Автор: Алфимцева Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДО ЦРР д/с "Рябинушка"
Населённый пункт: Смоленская обл. Смоленский р-он.д. Жуково ул. Лесная №9
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект занятия непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе ознакомление с р.н.сказкой "Хвосты"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Центр Развития Ребенка д/с «Рябинушка»
Конспект занятия
непосредственной образовательной деятельности
по развитию речи в старшей группе
ознакомление с р.н.сказкой «Хвосты»
Подготовил:
воспитатель Алфимцева Т.Н
2017
ТЕМА
:
Русская народная сказка «Хвосты»
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с русской народной сказкой «Хвосты»;
Учить осмысливать характеры персонажей (социализация),
замечать изобразительно-выразительные средства, помогающие раскрыть
содержание сказки; обогащать словарь эпитетами, сравнениями; закреплять
умение подбирать синонимы; упражнять в согласовании имен существительных с
прилагательными (коммуникация)
Развивать познавательную активность через обогащение представлений об
окружающем (познание).
Развивают уверенность и социальные навыки поведения (социализация)
Цель: Обучение детей связному последовательному пересказу достаточно
большого по объему текста.
Учить:
связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку по ролям
эмоционально передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с
переживаниями действующих лиц
осмысливать характеры персонажей
замечать изобразительно-выразительные языковые средства, помогающие
раскрыть содержание сказки
Обогатить словарь эпитетами, сравнениями; закреплять умение подбирать
синонимы; упражнять в согласовании имен существительных с прилагательными
(коммуникация); закрепить способы образования притяжательных
прилагательных заячий, лисий, волчий, медвежий, поросячий, лошадиный,
коровий, кошачий, собачий;
Развивающие: Развивать навыки планирования пересказа текста (с опорой на
наглядность и действия с персонажами сказки), зрительное и слуховое
восприятие, речь, мышление, умение четко формулировать свою мысль,
правильно отвечать на вопросы распространёнными предложениями;
- Ребята, сегодня я принесла вам сундучок домовёнка Кузи. Как вы думаете, что
там хранится?
- Сказки
- Правильно. В этом сундучке много разных сказок. Давайте откроем его и узнаем,
с какой сказкой мы сегодня встретимся.
Воспитатель достаёт карточки с загадками.
-Ах, Кузя, какой хитрец. Он спрятал в своём сундучке загадки о героях сказки.
Давайте попробуем их отгадать.
Хвост пушистый, Кто зимой холодной
Мех золотистый, Бродит по злой, голодный.
В лесу живёт, (Волк.)
В деревне кур крадёт.
(Лиса.)
Он в берлоге спит зимой Рыжей молнией зверёк
Под большущею сосной, Промелькнул средь веток,
А когда придёт весна, Вдоль ствола и поперёк,
Просыпается от сна. Был зверёк и нету.
(Медведь.) (Белка)
Бежит с горушки,
Прижав ушки.
(Заяц.)
Дети отгадывают загадки.
- Все загадки вы отгадали правильно.
А теперь, послушайте русскую народную сказку «Хвосты».
- Сегодня вы познакомились с русской народной сказкой «Хвосты».
Проводится игра «Чей хвост?».
Это хвост лисы – лисий
Это хвост лошади – лошадиный
Это хвост собаки – собачий
Это хвост белки – беличий и т.д.
Физминутка
«Превращение»
Произносим волшебные слова: Раз, два, три повернись, в дикое
животное превратись.
- По лесу шагал косолапый медведь. (Изображают походку медведя.)
-Навстречу шѐл волк на овец посмотреть. (Изображают походку
волка.)
-Увидел их заяц косой из-под елки (Изображают прыжки зайца.)
-И так задрожал, что упали иголки. (Приседают, изображая дрожь.)
(Повторить физминутку два раза)
Мы с вами попробуем создать модель этой сказки. Для этого надо вспомнить с
чего всё началось.
Беседа по содержанию сказки
- Вам понравилась сказка?
- Назовите, о каких домашних животных говорится в сказке?
- О каких диких животных говорится в сказке?
- Почему сказку можно назвать «хвосты»?
- Какую весть разнесла сорока-белобока?
- Где раздавали хвосты?
- Как звери добирались до поляны?
- Где были развешаны хвосты?
О ком я прочитаю:
- Хвост пушистый, мягкий. Пошла домой довольная , вертит хвостом
любуется.
- Хвост длинный как палка, с метѐлкой на конце, по бокам машет,
слепней отгоняет.
- Хвост длинный, как верѐвочка, завила она его колечком, какой он
красивый оказался, лучше всех.
- Из-за чего дрались кошка и собака?
- Как достался хвост зайке?
Я предлагаю вам пройти за столы и построить модель этой сказки.
Дети садятся за столы.
Построение модели по содержанию сказки.
- Напомните мне, кто пришёл первым на большую поляну? (лиса)
- Как обозначим лису?
- Лису обозначим большим оранжевым кругом.
- Какой хвост выбрала себе лиса? (пушистый, мягкий.)
- Какой герой сказки появился после лисы? (белка)
- Как обозначим белку?
- Белку обозначим маленьким оранжевым кругом.
- Какой хвост выбрала себе белочка? (пушистый, красивый.)
- Кто пришёл после белки? (волк)
- Как обозначим волка?
- Волка обозначим большим серым кругом.
- Какой хвост выбрал себе волк? (длинный серый хвост.)
- Кто пришёл после волка? (медведь)
- Как обозначим медведя?
- Медведя обозначим большим коричневым кругом.
- Какой хвост достался медведю? (лоскутик кожи.)
- Кого мы забыли обозначить на сказочной дорожке? (зайца).
- Как обозначим зайца?
- Зайца обозначим маленьким серым кругом.
- Как достался хвост зайцу?
-Наложите на модели животных изображения хвостов.
-Молодцы все справились с заданием.
Воспитатель:
Для чего нужны уши? Лапы? Глаза? Нос? Хвост?(презентация)
(Ответы детей).
Ребята, вы хотите узнать, для чего животным нужны хвосты?
( Ребёнок читает стихотворение)
У каждого зверя свой хвост
У лисицы - рыжий и пушистый,
А у волка - серая метѐлка.
У зайчонка - белый колобок,
У медведя - бурый бугорок.
С каким хвостом родился,
Тот хвост и пригодился.
Воспитатель:
Лиса хвостом след заметает,
Волка - хвост в стужу согревает,
Зайцу – хвост прыгать помогает,
Мишке – хвост тоже не мешает.
Все звери знают и понимают
С каким хвостом родился,
Тот хвост и пригодился.
Вы поняли, ребята, для чего животным нужны хвосты?
Итог.
Звери остались довольны хвостами.
Как о них можно сказать? (довольные, веселые, радостные, счастливые)
А медведю и слону хвосты не понравились.
Какими словами можно сказать об их настроении? (грустные, печальные,
недовольные, сердитые)
Чем мы сейчас занимались?
Как называется сказка, с которой вы познакомились?
Кто главные герои?
Если вам понравилось то, чем мы занимались, то возьмите зеленый кружок, если
не понравилось, то красный. Объясните ваш выбор.