Напоминание

"Использование новых образовательных технологий"


Автор: Чернышова Наталья Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГК ПОУ 18
Населённый пункт: город Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: "Использование новых образовательных технологий"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Краевое государственное казенное профессиональное

образовательное учреждение № 18

Методическое пособие

«Написание реферата»

СОГЛАСОВАНО

Методическая комиссия

___________

Н.М. Чернышова

«___»______________201__

г.

г. Комсомольск на Амуре

2

Разработчик: Чернышова Н.М. – преподаватель спец. дисциплин КГК ПОУ 18.

Данное

методическое

пособие

предназначено

для

обучающихся

1-2

курсов

профессионального

образования

по

профессии

270802.08

Мастер

сухого

строительства, изучающих дисциплину

ОП 02

«Материаловедение».

Дисциплина ОП 02 «Материаловедение» изучается в течение 2-х курсов обучения.

Одной

из

форм

самостоятельной

работы

обучающихся

при

изучении

данной

учебной дисциплины является выполнение ими реферата. Выполнение такого вида

учебного

задания

формирует

первичные

навыки

самостоятельного

научного

творчества,

знакомит

его

с

правилами

поиска

научной

информации

и

отбора

необходимого материала, порядком подготовки и написания работы, способствует

повышению его теоретической подготовки и лучшему усвоению учебного курса.

3

Содержание:

1. Введение.......................................................................................................4

2. Структура реферата.....................................................................................10

3. Требования к форматированию..................................................................13

4. Используемые источники........................................................................... 15

4

1. Введение

Последовательность подготовки и написания реферата обучающийся вправе

выбирать

по

своему

усмотрению.

В

то

же

время,

опыт

показывает,

что

наиболее

рациональной

и

логически

обусловленной

является

следующая

последовательность выполнения данной работы:

во-первых, необходимо четко уяснить, что собой представляет учебное

задание – реферат, какие требования предъявляются к этой письменной

работе.

(Для

этого

обучающемуся

необходимо

изучить

настоящее

пособие);

во-вторых, нужно выбрать и осмыслить тему реферата;

в-третьих, осуществить поиск информации и отбор материалов для

реферата;

в-четвертых,

составить

план

работы,

т.е.

сгруппировать

и

систематизировать собранные материалы;

в-пятых, написать текст реферата;

в-шестых, выполнить оформление работы;

и,

наконец,

сдать

на

проверку

реферат

и

подготовиться

к

собеседованию с преподавателем.

ВЫБОР ТЕМЫ

Выполнение

учебного

задания

должно

начинаться

с

определения

темы

реферата.

Выбор

осуществляется

из

списка

тем,

разработанного

и

утвержденного на методической комиссии в соответствии с действующей

учебной программой курса. В течение месяца после получения задания на

выполнение

реферата (обычно

это

сентябрь)

обучающийся

обязан

познакомиться

с

данным

списком,

выбрать

из

этого

списка

по

своему

желанию

одну

тему

и

сообщить

преподавателю

ее

название.

Если

обучающийся этого не сделает, то по истечении месяца преподаватель имеет

право

определить

тему

реферата

для

студента,

без

учета

его

желания.

В

отдельных

случаях

студент

может

предложить

свою

тему

реферата,

отличную от приведенных в перечне. В этом случае предложенная тема

согласуется с преподавателем (также в течение месяца).

ПОИСК ИНФОРМАЦИИ И ОТБОР МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ РЕФЕРАТА

5

Научная работа в любой ее форме связана с поиском информации. Только

глубокое

знание

научной

литературы

по

теме

позволит

получить

информацию о современном состоянии изучаемой проблемы, что придаст

большую значимость реферату.

Приступая

к

поиску

необходимых

материалов

для

написания

реферата,

нужно четко представлять, какие материалы необходимы для ее выполнения

и где их можно найти, услугами каких организаций можно воспользоваться,

какой иллюстративный материал необходим для того, чтобы работа была

более содержательной и убедительной.

Работая с литературой, необходимо помнить, что в монографиях, учебниках,

учебных

пособиях,

изданных

в

текущем

году,

опубликованы

результаты

исследований двух и более лет давности. Самая оперативная и "свежая"

информация может быть получена из журналов и газет, информационных

материалов и статистических сборников и др.

Умение работать с книгой – это умение правильно ценить произведение,

быстро разобраться в его структуре, взять и зафиксировать в удобной форме

все, что в нем оказалось ценным и нужным.

Одной из особенностей чтения научной литературы является то, что оно

протекает в определенной последовательности: сначала – предварительное

ознакомление

с

книгой,

т.

е.

беглый

просмотр

содержания;

затем

тщательная проработка произведения в целом или отдельных его частей.

Обязательно понять его, осмыслить.

Чтение

научной

и

специальной

литературы,

как

правило,

должно

сопровождаться

ведением

записей,

составлением

тезисов,

выписыванием

цитат,

иллюстративного

статистического

материала.

Эти

записи

целесообразно делать не в тетрадях, а на отдельных листах – карточках,

которые для удобства лучше заполнять с одной стороны листа. При этом

необходимо соблюдать ряд правил: выдержки, цитаты, цифровой материал и

другие документы следует тщательно сверять с их источником; на каждой

карточке обязательно нужно делать библиографические записи об авторе

информации

и

реквизитах

ее

источника.

Оформленные

таким

образом

выписки легче систематизировать по тематическому принципу, что облегчает

анализ

материала,

а

при

написании

черновика

текста,

когда

возникает

необходимость

цитирования,

достаточно

вклеить

такую

карточку,

не

переписывая ее.

6

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ, РАБОТАЯ В БИБЛИОТЕКЕ ИЛИ ИНТЕРНЕТЕ

Для сбора информации по теме работы необходимо обратиться к услугам

библиотек, прежде всего, – познакомиться с фондами библиотеки. Именно

здесь

на

помощь

обучающемуся

приходит

справочно-поисковый

аппарат,

главную часть которого составляют каталоги и картотеки.

Каталог

это

перечень

документальных

источников

информации

(книг),

имеющихся в фондах библиотеки. На каждой карточке каталога записаны

следующие сведения об одной книге: автор (фамилия, инициалы), заглавие,

выходные данные (место издания, издательство, год издания), количество

страниц, шифр.

Шифр обозначает место книги на полке и помещается в верхнем левом углу

каталожной карточки.

Как правило, в библиотеках создается два вида каталогов, один из которых —

алфавитный,

а

другой,

группирующий

литературу

по

содержанию,

систематический.

Чтобы правильно пользоваться каталогами, совершенно необходимо знать

общие принципы их построения. В общем, составленные внешне одинаково,

они, тем не менее, имеют свои особенности.

Алфавитный каталог. По нему можно установить, какие произведения того

или иного автора имеются в библиотеке, наличие в ней определенной книги,

автор или название которой известны. Карточки алфавитного каталога рас-

ставлены по первому слову библиографического описания книги: по фамилии

автора

или

названию

книги,

не

имеющей

автора.

Если

первые

слова

совпадают, карточки расставляются по второму слову, при совпадении вторых

слов — по третьему и т. д. Карточки авторов-однофамильцев расставляются

по

алфавиту

их

инициалов.

На

разделителях

алфавитного

каталога

указываются

буквы

алфавита,

фамилии

наиболее

известных

авторов

и

наименования учреждений.

В этом каталоге дается лишь формальный перечень имеющихся в библиотеке

книг. Следовательно, если студенту точно известны названия нужных книг,

фамилии

их

авторов,

необходимо

воспользоваться

именно

алфавитным

каталогом.

Систематический

каталог.

Карточки

в

нем

группируются

в

логическом

порядке

по

отдельным

отраслям

знаний.

Систематический

каталог

7

раскрывает библиотечный фонд по содержанию, разделы его связаны между

собой логической последовательностью, и более дробное их деление направ-

лено

от

общих

вопросов

к

частным,

более

узким,

конкретным.

От

алфавитного каталога систематический каталог отличается тем, что в каждом

из

его

разделов

отражается

литература

по

вопросам

одной

отрасли.

На

разделителях

систематического

каталога

указывается

цифровое

или

буквенно-цифровое (индекс) обозначение отдела (отрасли) и название отдела

(отрасли). Следовательно, если студенту необходимо выяснить, какие книги

по

конкретному

вопросу

(теме)

имеются

в

данной

библиотеке,

нужно

обратиться к систематическому каталогу.

Для

удобства

пользования

систематическим

каталогом

к

нему

ведется

алфавитно-предметный указатель (АПУ). Он представляет собой перечень

предметов, названий, определений с указанием индексов соответствующих

разделов систематического каталога. Каждое слово алфавитно-предметного

указателя

заносится

на

отдельную

карточку,

которые

расставляются

в

алфавитном порядке в специально выделенных ящиках систематического

каталога

(это,

как

правило,

первые

ящики

систематического

каталога).

Алфавитно-предметный

указатель

является

своего

рода

"ключом"

к

систематическому каталогу, так как он подсказывает, где, в каком разделе и

под каким индексом следует искать нужную книгу.

В библиотеках ведется и предметный каталог. Он значительно отличается от

других

каталогов

по

своей

структуре

и

раскрывает

фонд

библиотеки

в

предметно-тематическом плане. В отличие от систематического каталога за

основу наименования разделов берется не отрасль знания, а название пред-

метов, вопросов, не связанных между собой отраслевым признаком. Каждый

вопрос, выделенный в виде рубрики в этом каталоге, получает словесную

формулировку,

составленную

таким

образом,

чтобы

основное

понятие

определялось первым словом. Рубрики предметного каталога расставлены в

порядке

алфавита

первых

слов,

поэтому

в

одном

алфавитном

ряду

оказываются предметы, логически между собой не связанные.

В связи с активным внедрением компьютерных технологий в библиотечные

процессы

в

библиотеках

вузов

карточные

каталоги

переводятся

в

машиночитаемую форму и создаются электронные каталоги (ЭК).

Электронный каталог представляет собой машиночитаемый библиотечный

каталог, работающий в реальном режиме времени. Он раскрывает состав и

содержание библиотечного фонда печатных, аудиовизуальных, электронных

документов

и

служит

для

обеспечения

свободного

дост у п а

к

8

информационным

ресурсам

библиотеки

и

реализации

многоаспектного

информационного поиска. Обеспечение поиска информации в электронном

каталоге

осуществляется

по

автору,

заглавию,

предметным

руб рикам,

индексам УДК и ББК, ключевым словам, месту издания, дате издания, виду

документа

и

другим

признакам.

Таким

образом,

электронный

каталог

объединяет в себе функции алфавитного, систематического, предметного и

других каталогов.

Современные обучающиеся, хорошо владеющие компьютерами и имеющие

персональные компьютеры, используют в поиске материала для написания

рефератов и письменных экзаменационных

работ Интернет. В Интернете

достаточно много всевозможных заготовок для студентов, но их качество, к

сожалению, оставляет желать лучшего; это либо копии с популярных сайтов,

либо сомнительного качества тексты.

Для

успешного

поиска

действительно

полезной

информации

следует

пользоваться сайтами специальных образовательных систем. Пользоваться

этими сайтами нужно правильно: просматривая этот материал, необходимо

уметь подмечать слабые и сильные стороны, пробовать перерабатывать чу-

жой текст. Следует отметить, что в каталогах обучающийся может найти

только информацию о книгах, тогда как ему для написания и курсовой, и

дипломной работы необходим также материал, напечатанный в журналах,

информационных изданиях и различного рода сборниках.

При написании реферативной работы для выяснения и уточнения различных

вопросов,

фактов,

понятий,

терминов

студентом

широко

используется

справочная

литература,

которая

является

составной

частью

справочно-

поискового аппарата любой библиотеки.

Хорошо

ориентируясь

в

библиотечных

каталогах,

картот е ка х

и

библиографических указателях, а также в информационных изданиях, можно

без

особого

труда

осуществить

поиск

документальных

источников

информации применительно к его конкретным целям.

9

2. Структура реферата

Сложилась

определенная

устойчивая

традиция

формирования

структуры

реферата,

основными

элементами

которого

в

порядке

их

расположения

являются следующие:

титульный лист;

содержание;

введение;

основная часть (две-три главы с подразделами);

заключение;

приложения (если они есть);

библиографический список (перечень использованной литературы).

Каждый структурный элемент, каждая глава основной части реферата должен

начинаться

с

новой

страницы,

параграфы

продолжают

гл а ву.

Титульный лист. Первой страницей реферата является титульный лист. Он

заполняется по строго определенным правилам, оформляется обязательно

печатным шрифтом или набирается на компьютере.

Содержание.

После

титульного

листа

на

второй

странице

помещается

содержание

(оглавление),

где

приводятся

все

заголовки

работы

и

указываются страницы, на которых они помещены. Необходимо помнить, что

все

заголовки

содержания

должны

точно

повторять

заголовки

в

тексте.

Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности по

сравнению с заголовками в тексте нельзя.

Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг

под другом, а заголовки последующей ступени смещают на три — пять

знаков

вправо

по

отношению

к

заголовкам

предыдущей

ступени.

Введение. Очень ответственная часть научной работы — это введение. Здесь

обосновываются актуальность выбранной темы, почему она привлекла ваше

10

в

н

и

м

а

н

и

е

.

После этого определяется цель и содержание поставленных в реферате задач,

приводится

характеристика

источников

для

написания

работы

и

краткий

обзор литературы, имеющейся по теме реферата. В конце вводной части

желательно раскрыть структуру работы, т. е. дать перечень ее структурных

элементов

и

обосновать

последовательность

их

расположения.

Объем введения – две-три страницы.

Основная часть. Текст основной части реферата следует разбить на главы и

подразделы

глав

в

зависимости

от

цели

и

задач,

которые

необходимо

реализовать в работе. Как правило, основная часть реферата должна состоять

из двух-трех глав.

Содержание глав основной части реферата должно точно соответствовать

теме работы и полностью ее раскрывать. Здесь подробно рассматривается

методика

и

техника

исследования,

обобщаются

его

результаты.

Заключение. Текст реферата завершается заключительной частью, которая

так и называется: «Заключение». Эта часть является как бы концовкой, в

которой

дается

последовательное,

логически

стройное

изложение

полученных

итогов

исследований,

их

соотношение

с

общей

целью

и

конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Заключение, как правило, предполагает также наличие обобщенной итоговой

оценки проделанной работы.

Библиографический

список.

После

заключения

помещается

список

использованных источников. Запись источников в список (в части списка,

если

он

разбит

по

тематическому

принципу)

производят

в

алфавитном

порядке по начальной букве фамилии автора или названия работы, если на

титульном

листе

фамилия

автора

отсутствует.

Нумерация

источников,

включенных в список, должна быть сквозной, независимо от того, является

с п и с о к

е д и н ы м

и л и

р а з б и т

п о

т е м а т и ч е с ко м у

п р и н ц и п у.

Приложения.

Различного

рода

вспомогательные

или

дополнительные

материалы

помещают

в

приложении.

По

содержанию

они

очень

разнообразны. По форме они могут представлять собой таблицы, графики,

рисунки, карты, тексты. Каждое приложение должно начинаться с новой

страницы (листа) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение №

__»

и

иметь

заголовок.

Если

в

работе

несколько

приложений,

то

они

нумеруются арабскими цифрами. Нумерация страниц, на которых помещены

приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию

3. Требования к форматированию

11

При

выполнении

и

оформлении

реферата

следует

руководствоваться

государственными стандартами. Реферат должен быть выполнен на белой

стандартной бумаге формата А4 (210х297 мм) без рамки, основной надписи и

дополнительных граф к ней одним из следующих способов:

-

машинописным, печатанием на одной стороне листа через два интервала.

Шрифт пишущей машинки должен быть четким, высотой не менее 2,5 мм,

лента только черного цвета (полужирная);

- рукописным. Буквы и цифры необходимо писать чернилами (пастой, тушью)

фиолетового, синего или черного цвета высотой не менее 2,5 мм. Расстояние

между строками 8-10 мм;

-

с

применением

печатающих

и

графических

устройств

вывода

ПЭВМ.

Требования ГОСТ 2.004. Через 1,5 интервала, шрифт Times New Roman, 14

кегель, с автоматической расстановкой переносов, выравнивание по ширине.

Оптимальный объем реферата:

отпечатанный на принтере или машинке – до 20-25 страниц;

рукописный – до 30-35 страниц.

Размеры полей листа: на подшивку - 30 мм; противоположного - не менее 10

мм; верхнего и нижнего - не менее 20 мм.

Абзацы в тексте следует начинать отступом равным пяти ударам пишущей

машинки, 15-17 мм - при рукописном способе, на принтере – стандартный

1,27 мм.

Листы должны быть сброшюрованы и представлены в переплете. Страницы

пронумерованы

сверху

посередине.

Нумерация

страниц

всех

составных

частей текста и входящих в реферат приложений должна быть сквозная.

Опечатки,

описки

и

графические

неточности,

обнаруженные

в

процессе

выполнения работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием

белой

краской

и

нанесением

на

том

же

месте

исправленного

текста

машинописным или рукописным способом.

Повреждение листов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего

текста (графики) не допускается.

4. Используемые источники.



В раздел образования