Напоминание

"Использование блоков Дьенеша на занятиях по ФЭМП"


Автор: Лепёшкина Алеся Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №5
Населённый пункт: г.Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: Выступление из опыта работы
Тема: "Использование блоков Дьенеша на занятиях по ФЭМП"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по

художественно-эстетическому развитию детей №5

Выступление

из

опыта

работы

по

теме

: «

Использование

блоков

Дьенеша

на

занятиях

по

ФЭМП

»

Выполнила

воспитатель

Лепёшкина

А

.

А

.

Комсомольск-на-Амуре,2016

Основные задачи использования логических блоков в работе с детьми:

1.

Развивать логическое мышление, представление о множестве, учить

совершать операции с множествами (сравнение, разбиение,

классификация, абстрагирование), формировать представления о

математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование

информации, кодирование со знаком отрицания).

2.

Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адек-

ватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по

одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов,

обосновывать свои рассуждения.

3.

Знакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

4.

Развивать пространственные представления.

5.

Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного

решения учебных и практических задач.

6.

Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в дости-

жении цели, преодолении трудностей.

7.

Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

8.

Развивать творческие способности, воображение, фантазию, спо-

собности к моделированию и конструированию.

9.

Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть

основами математики и информатики.

На основе логических блоков разработан игровой материал. Игровые

упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню

сложности заданий, в зависимости от возраста детей и уровня их развития.

Задания в играх можно упрощать или усложнять, используя меньшее или

большее количество признаков фигур и, в соответствии с этим, меньшее или

большее количество элементов набора. Поскольку логические блоки

представляют собой эталоны форм, цвета, то их можно использовать в работе

с детьми, начиная с раннего возраста.

Во второй младшей группе используем блоки Дьенеша для организации

простого манипулирования геометрическими фигурами. Для этого

предоставляем детям возможность самостоятельно знакомиться с

логическими блоками, используя их по своему желанию в различных видах

деятельности. В процессе манипулирования дети замечают, что блоки имеют

различную форму, цвет, размер, толщину. Сначала выбираем игры и

упражнения на развитие умения обобщать и классифицировать, сравнивать

объекты по одному признаку. Когда ребенок без больших затруднений

справляется с подобными заданиями, предлагаем ему игры и упражнения на

развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, а затем тремя и

четырьмя.

С простейшими геометрическими фигурами (круг и квадрат) знакомим детей

в экспериментальной деятельности. Используем блоки Дьенеша как

строительный материал и как мозаику.

Для закрепления знаний о геометрических фигурах проводим игры -

поручения с двумя обручами, дидактические игры: «Чего не стало?»,

«Чудесный мешочек», «Найди свой домик!», в которых совместная работа

всех анализаторов способствует более точному восприятию формы

предметов.

В средней группе закрепляем умение различать и правильно называть

форму предметов, выделять цвет, форму, размер, толщину. Полученные

знания дети применяют в дидактических играх по группировке предметов

(фигур) с использованием обручей. Большой интерес вызывает

дидактическая игра «Клад», которая позволяет формировать знания обо всех

четырех свойствах предмета.

Начинаем знакомство с приемами кодирования. Для этого используем

карточки, на которых с помощью символов обозначены свойства предметов.

В старшей группе знания детей о геометрических фигурах расширяются и

систематизируются. Продолжается работа с кодовыми карточками. Они

подбираются с учетом уровня развития детей:

1.

на карточке закодировано одно свойство

2.

на карточке закодированы два свойства

3.

на карточке закодированы три свойства

4.

на карточке закодированы четыре свойства

С детьми старшей группы проводим дидактические игры с двумя и тремя

обручами, «Разложи пропущенные фигуры», «Украсим елочку бусами» и др.

В подготовительной группе переходим на более высокую ступень

декодирования, т.е. знакомим детей с такой логической операцией, как

отрицание свойств предметов. У ребенка появляется больший выбор свойств

предметов и больше возможностей для их варьирования. Сначала предлагаем

определить отрицание одного свойства, а затем это могут быть четыре

свойства, что зависит от уровня развития дошкольников. Подобные

взаимосвязи и вариации вполне доступны детям, они поднимают уровень их

умственного развития. В этой возрастной группе используются

дидактические упражнения с тремя обручами, где учитываются все четыре

свойства предметов.

Таким образом, систематически применяя на занятиях по формированию

элементарных математических представлений логических блоков Дьенеша у

детей старшего дошкольного возраста развивается логико-математическое

мышление, умение рассуждать, обосновывать свои рассуждения.



В раздел образования