Напоминание

"Главное слово на земле - мама!"


Автор: Кудинова Надежда Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СО "Школа-интернат АОП № 3 г. Энгельса"
Населённый пункт: город Энгельс
Наименование материала: Конспект воспитательского часа
Тема: "Главное слово на земле - мама!"
Раздел: среднее образование





Назад




.

Беседа

«Мама – главное слово на свете»

Конспект разработан воспитателем Кудиновой Н.Н

Задачи:

1.

Продолжать учить детей обобщать и использовать полученные знания.

2.

Совершенствовать умение вести непринуждённую беседу: слушать не

перебивая, дополнять ответ товарища.

3.

Уточнять и закреплять представления о Земле – общем доме, природе,

России, родине, родном городе, отождествляя эти понятия со словом –

МАМА.

4.

Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между

человеком и природой.

5.

Развивать познавательный интерес к определению значения слова МАМА.

6.

Продолжать воспитывать любовь и уважение к матери и Родине.

Словарная работа:

1.

Расширять словарь детей словами: земляне, россияне, лесничане.

2.

Закрепить в речи употребление существительных мама. Мать, матушка.;

прилагательных, характеризующих отношение детей к матери.

Связная речь:

1.

Развивать монологическую и диалогическую речь: высказывать

предположения и делать простейшие выводы, высказывать свои мысли

понятно для окружающих.

2.

закреплять умение отвечать на вопрос полным предложением, используя

образец воспитателя, и самостоятельно составлять сложноподчинённые

предложения.

Звуковая культура:

Автоматизировать в речи поставленные звуки. Развивать самоконтроль над речью в ходе

беседы.

Ход беседы.

Вводная часть. Организационный момент.

Воспитатель: Торопись скорее в круг: ты – мой друг и я – твой друг!

Торопитесь, детвора! Заниматься нам пора!

- Я очень надеюсь на то, что все вы будете внимательно слушать себя и правильно

произносить звуки. И я буду слушать вас.

Дети становятся в круг.

Музыкальная игра «Слова» (дети повторяют последний слог 2 раза)

1. Приглашаю вас, друзья!

Есть весёлая игра.

Начинаем мы играть

И за мною повторять!

2. Я найду слова везде! Де-де!

И на небе, и в воде! Де-де!

На полу, на потолке! Ке-ке!

На носу и на руке! Ке-ке!

3. Вы хорошие всегда? Да-да!

А быть-может иногда? Да-да!

Вам спасибо, детвора! Ра-ра!

Вот и кончилась игра! Ра-ра!

- Ребята, всё, что нас окружает, наши движения и даже чувства, можно назвать

словами. А сколько всего на свете слов? (много, тысячи, не сосчитать)

- Я открою вам секрет: их гораздо больше, столько, что и не сосчитать. Как вы думаете,

какое слово главное? А, может, их несколько? Какое слово главное для вас? (дети

называют слова)

- Я готова согласиться со всеми вашими высказываниями, но прежде скажите, какое

первое слово произносит малыш, когда начинает говорить? Почему? (Мама. Для

малыша мама самый главный человек на Земле)

- Давайте объединим все ваши ответы в один: мама – самый близкий человек для

ребёнка, она никогда не расстаётся со своим малышом. Можно ли слово МАМА

назвать главным? Это я и предлагаю сейчас выяснить.

Дети полукругом садятся у компьютера.

- Поможет нам в этом компьютер. Мы будем говорить о слове. Чтобы нам было легче,

мы предложим компьютеру его напечатать. Произнесём все звуки слова по порядку.

На компьютере появляется слово МАМА. Дети читают.

Появляется изображение Земли.

- Посмотрите, компьютер нам подсказывает. Что это? (Земля) А можно Землю назвать

мамой? Почему? (ответы детей)

- Мы живём на земле, значит мы кто? (земляне) А можно сказать, что мы дети Земли?

А Земля для нас? (мама) Можно сказать: Земля – мать.

- Вспомните, как в старину ласково называли маму? (матушка) Можно так же сказать

о Земле? (рассуждения детей) Земля – матушка.

- На Земле живут разные народы. Они живут в разных странах и говорят на разных

языках. А в какой стране живём мы с вами? (^ В России) Значит мы кто? (россияне)

- А для России мы - кто? (мы – дети России) Тогда Россия для нас – мать. А как

ласково сказать? (Россия – матушка)

- Россия огромна, а мы живём на Урале. В каком городе мы живём? (в городе Лесном) Я

живу в Лесном, и вы живёте в Лесном. Я родилась в Лесном, а вы где родились?

(ответы детей)

- Вспомните, как называется то место, где родился человек? (^ Родина)

- Место, где родился человек, называется Родина. Земля – матушка, Россия – матушка.

А можно так же сказать о Родине? (ответы детей)

- Мудрый русский народ придумал много пословиц и поговорок о Земле, о Родине.

Давайте вспомним некоторые из них. (дети рассказывают пословицы и поговорки)

На компьютере появляется изображение Природы.

- Посмотрите, компьютер нам опять подсказывает. Растения и животные тоже жители

Земли. Значит, Земля для них, как и для нас… (мама, мать)

- Растения, животные, птицы, горы, реки, моря, пустыни – что это всё? (это

природа) Какая бывает природа? (живая и неживая)

- Как вы думаете, мы с вами могли бы жить без природы? (рассуждения детей) Если

объединить все ваши высказывания, можно сказать: «Мы пользуемся дарами природы.

Природа даёт жизнь».

- Значит, мы для неё кто? (дети) А она для нас? (мать, мама)Как можно ласково сказать

о природе? (природа – матушка)

На компьютере появляется портрет женщины с ребёнком.

- Посмотрите, компьютер подсказывает нам. Кого ещё называют мамой? (женщину)

- Ребята, по моей просьбе Настя с мамой сходили в библиотеку. А зачем, она нам

сейчас расскажет.

Рассказ ребёнка о посещении библиотеки,

о поиске в словаре значения слова МАМА.

Настя: В воскресенье мы с мамой ходили в библиотеку. В читальном зале мы взяли

«Толковый словарь», нашли в нём слово МАМА. Теперь я знаю, что оно обозначает.

МАМА – это женщина, у которой есть дети.

- Спасибо, Настенька. Теперь мы знаем точное объяснение слова МАМА. Оказывается,

всё очень просто: МАМА – это женщина, у которой есть дети.

- Я предлагаю прервать ненадолго нашу беседу, отдохнуть и потанцевать.

Музыкальная пауза (музыкально-ритмическая композиция под песню «Волшебный

цветок»)

- Продолжим нашу беседу. Я предлагаю послушать Рому. Он знает замечательное

стихотворение. О чём оно, вы догадаетесь сами (ребёнок читает стихотворение).

Кто уложит ласково?

Кто разбудит весело?

Кто в дождливый, хмурый день

Озаряет дом?

Милая, милая!

Самая красивая!

И тихонько я скажу:

- Я тебя люблю!

- О чём это стихотворение? (о том, как мама будит своего малыша)

- А как вас будят ваши мамы?

Рассказы детей (3-4)

- Я послушала вас, и мне опять захотелось стать маленькой девочкой, чтобы и меня

мама будила по утрам. Но я – взрослая, а моя мама – пожилая женщина, но я всё равно

её очень люблю. Знаю, что и вы любите своих мам. Давайте скажем сейчас о них

добрые слова и подарим им свои сердечки.

- Можно я начну? Моя мама добрая.

Игра на магнитной доске.

Дети прикрепляют сердечки к фото своих мам и говорят добрые слова: милая,

добрая, любимая, ласковая, нежная, красивая, модная, хорошая, трудолюбивая,

отзывчивая

- Помните, мы к разным словам подбирали цвета? Как вы думаете, какого цвета слово

МАМА? Я предлагаю поработать в группах и раскрасить слово в выбранный вами

цвет. Сигналы разного цвета на груди помогут найти вашу группу и рабочий стол.

Обсудите, какой цвет вы выбираете, и приступайте к работе.

Дети под музыку делятся на 3 группы (КРАСНЫЙ, ЖЁЛТЫЙ, ОРАНЖЕВЫЙ),

выбирают цвет и раскрашивают буквы красками,

выкладывают слово на круглом столе.

- Прочитайте, какое слово у вас получилось. Какого цвета ваше слово? Как называют

художники выбранные вами цвета? (тёплые)

- Я предлагаю поиграть в игру «Я знаю» и вспомнить всё, о чём мы сегодня говорили.

Может быть, кто-то скажет о том, о чём мы сегодня не говорили и не вспомнили. Тому,

кто будет затрудняться, поможет компьютер.

Игра «Я знаю» (в кругу)

Дети передают друг другу информацию и пожимают руку.

- Вспомните, в начале нашей беседы, мы договорились выяснить, какое слово главное

на свете? Как вы думаете, теперь мы можем его назвать? Какое слово чаще всего

звучало сегодня? Какое слово - самое близкое и родное для вас? (МАМА)

МАМА – первое слово ребёнка!

МАМА – первые в жизни шаги!

МАМА – самое в мире святое!

МАМУ, МАМУ свою береги!

- Я хочу, чтобы вы никогда не забывали об этом, и желаю, чтобы ваши мамы всегда

были с вами!

Занятие заканчивается.

Звучит песня из к/ф. «Мама».



В раздел образования