Автор: Даровских Галина Николаевна
Должность: преподаватель социально-педагогического колледжа г. туапсе
Учебное заведение: Туапсинский социально-педагогический колледж
Населённый пункт: г. Туапсе Краснодарский край
Наименование материала: Вопросы к экзамену по методике развития речи дошкольников
Тема: Вопросы к экзамену
Раздел: среднее профессиональное
Билет 1.
1.
Предмет методики развития речи. Связь с другими науками.
2.
Развитие
описательной
(монологической
)
речи
у
детей
дошкольного возраста.
3.
Составить план-конспект занятия по описанию игрушки с детьми
старшей группы
Билет 2.
1.
Задачи, содержание работы по развитию речи детей дошкольного
возраста.
2.
Типы занятий по художественному чтению. Структура занятий.
3.
Составить
план-конспект
занятия
по
ознакомлению
с
русской
народной сказкой с детьми средней группы
Билет 3.
1.Современные
образовательные
программы
по
развитию
речи
для
дошкольных учреждений.
2.Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста.
3.
Составить
план-конспект
беседы
с
детьми
старшего
дошкольного
возраста
Билет 4.
1.Методы, принципы и средства развития речи детей.
2.Дидактические
игры,
лексические
упражнения
для
формирования
словаря. Формирование словаря в разных видах деятельности.
3. Представить игры и игровые упражнения по формированию словаря у
детей младшего дошкольного возраста
Билет 5.
1. Задачи и содержание работы по обучению детей диалогической речи.
2.Словарная работа. Задачи словарной работы.
3. Представить часть занятия, направленную на формирование словаря
старших дошкольников
Билет 6.
1.Беседа,
тематика
бесед.
Подготовка
детей
к
беседе.
Подготовка
воспитателя.
2.Методы
ознакомления
с
художественной
литературой
на
разных
возрастных этапах.
3.
Составить
план
развлечения
по
ознакомлению
с
художественной
литературой для детей старшего дошкольного возраста
Билет 7.
1.Задачи и содержание работы по обучению монологической речи.
2.Структура
занятий
по
заучиванию
стихотворения.
Особенности
заучивания стихов на разных возрастных этапах. Приёмы, способствующие
быстрому запоминанию и выразительному чтению стихотворения.
3. Составить план-конспект занятия по заучиванию стихотворения с
детьми средней группы
Билет 8.
1.Обучение рассказыванию по игрушкам в возрастных группах.
2.Задачи
усвоения
звуковой
стороны
речи
дошкольниками.
Формирование правильного звукопроизношения.
3.
Подобрать
игровые
упражнения,
способствующие
развитию
фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Билет 9.
1.Обучение рассказыванию по картинкам в возрастных группах.
2.Использование картин и картинок по формированию словаря детей.
Приёмы словарной работы при рассматривании картин.
3. Составить план-конспект занятия рассказывания по серии картинок с
детьми старшего дошкольного возраста
Билет 10.
1.
Пересказ и его значение для развития мышления и речи детей.
2.Целевые ориентиры дошкольного образования для речевого развития
детей (материалы ФГОС ДО).
3.Составить
план-конспект
пересказа
русской
народной
сказки
"Теремок" с детьми младшего дошкольного возраста
Билет 11.
1.Понятие о грамматическом строе речи.
2.Словарная работа в разных возрастных группах.
3.Подобрать
игры
и
упражнения,
направленные
на
развитие
грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Билет 12.
1.Виды занятий по формированию словаря.
2.Использование малых форм фольклора и сказок в работе с детьми
дошкольного возраста.
3.Привести примеры использования малых фольклорных форм в режиме
дня младших дошкольников
Билет 13.
1.Роль загадок в развитии личности ребенка. Составление и отгадывание
загадок – одна из форм словарной работы в детском саду.
2.Роль дидактических игр в формировании грамматического строя речи.
Методика проведения дидактических игр и упражнений по формированию
грамматического строя речи.
3.
Подобрать
дидактические
игры
для
детей
старшего
дошкольного
возраста, направленные на формирование грамматического строя речи
Билет 14.
1.Особенности
развития
диалогической
речи
у
детей
дошкольного
возраста. Задачи и содержание работы по обучению диалогической речи.
Индивидуальные и коллективные беседы с детьми в процессе повседневного
общения в разных возрастных группах.
2.Методы
работы
с
художественной
литературой.
Методика
художественного чтения и рассказывания детям.
3. Составить план-конспект занятия по ознакомлению дошкольников с
произведением В. Бианки
Билет 15.
1.Сущность
подготовки
к
обучению
грамоте.
Задачи
и
содержание
подготовки к обучению грамоте.
2.Организация
книжного
уголка
в
разных
возрастных
группах.
Требования к оформлению книжных уголков.
3.
Представить
модель
книжного
уголка
для
детей
младшего
дошкольного возраста
Билет 16.
1. Методы и приемы развития детской речи.
2.Обучение детей рассказыванию на темы из личного опыта. Условия
успешного обучения рассказыванию. Методика проведения данных занятий.
3. Составить план-конспект занятия по рассказыванию из личного опыта
"Мой лучший друг" (или "Как мы ходили в театр (кино)
Билет 17.
1. Роль языковой среды в речевом развитии ребенка. Речь воспитателя
как средство развития речи детей. Требования к речи воспитателя.
2. Занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов как
разновидность занятий по развитию словаря. Структура данных занятий.
3.
Составить
план-конспект
занятия
по
ознакомлению
старших
дошкольников со свойствами дерева.
Билет 18.
1.
Какие средства речевого развития дошкольников Вы знаете.
Прокомментируйте их.
2. Экскурсии и осмотры. Их роль в ознакомлении детей с окружающим
миром
и
в
формировании
словаря.
Усложнение
содержания
экскурсий
и
наблюдений в разных возрастных группах. Методика проведений экскурсий,
наблюдений, осмотров.
3. Составить план-конспект экскурсии для детей старшего дошкольного
возраста в мини-музей ДОО (в парк)
Билет 19.
1.
Какие занятия по развитию речи детей Вы знаете (перечислите).
2.
Использование средства театрализованной деятельности для
речевого развития детей.
3.
Представьте модель проведения кукольного театра по сказке для
детей младшей группы
Билет 20.
1.Занятие
как
коллективная
форма
обучения
произношения
звуков.
Структура занятий. Методика проведения занятий по звуковой культуре речи
в разных возрастных группах.
2.Роль иллюстраций в детских книгах. Методика ознакомления детей с
книжной графикой.
3.
Представить
план-конспект
занятия
по
звуковой
культуре
речи
в
старшей группе
Билет 21.
1.Особенности развития речи детей раннего возраста. Формирование
понимания
речи
и
развитие
активной
речи.
Руководство
воспитателя
развитием речи детей раннего возраста.
2.Методика ознакомления детей с предложением, его составом.
3. Продемонстрировать игровые упражнения, направленные на развитие
активной речи детей раннего дошкольного возраста.
Билет 22.
1.
Предметно-развивающая среда в ДОО для организации речевой
работы с детьми.
2.Подготовка
руки к обучению письму – задача подготовки к школе.
Пальчиковые игры как средство развития руки дошкольника.
3. Предоставить игры и упражнения для развития ручного праксиса
детей старшего дошкольного возраста.
Билет 23.
1.
Ознакомление со звуковым строением слова. Звуковой анализ.
2.
Обучение
творческому рассказыванию.
3.
Составить
план-
конспект занятия по развитию творческого рассказывания для детей старшего
дошкольного возраста
Билет 24.
1.
Использование моделирования в обучении детей связной речи.
2.
Организация
работы
по
формированию
самостоятельной
художественно-речевой деятельности дошкольников.
3.
Составить
план-конспект
части
занятия
по
развитию
речи
с
использованием моделирования
Билет 25.
1.Общие понятия о грамматическом строе речи. Особенности усвоения
детьми дошкольного возраста грамматического строя русского языка.
2.Методика ознакомления со словом, слоговым строением слова.
3.
Подобрать
игры
и
упражнения
для
детей
старшего
дошкольного
возраста, способствующие ознакомлению со словом, слоговым строением
слова.