Напоминание

"Как развивать творческие способности учащихся"


Автор: Гараева Фарида Халитовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Александровская ООШ"
Населённый пункт: село Александровка, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Как развивать творческие способности учащихся"
Раздел: среднее образование





Назад




Гараева Ф.Х.

КАК РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Александровская основная общеобразовательная школа»

Сармановского муниципального района Республики Татарстан, с.Александровка

Все большую общественную значимость приобретает творческий труд, а

значит

творчески

работающий

человек.

Что

же

такое

творчество?

Как

проявляются творческие способности? В 1959 году американский психолог

Фромм

предложил

следующее

определение

понятия

творчества:

“Это

способность

удивляться

и

познавать,

умение

находить

решения

в

нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность

к глубокому осознанию своего опыта”. Воспитывать вдумчивого, творчески

мыслящего, заинтересованного в своем труде человека – одна из основных

задач,

стоящих

перед

школой.

Поздно

начинать

приобщать

ученика

к

творчеству лишь после того, как он овладеет основами наук. Ребенок, обучаясь,

должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне и

в известном мире понятий. Задатки творческих способностей присущи любому

ребенку.

Необходимо их развивать с раннего возраста, иначе ребенку будет нанесен

ущерб, невосполнимый в последующие годы. В школе дети проводят большую

часть

своего

времени,

общаются

с

огромным

количеством

людей

и

часто

сталкиваются с ситуациями, когда нужно принять решение самостоятельно, не

откладывая на потом. Получается, что в школе наши дети учатся жить. Что же

мы, педагоги, делаем для развития способностей детей, для повышения их

творческого потенциала?

Одной из основной и, наверное, самой сложной задачей в школе является

развитие

творческих

способностей

учащихся.

Творчество

предполагает

самостоятельность,

независимость,

оригинальность

мышления,

богатство

отношений. Стремление развить эти качества и движет нами при работе с

детьми.

В

настоящее

время

получила

развитие

теория

личностно-

ориентированного

образования.

Она

направлена

на

воспитание

человека,

способного жить среди людей по законам добра, справедливости, любви и т. п.

– то есть всего того, что вписывается в понятие общечеловеческих ценностей.

Поскольку речь идет о человеке, становлении его личности, закономерно встает

вопрос о приоритетных соотношениях обучения, развития и воспитания. Ведь

самым мощным средством развития, а, следовательно, и воспитания является

учебная деятельность.

Главная задача – вовлечь детей в активную творческую деятельность,

помочь овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Роль учителя

зде сь

роль

организатора

с амо стоятельной,

п о з н а в ат е л ь н о й ,

исследовательской, творческой деятельности учащихся. Для достижения этой

цели используем все возможные методы, формы и приемы работы, которые

способствуют

всестороннему

развитию

личности,

как

на

уроках,

так

и

во

внеурочное время.

В школе существуют разные формы внеурочной работы: предметные

олимпиады, предметные недели, различные кружки по интересам, проведение

праздничных мероприятий, театральные постановки, спортивные секции и т.д.

Решение олимпиадных задач. Немаловажное значение имеет доступность

предлагаемых технических задач и заданий. Сложность их должна быть строго

согласована с «шагом» творческого развития: каждый имеет свой, присущий

только ему «шаг» творческого развития. Замедление развития, а тем более

ускорение,

приводит

к

нежелательным

последствиям.

Это

требование

порождает новое умелое сочетание индивидуальной и коллективной творческой

деятельности школьников.

Учащиеся решают задачи, предлагаемые учителем, приносят свои задачи

с

решениями.

Дети

часто

обращаются

за

помощью

в

решении

задач,

их

интересует жизнь и деятельность великих людей. Рефераты и доклады могут

быть посвящены знаменитым математикам, их открытиям, биографиям или

какой-либо определенной теме, историческим сведениям и т.д.

Предметная неделя - это комплекс мероприятий, связанных с

определенным учебным предметом или рядом предметов; для учащихся эта

форма работы наиболее привлекательна, поэтому они с желанием участвуют во

всех

проводимых

мероприятиях.

Составление

кроссвордов.

Им

могут

заниматься в любом классе при любом уровне знаний по теме, этот метод

обучения удобен при повторении математических правил. Работая творчески,

ученик

закрепляет

пройденный

материал.

Составление

таблиц

по

темам,

написание сочинений, рассказа, сказки, стихотворения по определенной теме

или главе, КВНы хороши тем, что учащиеся

могут

выразить себя разно-

сторонне, проявить эрудицию, смекалку, художественную самодеятельность,

глубокие познания предмета, показать межпредметную связь.

Диспуты, конкурсы, викторины, импровизация телевизионных игр «Поле

чудес», «Колесо истории», «Звездный час» и т.д. - творческий досуг так же

разнообразен.

В

школе

проводим

мероприятия

«Традиционный

народный

Сабантуй», «Этикет - спутник жизни», «Урок МИРА», мини-спектакль, вечера

поэзии,

что

способствует

сознательной

дисциплине,

культуре

поведения,

эстетическому воспитанию.

Следующая форма работы – работа кружков по интересам. Именно на

кружках

раскрываются,

формируются,

углубляются

и

развиваются

неординарные

способности

учащихся.

Кружковая

внеурочная

творческая

деятельность детей позволяет оптимально сочетать индивидуальную работу с

коллективной. Сочинение сказок, действующими лицами которых становятся

математические

объекты

также

один

из

способов

развития

творческого

воображения

учащихся.

Поэтому

учитель

предлагает

желающим

придумать

свою сказку, прочитав которую, с удовлетворением можно отметить, что у детей

развиваются умения наблюдать, сравнивать, обобщать.

Разумеется, придумывание математических сказок предполагает не только

умение

фантазировать

на

математические

темы,

но

и

владение

грамотной

русской речью, что очень важно в национальной школе. Поэтому наряду с

такими крупными формами работы учитель занимает учеников небольшой по

объему,

но

весьма

интересной

деятельностью:

придумывание

уравнений,

неравенств

по

определенному

отличительному

признаку.

Также

ученики

с

удовольствием делают предметы, которые впоследствии применяются ими на

уроке. Например, градусники, часики для применения по темам: “Шкалы и

координаты”, “Направления и числа”.

Праздничные мероприятия – это совместная деятельность педагогов и

учащихся.

Здесь

они

выступают

на

равных,

что

способствует

развитию

нормального общения между учителем и учеником. Также, именно в процессе

подготовки к тому или иному мероприятию, можно выявить как можно больше

талантов

среди

детей.

Подготовка

способствует

развитию

оригинального

мышления,

ведь

разработка

каждого

номера

это

творческий

процесс.

За

учебный год прошло немало мероприятий, традиционно проводимых ежегодно:

праздник осени, новогодний бал, День Святого Валентина, «А, ну-ка, девочки»,

«Турнир рыцарей» и т.д. В каждом из этих мероприятий мы стараемся, чтобы

были

представлены

все

жанры:

стихи,

песни,

танцы,

театрализованные

представления, пародии. В нашей школе в каждом из этих жанров есть свои

таланты – они бессменные участники всех культурно-массовых мероприятий.

Одно из наиболее важных направлений работы - развитие спортивных

способностей учащихся. Этому способствуют проводимые регулярно секции по

волейболу, баскетболу и национальной татаро-башкирской борьбе.

Важное

значение

в

развитии

личности

имеет

самообразование.

Вырабатываются

качества,

которые

во

многом

предопределяют

дальнейшее

развитие личности. Если с раннего возраста детей включать в творческую

деятельность, у них развивается пытливость ума, гибкость мышления, память,

способность к оценке, видение проблем, способность предвидения и другие

качества,

характерные

для

человека

с

развитым

интеллектом.

Стараюсь

поддерживать

непрерывность

творческого

процесса.

Непрерывная,

систематическая творческая деятельность приводит к воспитанию устойчивого

интереса к творческому труду.

С возрастом эти качества укрепляются, совершенствуются и становятся

неотъемлемыми чертами личности человека. Эффективность формирования и

развития творческих черт во многом зависит от умения педагогов организовать

творческую деятельность учащихся. Прежде чем прививать самостоятельность

в творческом развитии, детям необходимо показать, как это делать, личным

примером.

Поэтому

учитель

обязан

постоянно

совершенствовать

свое

педагогическое мастерство.

В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью

развить

способности

ребенка.

И

если

в

процессе

учебной

деятельности

формируется

умение

учиться,

то

в

рамках

творческой

деятельности

формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные

способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению

предлагаемой

ситуации.

Работа

над

развитием

творческих

способностей

учащихся дает возможность вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка,

обратить

на

них

внимание

и

понять,

что

эти

способности

нуждаются

в

поддержке

и

развитии.

Так

как,

чем

выше

уровень

творческого

развития

ученика, тем выше его работоспособность. Поэтому задача школы и состоит в

том, чтобы поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву

для того, чтобы эти способности были реализованы не только в урочной и

внеурочной деятельности, но и впоследствии, в будущей профессиональной

деятельности. Что мы, педагоги, и стараемся делать, работая с классом и в

отдельности с каждым учеником.



В раздел образования