Автор: Лепёшкина Алеся Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №5
Населённый пункт: г.Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: Выступление из опыта работы
Тема: "Использование блоков Дьенеша на занятиях по ФЭМП"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
художественно-эстетическому развитию детей №5
Выступление
из
опыта
работы
по
теме
: «
Использование
блоков
Дьенеша
на
занятиях
по
ФЭМП
»
Выполнила
воспитатель
Лепёшкина
А
.
А
.
Комсомольск-на-Амуре,2016
Основные задачи использования логических блоков в работе с детьми:
1.
Развивать логическое мышление, представление о множестве, учить
совершать операции с множествами (сравнение, разбиение,
классификация, абстрагирование), формировать представления о
математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование
информации, кодирование со знаком отрицания).
2.
Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адек-
ватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по
одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов,
обосновывать свои рассуждения.
3.
Знакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
4.
Развивать пространственные представления.
5.
Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного
решения учебных и практических задач.
6.
Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в дости-
жении цели, преодолении трудностей.
7.
Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
8.
Развивать творческие способности, воображение, фантазию, спо-
собности к моделированию и конструированию.
9.
Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть
основами математики и информатики.
На основе логических блоков разработан игровой материал. Игровые
упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню
сложности заданий, в зависимости от возраста детей и уровня их развития.
Задания в играх можно упрощать или усложнять, используя меньшее или
большее количество признаков фигур и, в соответствии с этим, меньшее или
большее количество элементов набора. Поскольку логические блоки
представляют собой эталоны форм, цвета, то их можно использовать в работе
с детьми, начиная с раннего возраста.
Во второй младшей группе используем блоки Дьенеша для организации
простого манипулирования геометрическими фигурами. Для этого
предоставляем детям возможность самостоятельно знакомиться с
логическими блоками, используя их по своему желанию в различных видах
деятельности. В процессе манипулирования дети замечают, что блоки имеют
различную форму, цвет, размер, толщину. Сначала выбираем игры и
упражнения на развитие умения обобщать и классифицировать, сравнивать
объекты по одному признаку. Когда ребенок без больших затруднений
справляется с подобными заданиями, предлагаем ему игры и упражнения на
развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, а затем тремя и
четырьмя.
С простейшими геометрическими фигурами (круг и квадрат) знакомим детей
в экспериментальной деятельности. Используем блоки Дьенеша как
строительный материал и как мозаику.
Для закрепления знаний о геометрических фигурах проводим игры -
поручения с двумя обручами, дидактические игры: «Чего не стало?»,
«Чудесный мешочек», «Найди свой домик!», в которых совместная работа
всех анализаторов способствует более точному восприятию формы
предметов.
В средней группе закрепляем умение различать и правильно называть
форму предметов, выделять цвет, форму, размер, толщину. Полученные
знания дети применяют в дидактических играх по группировке предметов
(фигур) с использованием обручей. Большой интерес вызывает
дидактическая игра «Клад», которая позволяет формировать знания обо всех
четырех свойствах предмета.
Начинаем знакомство с приемами кодирования. Для этого используем
карточки, на которых с помощью символов обозначены свойства предметов.
В старшей группе знания детей о геометрических фигурах расширяются и
систематизируются. Продолжается работа с кодовыми карточками. Они
подбираются с учетом уровня развития детей:
1.
на карточке закодировано одно свойство
2.
на карточке закодированы два свойства
3.
на карточке закодированы три свойства
4.
на карточке закодированы четыре свойства
С детьми старшей группы проводим дидактические игры с двумя и тремя
обручами, «Разложи пропущенные фигуры», «Украсим елочку бусами» и др.
В подготовительной группе переходим на более высокую ступень
декодирования, т.е. знакомим детей с такой логической операцией, как
отрицание свойств предметов. У ребенка появляется больший выбор свойств
предметов и больше возможностей для их варьирования. Сначала предлагаем
определить отрицание одного свойства, а затем это могут быть четыре
свойства, что зависит от уровня развития дошкольников. Подобные
взаимосвязи и вариации вполне доступны детям, они поднимают уровень их
умственного развития. В этой возрастной группе используются
дидактические упражнения с тремя обручами, где учитываются все четыре
свойства предметов.
Таким образом, систематически применяя на занятиях по формированию
элементарных математических представлений логических блоков Дьенеша у
детей старшего дошкольного возраста развивается логико-математическое
мышление, умение рассуждать, обосновывать свои рассуждения.