Автор: Пьянзина Мария Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Старошайговский детский сад №2 комбинированного вида"
Населённый пункт: Республика Мордовия, с.Старое Шайгово
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности"
Раздел: дошкольное образование
Пьянзина Мария Михайловна
Воспитатель
МДОУ «Старошайговский детский сад №2 комбинированного вида»РМ
Республика Мордовия с. Старое Шайгово
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в
театральной деятельности
Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок,
творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный цветок.
В. Сухомлинский
Проблема развития творческих способностей очень актуальна в наши дни,
ведь из закомплексованных, скованных, неуверенных в себе детей вряд ли
смогут вырасти действительно творческие личности. А самая главная задача
— воспитать людей неравнодушных, ищущих, способных к преобразующей
деятельности.
Творческие
возможности
детей
дошкольного
возраста
наиболее
ярко
проявляются
в
интересной
и
доступной
для
них
театрализованной
деятельности. Она воздействует на воображение ребенка словом, действием,
изобразительным искусством. Она позволяет удерживать внимание детей на
высоком уровне и через интерес повышает умственную активность ребят,
помогает
достичь
быстрых
и
качественных
результатов
в
развитии
творческих способностей детей. Театральное искусство близко и понятно
детям, ведь в основе лежит игра, а потребность в игре у детей дошкольного
возраста,
несомненно,
велика.
Даже
самые
маленькие
с
удовольствием
включаются
в
творческий
процесс,
если
он
связан
с
игрой.
Рождение
творческой
инициативы
может
служить
свидетельством
подлинной
эстетической зрелости. Дети немножко волшебники, они умеют менять мир
по своему «хотению» и потом жить и действовать в этом воображаемом мире.
Важно
использовать
всесильную
детскую
фантазию,
направить
ее
в
творческое русло.
Решая
задачу
последовательного
и
постепенного
развития
творческих
способностей в театрализованной деятельности, педагогу рекомендуется:
1. Во 2-й младшей группе формировать у детей простейшие образно-
выразительные умения (в частности — умение имитировать характерные
движения животных).
2. В средней группе обучать элементам художественно- образных средств
(интонации, мимике, пантомиме).
3.
В
старшей
группе
совершенствовать
художественно-
образные
исполнительские умения.
4. В подготовительной группе развивать творческую самостоятельность в
передаче
художественного
образа,
выразительность
речевых
и
пантомимических действий.
Задача
театрализованной
деятельности
не
только
в
том,
чтобы
учить
изображать героев или выражать те или иные эмоции, а в том, чтобы дать
детям возможность выразить себя, показать свои способности.
Н.
А.
Ветлугина
выделяет
основные
этапы
развития
детского
творчества:
— на первом этапе выдвигается задача, при решении которой дети активно
подражают способам действий;
—
задача
второго
этапа
—
сформировать
у
детей
способы
действий,
которые стимулируются уже лишь косвенным образом; создание простейших
примеров творчества, внесение изменений, вариаций в знакомый материал;
— на третьем этапе ставится задача, требующая от детей самостоятельных
действий без применения образцов.
Чтобы привить детям любовь и интерес к музыке и театрализованной
деятельности, необходимо использовать яркие, выразительные произведения,
рекомендованные
программой,
а
также
и
те,
которые
не
предназначены
специально для детей. Ребенок очень восприимчив ко всему подлинному,
прекрасному, у него еще не сложились принятые в обществе стереотипы
мышления,
вкусов.
Поэтому
так
важно
воспитывать
детей
на
шедеврах
мирового
искусства
(П.
Чайковский,
С.
Прокофьев,
Д.
Кабалевский,
Э.
Григ...), расширять представления детей о музыке разных времен и народов.
Изучая
проблему
развития
творческих
способностей,
П.
Б.
Ермолаева
предлагает следующие рекомендации:
-—
внимательно
и
чутко
относиться
ко
всем
проявлениям
творческой
активности детей;
—
изменить
внутренний
настрой
по
отношению
к
каждому
ребенку
(видеть потенциальные творческие способности в каждом);
— формирование достаточно высокой самооценки;
— воспитание педагогом своей креативности.
Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается
в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте
творчества, но в самом процессе творчества. Важно не то, что создает дети,
важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и
его воплощении.