Автор: Кудинова Надежда Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СО "Школа-интернат АОП № 3 г. Энгельса"
Населённый пункт: город Энгельс
Наименование материала: Конспект воспитательского часа
Тема: "Главное слово на земле - мама!"
Раздел: среднее образование
.
Беседа
«Мама – главное слово на свете»
Конспект разработан воспитателем Кудиновой Н.Н
Задачи:
1.
Продолжать учить детей обобщать и использовать полученные знания.
2.
Совершенствовать умение вести непринуждённую беседу: слушать не
перебивая, дополнять ответ товарища.
3.
Уточнять и закреплять представления о Земле – общем доме, природе,
России, родине, родном городе, отождествляя эти понятия со словом –
МАМА.
4.
Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между
человеком и природой.
5.
Развивать познавательный интерес к определению значения слова МАМА.
6.
Продолжать воспитывать любовь и уважение к матери и Родине.
Словарная работа:
1.
Расширять словарь детей словами: земляне, россияне, лесничане.
2.
Закрепить в речи употребление существительных мама. Мать, матушка.;
прилагательных, характеризующих отношение детей к матери.
Связная речь:
1.
Развивать монологическую и диалогическую речь: высказывать
предположения и делать простейшие выводы, высказывать свои мысли
понятно для окружающих.
2.
закреплять умение отвечать на вопрос полным предложением, используя
образец воспитателя, и самостоятельно составлять сложноподчинённые
предложения.
Звуковая культура:
Автоматизировать в речи поставленные звуки. Развивать самоконтроль над речью в ходе
беседы.
Ход беседы.
Вводная часть. Организационный момент.
Воспитатель: Торопись скорее в круг: ты – мой друг и я – твой друг!
Торопитесь, детвора! Заниматься нам пора!
- Я очень надеюсь на то, что все вы будете внимательно слушать себя и правильно
произносить звуки. И я буду слушать вас.
Дети становятся в круг.
Музыкальная игра «Слова» (дети повторяют последний слог 2 раза)
1. Приглашаю вас, друзья!
Есть весёлая игра.
Начинаем мы играть
И за мною повторять!
2. Я найду слова везде! Де-де!
И на небе, и в воде! Де-де!
На полу, на потолке! Ке-ке!
На носу и на руке! Ке-ке!
3. Вы хорошие всегда? Да-да!
А быть-может иногда? Да-да!
Вам спасибо, детвора! Ра-ра!
Вот и кончилась игра! Ра-ра!
- Ребята, всё, что нас окружает, наши движения и даже чувства, можно назвать
словами. А сколько всего на свете слов? (много, тысячи, не сосчитать)
- Я открою вам секрет: их гораздо больше, столько, что и не сосчитать. Как вы думаете,
какое слово главное? А, может, их несколько? Какое слово главное для вас? (дети
называют слова)
- Я готова согласиться со всеми вашими высказываниями, но прежде скажите, какое
первое слово произносит малыш, когда начинает говорить? Почему? (Мама. Для
малыша мама самый главный человек на Земле)
- Давайте объединим все ваши ответы в один: мама – самый близкий человек для
ребёнка, она никогда не расстаётся со своим малышом. Можно ли слово МАМА
назвать главным? Это я и предлагаю сейчас выяснить.
Дети полукругом садятся у компьютера.
- Поможет нам в этом компьютер. Мы будем говорить о слове. Чтобы нам было легче,
мы предложим компьютеру его напечатать. Произнесём все звуки слова по порядку.
На компьютере появляется слово МАМА. Дети читают.
Появляется изображение Земли.
- Посмотрите, компьютер нам подсказывает. Что это? (Земля) А можно Землю назвать
мамой? Почему? (ответы детей)
- Мы живём на земле, значит мы кто? (земляне) А можно сказать, что мы дети Земли?
А Земля для нас? (мама) Можно сказать: Земля – мать.
- Вспомните, как в старину ласково называли маму? (матушка) Можно так же сказать
о Земле? (рассуждения детей) Земля – матушка.
- На Земле живут разные народы. Они живут в разных странах и говорят на разных
языках. А в какой стране живём мы с вами? (^ В России) Значит мы кто? (россияне)
- А для России мы - кто? (мы – дети России) Тогда Россия для нас – мать. А как
ласково сказать? (Россия – матушка)
- Россия огромна, а мы живём на Урале. В каком городе мы живём? (в городе Лесном) Я
живу в Лесном, и вы живёте в Лесном. Я родилась в Лесном, а вы где родились?
(ответы детей)
- Вспомните, как называется то место, где родился человек? (^ Родина)
- Место, где родился человек, называется Родина. Земля – матушка, Россия – матушка.
А можно так же сказать о Родине? (ответы детей)
- Мудрый русский народ придумал много пословиц и поговорок о Земле, о Родине.
Давайте вспомним некоторые из них. (дети рассказывают пословицы и поговорки)
На компьютере появляется изображение Природы.
- Посмотрите, компьютер нам опять подсказывает. Растения и животные тоже жители
Земли. Значит, Земля для них, как и для нас… (мама, мать)
- Растения, животные, птицы, горы, реки, моря, пустыни – что это всё? (это
природа) Какая бывает природа? (живая и неживая)
- Как вы думаете, мы с вами могли бы жить без природы? (рассуждения детей) Если
объединить все ваши высказывания, можно сказать: «Мы пользуемся дарами природы.
Природа даёт жизнь».
- Значит, мы для неё кто? (дети) А она для нас? (мать, мама)Как можно ласково сказать
о природе? (природа – матушка)
На компьютере появляется портрет женщины с ребёнком.
- Посмотрите, компьютер подсказывает нам. Кого ещё называют мамой? (женщину)
- Ребята, по моей просьбе Настя с мамой сходили в библиотеку. А зачем, она нам
сейчас расскажет.
Рассказ ребёнка о посещении библиотеки,
о поиске в словаре значения слова МАМА.
Настя: В воскресенье мы с мамой ходили в библиотеку. В читальном зале мы взяли
«Толковый словарь», нашли в нём слово МАМА. Теперь я знаю, что оно обозначает.
МАМА – это женщина, у которой есть дети.
- Спасибо, Настенька. Теперь мы знаем точное объяснение слова МАМА. Оказывается,
всё очень просто: МАМА – это женщина, у которой есть дети.
- Я предлагаю прервать ненадолго нашу беседу, отдохнуть и потанцевать.
Музыкальная пауза (музыкально-ритмическая композиция под песню «Волшебный
цветок»)
- Продолжим нашу беседу. Я предлагаю послушать Рому. Он знает замечательное
стихотворение. О чём оно, вы догадаетесь сами (ребёнок читает стихотворение).
Кто уложит ласково?
Кто разбудит весело?
Кто в дождливый, хмурый день
Озаряет дом?
Милая, милая!
Самая красивая!
И тихонько я скажу:
- Я тебя люблю!
- О чём это стихотворение? (о том, как мама будит своего малыша)
- А как вас будят ваши мамы?
Рассказы детей (3-4)
- Я послушала вас, и мне опять захотелось стать маленькой девочкой, чтобы и меня
мама будила по утрам. Но я – взрослая, а моя мама – пожилая женщина, но я всё равно
её очень люблю. Знаю, что и вы любите своих мам. Давайте скажем сейчас о них
добрые слова и подарим им свои сердечки.
- Можно я начну? Моя мама добрая.
Игра на магнитной доске.
Дети прикрепляют сердечки к фото своих мам и говорят добрые слова: милая,
добрая, любимая, ласковая, нежная, красивая, модная, хорошая, трудолюбивая,
отзывчивая
- Помните, мы к разным словам подбирали цвета? Как вы думаете, какого цвета слово
МАМА? Я предлагаю поработать в группах и раскрасить слово в выбранный вами
цвет. Сигналы разного цвета на груди помогут найти вашу группу и рабочий стол.
Обсудите, какой цвет вы выбираете, и приступайте к работе.
Дети под музыку делятся на 3 группы (КРАСНЫЙ, ЖЁЛТЫЙ, ОРАНЖЕВЫЙ),
выбирают цвет и раскрашивают буквы красками,
выкладывают слово на круглом столе.
- Прочитайте, какое слово у вас получилось. Какого цвета ваше слово? Как называют
художники выбранные вами цвета? (тёплые)
- Я предлагаю поиграть в игру «Я знаю» и вспомнить всё, о чём мы сегодня говорили.
Может быть, кто-то скажет о том, о чём мы сегодня не говорили и не вспомнили. Тому,
кто будет затрудняться, поможет компьютер.
Игра «Я знаю» (в кругу)
Дети передают друг другу информацию и пожимают руку.
- Вспомните, в начале нашей беседы, мы договорились выяснить, какое слово главное
на свете? Как вы думаете, теперь мы можем его назвать? Какое слово чаще всего
звучало сегодня? Какое слово - самое близкое и родное для вас? (МАМА)
МАМА – первое слово ребёнка!
МАМА – первые в жизни шаги!
МАМА – самое в мире святое!
МАМУ, МАМУ свою береги!
- Я хочу, чтобы вы никогда не забывали об этом, и желаю, чтобы ваши мамы всегда
были с вами!
Занятие заканчивается.
Звучит песня из к/ф. «Мама».