Автор: Казиханова Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "СОШ №18" ДОО №45
Населённый пункт: Кабардино - Балкария г.Нальчик
Наименование материала: Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
Тема: "В гостях у дедушки Корнея"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18»
Конспект НОД по развитию устной речи в старшей группе
ДОО №45 «Веселые ребята»
«В гостях у дедушки Корнея».
Воспитатель: Казиханова Т.Н.
2017 г.
Цель: расширить и обобщить знания детей о творчестве Корнея Ивановича
Чуковского. Развивать познавательный интерес; познавательные процессы:
внимание, память, воображение, мышление, восприятие.
Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи;
формировать грамматический строй речи; активизировать интерес к
драматизации. Закрепить обобщающие понятия; обогатить словарь детей
прилагательными.
Обогатить внутренний мир ребенка позитивными эмоциями.
Предварительная работа: чтение произведений Корнея Ивановича
Чуковского; рассматривание иллюстраций; рисование героев сказок автора.
Материал: портрет Корнея ИвановичаЧуковского; его книги, картинки по
сказкам; таблица для Д\и «Третий лишний».
Словарь: переводчик, сказочник, поэт, Мойдодыр, Айболит, Федора.
Индивидуальная работа: работа с текстами, подготовка к инсценировке
произведений автора.
Алгоритм проведения НОД.
Все на свете дети очень любят сказки,
Все на свете дети сказку очень ждут.
Если очень любишь, если очень веришь,
Сказки станут былью, в гости к нам придут.
В.: -Ребята, вы любите сказки?
А знаете ли вы, как называются сказки, которые придумал народ?
Д.- Народные.
В.: Правильно, народные. И передаются они из поколения в поколение с
помощью пересказа, книг, рисунков…
Народные сказки вам рассказывали и читали ваши бабушки и дедушки,
родители.
Давайте вспомним название некоторых из них?
(«Гуси-лебеди», «Репка», «Колобок», «Крошечка – Хаврошечка»…)
В.: Много сказок придумал народ, но есть сказки, которые написали
писатели. И сегодня мы с вами встретимся с творчеством удивительного
детского писателя.
Рассматривание портрета.
Взгляните на портрет, какое приятное доброе лицо, большой любопытный
нос, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, светлые, добрые глаза…
Это портрет знаменитого писателя-сказочника Корнея Ивановича Чуковского.
СначалаКорней Иванович Чуковский писал для взрослых. Он писал для
журналов, газет, книг. А потом начал сочинять сказки для своего маленького
сына. И получалось так здорово, что не только сынок, но и все дети
полюбили его сказки. За это его называли «дедушка Корней» - по имени или
«дедушка Чуковский» - по фамилии.
А теперь пора тихонько
Нам места свои занять.
И гостям, и всем ребятам
О Чуковском рассказать.
Ребята, давайте с вами поиграем. Игра называется «Угадай сказку по
отрывку».Вам надо будет досказать словечко и вспомнить название сказки.
Веселится народ
Муха замуж идет.
За лихого, удалого
Молодого (комара). «Муха – Цокотуха».
И мне не надо
Ни шоколада, ни мармелада,
А только маленьких,
Ну очень маленьких (детей). «Бармалей».
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно
Стало заиньке (темно). «Краденное солнце».
Только вдруг из-за кусточка
Из-за синего лесочка
Из далеких из полей
Прилетает (воробей). «Тараканище».
А посуда все вперед и вперед
По полям, по болотам идет.
И чайник сказал утюгу –
Я больше идти (не могу). «Федорино горе».
Всех на свете он добрее
Лечит птичек и зверей.
И однажды из болота
Вытащил он бегемота.
Он известен, знаменит
Добрый доктор (Айболит). «Доктор Айболит».
В.: А еще Корней Иванович Чуковский в своей жизни много учился. Он
выучил английский и французский языки. Это ему очень пригодилось, когда
он жил и работал в Англии. Там он познакомился с английской культурой –
английскими народными песнями. Эти песни Корнею Ивановичу очень
понравились и он захотел познакомить с ними всех ребятишек.
В.: Ребята, а вы умеете читать на английском языке? Нет. Поэтому автор
перевел для вас некоторые произведения. Человека, который переводит с
одного языка на другой, называют переводчиком.
- Кто такой переводчик?
Корней Иванович Чуковский очень любил животных, поэтому в его
произведениях часто о них рассказывается.
Чтение стихотворения.
1 Ребенок.
Курица.
Курица – красавица у меня жила.
Ах, какая умная курица была!
Шила мне кафтаны, шила сапоги,
Сладкие, румяные пекла мне пироги.
А когда управится, сядет у ворот –
Сказочку расскажет, песенку споет.
Инсценировка.
1 Ребенок.
Жила – была мышка Мауси
И вдруг повстречала Котауси.
У Котауси злые глазауси
И злые – презлые зубауси.
Подбежала Котауси к Мауси
И замахала хвостауси:
2 Ребенок.
«Ах, Мауси, Мауси, Мауси,
Подойди ко мне, милая Мауси!
Я спою тебе песенку, Мауси!
Чудесную песенку, Мауси!
1 Ребенок.
Но ответила умная Мауси:
3 Ребенок.
«Ты меня не обманеш, Котауси!
Вижу злые твои глазауси
И злые – презлые зубауси!
1 Ребенок.
Так ответила умная Мауси –
И скорее бегом от Котауси.
Физминутка.
Солнце спит и небо спит (в присяде, ладони к левой и правой щеке)
Даже ветер не шумит (руками поводят над полом)
Рано утром солнце встало (встали в полный рост)
Всем лучи свои послало (раскинули руки в стороны, раскрыли ладошки)
Вдруг повеял ветерок (обмахивают кистями рук лицо)
Небо тучей заволок (закрыли глаза руками)
И деревья раскачал (наклоны туловища влево, вправо)
Дождь по крышам застучал (хлопки)
Барабанит дождь по крышам (топают ногами)
Солнце клонится все ниже (наклонились к полу, на прямых ногах)
Вот и спряталось за тучи (присели)
Ни один не виден лучик (выпрямились, руки спрятали за спину).
Задание «Дать характеристику герою».
В.: Ребята, у вас на столах лежат рисунки героев сказок, о которых мы
сегодня говорили. Рассмотрите их, подумайте, что можно о них сказать?
Какие они?
Дети:
Крокодил (зеленый, злой, зубастый, грозный…)
Айболит (добрый, внимательный, заботливый, ласковый, смелый…)
Бармалей (гадкий, нехороший, жадный, злой…)
Мойдодыр (кривоногий, строгий, хромой, справедливый…)
Муха – Цокотуха (веселая, гостеприимная, добрая, беззащитная…)
Федора (неопрятная, неряшливая, ленивая…).
В.: Корней Иванович Чуковский много времени проводил с детьми, играл с
ними, читал сказки и загадывал загадки, которые сам же и сочинял.
Послушайте их и отгадайте.
Загадки.
Был белый дом, чудесный дом
И что-то застучало в нем.
И он разбился и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое. (яйцо и цыпленок).
Два коня у меня, два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда, словно каменная. (коньки).
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (сосулька).
На малину налетели,
Поклевать ее хотели.
Но увидели урода –
И скорей из огорода!
А урод стоит на палке
С бородою из мочалки. (пугало).
Вот иголки и булавки
Выползают из под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (ежик).
В.: Ребята, мы с вами говорили о том, что Федора была неопрятной,
неряшливой, ленивой. Мойдодыру жалко стало посуду и он спрятал ее от
Федоры. Но Федора осознала свою вину и впредь будет бережно относиться
посуде.
Давайте поможем Федоре и Мойдодыру
Решить все споры миром?
Д\И «Третий лишний».
В.: Посмотрите, в каждом ряду нарисовано по три предмета. Назовите их и
попробуйте найти один лишний. (Группировка предметов).
Итог.
В.: Вот и подошло к концу наше путешествие по произведениям Корнея
Ивановича Чуковского. Очень хорошо вы знаете сказки этого замечательного
детского писателя.
Ребята, а чему учат нас сказки Корнея Ивановича Чуковского?
Дети: Быть добрыми, смелыми, аккуратными, вежливыми…
В.: Я знаю, вы нарисовали много рисунков по сказкам Корнея Ивановича
Чуковского и приглашаю вас и наших гостей посмотреть на выставку
рисунков.