
богиня
плодородия). Напротив, плодовые деревья там даже вообще не произрастают: ни
смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина. Что же до плодов Деметры, то земля
приносит их в таком изобилии, что урожай здесь вообще сам-двести, В (в хорошие
годы) даже сам-триста. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырех
пальцев в ширину. Что просо и сезам (масличное растение) бывают там высотой с
дерево, мне хорошо известно, но я не стану рассказывать об этом. Я знаю ведь, сколь
большое недоверие встретит мой рассказ о плодородии разных хлебных злаков у тех,
кто сам не побывал в Вавилонии. Оливкового масла вавилоняне совсем не употребляют,
но
только
из
сезама.
Повсюду
на
равнине
растут
там
финиковые
пальмы,
в
большинстве плодоносные. Из плодов пальм приготовляют хлеб, вино и мед...
Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.М., 1987. С. 58.
Вопросы к документу:
-Какая земля существовала в Древнем Двуречье?
-Какие культуры выращивали жители этой страны?
-Какие занятия существовали у жителей Двуречья?
3. Зашифрованное письмо. Каждой букве соответствует цифра. Например.
а
б в
г
д е
ж з
и к
л м н о п р с
т
у ф х ц ч ш щ ь
э
ю я
1 2 3 4 5 6 7
8 9 1
0
1
1
1
2
1
3
1
4
1
5
1
6
1
7
1
8
1
9
2
0
2
1
2
2
2
3
2
4
2
5
2
6
2
7
2
8
2
9
Пример зашифрованного предложения:
6 4 9 15 6 18 - 17 18 16 1 13 1 13 1 2 6 16 6 4 1 21 13 9 11 1.
Египет-страна на берегах Нила
Игровая
деятельность
предполагает
различные
формы
организации
учебного
процесса: индивидуальная, фронтальная, парная и групповая. Эти формы организации
учебной
деятельности
способствуют
формированию
коммуникативных
навыков,
дискуссионной культуры учащихся, диалогизации учебного процесса. Групповая работа,
или обучение в сотрудничестве – это модель организации деятельности учащихся в
составе малых групп, при которой все они вовлечены в совместную деятельность с
личной ответственностью за собственные действия и действия каждого.
Компьютерная
поддержка
уроков
истории
органически
включается
в
систему
традиционных средств обучения, создает комфортные эмоционально-психологические
условия для обучения, повышает уровень наглядности, вызывает интерес учащихся на
уроке, а также позволяет экономить время.
Для осуществления обратной связи и объективного контроля в структуре урока
учитываю
возможность
использования
разных
видов
текущих
проверочных
и
контрольных работ, которые дают возможность своевременно выявить пробелы в знаниях
учащихся и в соответствии с полученными результатами корректировать свою работу. В
процессе игры контроль и оценка знаний происходит при выполнении конкурсных
заданий, письменных работ чаще индивидуальных. Каждый получает задание, выполняет
свою работу, которая впоследствии и оценивается. Конкурсные задания проводятся в
виде тестов, творческих работ (написание мини-сочинения на заданную тему, например:
«Один
день
из
жизни
земледельца-египтянина»).
Другие
задания:
«Закончи
предложение»,
решение
исторических
задач
(математическими
действиями
-
Лента
времени), тесты, понятия-определения, соотнесение понятий и определений, таблицы,
сравнительные таблицы (например. страны Египет и Древнее Двуречье), пропущенные
буквы в словах (например, А..Н-АМОН, Ф….Н-ФАРАОН)
Классификации игр.
По времени и условиям проведения (объёму) игры делятся на урок-игру, игру –
элемент урока, игру – внеклассное мероприятие.
По особенностям содержания и форм проведения выделяют:
– ролевые (игры-импровизации, деловые игры);
– сюжетные (урок-соревнование, урок-путешествие, урок-праздник);
– имитационные;
– игры-головоломки, или словесные игры (ребусы, кроссворды, загадки, анаграммы,
метаграммы, палиндромы, шарады, логогрифы);
– предметные.
По
количеству
участников
игры –
индивидуальные,
парные,
групповые,
общеклассные.
По
доминирующему
признаку –
развивающие:
восприятие,
мышление,
познавательные интересы, внимание.
Классификация
игр
Л.
Петрановской,
в
которой
игры
объединены
в
группы
в
соответствии
с
общей
методической
целью
–
развитием
определенной
грани
способностей.
1)
учебные – наиболее простые и традиционные, помогающие закрепить учебный
материал и приобрести устойчивый навык применения знаний;
2)
комбинаторные – играющий работает с материальной стороной языкового знака
(слова). Требуются умения быстро и эффективно просчитывать варианты, подбирать
комбинации, эти игры существенно активизируют словарный запас (гибриды);
3)
аналитические –
игры,
развивающие
аналитическое
мышление,
помогают
приобрести навык логического анализа, научающие видеть закономерности, общность и
развитие, причину и следствие (классификация);
4)
ассоциативные –
обращаются
к
ассоциативному
мышлению,
поиск
сравнения,
разгадывание намёка (сравнения);
5)
контекстные – привлекают внимание к сложным смысловым связям в тексте,
развивают
способность
интерпретировать,
понимать
то,
что
прямо
не
выражено,
и
наоборот, передавать информацию разными способами (автопортрет);
6)
языковые – эксперименты с языковыми единицами и закономерностями (шифр);
7)
творческие
задания –
задания
на
сочинительство
с
соблюдением
некоторых
условий, они способствуют развитию фантазии и изобретательности в использовании
средств
языка,
а
также
способности
контролировать
и
критически
оценивать
свою
творческую работу (сериал).
Литература:
1.Селевко Г.К. Игровые технологии // Школьные технологии, № 4, 2006.
2. Сто игр на уроках истории.
Работаю в пятых классах по комплекту учебников:
История Древнего мира: учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений/
(Вигасин А.А, Годер Г.И..) – М.: Просвещение, 2015.
Дополнительно использую:
История Древнего мира. Рабочая тетрадь для 5 класса. В 2-х ч. – М.: Издательский
Дом «Просвещение», 2015.